Идея текста. Авторская позиция. Основная мысль текста. Проблематика публицистических и художественных текстов — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Идея текста. Авторская позиция. Основная мысль текста. Проблематика публицистических и художественных текстов

2018-01-14 341
Идея текста. Авторская позиция. Основная мысль текста. Проблематика публицистических и художественных текстов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Ответы на задания первого урока

 

Попробуем определить тему текста ЕГЭ. Это публицистический текст, критическая статья, эссе (приведите доводы сами).

 

1. О чем говорится в первом абзаце? - Автор вспоминает о наслаждении, которое он испытал от чтения учительницей "Капитанской дочки".

 

2. О чем говорится во втором абзаце? - Автор упоминает Цветаеву, которая, читая "Капитанскую дочку", всегда ждала появления Пугачева. Сам автор, в противоположность поэтессе, ждал появления Савельича. (У меня было совсем другое. Я с величайшим наслаждением все время ждал появления Савельича).

 

3. О чем говорится в третьем абзаце? - Автор объясняет, чем его так привлек Савельич - своей любовью и преданностью Гриневу. Он использует риторические вопросы, восклицания и антонимические сочетания (Разве Савельич раб? Да он на самом деле хозяин положения!), что усиливает эмоциональное воздействие на читателя.

 

4. О чем говорится в четвертом абзаце? - Автор говорит, что мысль о таких перевернутых отношениях хозяина и слуги приходила ему еще в детстве, когда ему читали вслух "Капитанскую дочку". И вот сейчас он пришел к выводу, что причина таких отношений - бескорыстная любовь (Любовь - главнее всех).

 

5. О чем говорится в пятом абзаце? - Автор пытается обосновать собственное восприятие Савельича отношением Пушкина к своему герою. Он считает, что, видимо, писатель наделил Савельича любовью своей крепостной няни (метафора ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича).

 

6. О чем говорится в шестом, заключительном, абзаце? - Автор объясняет, что считает литературное произведение удачным, если появляется желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение.

 

Итак, мы видим, что:

 

а) начало и конец текста связаны единой мыслью, что "Капитанская дочка" - произведение, вызывающее читательское наслаждение;

 

б) середина текста посвящена авторскому видению Савельича и его взаимоотношений с Гриневым.

 

Следовательно, абстрактно можно принять, что тема текста - субъект (Савельич) и размышление о нем автора в рамках общего взгляда автора на "Капитанскую дочку". Из этой темы вытекает и один из вариантов названия текста: "Отношение Ф. Искандера к персонажу повести "Капитанская дочка” Савельичу и его взаимоотношениям с Гриневым".

 

Задание: этот вариант названия эссе достаточно узкий, расширьте его.

 
 


Идея - это то, что хотел сказать автор по выбранной теме. Проведем аналогию. Предположим, вы хотите построить дом. Дом - предмет вашего авторского внимания, то есть тема, которая включает в себя и задачу: дом надо построить. Далее вы продумываете, какой будет внешний вид дома, какие функции он должен выполнять, сколько денег будет стоить. И это обдумывание соотносится с целью, которую вы себе поставили, решив строить дом. Чего вы хотите: тепла? красоты? удивить соседей? Вот эта поставленная цель вместе с задачей и будет идеей постройки дома.

 

То же с текстом: автор должен наперед знать тему и поставить себе задачу высказаться по этой теме. В эту задачу может входить передача информации, или же автор хочет показать свое отношение к определенному предмету или явлению действительности, или же поставить злободневные вопросы. Решая задачу, автор одновременно обозначает для себя круг проблем, которые волнуют его по данной теме, и формулирует свое, лично ему присущее отношение к этим проблемам - авторскую позицию. Представление читателю круга проблем в оформлении авторской позиции есть цель автора и идея его текста. Идея может содержать четкую основную мысль текста как некий авторский вывод.

 

В научных и официально-деловых текстах идея ясна из названия, так же как и тема. Идея доклада "Доказательства присутствия жизни на Марсе" - обоснование того, что жизнь на этой планете действительно существует. А вот чтобы узнать идею статьи "Соломоново решение", в названии которой метафора, необходимо сначала прочитать статью, чтобы понять, решению какой злободневной проблемы она посвящена.

 

Идея объемных и композиционно сложных публицистических и художественных произведений вытекает из комплекса проблем, которые писатель ставит перед собой и читателем, или проблематики произведения.

 

Чтобы увидеть идею публицистического текста, нужно научиться анализировать авторскую позицию, выходя таким образом в круг проблем, которые есть в тексте. Для этого надо:

 

а) ответить на типовые вопросы, двигаясь по абзацам;

 

б) при ответе опираться на речевые средства, с помощью которых автор выражает свою позицию в тексте.

 

Определим идею текста из варианта ЕГЭ (текст приведен в задании 1, типовые вопросы и цитаты в ответах, подтверждающие читательский вывод, выделены курсивом).

 

1. Что интересует автора текста? - Ответ на первый вопрос - определение темы текста. В нашем случае, напомним, это размышление о Савельиче и его взаимоотношениях с Гриневым в рамках общего взгляда автора на "Капитанскую дочку".

 

2. Какую задачу ставит автор текста? - Автор хочет высказать собственное мнение о Савельиче. Автор всегда ждал появления Савельича - он полемизирует по этому поводу с Цветаевой (второй абзац: У меня было совсем другое. Я с величайшим наслаждением все время ждал появления Савельича).

 

3. В чем своеобразие авторского восприятия?

 

1) Каким образом автор оценивает предмет или явление, привлекшие его внимание? - В нашем случае идет оценка героя через его взаимоотношения с Гриневым (третий абзац: Разве Савельич раб? Да он на самом деле хозяин положения!);

 

2) Почему автор считает именно так? - Потому что Савельич бескорыстно любит Петрушу (четвертый абзац).

 

3) Какие аргументы приводит автор в обоснование своей позиции? - Объяснение своему взгляду на Савельича автор находит у Пушкина (пятый абзац: Пушкин ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича).

 

4) Какие выводы делает автор? - Автор делает два вывода. Один по поводу своего взгляда на героя (Любовь - главнее всех). Другой по поводу вообще удачи литературного произведения (Главным и неизменным признанием удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение).

 

Задание. Что показывает анализ: почему автор взялся за статью? Какова идея текста? Какова основная мысль текста - авторский вывод? Как можно озаглавить текст исходя из его основной мысли?

 

Занятие 4


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.