Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2018-01-14 | 156 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Многообразие государств имеет различия в формах правления и государственного устройства.
Форма правления представляет способ организации верховной государственной власти, процедуру образования ее институтов, степень участия населения в их формировании. Кроме того, для более полного и корректного определения формы правления необходимо учитывать, в пространстве какого типа политической системы – тоталитарной, авторитарной, демократической – она функционирует.
В зависимости от положения главы государства в системе власти формы правления подразделяются на монархии и республики. В монархии власть сосредоточена полностью или частично в руках одного лица – монарха, являющегося главой государства, как правило, по праву наследования престола. Монархии имеют определенные признаки:
• власть передается по наследству;
• не зависит от воли населения;
• осуществляется бессрочно.
Монархические формы правления бывают неограниченными (абсолютными), которые характеризуются полновластием одного лица-монарха (например, Бруней, Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия), и ограниченными (конституционными), когда сфера полномочий, компетенция монарха ограничена выборным представительным органом законодательной власти (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Кувейт).
При республиканской форме правления глава государства является выборным и сменяемым, его власть производна от воли избирателей или представительного органа.
Республика характеризуется:
• выборностью и сменяемостью власти;
• зависимостью власти от воли избирателей.
По тому, как формируется правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, различают президентские, парламентские и смешанные (полупрезидентские) республики. В президентской республике (США, Бразилия, Венесуэла, Боливия) существует жесткое разделение законодательной и исполнительной власти и их значительная самостоятельность. Президент избирается непосредственно народом либо коллегией выборщиков, одновременно является главой государства и правительства. Президент назначает правительство, руководит им, и оно несет ответственность перед ним.
|
Парламент не имеет права вынести правительству вотум недоверия, а глава государства не располагает правом роспуска парламента. Президент обладает отлагательным вето на законопроекты парламента, а последний имеет возможность ограничивать действия президента и правительства как с помощью принимаемых законов, так и через принятие бюджета страны. Кроме того, парламент может в случае серьезных антиконституционных действий или преступления со стороны президента начать процедуру досрочного отстранения от власти – импичмент. Характерной чертой парламентской республики (ФРГ, Италия, Индия, Израиль, Турция) является формирование правительства парламентом и ответственность правительства перед ним. Главой государства выступает президент, однако исполнительная власть сосредоточена у правительства и его руководителя. Роль президента ограничивается представительскими функциями.
Президентско-парламентская республика, или смешанная (Австрия, Ирландия, Польша, Франция), отличается двойной ответственностью правительства перед президентом и перед парламентом. Президент и парламент непосредственно избираются народом. Президент назначает главу правительства и министров без согласия с парламентом, но с учетом расклада политических сил в нем. Он председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и, таким образом, контролирует его деятельность. В свою очередь парламент имеет возможность контролировать правительство через ежегодное утверждение бюджета и путем вынесения вотума недоверия.
|
Государства бывают простые, или унитарные, и сложные по своему территориальному устройству. Простые, или унитарные (Беларусь,Великобритания, Испания, Польша), которые делятся лишь только на административно – территориальные единицы. Данные государства отличает единая конституция, правовая и судебная система, единое гражданство. Сложные государства складываются из нескольких государств или государственных образований, пользующихся различной мерой самостоятельности. Они создаются как на территориально-административной (США), так и на национально-территориальной (Россия) основе. Примерами сложных государств являются федерации и конфедерации.
Федерация представляет собой устойчивое и долговременное объединение ее субъектов (штатов, провинций, республик, земель и т.д.), обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью.
Такая форма государственного устройства характеризуется двойной системой высших органов власти, наряду с федеральным законодательством существует законодательство субъектов федерации, единым гражданством, единой денежной единицей. К федеративным государствам относятся Австралия, Австрия, Бельгия, Германия, Индия, Мексика, Нигерия, Россия, США и др.
Конфедерация представляет собой временный союз суверенных государств для осуществления конкретных совместных целей.
Конфедерация не имеет общего центрального государственного аппарата и единой системы законодательства, в силу чего не обладает суверенитетом. В современном мире конфедерации уже не существуют.
В истории существовали и такие специфические формы, как империи и протектораты. Отличительными чертами империи являются: обширная территориальная основа, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Протекторат представляет собой опеку слабого государства со стороны сильного, ведущую к потере суверенитета первого (например, протекторат Великобритании над Египтом с 1914 г. по 1952 г.).
В последнее время появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, получившая название содружество государств (например, Содружество Независимых Государств).
|
Государства различаются по типам. Типология государств представляет собой специфическую классификацию, отражающую исторически изменяющуюся их сущность. В основе понимания типа государства лежат два подхода: формационный и цивилизационный.
Критериями формационного являются экономический
и социальный базис, характер общественного строя, основа власти. В соответствии с этим выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический тип государства. Цивилизационный подход базируется на социокультурных критериях: национальном, религиозном, психологическом и др. В зависимости от этого выделяют цивилизации: египетскую, китайскую, западную, буддистскую, исламскую и т.п.
По отношению к религии государства подразделяются на светские и религиозные (Иран, Пакистан).
Вместе с тем в современных условиях существует ряд государств, которые без существенных оговорок не могут быть отнесены ни к одному из обозначенных типов. Поэтому необходимо учитывать смешанные типы государств в переходные периоды, деформации государства. Например, правомерно говорить о государстве переходного типа по отношению к некоторым, ранее относившимся к социалистическому типу (Беларусь, Россия, Украина и др.). В зависимости от обеспечения прав и свобод человека, рациональности устройства в развитии государства выделяют такие глобальные этапы, как традиционный и конституционный.
Традиционные государства возникали преимущественно стихийно и существовали на основе обычаев и устоявшихся норм. Власть над подданными здесь не была институционально ограничена и отсутствовало равноправие среди граждан. Типичным примером традиционных государств выступают монархии.
Конституционный этап связан с появлением первых конституций и завершается формированием демократического правового государства. Он характеризуется юридической очерченностью полномочий государства и наличием институциональных гарантий прав и свобод человека.
Правовое государство представляет собой форму организации и деятельности государственной власти, которая ограничена правом, подчинена воле суверенного народа и призвана охранять основные права и свободы личности. Деятельность такого государства несовместима с беззаконием, субъективизмом и своеволием в политической, экономической и социальной сферах общественной жизни. Отличительными признаками правового государства выступает:
• принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
• подчинение праву государства и его органов;
• верховенство законов во всех сферах общественной жизни;
• гарантии прав и свобод человека;
• взаимная ответственность государства и личности;
• высокий уровень политической и правовой культуры общества.
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!