Должностной статус главы государства и его компетенция. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Должностной статус главы государства и его компетенция.

2018-01-14 169
Должностной статус главы государства и его компетенция. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

Статус, права и обязанности Президента определяются Конституцией Беларуси[4]:

Статья 81:

· Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

· Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.

· Выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего президента.

· Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.

Статья 82:

· Считается, что выборы состоялись, если в голосовании приняли участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей.

· Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.

· Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Избранным считается кандидат в Президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Порядок проведения выборов президента определяется законом Республики Беларусь.

Статья 84:

Президент Республики Беларусь:

1. назначает республиканские референдумы;

2. назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;

3. распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных конституцией;

4. назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

5. образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при президенте;

6. с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;

7. определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;

8. с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов;

9. с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

10. назначает шесть судей Конституционного суда, иных судей Республики Беларусь;

11. освобождает от должности Председателя и судей Конституционного суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;

12. назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля;

13. обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;

14. обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением;

15. имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;

16. назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено конституцией;

17. решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища;

18. устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;

19. осуществляет помилование осужденных;

20. ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;

21. принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нём дипломатических представителей иностранных государств;

22. в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных её местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;

23. в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить её, но не более чем на трехмесячный срок;

24. подписывает законы; имеет право в порядке, установленном конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;

25. имеет право отменять акты Правительства;

26. непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;

27. формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь; назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности;

28. является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил;

29. вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;

30. осуществляет иные полномочия, возложенные на него конституцией и законами.

Судебная власть.

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти.

Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь:

  • личные права и свободы;
  • социально-экономические и политические права граждан;
  • конституционный строй Республики Беларусь;
  • государственные и общественные интересы;
  • права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования.

Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции Республики Беларусь.

Система судов

Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из:

  1. Конституционного Суда;
  2. системы общих судов;
  3. системы хозяйственных судов.

Образование чрезвычайных судов запрещается.

Судоустройство в Республике Беларусь определяется:

  • законом Республики Беларусь от 30 марта 1994 года «О Конституционном Суде Республики Беларусь»;
  • «Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей».

Общие суды

К общим судам относятся:

  1. Верховный Суд Республики Беларусь;
  2. областные суды;
  3. Минский городской суд;
  4. районные (городские) суды;
  5. Белорусский военный суд;
  6. межгарнизонные военные суды.

Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов.

Он состоит из:

  • Председателя суда;
  • первого заместителя Председателя;
  • заместителей Председателя;
  • судей Верховного Суда Республики Беларусь

и действует в составе:

  • судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь;
  • судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь;
  • военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь;
  • судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь;
  • Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;
  • Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Верховный Суд Республики Беларусь:

  1. Рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам и в качестве суда первой инстанции в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь.
  2. Изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел; осуществляет контроль за исполнением судами Республики Беларусь разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.
  3. Вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов.
  4. Оказывает помощь судьям по применению законодательства; решает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь.
  5. Осуществляет иные полномочия.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь:

  1. Рассматривает материалы обобщения судебной практики и судебной статистики и дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел.
  2. Рассматривает заключения Конституционного Суда Республики Беларусь, представления Председателя Верховного Суда Республики Беларусь о несоответствии разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь и законам Республики Беларусь.
  3. Рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию законодательства.
  4. Осуществляет иные полномочия.

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь образуется в составе:

  • Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;
  • первого заместителя Председателя;
  • заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;
  • судей Верховного Суда Республики Беларусь.

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь:

  1. Рассматривает:
    • судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
    • материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики;
    • вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда Республики Беларусь.
  2. Оказывает помощь судам в правильном применении законодательных актов.
  3. Заслушивает о судебной практике по применению законодательства председателей:
    • областных судов;
    • Минского городского суда;
    • Белорусского военного суда Республики Беларусь;
    • районных (городских) судов;
    • межгарнизонных военных судов.
  4. Осуществляет иные полномочия.

Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь комплектуются из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и утверждаются Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь. Судьи судебной коллегии единолично рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции и коллегиально – в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют иные полномочия.

Общим судам подведомственны уголовные дела и гражданские дела.

К числу гражданских дел относятся:

  • дела по спорам, возникающим из отношений:
    • гражданских;
    • семейных;
    • трудовых;
    • жилищных;
    • земельных;
    • отношений по использованию природных ресурсов и окружающей среды,
      если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин;
  • дела, возникающие из административно-правовых отношений;
  • дела особого производства;
  • иные дела, отнесенные к подведомственности общих судов Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.

Межгарнизонные военные суды, Белорусский военный суд рассматривают гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы, уголовные дела о всех преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащего.

Хозяйственные суды

К хозяйственным судам относятся:

  1. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь;
  2. хозяйственные суды областей;
  3. хозяйственный суд города Минска.

Хозяйственные суды осуществляют правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений.

К подведомственности хозяйственных судов относятся:

  1. дела по спорам между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
  2. между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь;
  3. между административно-территориальными единицами Республики Беларусь.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь является высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономических) споров и иных дел, рассматриваемых хозяйственными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь:

  1. рассматривает по первой инстанции дела, отнесенные Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь к его подсудности;
  2. рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов;
  3. пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  4. обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;
  5. изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;
  6. разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
  7. осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов, заслушивает отчеты их председателей и судей, изучает и распространяет положительный опыт работы;
  8. ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в хозяйственных судах;
  9. осуществляет меры по созданию условий для эффективной деятельности хозяйственных судов, в том числе по их кадровому, организационному и другим видам обеспечения, если иное не предусмотрено законодательными актами;
  10. решает в пределах своих полномочий вопросы по заключению и исполнению международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств;
  11. осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь состоит из:

  • судей Высшего Хозяйственного Суда, в том числе Председателя Высшего Хозяйственного Суда;
  • первого заместителя Председателя Высшего Хозяйственного Суда;
  • заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда

и действует в составе:

  1. Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
  2. Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
  3. коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов;
  4. судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров.

Важнейшие вопросы деятельности хозяйственных судов решает Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь:

  1. рассматривает вопросы координации деятельности хозяйственных судов;
  2. рассматривает материалы изучения и обобщения практики разрешения хозяйственных (экономических) споров, судебной статистики и дает в порядке судебного толкования хозяйственным судам разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности на территории Республики Беларусь;
  3. рассматривает в порядке надзора протесты на постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
  4. рассматривает представления о пересмотре дел, по которым приняты постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, по вновь открывшимся обстоятельствам;
  5. решает вопросы об обращении в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;
  6. рассматривает заключения Конституционного Суда Республики Беларусь о несоответствии разъяснений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, и другим законодательным актам;
  7. рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию законодательства и правового регулирования в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
  8. осуществляет иные полномочия.

Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются соответственно из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и из числа судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Судьи Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь соответственно и исполняют свои обязанности бессрочно.

Председатели районных (городских), областных, Минского городского судов назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь сроком на семь лет.

Судьи областных, Минского городского, районных (городских), военных судов, хозяйственных судов областей, хозяйственного суда города Минска назначаются Президентом Республики Беларусь и исполняют свои обязанности также бессрочно, кроме назначенных на должность судьи впервые. Судьи, назначенные на должность впервые, назначаются бессрочно после пяти лет работы судьей.

Судьи по административным делам и исполнительным производствам назначаются Президентом Республики Беларусь сроком на пять лет.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.