Вопрос №14. Педагогические технологии, методические системы в специальной педагогики. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Вопрос №14. Педагогические технологии, методические системы в специальной педагогики.

2018-01-14 388
Вопрос №14. Педагогические технологии, методические системы в специальной педагогики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогическая технология - совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.

Педагогическая технология в виде 3 аспектов:

1. научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2. процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств.

3. процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

  • по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции),
  • по целям и задачам (усвоение и закрепление знаний, воспитание и развитие (совершенствование) природных личностных качеств), по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты),
  • по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями),
  • по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология, и т. д.

Критерии:

Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижение образовательных целей.

Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

 

Вопрос №15. Коррекционные технологии.

рассмотрим три коррекционные технологии – это танцетерапия, изотерапия и музыкотерапия.

Танцетерапия

Это универсальная технология для всех возрастов, от детей и подростков до их родителей и педагогов. Занятия по танцетерапии (танцетворчеству) предназначены для всех, кто хочет жить в согласии со своим организмом(телом), чувствами (душой) и мыслями(разумом); для всех, кто хочет принимать и понимать окружающий мир.Цель танцетерапии – самоформирование и самосовершенствование с помощью заданных или произволь‑ных танцевальных движений, сопровождающихся музыкальным оформлением.Данную цель раскрывают и конкретизируют следующие задачи:свободное самовыражение с помощью телесного языка; выплеск эмоций;выражение чувств; построение взаимоотношений между телом и разумом, сознанием и подсознанием;создание собственного телесного имиджа; физические разгрузки; постижение искусства владения своим телом; физическое и психическое раскрепощение, «снятие» комплексов; усиление жизненного потенциала; коррекция стрессов, невротических реакций; раскрытие творческих способностей; формирование физической культуры; управление своими состояниями.

Занятия по танцетерапии выстраиваются в форме совместного игрового проживания танцетренингов, танцевальных движений, различных развивающих и диагностических упражнений, бесед, самоанализа, интегрированных занятий (тренинг личностного роста и танцетворчество, сеансы изотворчества), индивидуальной и групповой работы, технологии развивающейся кооперации.

Музыкотерапия

С давних пор музыка используется как лечебный фактор.В последние


десятилетия выделилось целое направление в психотерапии – музыкотерапия. С помощью музыкального ритма устанавливается равновесие в деятельности нервной системы, успокаиваются слишком возбудимые темпераменты и, напротив, «оживают»заторможенные дети и взрослые.Лирическая музыка создает общее настроение успокоения, тихой радости или грусти, ровное внешне поведение.Драматическая музыка создает настроение возбуждения, повышенного жизненного тонуса, подвижное и неспокойное поведение. Для релаксации желательна музыка медленная, спокойная, исцеляющая. Она должна быть не слишком громкой и не слишком долгой.Технология проведения занятий по релаксации достаточно доступна: 1) педагог включает музыку, участники сидят в удобных положениях и

расслабляются, контролируя свое дыхание и доводя его до спокойного; 2) педагог предлагает участникам«войти» в музыку и представить себе навеваемые ею образы (дальнее эхо,таинственный свет звезд, запах цветов, березовый лес), посмотреть вдаль,на синее небо, отдохнуть и т.п.


Музыкотерапия используется с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении.В настоящее время музыкотерапия является самостоятельным психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия на слушателя: 1) психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма); 2) психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоционального состояния). Именно катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать ее в коррекционной работе с детьми, обнаруживающими проблемы в развитии.Музыкотерапия применяется как в индивидуальной, так и в групповой формах работы. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах музыкотерапии: рецептивной,

активной и интегративной.

Изотерапия

Изотерапия также является универсальной технологией, которую можно использовать как для раздельной работы с родителями и детьми, так и для совместного детско‑родительского творчества. В основе изотерапии лежит особая «сигнальная цветовая система»,согласно которой посредством цвета

участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Изотерапия, с одной стороны – это метод художественной рефлексии; с другой стороны – это технология, позволяющая раскрыть художественные способности человека в любом возрасте, и чем раньше, тем лучше; а с третьей стороны – это метод психокоррекции, с помощью которого можно корректировать эмоциональное состояние человека и решать его внутренние психические проблемы.

Изотерапия включает в себя изотворчество, дополнительное рисование, свободное, коммуникативное и совместное рисование.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.