Вопрос №21. Психолого-педагогическая и социальная работа с семьями, имеющими детей с проблемами в развитии. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Вопрос №21. Психолого-педагогическая и социальная работа с семьями, имеющими детей с проблемами в развитии.

2018-01-14 357
Вопрос №21. Психолого-педагогическая и социальная работа с семьями, имеющими детей с проблемами в развитии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психолого-педагогическое сопровождение с проблемами в развитии неразрывно связано с построением взаимодействия между родителями и участниками образовательного процесса, а главное оказанием психолого-педагогической поддержки взрослых, воспитывающих детей-инвалидов и организацией социальной адаптации детей.

В большинстве случаев родителям, не получившим специальную подготовку, очень трудно оценить возможности ребенка и ситуацию. Сотрудничество со специалистами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся равноправными партнерами специалистов, а в чем-то могут и превзойти их. Родители, движимые чувством любви к ребенку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистом методы обучения, проявить творчество и изобретательность в деле воспитания своего ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помощи ребенку.

Ответственность за результат коррекционно-воспитательной работы лежит на специалистах – дефектологах, педагоге-психологе.

Родители, в свою очередь, овладевают инструментарием, необходимым для эффективной помощи собственным детям.

Главной задачей психолога и учителя-дефектолога при взаимодействии с семьей больного ребенка, является не только выдача рекомендаций по лечению и воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях, выработанные в процессе сотрудничества со специалистами решения, родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребенка.

Мы используем разные формы работы с семьями, имеющими детей с нарушениями в развитии:

Индивидуальные формы работы с семьей

1. Анкетирование и опрос, диагностические методики. Проводятся по планам дефектологов, психолога и по мере необходимости.

Задачи:

× сбор необходимой информации о ребенке и его семье;

× определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;

× определение оценки родителями эффективности работы специалистов.

× определение особенностей личностных и межличностных отношений в семье.

2. Индивидуальное консультирование родителей.

Проводится с целью преодоления различных трудностей в обучении, воспитании и общении с ребенком в семье. В процессе индивидуального консультирования предоставляется возможность обратившемуся человеку отреагировать на накопившиеся эмоции, чувства, раскрыть собственные потенциальные возможности как родителя и возможности развития ребёнка.

3. “Родительский час”.

Проводится учителями – дефектологами 1 раз в неделю.

Задача: информирование родителей о ходе образовательной работы с ребенком, разъяснение “домашних заданий”.

4. Посещение индивидуальных занятий коррекционного педагога родителями.

Направлены на формирование навыков сотрудничества при организации совместной деятельности, укрепление сплоченности и взаимопонимания в диаде “мать – ребенок”. Благодаря демонстрации приемов работы с ребенком и конспектированию занятий дефектолога повышается уровень компетенции родителей в области обучения и воспитания детей.

Коллективные формы взаимодействия с семьей

1. Участие родителей в тематических собраниях, проводимых учителем – дефектологом, педагогом-психологом совместно с другими специалистами ОУ.

Тематика собраний:

“Информирование родителей о задачах и содержании коррекционно – образовательной работы”;

“Создание коррекционно-развивающей среды для ребенка дома”;

“Как подготовить ребенка к школе”.

“Адаптация ребёнка к детскому саду”.

“Психические особенности ребёнка с трудностями в развитии” (например, нарушения опорно-двигательного аппарата с ранним детским аутизмом).

2. День открытых дверей.

Знакомство с учреждением, направлениями и условиями работы.

3. “Клуб для родителей”.

Основной целью “Клуба для родителей” выступает психологическое, медицинское и социальное просвещение родителей, создание их психологического комфорта, актуализация проблемных тем в развитии малышей и мотивирование родителей на решение возникающих вопросов. Отмечено, что посещаемость данного мероприятия составляет более 50% родителей. Наиболее актуальные темы “Клуба для родителей” касаются здоровья детей, обучения и воспитания, трудностей в эмоционально-волевой и личностной сферах.

За счет создания “Клуба для родителей” взрослым, с идентичными проблемами их детей, предоставляется возможность поделиться личным опытом, быть принятыми и понятыми другими людьми. Данный факт часто благоприятно действует на родителей, так как обычно из социума они получают негативные эмоции относительно психического и физического состояния своего ребёнка.

Структура проведения “Клуба для родителей” варьируется в зависимости от основных запросов родителей, наиболее актуальных форм предоставления информации.

Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

Социальный работник является связующим звеном между семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, и субъектами семейной политики (органы государственного управления, трудовые коллективы, общественные, общественно-политические, религиозные организации, профсоюзы, общественные движения). В функции социального работника входят организация юридической, медицинской, психолого-педагогической, материальной и другой помощи, а также стимулирование усилий семьи по приобретению экономической независимости в условиях рыночной экономики.

Органы социальной защиты вносят изменения и дополнения по социальному обеспечению, предоставляют льготы и услуги, организуют материальную и другие виды помощи, санаторно-курортное лечение, корректировку действий, оформление в специализированные учреждения. Органы социальной защиты состоят из: центра трудоустройства (трудоустройство матери и отца); предприятия по организации работы на дому; центра профориентации (профориентация ребенка с ограниченными возможностями).

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ определяет основные льготы и преимущества инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам до 18 лет -- категория «ребенок-инвалид».

Основные льготы и преимущества:

- бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецептам врачей;

бесплатное санаторно-курортное лечение (вторая путевка предоставляется сопровождающему лицу);

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.