Тема 11. Социальные институты — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Тема 11. Социальные институты

2018-01-14 406
Тема 11. Социальные институты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  1. Понятие социальный институт, структура институтов.
  2. Виды и функции социальных институтов.
  3. Процесс институционализации.

 

Тесты для самопроверки

1. Что такое социальный институт?

а) Основа хозяйственной деятельности современного постиндустриального общества; то, что отличает его от общества традиционного.

в) Движение борьбы женщин за свои права.

б) Признак деградации культуры, разрушения основ цивилизации.

г) Устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей.

 

2. В чём заключается главное предназначение социальных институтов?

а) Удовлетворять общественные потребности и придавать обществу стабильность.

б) Давать дипломы выпускникам.

в) Обеспечивать обществу подвижность и изменчивость.

г) Обеспечивать формирование целостного мировоззрения, основанного на научной картине мира.

 

3. Что не является социальным институтом?

а) Семья.

б) Ребёнок.

в) Армия.

г) Государство.

 

4. Какие функции свойственны политическим институтам?

а) Репродуктивная.

б) Эмоционального удовлетворения.

в) Обеспечение социального порядка.

г) Передача знаний подрастающему поколению.

 

5. Какой социальный институт удовлетворяет потребность в решении духовных проблем, поиска смысла жизни?

а) Образовательный.

б) Брачно-семейный.

в) Религиозный.

г) Экономический.

 

6. Проявлением дисфункции какого института являются снижение рождаемости, детская беспризорность?

а) Семьи.

б) Религии.

в) Армии.

г) Образования.

 

7. Процесс и результат появления в обществе социального института называется:

а) Институционализация.

б) Дисфункция.

в) Стигмация.

г) Стабилизация.

Темы для рефератов

1. Исчезнувшие социальные институты (институт дуэли, кровной мести).

2. Религия как социальный институт: место роль и функции религии в современном обществе.

 

Литература

Основная

1. Радаев, В. В. Социальная стратификация: учеб. пособие / В. В. Радаев, О. И. Шкаратан. - М.: Наука, 1995. - 237 с.

2. Радугин, А. А. Социология: курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Радугин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр, 1999. - 160 с.

3. Социология: учеб. для вузов / рек. Мин. образов. РФ; под ред. В. Н. Лавриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 407 с.

4. Радугин, А. А. Социология: Курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Радугин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр, 2001, 2000. - 244 с.

5. Смелзер, Н. Социология: учебное пособие / Н. Смелзер. - М.: Феникс, 1994.

6. Тощенко, Ж. Т. Социология: учебник для вузов / Ж. Т. Тощенко; рек. Мин. общ. и проф. образов., доп. УМО по классич. университетскому образ. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 640 с.

7. Фролов, С. С. Социология: учебник для вузов / С. С. Фролов; рек. М-вом образования РФ. - 3-е изд., доп. - М.: Гардарики, 2003. - 344 с.

Дополнительная

1. Баранников, В.П., Матронина, Л.Ф. Динамика религиозности в информационном обществе // Социс. 2004. № 9.

2. Каргина, И.Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация // Социс. 2004. № 1.

3. Филатов, С. Б., Лункин, Р. Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социс. 2005. № 6.

 

 

Тема 12. Семья как социальный институт

Определение семьи.

Структура семьи.

Формы брака.

Исторические типы в развитии моногамной семьи.

Функции семьи.

 

Тесты для самопроверки

1. Семья, включающая в себя двух родителей и их детей, является:

а) Неполной.

б) Расширенной.

в) Нуклеарной.

г) Матриархальной.

 

2. Что такое экзогамный брак?

а) Брак, который заключается между представителями одинакового социального слоя

б) Неравный брак.

в) Брак, где супружество возможно лишь между представителями одной религиозной конфессии.

г) Брак, где супружество возможно лишь вне данной родственно-семейной группы.

 

3. Что такое моногамия?

а) Брак одного мужчины с одной женщиной.

б) Гомосексуальный брак.

в) Официально зарегистрированный брак.

г) Семья, в которой нет детей.

 

4. Многоженство разрешается исламом и существует в некоторых мусульманских странах. Как называется такая форма брака?

а) Неофициальный брак.

б) Полигиния.

в) Эндогамия.

г) Неполноценный брак.

5. Как называется обычай, согласно которому одна женщина может иметь несколько мужей?

а) Полиандрия.

б) Традиционный брак.

в) Левират.

г) Шведская семья.

 

6. Чем характеризуется патриархальный тип семьи?

а) Равноправием супругов.

б) Зависимостью жены от мужа, а детей от родителей.

в) Независимым положением женщины, которая стремиться построить собственную профессиональную карьеру.

г) Малым количеством детей.

 

Темы для рефератов

1. Брак как лифт социальной мобильности.

2. Студенческая семья.

3. Проблемы неполных семей.

4. Современные тенденции развития брачных отношений.

5. Место семьи в системе общественных ценностей в современном обществе.

 

Литература

Основная

1. Мацковский, М. С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики / М. С. Мацковский. - М.: Наука, 1989.

2. Радаев, В. В. Социальная стратификация: учеб. пособие / В. В. Радаев, О. И. Шкаратан. - М.: Наука, 1995. - 237 с.

3. Радугин, А. А. Социология: Курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Радугин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр, 2001, 2000. - 244 с.

4. Смелзер, Н. Социология: учебное пособие / Н. Смелзер. - М.: Феникс, 1994.

5. Тощенко, Ж. Т. Социология: учебник для вузов / Ж. Т. Тощенко; рек. Мин. общ. и проф. образов., доп. УМО по классич. университетскому образ. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 640 с.

6. Фролов, С. С. Социология: учебник для вузов / С. С. Фролов; рек. М-вом образования РФ. - 3-е изд., доп. - М.: Гардарики, 2003. - 344 с.

Дополнительная

1. Вдовина, М. В. Межпоколенные конфликты в современной российской семье // Социс. 2005. № 1.

2. Митрикас, А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы // Социс. 2004. № 5.

3. Шевченко, И.О., Шевченко, П.В. Большая семья – какая она? // Социс. 2005. № 1.

4. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства в связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана // Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. - М.: Политиздат, 1986.

 

Вопросы к зачёту по курсу «Социология»

1. Социология как наука. Объект и предмет социологии.

2. Место социологии в системе общественных наук.

3. Структура социологии.

4. Методы социологии.

5. Вклад О. Конта в развитие социологии.

6. Социологические взгляды Э.Дюркгейма.

7. Социологические взгляды Г. Спенсера.

8. Социология М.Вебера.

9. Социология в России.

10. Социологические взгляды П.Сорокина.

11. Общественное и природное в человеке.

12. Понятия человек, индивид, личность.

13. Социализация.

14. Социальные статусы и социальные роли.

15. Девиантное поведение.

16. Социальные связи.

17. Формационная концепция развития общества.

18. Типология обществ. Теория аграрного, индустриального и постиндустриального обществ.

19. Социальные общности.

20. Социальная группа и её разновидности.

21. Теория социальной стратификации, критерии стратификации.

22. Исторические типы стратификации.

23. Теории классов. Теории Маркса, Вебера, Уорнера (современная классовая структура).

24. Основные концепции неравенства.

25. Социальная мобильность.

26. Маргинальность.

27. Гендерная структура общества.

28. Возрастная структура общества.

29. Молодёжь как поколенческая группа. Социальные проблемы современной российской молодёжи.

30. Демографическая ситуация в современной России.

31. Территориальная структура общества.

32. Город и село как типы поселений.

33. Современные тенденции развития городов.

34. Понятие этнос.

35. Исторические формы этнических общностей людей.

36. Социальный институт. Виды и функции социальных институтов.

37. Религия как социальный институт.

38. Семья как социальный институт.

39. Формы брака.

 

Темы курсовых работ

1. Позитивистско-натуралистические школы «одного фактора».

2. Психологическая школа в социологии.

3. Социологическая система Э. Дюркгейма.

4. Социология М. Вебера.

5. Социологическая теория В. Парето.

6. Марксистская социология.

7. Роберт Мертон.

8. Роль «самосбывающихся предсказаний» в социологии.

9. Понятие аномии у Э. Дюркгейма и Р. Мертона.

10. Общество и альтруизм. Этическая концепция П. Сорокина.

11. Теодор Адорно.

12. Концепция «авторитетной личности» Т. Адорно и ее современное значение

13. Хаберманс и новейшая эволюция традиций Франкфуртской школы

14. Эрих Фромм.

15. Принцип «иметь» против принципа «быть» у Э. Фромма.

16. Периодизация истории отечественной социологии. Основные школы и направления.

17. Позитивизм в русской социологии.

18. Позитивизм в русской социологии: субъективная школа в социологии (ПЛ. Лавров, Н.К. Михайловский, С.Н. Кривенко, С.Н. Южаков, В.М. Чернов).

19. Марксистская социология.

20. Неокантианство в социологии.

21. Христианство и социальное неравенство.

22. Кадровый менеджмент в трудовых организациях.

23. Технологии кадрового менеджмента.

24. Персонал организации.

25. Основные противоречия во взаимодействии государства и частного бизнеса в России.

26. Труд в ценностных ориентациях россиян.

27. Социальный портрет «болельщика».

28. Научное знание и религиозная вера – друзья или враги?

29. Молодежная художественная субкультура актуальные направления.

30. Методы формирования творческой личности в высшей школе.

31. Российский потребитель художественной продукции (основные характеристики)

32. Социокультурные функции рекламы.

33. Кино в России: деградация или обновление?

34. Новая семейная политика «доходов – налогов – кредитов».

35. Девальвация семейного образа жизни в современном обществе как следствие общего кризиса системы семейных ценностей.

36. Сожительство: формы, тенденции, причины, последствия.

37. Научные парадигмы и концепции объяснения снижения рождаемости.

38. Современный Российский рабочий класс.

39. Конфликты в организации и пути их решения.

Задания для выполнения контрольных работ

студентами заочной формы обучения

 

Вариант 1

1. Социология как наука. В чём специфика социологии по сравнению с социальной философией, психологией, историей, культурологией.

2. Природное и общественное в человеке.

3. Вопрос о справедливости неравенства в обществе. Социальные теории.

4. Демографическая ситуация в современной России.

5. Теория социального действия М.Вебера.

 

Вариант 2

1. Методы социологического исследования.

2. Сущность процесса социализация личности. Основные факторы социализации.

3. Проблемы гендерного неравенства в профессиональной деятельности.

4. Социальная группа и ее разновидности.

5. Социологические теории П.Сорокина.

 

Вариант 3

1. Исторические формы этнических общностей людей.

2. Истоки и факторы девиантного поведения.

3. Сущность теории социальной стратификации. Понятие социальной мобильности.

4. Характерные особенности индустриального общества.

5. Взгляды О.Конта, М.Вебера, К.Маркса на предмет социологии.

 

Вариант 4

1. Что включается в понятия «человек, индивид, личность»?

2. Феральные люди (дети-маугли).

3. Социальные функции семьи в современном обществе.

4. Социальная структура современного российского общества.

5. Вклад О. Конта в основание и становление социологии.

 

Вариант 5

1. Что такое социальный статус и социальная роль.

2. Молодёжь, как особая демографическая общность. Социальные проблемы современной российской молодёжи.

3. Город и село как типы поселений.

4. Трудовая миграция и национальные отношения. Проблема «гастарбайтеров».

5. Теория классов К.Маркса.

 

Вариант 6

1. Место семьи в системе общественных ценностей в современном обществе.

2. Исторические типы этнических общностей.

3. Гендерные стереотипы и предрассудки.

4. Маргиналы в современном обществе.

5. Теория аномии Э. Дюркгейма.

 

Вариант 7

1. Объект и предмет социологии.

2. Характерные особенности аграрного общества.

3. Игромания как проблема современного общества.

4. Каковы факторы социальной мобильности в современном российском обществе.

5. Вклад К.Маркса в становление социологии XIX в.

 

Вариант 8

1. Функции семьи в современном обществе.

2. Развитие теорий «урбанизма» и «антиурбанизма» в общественной мысли.

3. Социальная структура Современного западного общества. Роль «среднего класса» в обществе.

4. Конфликты на национальной почве и способы их преодоления.

5. Социальный эволюционизм Г. Спенсера.

 

Вариант 9

1. Этносоциология. Понятие этнос. Концепции природы этничности.

2. Современные тенденции развития городов.

3. Современные тенденции развития брачных отношений.

4. Офисные работники: процветающий слой или новый пролетариат?

5. История развития социологии в России в XIX-XX вв.

 

Вариант 10

1. Столица и провинция: разница статусов.

2. Дайте определение «среднего класса». Сформирован ли он в современной России.

3. В чём состоят основные проблемы социализации пожилых людей?

4. Современные проблемы межнациональных отношений в России.

5. Теория социального конфликта Р. Дарендорфа

 

Вариант 11

1. Понятие «социальной общности». Типы социальных общностей.

2. Толпа и ее негативное воздействие на общество и личность.

3. Характерные черты постиндустриального общества.

4. Каковы положительные и отрицательные стороны такого явления, как национализм?

5. Социологическое учение М.Вебера об идеальном типе

 

Вариант 12

1. Понятие модернизации общества. Закономерности модернизации.

2. Что такое «социальное пространство»? По каким критериям можно определить положение человека в социальном пространстве?

3. Понятия социальной нормы и девиантного поведения. Позитивная и негативная девиация.

4. Феминизм: движение за равноправие женщин.

5. Социология цивилизаций Н.Я. Данилевского.

 

 

Вариант 13

1. Современный Российский рабочий класс

2. Сожительство: формы, тенденции, причины, последствия

3. Труд в ценностных ориентациях россиян.

4. Социокультурные функции рекламы.

5. Принцип «иметь» против принципа «быть» у Э. Фромма.

 

 

Рекомендации к выполнению контрольной работы

Вопросы заданий для контрольных работ одновременно являются вопросами для курсового экзамена.

Задания для контрольной работы состоят из пяти вопросов, охватывающих различные темы, что позволяет студенту самостоятельно изучить большую часть курса.

Ответы на вопросы должны быть полными, конкретными и достаточно краткими. В ответах можно использовать схемы, графики, таблицы.

Контрольная работа помогает сформировать навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой, способствует выработке критического отношения к информации, формированию системного аналитического мышления.

Студенту-заочнику особенно важно научиться самостоятельно подбирать литературу, уметь выделять главное, чётко и лаконично излагать свои мысли.

Контрольная работа может быть написана от руки.

При оформлении контрольной работы на компьютере необходимо выполнение следующих требований:

· Формат листа — А4;

· Текстовый редактор — MS Word любой версии;

· Поля на странице: слева – 3 см, сверху — 2, см, снизу — 2,0 см., справа — 1,5 см.

· Шрифт — Times New Roman, 14 пт.;

· Абзац: интервал — 1.5, красная строка — 1.25 см., выравнивание — по ширине, допускаются переносы в словах;

· Печать осуществляется на одной стороне листа;

· Все страницы, кроме титульного листа, должны быть пронумерованы.

В конце работы приводится список использованной литературы. Список приводится в алфавитном порядке учебных, научных и других источников, используемых при выполнении контрольной работы, допускаются ссылки на Internet-сайты и другие адреса.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.