Нормативно-правовое закрепление видов деятельности, подлежащих лицензированию. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Нормативно-правовое закрепление видов деятельности, подлежащих лицензированию.

2018-01-14 304
Нормативно-правовое закрепление видов деятельности, подлежащих лицензированию. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РФ – ст. 4 определяет критерии лицензирования. Лицензированию подлежат лишь те виды, осуществление которых может привести к причинению ущерба правам, законным интересам, здоровью, жизни граждан, безопасности государства, культурному наследию народов России и регулирование которых невозможно иными мерами, кроме как лицензированием. В законе 2 перечня лицензируемых видов деятельности. П. 1 – это ст.1 Закона. Это те виды, на которые закон не распространяется. Они лицензируются, но лицензируются в соответствии с иными н.а. Нпр, деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны; деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; деятельность в области связи; биржевая деятельность; деятельность в области таможенного дела; нотариальная деятельность; страховая деятельность; деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг; осуществление внешнеэкономических операций; осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров; приобретение оружия и патронов к нему. Изначально было 20, сейчас – 23. Имеются виды деятельности, которые лицензируются в соответствии с законом о лицензировании. Ст. 17. 120 видов деятельности в итоге было принято в 2001. Сейчас – 81. При этом л. некоторых видов деятельности будет отменено с момента вступления в силу соответствующих технических регламентов.

По некоторым видам деятельности (по космической, по медицинской) правительство определяет конкретные услуги, которые лицензируются.

В последнее время наметилась тенденция к сокращению числа видов деятельности лицензируемых. Ст. 4 – если может быть найден иной механизм воздействия и регулирования. Это переход к саморегулированию. Это страхование ответственности. Это регламентация правил деятельности в техническом регламенте. К саморегулировании – оценка, арбитражные управляющие, т.д.

В соответствии с ФЗ лицензированию подлежат следующие виды деятельности: разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения; деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств; деятельность по выдаче сертификатов ключей электронных цифровых подписей; деятельность по разработке и (или) производству средств зашиты конфиденциальной информации; разработка вооружения и военной техники; выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия; оценочная деятельность; туроператорская деятельность; турагентская деятельность;

Перечень работ и услуг по космической деятельности, ветеринарной деятельности и медицинской деятельности устанавливается положениями о лицензировании указанных видов деятельности. Федеральные авиационные правила лицензирования деятельности в области гражданской авиации действуют до момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации.


45. Правовые основы лицензионных процедур.

Лицензированию подлежат лишь те виды деятельности, которые лицензируются по закону. Как считают теоретики процесса – то процесс только там, где есть процесс. Остальное – процедура. Для получения л. соискатель: заявление в лицензирующий орган, пакет документов – заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять; копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуального предпринимателя; копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом); документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии; сведения о квалификации работников соискателя лицензии. Срок рассмотрения – 45 дней. Отказ в выдаче – при обнаружении недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя или его объектов лицензионным требованиям или условиям. Ранее было 2 гос. пошлины, одна за рассмотрение, другая – за выдачу. Сейчас одна, это 333.33 НК – 2 600 руб. Пошлина за переоформление, продление – 200 руб. Соискатель имеет право получить копии лицензий, при утрате лицензии выдается дубликат, раньше при утрате шло переоформление. Сейчас переоформление – при изменении наименования, при изменении мест осуществления. В упрощенной форме. Продление срока действия так же идет по сути в порядке переоформления.

Упрощенный порядок лицензирования –может применяться при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам в отношении лицензирования следующих видов деятельности: Эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов; Деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры); Перевозки морским транспортом грузов; Перевозки внутренним водным транспортом грузов; Перевозки воздушным транспортом грузов; Перевозки железнодорожным транспортом грузов; Перевозки железнодорожным транспортом грузобагажа; Транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по Железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с Железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути; Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте; Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах; Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте; Деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Приостановление сейчас – совершается самим лицензирующим органом в случае вынесения судом административного наказания в виде решения о приостановлении предпринимательской деятельности. Если замечания не были устранены в оговоренный срок, то лицензирующий орган обращается в суд и в судебном порядке происходит аннулирование лицензии. По закону о лицензировании – 81 – в судебном порядке. Отзыв возможен по банковской, по биржевой лицензии, то есть сам орган принимает решение. Лицензия прекращает действие с прекращением предпринимателя. С истечением срока действия лицензия. Срок действия лицензии – не менее 5 лет. Продление в льготном режиме, как при переоформлении. По старому закона – не менее 3х лет, но при просьбе соискателя – возможно. Вообще возможна выдача бессрочной лицензии – формально.


46. Понятие, особенности и значение антимонопольного законодательства.

Антимонопольное регулирование является одной из основных форм государственного регулирования экономики в большинстве развитых стран. В России антимонопольное регулирование — это составная часть государственного регулирования экономики и, соответственно, составная часть предпринимательского (хозяйственного) права. Поддержка конкуренции и недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию — это один из принципов предпринимательского (хозяйственного) права.

Антимонопольное законодательство РФ основывается на Конституции РФ, ГК РФ и состоит из ФЗ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ст. 3 Закона о защите конкуренции.

Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности осуществляется также с помощью подзаконных нормативных правовых актов.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк РФ, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (ст. 3 Закона о защите конкуренции).

Закон о защите конкуренции направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности в РФ, защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Конкуренция является экономической категорией и означает состязательность, соперничество, борьбу между участниками рынка в достижении одной цели. В процессе осуществления хозяйственной деятельности хозяйствующие субъекты соперничают по поводу лучших условий производства и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг. Главная цель соперничества конкурентов в процессе осуществления предпринимательской деятельности — получение максимально возможной прибыли. Достигать такой цели конкуренты могут как законными, так и незаконными средствами, например, злоупотребляя доминирующим положением. Законные средства можно квалифицировать как добросовестную конкуренцию, а незаконные — как недобросовестную конкуренцию.

Сейчас антимонопольное законодательство – неотъемлемая часть рынка. Две модели – американская и европейская. Исторически первая – американская, метод запретов. Пресекается деятельность любого субъекта, занимающего монополистическое положение. Модель европейская – направлена на борьбу с злоупотреблениями монопольного характера. Более либеральна.

Две основные сферы: монополистической деятельности и сфера недобросовестной конкуренции. В американской системе – описаны в одном законе с использованием метода запрета. В европейской модели – чаще всего два специальных закона. В России до 17 года антимонопольное регулирование не сложилось. В СССР не было. Первый закон антимонопольный РФ – от 22.03.1991, не действует. ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» – действует сейчас. В целом – к европейской модели. В одном законе – и монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция – моменты из американской модели. Закон носит экстериторриальный характер – ко всем отношениям, которые влияют на состояние конкуренции в России. В антимонопольном законодательстве в большинстве случаев группа лиц рассматривается как одно лицо. Принципиально изменен подход к понятию товара. Максимально широкое определение товара – любой объект гражданских прав, предназначенный для введения в оборот, в том числе работа, услуга, финансовая услуга. Товарный рынок – сфера обращения товара. Антимонопольный орган – в 1990 – первый.


47. Правовые основы пресечения и ограничения монополистической деятельности. Злоупотребление доминирующим положением.

Закон о защите конкуренции, законы о естественных монополиях, закон о рекламе.

Монополия – это состояние, противоположное конкуренции. Когда на рынке остается один субъект, и он определяет все основы рыночной, ценовой, маркетинговой политики. Монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Есть различные монополии, в том числе и временная – когда абсолютно новый товар. Временная скорее стимулирует конкурентов. Монополия как таковая появляется власти – когда власть дает преимущества. В самом классическом виде – в СССР. Есть государственная монополия – в разных целях, иногда в целях социальной защиты (лекарства). Иногда говорим о гос.монополии – прибыль для государства и ограничение определенных продуктов. Естественная монополия – создание конкурентов в принципе было бы невыгодно или физически невозможно – например, метро.

К формам монополистической деятельности, помимо форм недобросовестной конкуренции и форм злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, относятся формы коллективной монополистической деятельности в виде соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию.

Согласно ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:

· установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

· повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продаж или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

· экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен нормативными правовыми или судебными актами;

· навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

· экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

· сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;

· созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

· установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных и иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.

Здесь приведен перечень запрещенных соглашений и согласованных действий горизонтального порядка, заключаемых или совершаемых хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (конкурентами). Такие соглашения (согласованные действия) иногда называют картельными, чтобы подчеркнуть устойчивость связей между хозяйствующими субъектами. На все перечисленные соглашения и согласованные действия установлен безусловный запрет. Данные соглашения и согласованные действия не могут быть впоследствии признаны допустимыми в соответствии с требованиями ст. 13 Закона о защите конкуренции.

На все иные горизонтальные соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, которые не перечислены в ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, установлен запрет, не являющийся безусловным. То есть такие соглашения или согласованные действия могут быть признаны допустимыми.

Согласно ст. 4 Закона о защите конкуренции «вертикальным» является соглашение между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом. В силу ст. 12 Закона допускаются «вертикальные» соглашения (за исключением «вертикальных» соглашений между финансовыми организациями) в случаях, если: эти соглашения являются договорами коммерческой концессии; доля каждого из хозяйствующих субъектов на любом товарном рынке не превышает 20%.

Все иные «вертикальные» соглашения могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями ст. 13 Закона о защите конкуренции.

Согласно ст. 13 Закона о защите конкуренции могут быть признаны допустимыми действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, соглашения и согласованные действия, сделки, иные действия, если в их результате не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться: 1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирования технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке; 2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок. Глава 3 Закона о защите конкуренции определяет формы неправомерной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по ограничению конкуренции. В прежних редакциях Закона о защите конкуренции неправомерные акты, действия и соглашения таких органов относились к формам монополистической деятельности. В настоящее время к формам монополистической деятельности отнесены действия (бездействие), соглашения и согласованные действия только хозяйствующих субъектов.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку РФ запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев. В частности запрещаются:

· введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

· необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;

· установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в РФ, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

· дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

· установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Согласно ч. 2 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещается наделение органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Часть 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

Статья 16 Закона о защите конкуренции посвящена коллективным формам неправомерной деятельности перечисленных в ч. 1 ст. 15 Закона органов и организаций. Причем в орбиту таких действий могут быть вовлечены и хозяйствующие субъекты. В соответствии с названной статьей запрещаются соглашения между этими органами и организациями или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

· повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены (допускаются) федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ;

· экономически, технологически и иным образом необоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

· разделу товарного рынка по территориальному принципу, по объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

· ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот. Определенные преимущества субъектам, скорее исключение.

Злоупотребление доминирующим положением. Это не синоним монополии (один игрок на рынке – монополия)!. Д.П. – тот субъект, который способен в одностороннем порядке оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке, который способен препятствовать доступу. Это качественные критерии. Но определить по ним, кто реально занимает ДП – тяжело, поэтому есть еще и количественные критерии. В соответствии с ними – ДП – доля на рынке – более 50%. (раньше было 65%). Это общее правило. Если доля менее 35% по общему правилу субъект НЕ должен признаваться занимающим доминирующее положение. От 35 до 50% органы ФАС могут провести необходимое расследование. Сейчас могут даже если меньше 35% признать ДП.

Коллективное доминирование. Все коллективно – более половины рынка (3 субъекта). 5 субъектов – 70%.

Орган – реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%. Указывается субъект, указывается доля, указывается предмет.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Что касается доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации), то условия признания и порядок установления ее положения доминирующим устанавливаются Правительством РФ, а условия признания и порядок установления доминирующим положения кредитной организации — Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ. Закон о защите конкуренции устанавливает лишь минимальный размер доли финансовой организации, при котором ее положение не может быть признано доминирующим. Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает 10% на единственном в РФ товарном рынке или 20% на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в РФ.

Закон о защите конкуренции закрепил право хозяйствующего субъекта представлять доказательства того, что его положение не может быть признано доминирующим.

Для лица, занимающего ДП фактически запрещены любые действия, имеющие целью или результатом ограничение конкуренции –в частности, установление монопольно высоких и монопольно низких цен, нарушение порядка ценообразования, запрещается изъятие товара из оборота с целью создания дефицита и поднятия цен. В некоторых случаях поэтому требуется создание резервов. Запрещается включение в договор дискриминирующих контрагента условий, условия, которые не относятся к предмету договора. Запрещено экономически или технологически необоснованное прекращение или сокращение производства товара при наличии спроса или заказов, и при возможности безубыточного производства. Запрещен отказ от заключения договора с отдельными клиентами при возможности исполнить договор.

Монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

· эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке;

· эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Монопольно низкой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

· эта цена ниже цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке;

· эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов.

Цена товара не может быть признана монопольно высокой или монопольно низкой, если она не соответствует хотя бы одному из двух названных критериев.

Применительно к финансовой услуге Закон о защите конкуренции применяет понятие «необоснованно высокая, необоснованно низкая цена финансовой услуги», под которой понимается цена финансовой услуги или финансовых услуг, которая установлена занимающей доминирующее положение финансовой организацией, существенно отличающаяся от конкурентной цены и (или) затрудняющая доступ на товарный рынок другим финансовым организациям, и (или) оказывающая негативное влияние на конкуренцию.

Дискриминационными условиями являются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (ст. 4 Закона о защите конкуренции).

 


48. Соглашения, ограничивающие конкуренцию. Монополистические действия публичных органов.

 

Антимонопольным законодательством пресекаются не только соглашения, но и согласованные действия. Соглашение – это когда мы договорились, причем неважно, в какой форме. Согласованные действия – может быть мы даже не виделись.

Соглашения – 2 типов:

-соглашение горизонтальные (между конкурентами или потенциальными конкурентами), преследуются более жестко. Ст. 11. Соглашение о разделе рынка – по территории, допустим.

-соглашения вертикальные (между неконкурирующими субъектами) – пресекаются лишь в случае, если они реально способны оказать влияние на состояние конкуренции. А так они в принципе допустимы – если это заключенные в письменной форме договоры коммерческой концессии, либо если совокупная доля – менее 20%.

Согласно ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:

· установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

· повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продаж или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

· экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен нормативными правовыми или судебными актами;

· навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

· экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

· сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;

· созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

· установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных и иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.

Здесь приведен перечень запрещенных соглашений и согласованных действий горизонтального порядка, заключаемых или совершаемых хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (конкурентами). Такие соглашения (согласованные действия) иногда называют картельными, чтобы подчеркнуть устойчивость связей между хозяйствующими субъектами. На все перечисленные соглашения и согласованные действия установлен безусловный запрет. Данные соглашения и согласованные действия не могут быть впоследствии признаны допустимыми в соответствии с требованиями ст. 13 Закона о защите конкуренции.

На все иные горизонтальные соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, которые не перечислены в ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, установлен запрет, не являющийся безусловным. То есть такие соглашения или согласованные действия могут быть признаны допустимыми.

Согласно ст. 4 Закона о защите конкуренции «вертикальным» является соглашение между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом. В силу ст. 12 Закона допускаются «вертикальные» соглашения (за исключением «вертикальных» соглашений между финансовыми организациями) в случаях, если:

· эти соглашения являются договорами коммерческой концессии;

· доля каждого из хозяйствующих субъектов на любом товарном рынке не превышает 20%.

Все иные «вертикальные» соглашения могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями ст. 13 Закона о защите конкуренции.

Согласно ст. 13 Закона о защите конкуренции могут быть признаны допустимыми действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, соглашения и согласованные действия, сделки, иные действия, если в их результате не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться: 1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирования технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке; 2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок. Глава 3 Закона о защите конкуренции определяет формы неправомерной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по ограничению конкуренции. В прежних редакциях Закона о защите конкуренции неправомерные акты, действия и соглашения таких органов относились к формам монополистической деятельности. В настоящее время к формам монополистической деятельности отнесены действия (бездействие), соглашения и согласованные действия только хозяйствующих субъектов.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку РФ запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев. В частности запрещаются:

· введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

· необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;

· установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в РФ, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

· дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

· установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Согласно ч. 2 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещается наделение органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Часть 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, постано


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.