Тема 4: общество как система — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Тема 4: общество как система

2018-01-14 186
Тема 4: общество как система 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Общество – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, саморазвитием, наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение.

Система это нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и взаимосвязанных частей.

Основные черты общества.К ним можно отнести следующее: территория, автономность, большая интеграционная сила, самовоспроизводство, саморегуляция.

Исторические типы обществ. Выделяют доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общества. Также, традиционное и индустриальное.

Теории происхождения общества. Инструментальная концепция. Используя орудия труда, люди обучались трудиться. Это привело к функциональному делению общины и закреплению системы разделения труда, а также к появлению экономических различий между людьми и семейными группами. Сексуальная концепция. Регламент воспроизводства населения, принося свои плоды в виде предсказуемой перспективы, возможности планировать хозяйственную жизнь и персональные взаимоотношения, дает социальную организацию. Кратическая концепция. Нормы, сохраняющие и поддерживающие отношения неравенства, ложатся в основу социальной организации. Человеческие ассоциации, способные выполнять сложную целесообразную деятельность возникают из управляющей подсистемы. Гендерная концепция основана на анализе распределения социальных ролей между полами. Семантическая концепция строится на признании слабости человека как биологического существа. Групповое взаимодействие связано с координацией усилий, дифференциацией и комбинированием функций. Большое значение теория уделяет общению, разработке символов коммуникации.

Модерн. Термин, описывающий специфические черты современных обществ. Общество модерна обычно имеет индустриальную капиталистическую экономику, демократическую политическую организацию и социальную структуру, основанную на делении на социальные классы.

Постмодерн. Термин, обозначающий качественно новое состояние, предположительно достигнутое современными индустриальными обществами. Противопоставляется модерну.

 

Тема 5: СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Человек – самое общее понятие, ведущее происхождение с момента выделения homo sapiens.

Индивид – отдельный, конкретный человек, единичный представитель человеческого рода.

Личность – человек, обладающий уникальным, только ему присущим набором биологических, психологических и социальных характеристик.

Индивидуальность – характеристика личности, обозначающая её уникальность и отличие от обобщённых понятий «человек» и «индивид».

Социальный статус – положение индивида или группы в системе экономических, социальных или политических связей и отношений. Статусы подразделяются на врождённые и приобретённые, формальные и неформальные, главные и второстепенные и др.

Социальная роль – ожидаемое поведение человека, занимающего определённое место в социальной системе, связанное с его социальным статусом. Два типа социальных ролей – конвенциональные и межличностные.

Ролевой конфликт – ситуация, при которой человек сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей. Ролевые конфликты делятся на внутриролевые и межролевые.

Социализация – процесс усвоения людьми определённой системы ценностей и норм культуры, становление личности в обществе.

Агенты социализации – социальные институты, которые осуществляют или способствуют социализации: семья, друзья, образовательные учреждения, СМИ, армия, трудовые коллективы и др.

Ресоциализация – процесс усвоения новых знаний, норм, ценностей и навыков вместо прежних.

Основоположник психоанализа З. Фрейд рассматривал человека как систему нужд, а общество – как систему запретов, табу. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей из-за социальных ограничений, личность ищет компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации.

Согласно теоретикам символического интеракционизма личность утверждается в процессе социального взаимодействия индивида с другими людьми, важнейшими элементами которого является обмен жестами и словами (теория «самости» Ч. Кули, теория«зеркального я» Дж. Мида, «драматургический подход» И. Гоффмана).

Марксизм подходит к проблеме личности в рамках теории исторического материализма. По К. Марксу личность является продуктом или объектом социальных отношений, она такова, какова окружающая среда. Неомарксистские походы отражены в теории «одномерногочеловека» Г. Маркузе, который критикует современное западное общество, в котором устанавливается тотальный контроль над всеми индивидами, господствует индустрия развлечения, стандартизируется образ жизни, деградирует культура, а социальные институты, ориентированные на поддержание существующего порядка, способствуют возникновению «одномерного сознания».

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.