Коммунистическая и социал-демократическая идеология — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Коммунистическая и социал-демократическая идеология

2018-01-14 746
Коммунистическая и социал-демократическая идеология 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Термин "социализм" впервые появился в литературе только в 30–е гг. XIX века. Идеи, которые позже стали называть социалистическими, появились в XVI в. Эти теории об идеальном общественном строе, который соответствует природе человека, устраняет эксплуатацию, поднимает благосостояние низшего класса и ликвидирует частную собственность, стали называть утопическим социализмом (Т. Мор, Т. Кампанелла). Социальное равенство рассматривалось как высшее благо и для личности и для общества.

Наибольший вклад в разработку социалистических концепций утопической направленности внесли А. Сен–Симон, Шарль Фурье и Роберт Оуэн. Социалистическая идеология целеустремленно защищала интересы трудящихся, социальный прогресс и верила в прекрасное будущее человечества.

В этот период возникает и крайнее проявление социализма – коммунистическая идеология. Коммунистическая идеология была более последовательной в стремлении преобразовать общество на основе равенства посредством установления общественной собственности на средства производства, а иногда и на предметы потребления.

В 40–е гг. XIX века возникает марксизм как теоретическое выражение пролетарского движения. К. Маркс и Ф. Энгельс создали философскую, экономическую и социально–политическую теорию, которая оказала огромное влияние на историю человечества. Марксизм и коммунистическая идеология стали синонимами.

Коммунистическое общество в марксистском понимании – закономерный результат прогресса цивилизации. Капитализм сам создает предпосылки для социальной революции, ликвидации частной собственности и перехода к социализму. Главное противоречие, которое взрывает капитализм изнутри – это противоречие между общественным характером труда, сформированным промышленностью и рынком, и частной собственностью на средства производства. Освобождение пролетариата – лейтмотив социальной революции. Марксизм как идеология превратил социализм в борьбу миллионов.

Развитие коммунистической формации проходит, считали Маркс и Энгельс, ряд этапов: переходный период, первая фаза и высшая фаза. Это длительный процесс преобразования жизни общества на подлинно гуманистических началах, когда человек становится высшим существом для человека. Коммунизм в своем высшем развитии – это общество свободных сознательных тружеников, где установится общественное самоуправление, а государство отомрет; где не будет классов, и социальное равенство достигнет воплощения в принципе ".

Несмотря на серьезные поражения, вызванные распадом Советского Союза, ликвидацией Восточного блока социалистических государств, ортодоксальный марксизм сохраняет значительное влияние на отдельные социальные группы в постсоветском обществе.

Одновременно с революционным направлением в социалистической мысли формировалось и другое направление социал-демократизм. Идеология современной социал–демократии своими корнями восходит к реформистскому течению, представленному Э. Бернштейном, Вандервельде, Фольмаром, Жоресом и др.; концепциям либерального реформизма, особенно, кейнсианству.

Особенностью идеологии социал–демократов является реформизм, обоснование политики регулирования и перераспределения доходов в эффективно работающей рыночной экономике.

Современная концепция "демократического социализма" была создана в 50–е гг. ХХ в. в результате принятия Декларации принципов Социалистического Интернационала. Социал–демократы одинаковое значение придают как принципу личной свободы, так и принципам солидарности и справедливости. Критерий различия между капитализмом и социализмом заключается не в принципах организации экономики, а в том положении, которое человек занимает в обществе, в его свободе, праве на участие в принятии решений, значимых для государства, возможности реализовать себя в различных сферах общественной жизни.

Составными частями концепции "демократического социализма" являются политическая, экономическая и социальная демократия.

Идея политической демократии основывается на принципах свободы и равенства. Социал–демократы признают возможность существования различных форм демократии, однако в любом случае основополагающими требованиями политической демократии должны быть: наличие свободных выборов; предоставление гражданам действительного выбора между различными политическими альтернативами; возможность смены правительства мирными средствами; гарантия прав личности и меньшинства; существование независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона.

Давая обоснование экономической демократии, социал–демократы подчеркивают, что выступают за общественную собственность, но в рамках смешанной экономики. Частная собственность доступна в определенных секторах экономики. Приоритет в своей экономической стратегии социал–демократы отдают рыночным отношениям. Государство, в свою очередь, должно регулировать рынок: не допускать доминирования на нем только большого бизнеса, добиваться, чтобы технологии использовались на благо всего общества.

Термином " социальная демократия " обозначается качественная сторона образа жизни людей, которая комплексно характеризует степень социальной свободы человека, условия и содержание его трудовой деятельности, доступность системы образования и духовных ценностей, состояние окружающей среды, бытовые условия.

Социал–демократы в западных странах, находясь у власти или оказывая влияние на власть, во многом содействовали демократизации общества, расширению и закреплению прав и свобод трудящихся. Их реальная политика была близка практике либерального реформизма, но отличалась большей социальной направленностью и борьбой за социальную справедливость.

В идеологическом отношении главное противостояние XX века – борьба либеральных и социалистических идей. Крах Восточного блока социалистических государств заставил социалистическую идеологию перейти к обороне. Но социализм, понимаемый как гуманное, демократическое общество, по–прежнему остается "открытым вопросом", интеллектуальной и практической задачей, решения которой сторонники социалистической идеологии пока не имеют.

Общей тенденцией развития социалистической идеологии в конце XX столетия является либерализация социализма, хотя сохраняют влияние и радикальные формы – коммунизм и необольшевизм.


 

33. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Политическая культура прямо либо косвенно влияет на поведение людей и деятельность их организаций, на восприятие населением явлений внутренней и международной политики, оценку политических систем и режимов, определение человеком своего места в политической сфере общественной жизни. Это многогранное явление. Оно фиксирует уровень и характер политических знаний, оценок и действий людей, а также содержание и качество духовных ценностей, традиций, норм, регулирующих политическое отношения.

Охватывая все сферы политической жизни, политическая культура включает в себя культуру политического сознания; культуру политического поведения отдельных лиц и социальных общностей; культуру функционирования существующих в рамках данной системы политических институтов и организаций.

Несомненно, что политическая культура как общественное явление находится на стыке политики и культуры. Политическая культура, базируясь на том и другом, включает в себя ряд объективных и субъективных элементов. Ее объективную сторону составляют реально существующие политические отношения, институты власти, политические ценности, традиции и нормы, регулирующие политические отношения. Вместе с тем политическая культура включает в себя определенный уровень политического сознания социальных групп, классов, различных политических движений, способность их к политическим действиям и сами эти действия. Субъективная сторона политической культуры включает в себя идеологический и психологический, эмоционально-волевой компоненты.

Политическая культура – это совокупность политических знаний, убеждений и принципов, проявляющихся в способах и результатах политической деятельности людей.

Она содержит систему способов реализации этих знаний, ценностных ориентаций, образцов поведения политических субъектов, то есть наций, классов, социальных групп и т.д.

Некоторые исследователи в структуре политической культуры вычленяют прежде всего политическое сознание, политические теории и доктрины. Эти духовные элементы политической культуры отражают достигнутый уровень политических отношений. Другим ее элементом, с их точки зрения, выступает культура политических отношений. Между политическим сознанием и политическими отношениями существует диалектическая взаимосвязь и вместе с тем между ними не следует ставить знак равенства. Следующим элементом политической культуры общества выделяется культура взаимоотношения политических учреждений с массами, которые аккумулируют и направляют волю и энергию социальных групп, граждан на достижение поставленных политических целей. Выделяется и такой элемент политической культуры, как национальные государственные символы. Ряд авторов считает эти символы цементирующим элементом любой политической системы и лежащей в ее основе политической культуры. Наконец, отмечается и такой элемент, как политические традиции, представляющие собой наследие, передающееся от поколения к поколению и сохраняющееся в политической жизни общества в течение длительного времени.

Американский политолог Г. Алмонд выделил два уровня политической системы: институциональный и ориентационный, выражающий формы ориентации населения на объекты политики. Эти ориентации делятся:

– на познавательные (знания о политике, политических институтах, механизмах осуществления власти);

эмоциональные (чувства людей к тем, кто осуществляет власть, доверие, презрение и т. д.);

оценочные (суждения, мнения, опирающиеся на ценности, стандарты).

В совокупности, по мнению Алмонда, эти ориентации и составляют политическую культуру. Их анализ позволяет понять, почему одинаковые по форме институты власти в разных странах действуют по-разному, выяснить причины конфликтов, мотивацию политического поведения граждан.

Польский политолог Е. Вятр в структуре политической культуры выделяет четыре основных компонента: 1) знания о политике, политической системе; 2) оценку политических явлений; 3) эмоциональную сторону политической позиции; 4) "образцы" политического поведения. По существу он использует градацию политической культуры, предложенную Г. Алмондом и С. Вербой.

Довольно часто в структуре политической культура вычленяются такие элементы, как культура политического сознания, культура политического поведения и культура функционирования политических институтов. Первый включает в себя политические установки, представления, убеждения, а также политические традиции, обычаи и нормы. Второй – культуру политического участия в политической деятельности. В культуру функционирования политических институтов входят: культура принятия и реализации политических решений, культура электорального процесса, а также культура восприятия и регулирования социально-политических конфликтов.

Существуют и другие подходы к структурированию политической культуры. Все их рассмотреть в одной теме невозможно. Необходимо лишь иметь в виду, что, выделяя структурные элементы рассматриваемого феномена, неправомерно говорить о единой модели политической культуры применительно к различным регионам и народам. Каждой общественно-политической системе соответствует базисная модель политической культуры, которая в любой стране проявляется в национально-специфических формах.

Функции:

накопление и передачу политического опыта, что необходимо для поддержания устойчивости системы политических отношений;

упорядочивание и регулирование политических отношений;

воспитательная (проявляется в политическом формировании личности на основе ценностей, соответствующих интересам и целям);

познавательная (состоит в вооружении субъекта знаниями, необходимыми для его успешной деятельности в сфере политики);

нормативная (служит обеспечению стабильности политической системы и направлена на обеспечение посредством использования политических норм такого поведения граждан, которое служило бы эффективному достижению ее цели);

коммуникативная (служит обеспечению политического общения членов общества и трансформации индивидуальной политической культуры в групповую);

сигнификативная (вытекает из того, что действия, обычаи и традиции приобретают политико-культурное значение лишь в конкретном политическом и историческом контексте, занимая свое место в системе ценностей и поведенческих ориентиров людей).



Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.