Особенности питания детей школьного возраста — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности питания детей школьного возраста

2018-01-14 184
Особенности питания детей школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одним из необходимых условий, обеспечивающих правильную жизнедеятельность человеческого организма, является полноценное питание.

В период получения образования организм учащегося испытывает повышенные нагрузки, как умственные, так и физические, что связано с большим расходом энергии и высоким потреблением пищевых веществ. Нарушение питания в этот период может привести к расстройствам жизнедеятельности организма, в том числе к возникновению и прогрессированию различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, органов кровообращения, изменениям со стороны эндокринной, костно-мышечной и центральной нервной систем. На сегодняшний день продолжает расти число алиментарно зависимых заболеваний у учащихся, напрямую связанных с нарушением рационального питания.

По данным мониторинга среди школьников Калининградской области за последние 5 лет отмечается значительный рост заболеваемости болезнями органов пищеварения в 2,3 раза. Темп прироста болезнями эндокринной системы составил 20,1% (в том числе ожирение - на 37,6%). В структуре заболеваемости болезни органов пищеварения занимают второе ранговое место.

В области 1458 ребёнка, стоящих на учёте с заболеваниями, связанными с микронутриентной недостаточностью, из них большую часть составляют дети в возрасте 10-14 лет, - 913 (62,6%).

По данным лабораторных исследований центра Биотической Медицины г. Москва у детей отмечается микронутриентный дефицит по: селену на 74,8%, калию на 30,7%, фосфору на 18,6%, йоду на 17,8%, кальцию на 12,6%.

Для правильного развития организма, сохранения высокой работоспособности детям и подросткам необходимо соблюдение режима питания. Изменение интервалов между едой часто приводит к нарушению аппетита у детей и подростков. Прием пищи без аппетита вызывает расстройство работы органов пищеварения, способствует развитию хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта. При регулярном питании вырабатывается рефлекс на выделение в установленное время наиболее активного желудочного сока, богатого ферментами. Поступающая пища встречает подготовленную почву для активного переваривания.

Длительные перерывы между едой отрицательно сказываются на работоспособности учащихся, поэтому на своевременность приема пищи необходимо обращать должное внимание. Оптимальным для детей школьного возраста является 4-5-разовое питание.

Наиболее целесообразно следующее распределение пищи в течение дня: первый завтрак - 25% суточного рациона, второй завтрак в школе - 15-20%, обед - 35%, ужин - 20-25%. Желательно, чтобы завтрак был горячим.

Во время напряженной умственной работы усиливаются процессы обмена, а следовательно, и потребность в питательных веществах.

В первую половину дня следует использовать продукты, богатые животным белком, а на ужин - молочно-растительные продукты.

Особенно большое значение для растущего организма имеет достаточное содержание в пище белка. В рационе детей и подростков белки животного происхождения должны составлять не менее 50% от общего количества белка в рационе, а при повышенной нагрузке его количество необходимо повышать до 60%. При дефиците белка могут возникать переутомление, снижение работоспособности, ухудшение успеваемости. Поэтому продукты с большим содержанием белков (мясо, рыба, творог, яйца) обязательно должны быть в меню первого и второго завтраков учащихся - они повысят умственную работоспособность детей в школе. Если при 3-разовом питании усваивается 82-84% белка, то при 3-разовом - только 75-76%.

Для деятельности высших отделов центральной нервной системы небезразлично и содержание в пище полноценных жиров (в особенности сливочные и растительные масла) и углеводов. Во время напряженной работы возникает высокая интенсивность обменных процессов в головном мозге, причем в качестве энергетического ресурса преимущественно используется глюкоза. Деятельность головного мозга зависит от снабжения его глюкозой почти в такой же степени, как и от снабжения кислородом.

Полноценное питание невозможно и без витаминов, которые как катализаторы участвуют в обменных процессах организма. Потребность ребенка в витаминах относительно высока, так как количество их на 1 кг веса должно быть значительно больше, чем у взрослых. Нельзя забывать, что зимой и весной потребление витаминов с пищей заметно уменьшается, а это может вызвать гиповитаминозные состояния: ухудшение самочувствия, более быструю утомляемость во время занятий. Для предотвращения этих нежелательных явлений следует употреблять продукты, содержащие витамины (зелень, фрукты, овощные и фруктовые соки, варенье) или поливитаминные препараты, выпускаемые промышленностью в виде драже и сиропов.

Энергозатраты организма ребенка увеличиваются при интенсивной умственной деятельности, усиленных занятиях физкультурой и спортом, совмещении учебы с работой. Энергетический баланс зависит от пола и возраста учащегося: в подростковом периоде потребность в энергии увеличивается в связи с усилением деятельности желез внутренней секреции, интенсивными процессами роста и развития организма.

Пример: величины суточных энергетических трат школьников в зависимости от их возраста и учебной нагрузки таковы: 9-10-летние дети в среднем тратят 2300 ккал, а в дни с уроками труда и физической культуры - 3400 ккал в сутки.

За 5-6 часов учебных занятий энергетические траты учащихся составляют около 600 ккал. У тех, кто не завтракает в школе, к концу учебного дня значительно снижается умственная работоспособность, гораздо быстрее накапливается утомление.

Большинство учащихся и родителей, как правило, осознают важную роль питания для сохранения здоровья, но недостаточно информированы о том, какие факторы питания являются наиболее важными.

Только усилия врачей и педагогов не в силах решить проблему организации рационального питания детей и подростков. Известно, что первостепенную роль в воспитании у ребенка навыков гигиены питания играет его ближайшее социальное окружение - семья, родители, которые с первых дней жизни ребёнка являются примером для подражания и формирования элементарных «правил еды».

В семьях, где присутствует культура питания, в рационе не должны преобладать следующие пищевые продукты:

- жареные во фритюре пирожки, пончики, картофель фри, чипсы;

- кондитерские изделия, сладости, жевательные резинки;

- газированные безалкогольные напитки, особенно содержащие тонизирующие компоненты («Пепси-кола», «Кока-кола» и др.);

- копченые продукты;

- острые блюда и приправы, соусы (уксус, перец, горчица, аджика, кетчуп и др.);

- фаст-фуд (гамбургеры, чизбургеры, хот-доги).

 

Питание детей дошкольного и школьного возраста

 

06.12.2006 г.
Питание детей дошкольного и школьного возраста В связи с быстрым ростом и развитием, интенсивностью обменных процессов, большой двигательной активностью дети нуждаются в большей калорийности питания на 1 кг массы тела, чем взрослые. От 3 до 7 лет необходимо 1800 ккал/сут, от 7 до 11 лет — 2400 ккал, от 11 до 14 лет — 3000 ккал. Потребность в белках, жирах и углеводах на 1 кг массы тела в сутки составляет: в. возрасте 3—7 лет —3,5:3,5—4:10—15 г; 7—11 лет — 3,5:3—3,5:10—15 г; 11—14 лет — 2,5:2,5:9— 10 г. Кроме того, рацион ребенка должен быть богат витаминами, минеральными веществами, в том числе и микроэлементами (калий, натрий, кальций, фосфор, железо). Все минеральные вещества содержатся в продуктах питания, однако натрий добавляют в виде поваренной соли. Детям до 7 лет дается с едой в сутки 2—2,5 г соли, школьникам — 3—3,5 г. Необходимо соблюдать строгий режим питания, который может несколько видоизменяться в зависимости от смены, в которой учится школьник. Для школьников, занимающихся в первую смену, рекомендуется следующий режим питания: завтрак в 7.30—8 ч утра, второй завтрак в школе в 11.30—12 ч, обед в 15—16 ч, ужин в 19.30—20 ч. Для учащихся во вторую смену: завтрак в 7.30—8 ч утра, обед в 13 ч, третье питание в 16 ч, ужин в 20 ч. Завтрак и обед должны быть наиболее калорийными, богаты белком, на ужин пища преимущественно молочно-растительная, каши. Объем отдельных порций: суп — 400— 450 г, каши — 200 г, гарнир на вторые блюда — 250—270 г, чай, кофе, компот, кисель — 200 г. На ужин первое блюдо — 300—350 г, второе блюдо — 200 г. Объем суточного рациона для детей 3—5 лет равен 1400 мл, 5— 7 лет — 1500 мл, 7—10 лет — 1800 мл.

 

Кролик для школьника

 

06.12.2006 г.
Кролик для школьника Мясо кролика нежное и нежирное, оно хорошо переваривается и усваивается. Рекомендуется для детей и взрослых, особенно имеющих проблемы с пищеварительными органами. Прекрасно действуют на печень и желудок бульоны, жаркое, различные котлеты из кролика, отварное мясо. Если вы хотите побаловать ребенка-школьника, приготовьте кролика с овощами - очень полезное и вкусное блюдо. Кролик, тушенный с овощами Подготовленную тушку кролика разделяют на мелкие кусочки, посыпают солью и молотым перцем, обжаривают на сковородке с хорошо разогретым жиром. Морковку, лук и петрушку чистят, поджаривают, кладут в кастрюлю вместе с поджаренным мясом, заливают водой, добавляют пассерованный томат-пюре, лавровый лист и тушат до полуготовности. После этого кладут очищенную и нарезанную картошку и тушат до готовности. Под конец заправляют мелко нарезанным чесноком, пассированной пшеничной мукой, разведенной бульоном или водой, и дают хорошо прокипеть. На 1 кг кролика - 4 ст. л. жира, 2 морковки, 1 корень петрушки, 2 луковицы, 2 стакана воды или бульона, 1 кг картофеля, полстакана томата-пюре, 2 зубчика чеснока, 1 ст. л. пшеничной муки, соль, перец - по вкусу, лавровый лист. Приятного аппетита!

 

Как правильно организовать питание детей в путешествии

 

06.12.2006 г.
Как правильно организовать питание детей в путешествии Детский организм отличается от взрослого более интенсивным основным обменом веществ, необходимостью достоянного построения клеток при росте. Дети очень подвижны. Питание оказывает существенное влияние на развитие мозга и интеллект ребенка, на функциональное состояние центральной нервной системы, на процессы роста и развитие юного организма. Следует учитывать, что на 1 кг массы ребенка приходится значительно большая поверхность тела, вследствие чего ребенок теряет тепла в 3 раза больше, чем взрослый, а также то, что у ребенка должен происходить непрерывный рост всех органов и массы тела. Правильное питание повышает устойчивость организма к различным заболеваниям. Роль такого питания в современных условиях возрастает и в связи с акселерацией, то есть ускоренным физическим развитием и ранним половым созреванием. Потребность детей в пищевых продуктах заметно отличается от потребности взрослых. Белки. Общая потребность детей в белках в рационе на 1 кг массы тела в сутки составляет от 4 г в возрасте 6—7 лет до 2,5—2 г в возрасте 11 лет и старше. В детском питании учитываются качественные особенности белков. Так, удельный вес белков животного происхождения в рационе детей школьного возраста составляет 65—60%, у взрослых—50%. Потребностям детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, так же как и все остальные компоненты молока. В связи с этим молоко должно рассматриваться как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока — 500 мл. Следует иметь в виду, что 100 г молока соответствует 12 г сухого молока или 25 г сгущенного. Незаменимые аминокислоты: лизин, триптофан и гистидин — рассматриваются как факторы роста. Лучшими их поставщиками являются мясо, рыба и яйца. Жиры. Следует знать, что недостаток жиров приводит к снижению иммунитета к некоторым заболеваниям, а избыток — к нарушению обмена веществ, ухудшению использования белка, расстройству пищеварения. Углеводы. Это основной материал, используемый в организме детей для образования энергии мышечной деятельности. Поэтому потребность в углеводах у детей повышена. В питании детей важнейшее значение имеют легкоусвояемые углеводы, источниками которых являются фрукты, ягоды и их соки, а также молоко, содержащее молочный сахар — лактозу. Нужно предусматривать достаточное включение в рацион и кондитерских изделий; печенья, пастилы, конфет, варенья и джемов. В детском питании количество сахара должно составлять не менее 20% общего количества углеводов. Однако нельзя допускать резкого преобладания углеводов в детском питании, это приводит к существенному нарушению обмена и снижению устойчивости организма к инфекции. Дети и подростки — юные спортсмены, имеющие повышенные физические нагрузки (в том числе и участники туристских походов), нуждаются в увеличении суточной нормы потребления белка до 116—120 г в возрасте 10—13 лет. и до 132—140 г в возрасте 14—17 лет. Общая калорийность рациона питания при этом возрастает до 3 700—4 000 ккал. Витамины. В связи с процессами роста потребность в витаминах у детей повышена. Особую роль играют витамины А (ретинол), потребность в котором в сутки составляет до 1,5 мг, и витамин Д (кальциферол), потребность в котором — 10 мг. Следует знать, что образованию витамина Д самим организмом способствует воздействие ультрафиолетовых лучей солнца. Таким образом, туристские походы в наибольшей степени способствуют образованию витамина Д, а следовательно, и росту ребенка. Однако следует учитывать и то, что дополнительное чрезмерное введение этого витамина в организм оказывает токсическое воздействие, при котором наступает снижение массы тела. Минеральные вещества. Их значение в детском питании заключается главным образом в том, что они участвуют в пластических процессах, в формировании скелета, мышечной ткани, в построении клеток нервной ткани, в том числе и головного мозга. Основное значение для детского организма приобретают кальций, потребность в котором в сутки составляет до 2 г, и фосфор — до 3 г. Необходимое количество железа — до 25 мг. Режим питания. Исключительно важен для развития детей. Не допускается еда урывками, раньше установленного времени, так как это приводит к снижению аппетита. Школьникам рекомендуется 4-разовое питание. Так, в школе при обучении в 1-ю смену режим питания школьников в течение дня следующий: 1-й завтрак — в 8.00 утра (20% общей суточной калорийности пищи); 2-й завтрак—в 11.00 утра (20% общей калорийности суточного рациона); обед и ужин—соответственно в 15.00 (35%) ив 20.00 (25%). Между приведенным выше обычным домашним и школьным режимами питания, к которому дети привыкли, и рекомендуемым походным режимом, например «3-разовое горячее и один сухой паек на большом привале» расхождений почти нет ни по количеству приемов пищи, ни по времени приема. Расхождение же в распределении калорийности связано с характером деятельности: в школе в основном умственная, в походе — физическая. Нужно помнить, что дети при достаточных физических нагрузках теряют в день до 2—2,5 л воды. Хотя значительная часть этих потерь компенсируется (с учетом относительно небольшой массы тела ребенка) жидкими блюдами и питьем при горячем питании, обязательно следует предусматривать добавку питья (компот, чай, кисель, какао и т. п.), а также наличие этого питья в термосах для утоления жажды на малых и больших привалах. При наличии в группе нескольких детей следует иметь несколько термосов для различных напитков, в том числе обязательно для молока из расчета 200—250 г на каждого ребенка (остальные 250—300 г молока дети получают в ужин). Для старших школьников количестве молока можно уменьшить. Пища, богатая белками, повышает возбудимость нервной системы, поэтому ее дают в первой половине дня. Употребление же такой пищи ребенком за ужином препятствует быстрому наступлению сна. В походе хорошо утоляют жажду ягоды. Однако в пути следования и на привалах не разрешается есть неизвестные ягоды, плоды, растения и пить воду из неизвестных источников без ее обеззараживания.

 

Заповеди питания

 

06.12.2006 г.
Заповеди питания Люди по-разному относятся к приготовлению пищи: одни с раздражением, другие, наоборот, неутомимо пробуют все новые и новые рецепты приготовления блюд. Одни не любят принимать гостей, другие, наоборот, гостеприимны. Как бы то ни было, а правильно налаженное питание помогает сохранить здоровье и жизнерадостность всех членов семьи. Осваивайте секреты кулинарного искусства под руководством опытных людей. Научитесь разнообразить меню. Сварив бульон, каждый раз заправляйте его по-новому. Изобретательность и ваша фантазия помогут вам разнообразить и второе, особенно за счет гарниров. Нужно помнить некоторые заповеди правильного питания. Соблюдайте разнообразие питания. Ежедневное меню надо планировать так, чтобы еда содержала достаточное количество белков (мясо, рыба, творог, яйца, фасоль, горох), углеводов (мука, сахар, крупы), жиров (различные масла, сало и проч.) При этом надо учитывать, что, скажем, белок мяса отличается от белка рыбы, а тот, в свою очередь, от белка творога или фасоли. Точно так же сливочное и растительное масло не исключают друг друга - нужно и то, и другое. Организму такое разнообразие идет на пользу. Иногда в семьях не подают к столу молочных блюд, на овощи смотрят как на нечто такое, без чего вполне можно обойтись. Но ведь именно молочный белок - самый полезный, а вместе с овощами лучше переваривается мясо. Подсолнечное масло многие употребляют только при жарке, и напрасно: в перегоревшем масле появляются вредные примеси, зато в сыром виде оно очень полезно, им надо пощедрее заправлять салаты. К тому же это прекрасное средство против запоров. Полезные разные каши - из гречки и пшена, овсянки и риса. Черный хлеб - настоящая кладовая полезных веществ. Одним словом, ничем не надо пренебрегать - это гарантия полноценного питания, что особенно важно для растущего детского организма. Каждая хозяйка должна знать, какие витамины содержатся в том или ином продукте питания. Общепринятые представления о витаминной ценности часто ошибочны. Нам и в голову не придет сравнивать капусту и апельсины. Тем не менее в салате из свежей белокочанной капусты витамина С чуть-чуть меньше, чем в апельсинах. Что же касается цветной капусты, то в ней его вдвое больше. А первое место среди овощей по содержанию витамина С принадлежит красному сладкому перцу. За ним идут хрен, укроп, петрушка, капуста, зеленый салат. Но абсолютным чемпионом можно назвать шиповник: в его плодах витамина С в шесть раз больше, чем в красном перце. Лишь немного уступают шиповнику грецкие орехи. Дальше идут черная смородина и яблоки (антоновка). Хорошая хозяйка круглый год перестраивает питание своей семьи в зависимости от сезона. Помните об умеренности. Не переедайте. Это не только перегрузка для желудка, но и прямой путь к ожирению. О любителях поесть говорят, что они вместе с едой съедают свое здоровье. Переедание приводит к излишнему весу, болезням сердца, печени, желудка, кишечника. В умеренных количествах следует употреблять животные жиры, сладости, мучные изделия, острые и соленые блюда, жареную пищу. Картофель, вопреки мнению многих, к ожирению не ведет, но переедать не советуем. Правильное распределение пищи в течение дня. Утром - сытый завтрак, после полудня - обед, вечером, за два часа до сна, - скромный ужин. Однако большинство питается наоборот: завтрак на бегу - чашечка чая или кофе, бутерброд, скромный обед, а вечером наедаются до отвала. Медики же советуют четырехразовое питание, а для полных людей - и шестиразовое, естественно, маленькими порциями. Избегайте спешки, недостаточного пережевывания пищи, еды всухомятку. Захочется пить - пейте простую или минеральную воду. Отучайте себя жевать при чтении или у телевизора (можно пожевать разве что яблоко или морковку). Не делайте "перекусов" между основными приемами пищи. Следите за своим весом. Не старайтесь полнеть, а если видите, что это уже происходит, сгоняйте все с помощью спорта, гимнастики, диеты (по совету врача). Старайтесь как можно больше ходить пешком.

 

Чтоб охотно расти и учиться, нужно вовремя подкрепиться!

 

06.12.2006 г.
Чтоб охотно расти и учиться, нужно вовремя подкрепиться! Несомненно, главным событием сентября для многих стало начало нового учебного года. Воистину это праздник со слезами на глазах. Причем если у одних это слезы умиления, то у других - результат многочисленных забот и проблем, связанных с отправлением детей в школу. Форму приготовь, учебники - тетради закупи, ревущему чаду про то, что в школе не страшно и интересно, внуши!.. Казалось бы, праздник отшумел, буря миновала - можно расслабиться. Но не тут-то было. Теперь голова будет беспрестанно болеть о том, как он там, все ли в порядке, не голоден ли? Вопрос о питании школьников - один из тех, что более всего тревожат родителей. И не только их. К составлению полноценного рациона школьника требуется глубокий подход с учетом специфики детского организма. Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание. Напряженная умственная деятельность, непривычная для первоклассников, связана со значительными затратами энергии. А все, что связано с интеллектуальным трудом, зависит от запасов в организме углеводов, в основном глюкозы. Понижение содержания глюкозы и кислорода в крови ниже определенного уровня ведет к нарушению мозговых функций. Это может стать одной из причин снижения умственной работоспособности и ухудшения восприятия учебного материала учащимися. Родители возлагают большие надежды на правильный завтрак - ведь они лично контролируют этот процесс и могут быть абсолютно уверены, что хотя бы раз в день ребенок поел как следует. Однако не все знают, какой завтрак наиболее ценен для школьника. Некоторые стараются включить в завтрак как можно больше углеводов, которые, как уже сказано выше, "отвечают" за умственную деятельность. Действительно, после обильного углеводного завтрака содержание глюкозы в крови резко повышается, но если углеводов слишком много, то вслед за этим, через 1,5-2 часа, может обнаружиться столь же резкое снижение ее содержания, а это может привести к развитию состояния гипогликемии и появлению выраженного ощущения умственной усталости. Поэтому медики советуют включать в завтрак сложные формы углеводов. Это значит, что помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий, в утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином. Остальные углеводы лучше распределить на промежуточные приемы в течение школьного дня: фруктовые напитки, чай, кофе, булочки, печенье, конфеты обеспечат постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь и будут стимулировать умственную активность школьников. Второй по значимости компонент пищи, нужный для удовлетворения энергетических потребностей школьников, - это жиры. На их долю приходится от 20 до 30% от общих суточных затрат энергии. Они используются не только в энергетических целях, но являются необходимым элементом при построении клеточных мембран, ферментов и гормонов, служат средой для растворения витаминов, являются основным строительным материалом нашего организма. Основными источниками белка в питании ребенка являются мясо, яйца, рыба, а также фасоль, орехи, зерновые культуры и некоторые овощи. "Правильными" жирами особенно богаты молочные продукты. Поэтому в школьные обеды, как правило, включают молоко, кефир, сметану. Белки животного происхождения очень полезны для растущего организма школьников, и все же не стоит увлекаться колбасами, сосисками, копченой пищей. В пищевом рационе школьника должна присутствовать в необходимых количествах клетчатка - смесь трудноперевариваемых веществ, которые находятся в стеблях, листьях и плодах растений. Она необходима для нормального пищеварения. В продуктах питания школьников должно быть около 15-20 г клетчатки. Чтобы выполнить это требование, при приготовлении пищи следует использовать в большем количестве цельнозерновые продукты, а также фрукты и овощи. Наряду с основными компонентами пищи в питании школьников необходимо предусмотреть своевременное и полное восполнение потребности организма в витаминах, микроэлементах, биологических волокнах. У школьников из-за высокой умственной активности и роста организма потребности в витаминах и микроэлементах заметно увеличены. Недостаток витаминов в пище может привести к различным авитаминозам, при которых нарушаются процессы роста, ухудшается память и снижается работоспособность. При недостаточном поступлении витаминов с пищей их дефицит может быть легко устранен приемом специальных витаминных препаратов, которые широко представлены на аптечном прилавке. Вода, не являясь продуктом питания, тем не менее составляет до 60% от общей массы человеческого организма. Школьнику ежедневно нужно потреблять до 1,5-2,0 л воды. В школе должны быть созданы условия, чтобы дети могли удовлетворить свою потребность в воде в любое время и в необходимом количестве. Особым вопросом в питании школьников является применение пищевых добавок, к которым относят консерванты, антиоксиданты, смесители, стабилизаторы и красители. Эти вещества добавляются в пищу, чтобы придать ей необходимую консистенцию, вкус и запах. Многие из пищевых добавок, которые стали применяться в последнее время в связи с развитием промышленных технологий, часто вызывают возражения из-за опасности возникновения аллергических реакций. Вряд ли стоит опасаться: использование пищевых добавок строго регламентируется, и прежде чем получить разрешение на использование какой-либо из них, каждая проходит тщательную проверку в компетентных медицинских и правительственных органах. Проведенные к настоящему времени исследования показывают, что аллергические реакции на допущенные к употреблению пищевые добавки крайне редки, и, как правило, они не превышают числа случаев болезненных реакций на обычные продукты питания.

 

Питание школьника

 

06.12.2006 г.
Питание школьника Наш организм работает непрерывно, даже во время глубокого сна. Постоянно расходуется энергия, необходимая для работы всех органов, для поддержания температуры тела и, особенно для работы всех мышц. Источник ее - химическая энергия. Она выделяется при непрерывном разрушении сложных веществ, из которых состоит человеческое тело, а также из тех веществ, которые человек получает вместе с пищей. Однако в нашем организме, наряду с процессами разрушения, происходят и процессы восстановления. Взамен разрушенных веществ создаются новые вещества того же состава, материал для построения которых поступает вместе с пищей. Громадное количество новых клеток образуется в растущем организме ребенка. Так, в течение первого года жизни вес ребенка утраивается по сравнению с весом при рождении за счет формирования новых клеток. Для всего этого опять-таки необходимо накопление организмом веществ, получаемых из пищи. Таким образом, пища является источником "строительного материала", без которого не могли бы происходить рост организма и образование новых клеток взамен погибших, а также источником энергии, необходимой для поддержки жизнедеятельности организма. Школьник должен получать такое количество пищи, которое не только компенсировало бы все энергетические затраты организма, но и обеспечивало бы его правильный рост и развитие. Эти затраты пополняются за счет белков, жиров и углеводов. Белки Белки - это основной материал, который используется для построения тканей и органов человека. Без белка не может существовать человек. Белок - это основа жизни. Белки отличаются от жиров и углеводов тем, что содержат азот, поэтому белки нельзя заменить никакими другими веществами. Дети и подростки, организм которых непрерывно растет, особенно нуждаются в этом веществе. При недостатке белка рост и развитие ребенка замедляется, понижается сопротивляемость организма к болезням, ухудшается умственная деятельность. Однако избыток белка тоже вредит ребенку. Потребность ребенка в белках зависит от возраста. Так, школьники 7-11 лет должны получать в сутки 70-80 г белка, или 2,5-3 г на 1 кг веса, а учащиеся 12-17 лет - 90-100 г, или 2 -2,5 г на 1 кг веса. Белки содержатся в продуктах животного и растительного происхождения. Под влиянием пищеварительных соков белки в организме человека распадаются на более простые составные части, называемые аминокислотами. Проникая через стенки кишечника в кровь, они разносятся по всему организму. Белки животного происхождения, содержащиеся в яйцах, твороге, молоке, мясе, рыбе и других продуктах, считаются более полноценными, чем растительного происхождения, так как находящиеся в них аминокислоты более близки аминокислотам, из которых строятся белки человеческого тела. В продуктах растительного происхождения также имеются белки, из которых наиболее ценные находятся в картофеле, капусте, гречневой и овсяной крупе, рисе, бобах. Комбинация продуктов животного происхождения с белками большинства круп образует смесь аминокислот, близких к белкам человеческого тела. Поэтому, чтобы организм не терпел недостатка в тех или иных аминокислотах, питание ребенка должно быть разнообразным. Для этого крупяные, овощные, макаронные блюда надо ежедневно сочетать с мясной и молочной пищей, давая, например, мясную котлету с овощным гарниром, гречневую кашу с молоком, макаронную запеканку с творогом. Жиры Жиры, так же, как и углеводы, используются организмом главным образом в качестве энергетического материала. Жиры, расщепляясь в организме, выделяют в два раза больше тепла, чем белки и углеводы. Это связано с тем, что они содержат больше углерода, а потому и энергии дают при окислении гораздо больше. Жиры, так же, как и белки, бывают более или менее ценные. К первым относятся: молоко, сливки, сметана, сливочное масло, яичный желток, рыбий жир. Все эти продукты содержат витамины, без которых не может правильно расти и развиваться детский организм. Растительное масло, невитаминизированный маргарин, свиное сало не содержат витаминов. Растительные жиры также должны использоваться в питании детей, поскольку они содержат большое количество некоторых полезных для организма жирных кислот. Ребенок должен получать в сутки одинаковое количество белков и жиров. При этом имеется ввиду жир как добавляемый в пищу (масло и др.), так и входящий в состав продуктов (молоко, мясо и др.). Не следует перекармливать ребенка жирной пищей. Так как слишком большое количество жиров приносит вред. Жиры могут откладываться в виде запасов в подкожной клетчатке, в сальнике, печени и других органах, а это приводит к ожирению ребенка и ухудшает работу его сердца, сосудов и др. Кроме того, следует учитывать, что полные дети часто являются предметом насмешек сверстников, в связи с чем возможны даже нервные срывы. Углеводы Углеводы находятся главным образом в растительной пище - сахаре, крупе, муке, овощах, фруктах. В картофеле и крупах углеводы содержатся в виде крахмала, который в воде не растворяется. В желудочно-кишечном тракте он расщепляется до простых соединений, в том числе глюкозы, которые всасываются в кровь. В некоторых овощах, ягодах, фруктах углеводы находятся в виде растворимого в воде сахара: виноградного, тростникового и др. Сахар быстрее распадается в пищеварительном тракте человека и всасывается в кровь, чем крахмал. Углеводы полностью и очень легко окисляются при их достаточном поступлении в организм полностью покрывает все энергетические потребности. Углеводы необходимы для работы мышц, сердца, а также умственной деятельности, они улучшают освоение белков организмом, как бы экономя их. Избыток углеводов идет на образование жира, который откладывается про запас и ведет к ожирению. Поэтому перекармливание ребенка сахаром, медом, конфетами, сдобными булками, пирожками, макаронами вредно. Дети 7-11 лет должны получать 300-350 г углеводов, в 12-17 лет - 400-500 г. При этом школьникам следует давать в сутки 60-75 г сахара, а остальные углеводы должны вводиться за счет овощей, фруктов, круп и т. д. Как видим, соотношение белков, жиров и углеводов должно быть строго сбалансировано.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.