Билет №8. Классический этап в развитии социологии. Макс Вебер — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Билет №8. Классический этап в развитии социологии. Макс Вебер

2018-01-14 250
Билет №8. Классический этап в развитии социологии. Макс Вебер 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одним из самых влиятельных теоретиков социологии, оставивших выдающийся след в ее истории, является Макс Вебер (1864—1920). Становление концепции исторической социологии, к которой немецкий социолог продвигался на протяжении всего своего творческого пути, было обуслов­лено довольно высоким уровнем развития современной ему исторической науки, накоплением ею большого количества эмпирических данных о социальных феноменах во многих обществах мира. Именно пристальный интерес к анализу этих данных помог Веберу определить свою основную за­дачу — сочетать общее и специфическое, выработать мето­дологию и понятийный аппарат, с помощью которого мож­но было бы упорядочить хаотический разброс социальных фактов. Труды Вебера представляют собой удивительный по широте охвата и смелости обобщений сплав исторических изысканий и социологической рефлексии.

Известность Веберу принесла работа «Протестантская этика и дух капитализма» (1904). Основное внимание Ве­бера в этой и других работах по хозяйственной этике было направлено на изучение культурного значения современно­го капитализма, т. е. его интересовал капитализм не как экономическая система или результат классовых интересов буржуазии, а как повседневная практика, как методически-рациональное поведение.

Единственным в своем роде признаком современного западного капитализма Вебер считал рациональную орга­низацию формально свободного труда на предприятии. Предпосылками этого стали: рациональное право и раци­ональное управление, а также интернационализация прин­ципов методически-рационального поведения в рамках практического поведения людей. Поэтому он понимал со­временный капитализм как культуру, крепко укоренившу­юся в ценностных представлениях и мотивах действий и во всей жизненной практике людей его эпохи.

Важным вкладом Вебера в социологии было введение понятия «идеальный тий». «Идеальный тип» представляет собой искусственно, логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого соци­ального феномена~{например, идеально типическое военное сражение должно включать в себя все основные компонен­ты, присущие реальному сражению, и т. п.).

Современная американская социология сформировалась в значительной степени благодаря развитию веберовской концепции свободы от ценностных суждений. Однако сам Вебер не отрицал полностью значение оценок. Он лишь считал, что процедура исследования разделяется на три эта­па. Ценности должны фигурировать в начале и в конце исследования. Процесс же сбора данных, точное наблюде­ние, систематическое сравнение данных должны быть бес­пристрастны. Веберовское понятие «отнесение к ценности» означает, что исследователь производит отбор материала на основе современной ему системы ценностей.

Основа социологической теории Вебера — это концеп­ция социального действия. Он отличал действие от чисто реактивного поведения. Его интересовало действие, вклю­чающее мыслительные процессы и осуществляющее по­средничество между стимулом и реакцией: действие имеет место в том случае, когда индивиды субъективно осмыс­ливают свои поступки.

В трудах Вебера блестяще исследованы феномены бюро­кратии и всеподавляющей прогрессирующей бюрократиза­ции («рационализации») общества. Важная категория, введен­ная Вебером в научную терминологию, — «рациональность». Рационализация, по Веберу, это результат воздействия не­скольких феноменов, несших в себе рациональное начало, а именно — античной науки, особенно математики, допол­ненной в эпоху Возрождения экспериментом, эксперимен­тальной наукой, а затем и техникой. Здесь же Вебер выде­ляет рациональное римское право, которое получило на европейской почве дальнейшее развитие, а также рацио­нальный способ ведения хозяйства, возникший благодаря отделению рабочей силы от средств производства. Факто­ром, который позволил как бы синтезировать все эти эле­менты, явился протестантизм, создавший мировоззренчес­кие предпосылки для осуществления рационального способа ведения хозяйства, поскольку экономический ус­пех был возведен протестантской этикой в религиозное призвание.

Так сложился современный индустриальный тип обще­ства, который отличается от традиционных. А главное его отличие — в том, что в традиционных обществах отсутство­вало господство формально-рационального начала. Фор­мальная реальность — это то, что исчерпывается количе­ственными характеристиками. Как показывает Вебер, движение в направлении формальной реальности — это движение самого исторического процесса.

Наиболее известным произведением М. Вебера являет­ся «Хозяйство и общество» (1919).


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.