Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию

2018-01-14 374
Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию

В.М. Бехтерев

Нарушение речевого и двигательного развития — наиболее распространенные отклонения в формирова­нии у ребенка высшей психической деятельности. Ран­нее выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков малыша с пер­вых месяцев жизни позволяют не только скорректиро­вать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уров­ня развития ребенка. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторич­ных отклонений.

Двигательная и речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длительный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь инди­видуален и неравномерен. В определенный период все процессы синхронизируются, чтобы создать в совокуп­ности целостный ансамбль речевой деятельности, спо­собный адекватно реагировать на те требования, кото­рые предъявляет ребенку социальное окружение.

Очень важно, чтобы родители знали нормы двига­тельного и речевого развития ребенка, отслеживали этапы становления различных навыков. Вовремя при­нятые необходимые меры могут вернуть ребенку пол­ноценное развитие.

Движения пальцев и кистей рук имеют особое раз­вивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.

Различают следующие этапы формирования кисте­вых и пальцевых навыков (По данным П.Я. Гальперина, Ф.И. Фрадкиной, Е.Ф. Архи­повой):

В возрасте от 0 до 1 мес. формируется первая дви­гательная функция руки — хватание. Когда взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребен­ка, он плотно сжимает их.

В возрасте 2 месяцев малыш удерживает вложен­ный в руку предмет 2-3 сек. Совершает ритмические движения пальцами во время сосания — сжимает и разжимает их. В покое пальцы сжаты в кулачок. К кон­цу месяца ребенок вскидывает ручки при оживлении.

Начиная с трех месяцев появляются условно-реф­лекторные движения. Ребенок удерживает вложенный в руку предмет до 10 сек., тянет в рот. Совершает энер­гичные ритмические движения пальцами во время со­сания. Свободно размахивает руками без зрительного контроля.

У четырехмесячного малыша ладони часто раскры­ты, он складывает их вместе, переплетает пальцы, удерживает вложенный в руку предмет до 20 сек. Хло­пает руками по воде в ванне. Ощупывает свои руки. Протягивает руки к предмету, цепляется за него. Дви­жения пальцев недифференцированные.

В возрасте 5 месяцев ребенок противопоставляет большой палец другим. При схватывании предмета до­минирует участие пальцев. На протяжении длительно­го времени ритмически взмахивает руками, при этом издает неопределенные звуки. Протягивает руки мате­ри, а также к близкому предмету.

В 6—7 мес. Ритмически взмахивает руками. Если вложить в руку игрушку, размахивает ею. Переклады­вает предмет из одной руки в другую. Движения паль­цев при схватывании предмета становятся более диф­ференцированными. Размахивает руками при виде ванны с водой, хлопает по воде. Обороняются руками при приближении руки с мылом.

В 8—9 мес. крепко сжимает отбираемую игрушку. Берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие — всей ладонью. Показывает нос, глаза у другого челове­ка, у куклы. Машет рукой при прощании.

Начинает проявляться преобладание одной руки.

После 9 месяцев формируется манипуляционная деятельность.

В возрасте 10-11 мес. ребенок накладывает один предмет на другой.

Характерно манипулирование двумя предметами. Малыш снимает и надевает крышку коробочки, вкла­дывает палочку в отверстие, выбрасывает игрушки из кроватки, подражает предметным действиям взрослого.

В 12 мес. держит чашку, когда пьет. Играет вкла­дышами. Переносит усвоенные действия на новые объекты.

В 1 год 3 мес. пользуется ложкой, чертит каранда­шом — чаще круги.

Манипулирует несколькими предметами, отмеча­ется правильная последовательность действий: зачер­пывает песок совочком, насыпает в ведерко. Помогает одевать себя. Показывает глаза, нос и т.д. у себя. Пере­листывает страницы книги. Развертывает фантик на конфете. Использует ложку с вилкой. Имитирует вер­тикальные и горизонтальные штрихи карандашом.

С 11 мес. до 1 года 3 мес. появляются функциональ­ные действия, Наблюдается совершенствование дейст­вий, выработанных ранее, обобщение и перенос их на новые объекты. Дети целенаправленно используют предметы: из чашки угощают куклу чаем, катают ма­шинку, укачивают куклу, строят дом из кубиков.

Совершенствуются действия рук — кулачок разжи­мается, пальцы действуют самостоятельно и автоном­но. Активизируется большой палец, затем указатель­ный. Начинается интенсивное развитие всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца дру­гим. С этого времени движения всех пальцев становят­ся более свободными.

Возрастные особенности развития тонкой мотори­ки рук и зрительно-моторной координации (По данным Е.М. Мастюквой):

В возрасте 1—2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает стра­ницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает пирамидку.

В возрасте 2-3 лет открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чер­тами. Строит из кубиков.

В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.

Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.

Обнаружив у ребенка отставание в развитии двига­тельных навыков кистей и пальцев рук, займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.

Эта книга поможет вам.

Терпения, удачи и радости вам в занятиях с детьми!

 

У тебя есть две руки,
Есть и десять пальчиков.
Десять ловких и веселых,
Быстрых чудо-мальчиков.
Будут-будут наши пальчики трудиться,

Не пристало чудо-мальчикам лениться!

Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук.

УТОЧКА

На волнах качаясь,
Уточка плывет.
То нырнет, то вынырнет —
Лапками гребет.

Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде.

 

Котик

Гладим котика рукой.

Выгнул спинку он дугой.

Потянулся он, зевнул,

Замурлыкал и заснул.

 

Одной и другой рукой сделать расслабляю­щие упражнения для пальцев.

ОВОЩИ

Собираем мы в лукошко

И морковку, и картошку.

Огурцы, фасоль, горох —

Урожай у нас не плох.

 
 

 

 

Поочередно пригибать пальчики к ладош­ке, начиная с большого. Со слов: «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок.

 

ЛИСТОЧКИ

Ты весною видел чудо?

Как из маленький из почки

Появляются листочки.

Сложить ручки в кулачок, а затем разжать их.

 

 

 

 

КУЛАЧОК

Как фасолинки в стручке,

Наши пальцы в кулачке.

Кулачки мы разгибаем

И фасольки рассыпаем.

Раз, два, три, четыре, пять

Собираем все опять.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

МАСЛЕНИЦА

Положи блинок в ладошку:

Угости мурлыку-кошку,

Угости щенка Трезорку,

Потом мальчика Егорку,

Дай блиночек мамочке,

Дай блиночек папочке.

 


Первая строчка — прочертить пальцем круг на ладошке. На следующие пять строчек загибать паль­цы с проговариванием соответствующих слов.

 

КАЧЕЛИ

Дети сели на качели,

И качели вверх взлетели.

Опустились плавно вниз.

Ну-ка, с нами прокатись!

Упражнение вы­полнять вначале пра­вой, затем левой ру­кой, далее — двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми со­гнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

ГУСАК

Долго кланялся гусак.

Он поклоны класть мастак

 


 

 

ЛИСА

Лиса по лесочку петляла,

Хвостом следы заметала.

Соединить все подушеч­ки пальцев руки и движе­ниями пальцев и запястья раскачивать кисть вверх — вниз, затем вправо — влево.

ВЕЕР

Если в знойный летний день

Даже двигаться нам лень —

Мы возьмем красивый веер,

И подует легкий ветер...

Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, кото­рым обмахивают лицо в жаркий день.

ЗА ГРИБАМИ

 

Мы положим в кузовок

Самый маленький грибок:

Подосиновик, волнушку

И забавную свинушку

Белый, рыжик, сыроежку,

Подберезовик, конечно,

А красавец мухомор

Пусть украсит косогор!

Поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца.

БЕЛОЧКА

Сидит белочка в тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Мишке толстопятому,

Воробью, синичке,

Заиньке усатому... (Народная песенка)

 

 

 

Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого..

 

КУРИЦА

 

Как по нашей улице

Пробегала курица,

Растеряла всех цыплят —

Шустрых желтеньких ребят

Первый цыпленок

Следит за лягушкой,

Второй и третий —

Возле кадушки.

Бабочку ловят

Четвертый и пятый.

Эх, попадет вам От мамы, ребята!

Поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца.

 


 

ПАЛЬЧИКИ СОЛДАТИКИ

Командир позвал солдат:

«Становитесь дружно в ряд!

Первый встал, за ним — второй,

Безымянный, быстро в строй!»

А мизинчик очень мал,

Он чуть-чуть не опоздал.

Встали пальчики — «Ура!»

На парад идти пора.

 

 

Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широ­ко расставив пальцы в стороны.

ВСТРЕЧА

 

 
 

 

 

На правой ручке — пальчики.

На левой ручке — пальчики.

Пришла пора им встретиться —

Готовьте чемоданчики

Пальцами правой руки по очереди «здо­роваться» с пальцами левой руки, прикаса­ясь друг к другу кон­чиками

 


ВОЛНА

Светит полная луна —

За волной бежит волна,

Ветер веет на просторе,

И всю ночь волнует море...

Волн спокойных мерный шум

Усыпляет праздный ум...

Но так долго вредно спать —

Нам давно пора вставать.

 

 

Соединить пальцы двух рук в замок, со­вершать волнообразные движения сцеплен­ными руками. Затем разжать пальцы сразу двух рук.

 

ЗАМОК

Сцепим пальчики в замок

Чтоб войти чужой не мог.

Пустим только белочку,

Ежика и зайчика,

Пустим только девочку,

Пустим только мальчика.


 

Сцепить пальцы двух рук «в замок». При произнесении слов: «Пустим только...» — ла­дони разводить в стороны, затем быстро со­единять.

ИГРА В ПРЯТКИ

Прячься, Петенька,

Прячься, Анечка,

Прячься, Зиночка,

Прячься, Манечка!

Не найдет вас

Веселый мальчик,

Хоть и самый

Большой он пальчик.

Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с мизинца.

МЕДВЕДЬ

Бурый мишенька зимой

Крепко спал в берлоге.

Весною он проснулся,

Зевнул и потянулся:

 

«—Здравствуй, рыжая лисичка,

Здравствуй, белочка-сестричка!

Здравствуй, серенький волчонок!

Здравствуй, беленький зайчонок!»

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

ДРУЖНЫЕ РЕБЯТКИ

Здравствуй, Петенька!

Здравствуй, Анечка!

Здравствуй, Зиночка!

Здравствуй, Манечка!

Ах, и дружные ребятки,

Поиграем вместе в прятки.

 

 

 

Пальцами правой руки по очереди «здо­роваться» с пальцами левой руки, похло­пывая друг друга кончиками.

 

ЩЕЛЧОК

Один щелчок,

Другой щелчок —

Я так смогла,

И ты так смог!

Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в по­душечку большого пальца. Осталь­ные пальцы поднять вверх:

Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздух (несколько раз). По аналогии выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем.

ЛАПКИ

Стоит на задних лапках кот,

И в гости мышек он зовет.

Показывает лапки,

А лапки — цап-царапки!

Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ла­дошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить гром­ко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

ЖУК

Жук сидит на веточке.

Вы не бойтесь, деточки.

Попробуйте-ка сами

Пошевелить усами!

 

Сжать кулачок. Указательный палец и ми­зинец развести в стороны («усы»). Пошеве­лить «усами».

 

 

КОМАРИК

Комарик летит,

Комарик пищит,

Не нравится нам

Его аппетит!

Сжать кулачок. Указа­тельный палец выдвинуть вперед — это «хоботок», которым «комарик» пыта­ется «укусить». Мизинец и большой палец, рассла­бив, опустить вниз — это «лапки».

 

 

ЩЕНОК

Крутит хвостиком щенок —


Увидал в саду цветок.

 

 

Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое — пальцем левой руки

ВЕРТОЛЕТ

Вверх взлетает вертолет,

Будь внимательным, пилот!

Четыре пальца левой руки, кроме большо­го, сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

 

Вертолет лети, лети,

Лопасти быстрей крути

 

 


 

Пальцы обеих рук, кроме указательных и больших — в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и со­единить их подушечками (получается «хвост вертолета»).

Ножки

Вот бегут босые ножки

Прямо к речке по дорожке.

 

 

Указательный и средний пальцы правой, затем левой руки «ходят» по столу.

 

ДОЖДИК

Дождик-дождик,

Не дожди!

Не дожди! Ты подожди!

Выйди, выйди, солнышко

Золотое донышко.

{Народная потешка)

БАРАБАНЩИКИ

Твои пальчики-барабанщики,

Там-там-там!

Тук-тук-тук!

Раздается звонкий стук.

Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино.

КОЗА

Идет коза рогатая

За малыми ребятами. –

Кто кашу не ест?

Молоко не пьет?

Забодаю, забодаю...


Бородатая коза

Крутит серые глаза.

Рогами качает —

Сейчас забодает. (Народная потешка)

Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец дер­жать выпрямленными. Это — «коза». Со словами: «Забодаю, забодаю!» — «коза» начинает двигаться вперед.

ЗАЙЧИК

Зайка серый, что дрожишь?

От лисы ты убежишь.

 

Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, осталь­ные сжать в кулачок.

УЛИТКА

Выставив крутые рожки,

Ползет улитка по дорожке.

Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указа­тельный палец и мизинец. Продвигаясь мед­ленно вперед, «улитка» шевелит «усиками».

 

 

КОЛЬЦО

Выйди, Оля,

на крылечко

Подарю тебе Колечко.

Большой и указательный паль­цы соединить в кольцо, осталь­ные развести в стороны.

 

 
 
 

 

Складываем пальчики —

Получились зайчики.

Еще раз сложили —

Колечко получили.

 

Упражнение основано на переходе из од­ной позиции в другую:

1) пальцы — в кулачок, выдвинуть указа­тельный и средний пальцы и развести их в стороны;

2) большой и указательный пальцы соеди­нить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.

СОЛНЫШКО

Солнышко в глазки

Светит ребяткам.

Мы поиграем

С солнышком в прятки!

 

Образовать два кружка из больших и ука­зательных пальцев обеих рук, соединив их.

 

СТУЛ

 

Без молотка,

И без гвоздей,

Стул смастерим мы

Для гостей!

 

 

Левую руку поднять вер­тикально вверх. Прямые паль­цы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положе­нии кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе. Если упражнение вы­полняется легко, то можно менять положение рук попе­ременно на счет «раз»—«два».

ФЛАЖОК

Сложи-ка, дружок,

Из пальцев флажок!

Флажок мы возьмем,

На праздник пойдем.

 

 

Четыре прямых пальца правой руки, кроме боль­шого, плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой па­лец, оттянутый до отказа, оказался внизу.

 

ДОМ

Мы построим

новый дом!

Дружно в доме

заживем.

В нашем домике —

okoшko.

Загляни туда,

Антошка!

Создать угол «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Боль­шие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу.

 

ФОНАРИК - ШАРИК

Взяли в руки мы фонарик,

А потом — воздушный шарик.

Светит, светит нам фонарик,

Запускаем в небо шарик.

 

Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать маленькую, а затем большую окружность.

 

 

МИЗИНЧИК

 

Наш мизинчик

Утром встал,

Безымянного поднял.

Средний пальчик потянулся,

Указательный проснулся.

Должен и большой вставать, -

Братьев в садик провожать

 

Кисти руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С по­следней фразой большим пальцем и мизин­цем касаться друг друга.

 

 

ПАЛЬЧИКИ

Сел на диванчик

Маленький мальчик.

Сел рядом с ним

Безымянный пальчик.

Средний сел и указательный,

А большой

следит внимательно.

- Пальчик-мальчик,
Где ты был?

- С этим братцем —

 

В лес ходил.

С этим братцем —

Щи варил.

С этим братцем —

Кашу ел.

С этим братцем —

Песни пел!


(Народная песенка)

 

Поочередно сгибать и разгибать все паль­цы, начиная с мизинца.

 

УТРО

Светит солнышко

в окошко.

Под окошком

дремлет кошка.

 

Ладошки скрестить. Пальцы широко раз­двинуть, образуя «солнышко и лучики».

 

ДЕРЕВЬЯ

Появились мы из почки —

На ветру дрожат листочки.

 

Поднять обе руки ладонями к

себе, широ­ко расставить пальцы.

 

ПИОН

 

Распускается бутон —

Превращается в пион.

 

Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается «бу­тон». Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается «цветок».

 

БАБОЧКА

Бабочка-капустница

Над цветком летала,

Весело порхала —

Пыльцу собирала.

 

Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Паль­цы прямые. Легким, но рез­ким движением рук в за­пястьях имитировать полет бабочки.

 

 

ПТЕНЧИКИ

Приносила пташка

Птенчикам букашек.

Птенчики ждали —

Рты разевали,

Громко кричали.

 

Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.

ПО БРЕВНЫШКУ

По бревну, по бревнышку

Проползла букашечка,

Пролетела бабочка,

Пропорхала пташечка.


(Народная потешка)

 

 

 

Передвигать пальцы левой и правой руки по поверхности стола, имитируя перемещение букашки. Скрестить запястья рук и при­жать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. Легким, но резким движе­нием рук в запястьях имитировать полет ба­бочки и пташечки.

ДОМ

 

Мы с тобою

Красим дом.

Дружно в нем

Мы заживем!

 

 


Синхронно двигать кисти обеих рук из по­ложения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в сторону паль­цами.

 

ЦВЕТЫ

Расцвели в саду цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветочки,

Пять волшебных лепесточков.

Синхронно двигать кисти обеих рук из по­ложения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны паль­цами.

ПТИЧКА

На ладонь посадим птичку,

Кормим милую синичку.

Птичка зернышки клюет,

Деткам песенку поет:

«Тень, тень, потетень,

Я летаю целый день».

Ждут синичку пять птенцов —

Голосистых молодцов.

Детки в гнездышке сидят

И, конечно, есть хотят.

 

Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть к ладошке, имитируя движение, как птичка клюет зернышки.
КАЧАЕМ ЛОДОЧКУ

Мила в лодочке плывет,

Песни весело поет.

Ладонь руки — вверх, сложить пальцы «лодочкой». Плавно совершать качающие движения руки влево-вправо.

ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР

Дали мы Антошке

Веселую гармошку.

Взял наш Петя барабан,

Коле нравится баян.

На трубе дудит Егор —

Веселится весь наш двор!

Имитировать игру на разных музыкальных инструментах.

СЧИТАЛОЧКА

Гусь гнездо свое чинил,

Гусь считалку сочинил,

И гогочет, и гогочет:

Заучить считалку хочет! (Г. Лагздынь)

Большой и указатель­ный пальцы соединить в «клюв», а остальные — в кулачок.

ГУСЬ

Ты сердитый белый гусь,

Но тебя я не боюсь!

Поставить руку локтем на стол, все пальцы — пря­мые.
Четыре пальца, кроме большого, выдвинуть впе­ред и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опус­тить немного вниз. Получается «гусь» с от­крытым «клювом».

ЧЕРЕПАХА

Черепашка в пруд ползет —

Домик на спине везет.

Ты быстрей, быстрей ползи!

Домик весело вези!

 

Подушечками пальцев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, обра­зуя «полушарие». Вытянуть указательный палец с упором на стол и под­тянуть им вперед весь домик «черепашки» средним, безымянным пальцами и мизинцем.

 

БРАТЦЫ

Ходили по два братца

К морю прогуляться.

Ну а старший не гулял,

Он за столик всех сажал,

Вкусной кашей угощал.

Ладонь положить на стол. Пря­мые пальцы соединить. Раздвинуть в стороны поочередно две пары пальцев: сначала мизинец и безы­мянный, затем — средний и указательный. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей.

ВЯЖЕМ ШАРФИК

То крючок,

то петелька,

Вяжем шарфик

Петеньке.

Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, что­бы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: бе­зымянными, средними, указательными и большими.

КРЕСТИКИ - НОЛИКИ

Крестики и нолики —

У ребят на столике.

А попробуйте, друзья,

Девочки и мальчики,

Крестики и нолики

Складывать из пальчиков!

Кисти рук с прямыми пальцами положить на стол:

1) крестики — зацепить безымянный па­лец за мизинец или средний за указательный. Удержать это положение пальцев как можно дольше;

2) нолики — соединить подушечками большой палец с указательным, затем — со средним, безымянным пальцами и с мизин­цем.

 

КРУЖОК

 

Постарайся-ка, дружок,

Сложить пальчики

в кружок!

Раз — кружок, два — кружок,

Теперь три, четыре, пять —

Начинаем все опять.

А вот эти пальчики —

Два драчливых мальчика.

 

Соединить подушечками большой палец с указательным, затем со средним, безымян­ным пальцами и с мизинцем.

 

КУЛАЧОК

 

Сжали ручку в кулачок,

Положили на бочок:

Чок-чок, кулачок,

Чок-чок, на бочок!

Руки положить на стол:

- ладони прижать к столу;

- одновременно сжать два кулачка (пози­ция «кулак» — «кулак»);

- разжать пальцы одной руки и прижатьее к столу (позиция «рука» — «кулак»);

Для усложнения увеличить темп движения.

ЕЖИК

Шел по лесу

Хмурый ежик.

Не жалел

Коротких ножек.

Нес детишкам

Он грибочки.

Растерял их

Возле кочки

 

Пальцы правой и левой руки как будто шагают по парте. Затем пальцами обеих рук «собирать» потерянные грибочки.

 

ПАЛЬЧИКИ

Встают послушно пальчики,

Воспитанные мальчики.

Стоят — не шелохнутся,

Зови — не отзовутся.

Поочередно разгибать пальцы правой, за­тем левой руки, начиная с большого. Широко расставить пальцы в стороны, на некоторое время зафиксировать их в этом положении.

БУСИНКИ

Рассыпались у Люсеньки

Все маленькие бусинки.

Их соберем в коробочку,

Наденем на веревочку.

«Собирать» бусинки в коробочку.

Затем «надевать» бусинки на веревочку.

РЫБКИ

Рыбки пляшут в синем море —

Хорошо им на просторе.

 

 

Вытянуть ладошки и качать запястьями влево и вправо. Текст повторить несколько раз.

СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ

Задрожали пальчики,

Как солнечные зайчики.

Пляшут, пляшут зайчики,

И трепещут пальчики.

Поднять обе руки ладонями к себе, паль­цы расставить широко. Энергично пошеве­лить пальцами.

 

 

ВАТРУШКИ

Мы для милого Ванюшки

Испекли бы три ватрушки.

Только нет у нас пока

Ни муки и ни песка,

Ни яиц, ни соли,

Ни дрожжей, ни молока.

 

Кулачки правой и левой руки сжимать и разжимать одновремен­но. Начиная со слов: «Только нет у нас пока...» — поочередно сгибать пальцы, начиная с большого.

РУБИМ ДРОВА

Чтобы печку истопить,

Надо дров нам нарубить.

Рубим, рубим мы дровишки —

Пусть тепло будет детишкам.

Имитировать движения рук дровосека, пальцы «сплести», соединить ладони и стис­нуть их как можно сильнее

 

КОЗЛЯТКИ

Веселятся на площадке

Тонконогие козлятки.

На травке кувыркаются,

Прыгают, бодаются.

Мама-козочка строга,

Оттаскала б за рога,

Но нет пока что рожек

У деток — тонконожек.

 

Указательный и большой пальцы левой и правой руки энергично перемещаются по по­верхности стола, затем кулачки упираются друг в друга («бодаются»). Со слов: «Ма­ма-козочка строга...» — поднимать два расто­пыренных пальца левой руки вверх, а правой рукой сжимать «рожки».

 

ВЕСЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жа<


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.483 с.