Зарождение и основные этапы становления и развития политической науки — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Зарождение и основные этапы становления и развития политической науки

2018-01-14 250
Зарождение и основные этапы становления и развития политической науки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие политической мысли в древности и Античности

Становление и развитие политической мысли начинается с возникновения политической власти и государства. На Древнем Востоке представления о политике и власти носили религиозно-мифологический характер. В середине I тысячелетия до н. э. в эпоху Античности происходит переход от мифологического сознания к рационально-критическому мышлению.. Рационализация политического знания была связана на Востоке с именем Конфуция, а на Западе – с греческой философией. Главным предметом исследования было государство и поиск наилучшей формы правления. Самого термина «государство» еще не было. У греков использовалось слово «полис».Вершиной развития политической мысли античной Греции были работы Платона и Аристотеля.

Политические учения средневековья

В средние века (период с конца V-XV вв.) политическая мысль развивалась в рамках христианского, религиозного мировоззрения и богословия, власть понималась как божественная по происхождению. Августин Блаженный разделял «Град земной» (власть светского правителя) и «Град Божий» (власть Церкви). Эта всегда разрешалась в пользу церковной власти. Но у Августина одновременно подчеркивалась и самостоятельность каждой из властей

Политическая мысль в период Возрождения

Период Возрождения и Реформации охватывает XIV–XVI вв. Это время духовной революции, смены мировоззренческих ориентиров: сфера политики исследуется не с религиозно-этических, а с рационально-критических позиций. В период Реформации возникает новое течение в христианстве – протестантизм.

Выдающимися политическими мыслителями этого времени были Н. Макиавелли и Ж. Боден.Н. Макиавелли был одним из первых, кто начал употреблять термин «государство». Заслугой Ж. Бодена была разработка идеи государственного суверенитета. Суверенитет, считал Боден, – самый существенный признак государства.

Развитие политического знания в Новое время

В XVII–XVIII вв. Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Дж. Мэдисона. В этот период создаются теории общественного договора, естественно-правового равенства людей, разделения властей, конституционного правления, гражданского общества.

Теорию общественного договора разрабатывали Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо. В основе теории общественного договора лежит идея о том, что государство является результатом добровольного соглашения людей, которые создали государство для защиты своих естественных прав и свобод: права на жизнь, свободу и собственность.

Руссо разработал концепцию народного суверенитета

Развитие политической мысли ХIХ в. было связано с победой Великой Французской революции. В это время окончательно оформляются основные современные идеологии – либерализм, консерватизм, социализм.

 

 

Вопрос 5

Слово «политика» произошло от греческого слова politike, что означает в переводе на русский язык «государственные дела», «искусство управления государством». Политика — это тонкое искусство государственного управления.. Среди причин ее возникновения:

Ø поляризация общества,

Ø появление социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении

Ø возросший уровень сложности и значимости управления обществом, потребовавший формирования особых, отделенных от народа органов власти.

Субъекты политики — это индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации политической власти или влияния на нее. Субъектами политики могут быть:

Ø социальные общности (классы, нации и др.);

Ø различные организации и объединения (государства, партии, движения, церковь и т. д.);

Ø политические элиты (привилегированные группы, занимающие руководящие позиции во властных структурах, непосредственно участвующие в принятии властных решений);

Ø отдельные личности (в том числе и политические лидеры).

Под функциями политики понимают совокупность процессов, выражающих ее назначение в обществе. Среди функций политики выделяют:

Ø выражение значимых интересов всех групп и слоев общества;

Ø интеграцию различных социальных слоев, поддержание целостности общества;

Ø обеспечение дальнейшего развития общества;

Ø управление и руководство общественными процессами, разрешение конфликтов и противоречий;

Ø политическую социализацию личности (т.е. процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль).

Свойства политики:

1. Инклюзивность или способность безграничного проникновения в другие сферы общества. Функционирование в форме соучастия и взаимодействия управляющих и управляемых.

2.Обусловлено существованием групп населения, из которых одни выполняют функции управления обществом (элита, лидеры), а другие подчиняются, но при этом влияют на выбор элитарных групп и на содержание проводимого ими курса

.3 .Единство в политическом процессе сознательных и стихийных поступков и форм политического поведения. 4 .Функциональность – способность служить обществу, что позволяет политике глубоко влиять на другие сферы общества и всесторонне взаимодействовать с ними.

Элементы политики – это структурные единицы политики как единой, целостной системы. К числу элементов политики относятся:

1) Субъекты политики – социальные общности (класс, нация, политическая элита, массы, профессиональные группы), социальные институты (парламент, правительство, политические партии, профсоюзы, церкви, СМИ, международные организации) и отдельные личности (граждане, члены политической элиты, политические лидеры)

2) Политическая власть – главный элемент политики. Политическая власть – это возможность навязывать свою политическую волю членам общества.

3) Политическая организация – совокупность государственных институтов, выражающих интересы личности, группы, общества.

4) Политические отношения – формы взаимосвязи и взаимодействия субъектов политики, основанные на согласии, партнерстве, конфликте, господстве.

5) Политическое сознание – система политических оценок, смыслов и утверждений, проявляющихся на уровне эмоций, чувств, переживаний, симпатий и антипатий (политическая психология), а также на уровне рациональных представлений, убеждений, составляющих политическое мировоззрение субъекта (политическая идеология).

6) Политическая культура – тип отношения индивида, социальной группы, общества в целом к тем или иным политическим явлениям, событиям, фактам, проявляющийся в поведении людей.

Политика как вид деятельности также реализуется на нескольких уровнях

Ø макроуровень связан с характеристикой государства как целого, публичной власти, особенностей ее устройства и функционирования;·

Ø микроуровень охватывает отдельные организации – партии, профсоюзы, корпорации, фирмы;·

Ø мегауровень относится к деятельности международных организаций (ООН, НАТО, ЕЭС и др.).

По сферам жизни общества можно выделить следующие виды политики:

Ø экономическая — регулирование отношений между гражданами и социальными группами в экономической сфере;

Ø социальная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами по поводу их места в обществе; • национальная — регулирование отношений между нациями, национальными группами;

Ø культурная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами в духовной жизни;

Ø государственно-административная — регулирование отношений во властно-политической сфере, политика государственно-административного строительства;

по уровням:

• местная — регулирование вопросов местного значения, связанных с развитием муниципального объединения (села, города, района);

• региональная — регулирование вопросов, связанных с развитием региона (субъекта федерации); • общегосударственная — регулирование вопросов, связанных с развитием общества в целом;

• международная — регулирование отношений между государствами, группами государств на международной арене;

• мировая (глобальный уровень) — регулирование вопросов, связанных с решением глобальных проблем современности;

по объему:

• стратегическая (долгосрочная) — выбор наиболее значимых приоритетов развития общества, стратегических долговременных целей, определение путей и способов их достижения, генерального курса; • тактическая (краткосрочная, текущая) — решение текущих вопросов, выработка и реализация оперативных решений;

по функциям государства (по области распространения):

• внутренняя политика — регулирование отношений между гражданами и социальными группами в различных сферах внутри государства;

• внешняя политика — регулирование отношений между государствами, группами государств и другими субъектами международных отношений на международной арене

 

Вопрос 6.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.