Основные типы, виды и формы семинаров — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Основные типы, виды и формы семинаров

2018-01-14 6785
Основные типы, виды и формы семинаров 5.00 из 5.00 5 оценок
Заказать работу

Традиционные семинары

 

Традиционно различают три типа семинарских занятий: просеминар, спецсеминар и собственно семинар.

Просеминар - занятие, подготавливающее, подводящее к семинару. Основная задача: ознакомиться со спецификой самостоятельной работы, а также с литературой, источниками, методикой работы с ними.

Спецсеминар- проводится, как правило, на старших курсах.

Основная задача: исследование по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.

Собственно семинар может быть двух видов:

- семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематиче­ски прочно связанный с ним;

- семинар, предназначенный для основательной проработки наиболее важных и типичных в ме­тодологическом отношении тем курса или даже одной темы.

 

Довольно распространенной формой является заслушивание и обсуждение докладов студентов.

Подготовка доклада включает несколько этапов и предусматривает длительную и системати­ческую работу студента и помощь педагога, оказываемую ему по мере необходимости.

На первом этапе студент обращается к раз­личным источникам, ищет и изучает разнообразную информа­цию. Эта стадия характеризуется тем, что студент намечает кон­кретные цели работы: что узнать, что уточнить, что уяснить, каким должен быть конечный результат.

На втором этапе — пла­нирования — разрабатывается содержание, устанавливается объем работы, корректируется, если необходимо, первоначальная формулировка темы, составляется план работы, тщательно изучает­ся отобранный материал, определяется логика раскрытия темы.

На следующем этапе материал систематизируется, уточняются композиция, выводы и обобщения, пишется текст, оформляет­ся работа.

Практика показывает, что успех доклада в значительной сте­пени зависит от того, как участвует группа в его обсуждении.

Ак­тивизации работы на семинарских занятиях способствует оппонирование или рецензирование докладов слушателями. В качестве оп­понентов и рецензентов может быть определен широкий круг сту­дентов; часть из них выступят с более развернутыми оценками, другие делают более частные замечания и дополнения.

При проведении семинарских занятий методом развернутой бе­седы по отдельным вопросам можно активизировать работу сту­дентов, заслушав заранее подготовленные сообщения.

Сообщения отличаются от докладов и рефератов тем, что дополняют вопрос фактическим или статистическим материалом.

Преподаватель дол­жен добиваться, чтобы очередной выступающий выражал свое мнение по поводу поставленных вопросов и строил ответ в логи­ческой взаимосвязи с уже высказанными суждениями, ставил за­дачу своего выступления, т. е. указывал, какой аспект проблемы собирается изложить, аргументировал свое мнение и подводил итоги рассуждений.

На семинаре важны непосредственный контакт, доверительное общение, атмосфе­ра товарищеской близости, взаимопонимания.

На семинарском занятии целесообразно использовать принцип "круглого стола", т.е. расположение участников лицом друг к другу. Это дает возможность высказывания всем участникам, личностного включения каждого в общение и ис­пользование невербальных средств общения: мимику, жесты, эмоциональные проявления.

Активные формы семинара

 

Семинар в сравнении с другими формами обучения требует от студентов довольно высокого уровня самостоятельности:

- уме­ния работать с несколькими источниками,

- сравнивать, как один и тот же вопрос излагается различными авторами,

- делать соб­ственные обобщения и выводы.

 

Интенсивность этой работы зави­сит от форм проведения семинара и форм контроля.

Конечно, самыми плодотворными с этой точки зрения являются активные формы семинара:

- диспуты,

- дискуссии,

- «круглые столы»,

- ролевые игры,

- «пресс-конференции» и т. п.

Каждая из этих форм своеоб­разна, имеет специфические функции, свою методику подготов­ки, организации и проведения.

В современной практике используется ряд инновационных форм проведения семинаров: семи­нар – дискуссия, семинар - исследование, семинар - деловая игра.

Семинар - дискуссия - диалогическое общение участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта, со­вместного участия в обсуждении и разрешении теоретических проблем.

Всем здесь предоставляется возможность равноправ­ного и активного участия в обсуждении теоретических позиций, предлагаемых решений, в оценке их правильности и обоснован­ности.

При этом необходимо точно выражать свои мысли, активно отстаивать свою точку зрения, аргументирование воз­ражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника.

Важным элементом семинара выступает дискуссия.

Дискуссия (от лат. discussio рассмотрение, исследование) — публичное об­суждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Однако сле­дует помнить, что добровольность выступлений — это еще не дис­куссия, хотя и свидетельство активности студентов.

Дискуссия оп­равдывает свое название в том случае, если обсуждаемый вопрос сложен, важен и неоднозначен по подходу и толкованию, т. е. пред­полагает альтернативные ответы.

Остановимся на двух основных особенностях дискуссии.

Пер­вая особенность заключается в том, что она проходит в устной форме, которая накладывает существенный отпечаток на ее ход.

При устном обсуждении спорных вопросов большое значение имеет эмоциональный, психологический момент, который обусловлен присутствием оппонента. Непосредственный контакт в ходе поле­мики спорящих сторон и ведущего может сыграть свою положи­тельную роль, так как дает возможность тотчас же указать на не­понимание или искажение мыслей, точки зрения.

Но устная форма дискуссии имеет и свои недостатки, которые необходимо иметь в виду преподавателю, ведущему занятие.

В силу большого влияния на участников устной дискуссии психологи­ческого, эмоционального фактора обсуждение вопроса может легко превратиться во взаимные обвинения сторонами друг друга. Есте­ственно, что такие «обсуждения», когда чувства берут верх над рациональными доводами и логикой доказательства, не могут приблизить к истине, привести к правильному и приемлемому решению спорного вопроса.

Из-за большого влияния психологического фактора убежден­ность в правильности той или иной точки зрения может сложить­ся не на основе логического доказательства и опровержения вы­двинутых положений, а на основе средств эмоционального воз­действия на участников спора — эрудиции, красноречия, а также чувств, интересов или неосведомленности спорящих.

Учитывая неизбежность эмоционального момента при ведении устной по­лемики, необходимо помнить о логике выявления истины; ведя дискуссию, нельзя забывать о том, что эмоции должны способ­ствовать утверждению правильной точки зрения, а не подчинять себе логику обоснования отстаиваемых воззрений.

Вторая особенность дискуссии выражается в том, что вопро­сы, которые могут возникнуть или быть поставлены на семинаре, можно разделить на два типа:

- дискуссионные проблемы науки;

- проблемы, которые уже решены в науке, но студентам это пока не известно.

В зависимости от того, какой из этих типов проблем обсуждается на семинаре, ставятся и конкретные цели, которые должна преследовать дискуссия.

Если обсуждаемая проблема яв­ляется дискуссионной, то полемика вокруг нее должна ставить перед собой цель:

- показать студентам творческий характер поиска истины,

- приобщить их к исследовательскому поиску

- привлечь к процедуре поиска истины.

Если же поставленная или возникшая на семинаре проблема уже разрешена, то цель ее об­суждения — подвести слушателей через столкновение различных мнений к правильному ее пониманию, постановке и решению.

Активное участие в дискуссиях раскрепо­щает студентов, формирует уверенность в себе, развивает само­стоятельность мышления.

Участие в дискуссии формирует у партнеров (студентов, преподавателей) коммуникативные навыки, культуру общения, в том числе умение терпимо относиться к мнению со­беседника, вести дискуссию, аргументирование доказывать свою точку зрения, умение слушать и уважать мнение оппонента.

Таким образом, дискуссия на семинаре способствует расшире­нию и углублению имеющихся у студентов знаний, т. е. она явля­ется одной из форм глубокого, личностного усвоения знаний. Она помогает развитию способности творчески мыслить, избавляя от механического воспроизведения заученного, т. е. выступает сред­ством воспитания культуры мышления, ведя к осмысленному ус­воению знаний.

Близка к дискуссии другая форма публичного обсуждения про­блем — диспут (от лат.disputo — рассуждать, спорить) — специ­ально подготовленный и организованный публичный спор на на­учную или общественно важную тему, в котором участвуют две или более стороны, отстаивающие свои позиции.

Целью семина­ров-диспутов является формирование оценочных суждений, ут­верждение мировоззренческих позиций.

Для успешного проведе­ния диспута необходима значительная подготовка, ориентирован­ная на ознакомление с проблемой, и создание адекватной атмо­сферы в самой аудитории.

Участников лучше разделить на под­группы, каждой из которых предстоит дискутировать с другой по заранее разработанным вопросам, подготовить сообщения и аргу­менты.

Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе как минимум две разноречивые позиции.

Преподаватель тща­тельно продумывает:

- задачи диспута,

- его предполагаемый ход,

- воз­можные варианты оценочных суждений и позиций;

- выводы, к которым участники могут прийти в результате обсуждения.

Велика роль преподавателя на диспуте как ведущего. Он:

- предоставляет слово желающим,

- следит за соблю­дением регламента,

- регулирует очередность выступлений,

- забо­тится о том, чтобы накал обсуждения не спадал до конца.

Заверша­ется диспут подведением итогов:

- насколько глубоко и методологи­чески верно были поставлены спорящими сторонами вопросы,

- сколь истинными оказались ответы и

- каково в целом качество усвоения проблемы обеими сторонами;

- выделяются отдельные интересно поставленные вопросы и ответы;

- дается оценка активности и каче­ства подготовки отдельных подгрупп и занятия в целом.

Спор на семинаре дает толчок к собственным размышлениям (как студента, так и преподавателя), вскрывая порой трудности и неясности в тех положениях, которые до сих пор казались про­стыми, ясными, бесспорными.

Полемика, развернувшаяся на семинаре, случается, не огра­ничивается временными рамками семинара, студенты продолжа­ют обсуждение затронутых вопросов и вне стен аудитории (ведь так трудно бывает отказаться от «своей», пусть даже раскритико­ванной точки зрения).

Семинар - исследование используется прежде всего в спец­курсах.

По предложению преподавателя в начале семинара образуется несколько подгрупп по 7-9 человек, которые получа­ют список из заранее заготовленных проблемных вопросов по теме занятия.

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необ­ходимо обменяться мнениями, провести дискуссию, "доисследовать проблему", пользуясь любыми источниками ин­формации.

В подгруппах готовится выступление ее представителя с ответами на проблемные вопросы, отражающее согласованное мнение группы.

Идут доклады всех подгрупп, а на последнем этапе работы семинара вырабатывается позиция всей группы, интегрирующая точки зрения подгрупп.

В семинаре - деловой игре воссоздаются основные ситуации и элементы, присущие профессиональной деятельности, с целью овладения предметным содержанием профессиональной деятельности. Играющие познают "себя через других" и "других через себя". Выполняя игровую роль, вступая в условно реальные отношения с другими играющими, студенты приобретаете опыт познавательной и профессиональной деятельности, а также социальных отно­шений.

Некоторые занятия можно проводить методом «мозгового штур­ма».

Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении студентов от инерции мышле­ния, в активизации творческого мышления, преодолении при­вычного хода мысли при решении поставленной задачи; он по­зволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в большой аудитории.

Основные принципы и правила этого метода — абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощ­рение всевозможных реплик и даже шуток. Успех применения ме­тода во многом зависит от преподавателя — руководителя заня­тия, который, опираясь на демократический стиль общения, поощряет фантазию, неожиданные ассоциации, стимулирует зарож­дение оригинальных идей и выдвигает свои. Но главное — это сотворчество педагога и студентов, основанное на вере в творчес­кие силы и способности студентов.

Конечно, этот метод не гарантирует тщательную проработку идеи. Он также имеет много ограничений для применения в учеб­ном процессе. Его особенно полезно применять в обучении спе­циальным предметам, где требуется решение конкретных твор­ческих проблем и задач.

Немаловажную роль в совершенствовании методики обучения играет внедрение в практику семинарских занятий нетрадицион­ных методов активного обучения.

Обычные формы учебной работы (лекции, семинары, практические работы, консультации, экзаме­ны, зачеты) имеют ограниченные возможности в изменении по­зиции студента, поскольку он всегда находится в состоянии обуча­ющегося.

Нетрадиционные же формы обучения в одном случае ста­вят его: в позицию режиссера, в другом — учителя, в третьем — консультанта, в четвертом — организатора определенной деятель­ности и т. д.

И чем разнообразнее выполняемые студентом роли и занимаемые им в деятельности позиции, тем разностороннее раз­вивается личность будущего специалиста. Его мыслительная дея­тельность приобретает системный характер, вырабатываются гиб­кость мышления и действий, умение ориентироваться в ситуации.

Наиболее эффективными в развитии технологий обучения в системе высшего образования являются такие методы активного обучения, как игровое проектирование и анализ конкретных си­туаций.

При игровом проектировании воспроизводится процесс созда­ния или совершенствования условного или моделируемого объек­та.

Учебно-познавательная и исследовательская деятельность сту­дентов направлена прежде всего на коллективное проектирова­ние изучаемого объекта.

В основе технологии проведения занятий лежат три стержневых элемента:

- механизм определения функцио­нально-ролевых интересов участников игрового проектирования;

- алгоритм разработки проекта;

- механизм «экспертной оценки» проекта или игрового «испытания проекта в действии».

Такой подход имеет огромное познавательное значение для буду­щих специалистов.

Анализ конкретных ситуаций способствует формированию у бу­дущего специалиста умения формулировать и решать задачу (про­блему) в определенной обстановке.

Ситуационные задачи суще­ственно отличаются от учебных задач-упражнений: если в последней всегда сформулировано условие (что дано) и требование (что надо найти), то в ситуационной производственной задаче, как пра­вило, таких параметров нет.

Будущему специалисту в ходе решения подобных задач необходимо прежде всего разобраться в реальной ситуации, определить, существует ли проблема и в чем она состо­ит, т. е. самостоятельно установить, что ему известно и что надо определить для принятия решения.

Более того, описание ситуации может содержать такие факторы, которые на первый взгляд кажут­ся не имеющими к ней прямого отношения.

Ситуационная задача может иметь несколько вариантов решения, которые окажутся при­емлемыми в конкретной ситуации, что требует от специалиста уме­ния выбрать из них наиболее оптимальный.

Таким образом разви­вается способность определять рациональные способы анализа про­блемной ситуации и пути ее решения.

Использование нетрадици­онных форм обучения на основе усиления интеграции образова­ния, науки и практики позволяет студентам не только увидеть имитации различных профессиональных ситуаций, но и самим не­посредственно участвовать в преобразующей деятельности.

При оценке качества семинарского занятия, дискуссии, дис­пута, деловых игр можно использовать следующие критерии:

- целенаправленность — постановка проблемы, стремление свя­зать теоретический материал с практикой;

- планирование — выделение главных вопросов, связанных с про­филирующими дисциплинами, знакомство с последними дости­жениями науки и техники по предмету;

- организация работы — умение вызвать и поддержать дискус­сию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений студен­тов, заполненность учебного времени обсуждением проблем;

- стиль проведения занятий — оживленный, с постановкой ост­рых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбужда­ющий мысли;

- отношение преподавателя к студентам — уважительное, в меру требовательное или равнодушное;

- отношение студентов к преподавателю — уважительное или безразличное, критичное;

- управление группой — преподаватель быстро устанавливает кон­такт с участниками семинара, уверенно и свободно держится в группе, разумно и справедливо взаимодействует со всеми студен­тами или, напротив, делает много замечаний, допускает повы­шенный тон, не владеет ситуацией.

Роль преподавателя во время проведения таких семинаров весьма велика. Очень важно, чтобы, не подменяя студентов и не отвечая за них, он сумел стать организатором обсуждения.

Заключитель­ное слово преподавателя, содержащее оценку рефератов, докладов, сообщений, должно, кроме того, помочь студентам увидеть сильные и слабые стороны выступлений, научить их критически осмысливать сказанное товарищем. В этом отношении семинар — более сложная форма работы, чем лекция. Здесь требуется не только прекрасное владение материалом, но и умение распределять вре­мя студентов, быстрая реакция на содержание и форму подачи идей, организация и оценка работы всего коллектива и внимание к отдельному студенту.

 

В теории продуктивного обучения семинар рассматривается какформа занятия, которая обеспечивает создание учащи­мися личных образовательных продуктов в ходе коллективно-группо­вой коммуникации.

Семинары отличаются от других видов занятий повышенной активностью и самостоятельностью учащихся, прояв­лением их оргдеятельностных личностных качеств.

Хуторской А.В. предлагает следующую классификацию семинаров:

· по дидактическим целям

- занятия по введе­нию в тему, планированию ее изучения,

- занятия по исследованию фундамен­тальных образовательных объектов,

- занятия по представлению и защите обра­зовательных результатов,

- занятия по углублению, обобщению и систематизации знаний,

- контрольные и зачетные семинары,

- аналитические семинары.

· по способу и характеру проведения

различают вводные, обзорные, самоорганизующие, поисковые семинары, индивидуальные и групповые семинары, семинары-проекты, семинары по решению задач, «круглые столы», «мозговые атаки», семинары — деловые игры и др.

· по доминирующим формам коммуникации учеников

эвристиче­ские семинары строятся на следующих видах работы: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, индивидуально-коллективной.

Виды семинаров:

Вводный семинар опирается на имеющиеся у учащихся знания и опыт. После объяснения учителем структуры семинара учащиеся коллективно собирают информацию по новой теме и классифицируют ее по разделам.

По каждому разделу учащиеся выбирают групповодов, кото­рые набирают свои группы.

Группы работают с собранной информа­цией по заданному алгоритму и готовят выступления перед классом, которые оцениваются и анализируются учащимися.

Обзорный семинар предполагает самостоятельный обзор учащимися всей темы на основе учебника и других материалов.

Результаты обзора учащиеся формулируют в виде следующих суждений:

1) смысл данной темы;

2) ее главные части или направления;

3) изучаемые объекты;

4) возникшие вопросы;

5) отличия изложения темы в разных источниках.

Особую роль играют сформулированные учащимися воп­росы.

По итогам обзорного семинара составляются индивидуальные и коллективные программы занятий по теме.

Самоорганизующий семинар предоставляет учащимся возможность самостоятельно

· определить цели занятия,

· распределить работу между коллегами по группе,

· выполнить и оценить ее,

· отчитаться перед аудиторией,

· наметить перспективу на будущее занятие.

Каждый студент выбирает одну тему, разработкой которой занимается на семинаре инди­видуально или в группе.

Поисковый семинар предусматривает исследовательскую деятель­ность студентов в группах, а затем коллективный поиск по наиболее интересным и важным проблемам.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.