Возможности гармонизации детско-родительских отношений — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Возможности гармонизации детско-родительских отношений

2018-01-14 311
Возможности гармонизации детско-родительских отношений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Система коррекционных воздействий должна предусмат­ривать прежде всего восстановление или создание позитив­ных эмоциональных связей с близкими ребенку взрослыми и сверстниками. Для достижения этой цели необходимо опи­раться на гуманистические принципы в организации про­светительской и психологической помощи родителям.

При реализации индивидуальной программы реабилита­ции ребенка с проблемами в развитии в качестве основных (универсальных) задач работы с родителями следует рас­сматривать следующие:

— создание спокойной, доброжелательной внутрисемей­
ной атмосферы с теми режимными ограничениями и
особенностями, которые необходимы в связи со спе­
цификой нозологической формы инвалидизирующе-
го и сопутствующих заболеваний;

— организация питания ребенка в соответствии с уста­
новленной диетой;

 

— обеспечение своевременного приема ребенком медикамен­
тозных средств, наблюдение за эффектом их действия,
своевременное информирование о своих наблюдениях ку­
рирующих ребенка медицинских специалистов;

—- овладение элементами специальных физиотерапевти­ческих процедур (ванны, души, прогревания и др.), массажа и лечебной физкультуры для использования в соответствии с медицинскими предписаниями;

— постоянное наблюдение за особенностями соматичес­
кого и психического статуса ребенка с ведением соот­
ветствующих записей в специальном дневнике;

— овладение элементами детской психологии и специ­
альной педагогики, необходимых для проведения в
домашних условиях занятий по воспитанию ребенка в
соответствии с рекомендациями специалистов;

— овладение основами правовых знаний, связанных с
обеспечением прав ребенка-инвалида, и реализация этих
знаний для защиты прав ребенка.

Другие задачи следует ставить с учетом состояния ребен­ка, возможностей родителей и т.д.

В стратегию деятельности педагогов и психологов на пути сотрудничества с семьей входит организация взаимо­действия родителей, контакты которых в обычной жизни ограниченны. Традиционных полуформальных родительс­ких собраний для этого недостаточно. Действенной может оказаться форма так называемой «школы родительской ком­петентности в вопросах воспитания ребенка», организация которой находится в прямой зависимости от творческого отношения специалистов и врачей, работающих с детьми, и от взаимной готовности членов семьи и педагогов к кон­структивному диалогу. На этапе адаптации родствеников ребенка к коллективу сотрудников учреждения и родите­лям других детей следует большее внимание уделить лек­ционной форме работы, преследующей цель ознакомления родителей с универсальными принципами работы с деть­ми с отклонениями в развитии. В процессе упрочения от­ношений и установления взаимопонимания (в этом бес­спорна роль психолога, которому отдается приоритет в про­ведении первых занятий) нужно постепенно переходить к

 

беседам, дискуссиям, семинарам и другим формам общения, которые помогут родителям осуществлять личные контак­ты друг с другом, взаимную психологическую поддержку, и обмену опытом работы со своими детьми. На этом этапе психолог и педагоги направляют, регулируют их деятель­ность и оказывают консультативную помощь. Такое разви­тие отношений «педагог — родитель — родитель» позволя­ет перейти от формального общения к проблемам детей и к конструктивному их решению, реализуемому во взаимо­действии.

Важно сознательно способствовать снятию барьеров в контактах взрослых, развитию инициативы, заинтересован­ности в совместных встречах, беседах, обмене опытом.

Как показывает пракгика, воспитатели предпочитают офи­циальным собраниям, посещениям детей на дому не­официальные формы общения с родителями как равноправ­ными партнерами. К ним относятся совместные чаепития, праздники, отдых. Однако педагогу важно установить раци­ональный баланс между взаимодействием и дистанцирова­нием. И.И. Мамайчук считает, что кратковременные беседы педагогов с родственниками вне плана, так называемые раз­говоры на ходу, по мере возникновения проблем, являются педагогически более целесообразными, чем заранее подго-ювленные выступления и сообщения [93].

Интересно зарекомендовали себя в нашей работе беседы-консультации по поводу конкретной проблемы, «круглые столы» с участием приглашенных специалистов разных на­правлений или одних родителей.

Практический опыт показал, что начинать работу по включению семьи ребенка во все сферы реабилитации, вос­питания и обучения следует с того ее члена, который наи­более подготовлен к этому морально, физически и психо­логически.

Хотелось бы поделиться собственной системой психоло-I ической помощи родителям, разработанной и успешно при­меняющейся в практической деятельности уже в течение многих лет. На рис. 17 представлена технология оптимиза­ции детско-родительских отношений, где показаны основ­ные формы работы с родителями и детьми.

 



 


Еще на диагностическом этапе работы (первый этап), со­бирая анамнестические данные о ребенке, семье, стилях се­мейного воспитания, необходимо прогнозировать объем по­мощи, на который способны родители каждого ребенка, их ютовность ее оказывать.

Следует с первой встречи психологически готовить ро­дителей к сотрудничеству с врачом, психологом, педагога­ми, специалистами. Очень часто приходится убеждать их в необходимости этого, ведь многие из них не меньше ребен­ка нуждаются в поддержке и поощрении, так как успехи в проводимой работе появляются не сразу, и на определен­ном ее этапе могут возникнуть убеждение в бесполезности прилагаемых усилий и ощущение безнадежности.

В социально неблагополучных семьях, как правило, во­обще не приходится рассчитывать на помощь и нужно вы­бирать организационные формы работы, основывающиеся полностью на внесемейных методах, либо ориентироваться на кого-либо из родственников (бабушка, дедушка и др.), наиболее заинтересованных в успехах ребенка и берущих на себя большую часть ответственности за его развитие. Это и есть «воспитатель номер один», надежный партнер в кор-рекционной работе, обучение которого приемам и способам взаимодействия с ребенком дает позитивный эффект как в его личностном, так и в интеллектуальном развитии.

Основная задача учебно-просветительской работы с ро­дителями (второй этап) — накопление психолого-педагоги­ческих знаний, необходимых для воспитания детей. В реали­зации этого направления, помимо психолога, принимают участие педагоги, узкие специалисты (логопед, дефекто-лог, педагог по изобразительной деятельности, музыке и 1.д.) и врачи. Формы работы по просвещению членов семьи аномального ребенка достаточно известны и описаны в ли­тературе, так что нет необходимости останавливаться на них подробно.

Не секрет, что большинство родителей не знают, как по­мочь собственным детям, так как не понимают реальных причин возникающих трудностей в поведении и обучении, и часто просто считают их ленивыми и капризными. Дети, и так тяжело переживающие свои неудачи, зачаст>ю допол­нительно «заряжаются» отрицательными эмоциями от недо­вольных и раздраженных пап и мам. Если вспомнить, что становление «Я»-концепции, мотивации на достижение ус-

 

 

неха или на избегание неудач приходится на дошкольное детство, то легко представить себе, какой разрушительный заряд несет в себе подобная негативная реакция со стороны родителей.

Однако они часто и сами испытывают своего рода «ком­плекс неполноценности», чувство вины, считая первопри­чиной беды своего ребенка себя (болезни, стрессы во время беременности, проблемные отношения в семье, развод и т.д.), и тогда психотерапевтическая помощь требуется больше ро­дителям, чем ребенку.

Хорошо, если к работе с родителями подключаются дет­ский психиатр и педиатр, которые смогут объяснить роди­телям, что скрывается за терминами «задержка психическо­го развития», «интеллектуальная недостаточность», «мини­мальные мозговые дисфункции», скажут о необходимости обследования, лечения, наблюдения такого ребенка, а пси­хологи и дефектологи расскажут о возможностях его обуче­ния, развития и способах развивающей работы с ними.

Не стоит ожидать, что после такого своеобразного «лик­беза» все родители будут в состоянии самостоятельно про­водить всю коррекционную работу, да этого и не требуется. Достаточно того, что вы приобретете в родителях активных союзников, понимающих специфику дефекта и готовых все­ми силами помогать развитию ребенка.

Оправдана себя тактика домашних заданий, когда родите­лям предлагали взять с собой игры и методические пособия для совместных занятий дома, заполнить вместе с ребенком тетради домашних заданий. Кстати, дети нередко были са­мыми заинтересованными участниками этого процесса — ведь мама сегодня точно найдет время с ним поиграть, раз дали задание в тетрадке!

Давно известно, что родителей надо не только просве­щать, но и обучать способам правильного общения с деть­ми. Понятно, что такое обучение возможно только при их активном участии, в живом общении на практике. В зару­бежной психологии обобщен опыт работы родительских групп, в который входят тренинги родительской эффек­тивности, построенные с учетом известных моделей обще­ния (теория Н. Джинотта о групповых коммуникациях); инструктаж родителей по вопросам воспитания детей; мо­дель на основе трансактного анализа; программы Т. Гордона, содержащие личностно-ориентированный подход К. Роджерса,

 

и др. Отечественная наука также разработала теоретические основы данного направления (Л.С. Выготский, А.Н. Леон­тьев, П.Я. Гальперин, В.Н. Мясищев).

Опираясь на эти положения, мы создали и апробировали программу тренинга оптимизации детско-родительских от­ношений как средства преодоления проблем эмоционально-личностного развития ребенка — программу тренинга роди­тельских групп «Школа общения с ребенком».

Каждое занятие включает в себя теоретическую часть, со­держащую конкретные знания и способы эффективного вза­имодействия с ребенком, практические упражнения, приво­дящие к осознанию и отреагированию собственных про­блем (чувство вины, причины неприятия ребенка, негативные эмоциональные переживания из собственного детства). Вы­полнение упражнений повышало родительскую сензитив-ность к эмоциям и переживаниям ребенка, развивало спо­собность к децентрации.

Занятия учили родителей понимать и использовать не­вербальные чувства и эмоции, предвидеть возможные слож­ности в развитии ребенка и применять действенные спосо­бы их преодоления, используя полученные знания, с учетом индивидуального психического своеобразия, особенностей развития и возможных нарушений детско-родительских вза­имоотношений. Часть занятий была посвящена проблемам саморегуляции и релаксации, где родители получили необ­ходимые навыки преодоления тревожных состояний как у себя, так и у ребенка.

После каждого занятия участникам предлагалось домаш­нее задание, в котором они пробовали применить получен­ные знания в общении с ребенком, а также фиксировали собственные ощущения, реакции ребенка, какие-либо изме­нения в поведении и отношениях в семье. Ведение дневника самоанализа способствовало глубокому осмыслению полу­ченной информации.

На наш взгляд, данная программа служит профилакти­ческим и психотерапевтическим средством в работе с роди­телями детей, имеющих те или иные нарушения развития. Можно также рекомендовать им занятия в паре: ребенок — мать.

Исследования В.Н. Подосинова (1995), посвященные кор­рекции психического и личностного развития с помощью «монолога матери», помогают выстроить помощь семьям, где

дети испытывают материнскую депривацию. Автор указы­вает, что при достижении определенного возраста голос для детей становится как регулятором, так и стимулятором по­ведения, поведенческих актов. Именно голос — его тембр, фон, скоростные характеристики, создают предпосылки для эмоционального восприятия содержательной части речи. Пси­хическое и личностное становление человека неразрывно связано с восприятием голоса. Следовательно, специально сконструированный самой матерью (с помощью психолога) и ею же озвученный с музыкальным сопровождением мо­нолог, дополненный ласковыми прикосновениями, дает ей возможность реализовать свой творческий потенциал в раз­витии и воспитании сына или дочери. Вариативность моно­лога зависит только от желания матери и индивидуальности ребенка, он может быть построен как монолог суггестологи­ческий или монолог о будущем. Вплетаясь в музыкально-шумовую фонограмму релаксации, что углубляет процесс осознания воспринятого содержания, вызывает мощную волну переживаний, подготавливая основу для восприятия еловая помогая воссозданию образов и проектированию поведен­ческих актов. В основу работы с матерью взят принцип «мать не навредит».

Данная психотерапевтическая работа матери напоминает работу гипнотерапевта, но есть и существенные различия, зак­лючающиеся в следующем: с помощью самой матери, ее твор­чества создаются предпосылки для ре&тизации творческого потенциала ребенка; с помощью голоса создаются условия для саморегуляции эмоциональных состояний ребенка; про­водится коррекция поведения и негативных черг характера.

Сочетание этих способов с отношениями сотрудничества и веры в резервные возможности каждого ребенка не толь­ко обеспечивает детям с ЗПР успех в преодолении отстава­ния в психическом развитии, но и становится действенным средством профилактики вторичных социально обусловлен­ных аномалий.

Вопросы и задания

1. Почему семья, воспитывающая ребенка с ЗПР, может
быть отнесена к категории «семья повышенного риска»?

2. Перечислите типичные реакции родителей на трудно­
сти развития ребенка. Подберите литературу и составьте ре-

 

комендательный список источников, позволяющих родите­лям в подробной и доступной форме получить информа­цию о специфике развития детей с ЗПР.

3. Подберите методики оценки системы детско-родитель-
ских отношений. Проведите исследование типов родитель­
ского отношения с помощью методики Э.Д. Эйдемиллера
«Анализ семейных взаимоотношений» и опишите получен­
ные результаты.

4. Проанализируйте программу авторского тренинга «Шко­
ла общения с ребенком» и оцените ее психотерапевтические
возможности.

5. Что такое материнская терапия и как ее можно ис­
пользовать в работе с родителями, воспитывающими про­
блемного ребенка?

6. Перечислите другие известные вам формы и методы
работы с родителями, направленные на оптимизацию сис­
темы детско-родительских отношений. Разработайте психо­
логические рекомендации членам семьи, направленные на
оптимизацию детско-родительских отношений.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Карта-схема изучения

социально-психологического

и медицинского статуса ребенка

(Е.В. Соколова)

Уважаемые родители! Предлагаем вам ответить на во­просы данной карты. Это поможет нам лучше узнать осо­бенности развития вашего ребенка, его индивидуальные черты и трудности, что позволит эффективно организовать про­цесс психолого-педагогического сопровождения его развития.

Фамилия, имя ребенка___________________________

Дата_________________________________________

/. Социальная часть

Пол ребенка_______

Дата рождения _____

Учреждение, которое посещает ребенок

Состав семьи_____________________

ФИО матери______________________

Возраст _________________________

Образование _______________

Род занятий в настоящее время
Хобби, увлечения___________

Привычки (в том числе вредные)_____________

ФИО отца________________________________

Возраст __________________________________

Образование ______________________________

Род занятий в настоящее время______________

Хобби, увлечения__________________________

Привычки (в том числе вредные)_____________

С кем проживает ребенок в настоящее время? _

Другие родственники, принимающие активное участие в

воспитании ребенка_____________________________

Другие дети в семье_____________________________

Их возраст ____________________________________

Отношения ребенка с другими детьми

Как ребенок воспринял появление младших детей в се­
мье?

Как старшие отнеслись к его рождению?___________

Материальное положение семьи__________________

Жилищные условия семьи_______________________

Есть ли у ребенка своя комната, свой угол, кровать,
стол и т.д.?_____________________________________

2. Беременность и роды

Возраст матери в период беременности____________

Были ли беременности до этого?__________________

Какой исход они имели?

Роды были преждевременные, в срок, переношенные

(подчеркнуть)__________________________________

Стремительные, затяжные, нормальные (подчеркнуть)

Роды по счету

Оценка жизнеспособности ребенка по шкале Апгара

Работали ли Вы во время беременности?_______

Была ли беременность запланированная?______

Обсуждался ли вопрос о прерывании данной беременно-

сти?

Вредные привычки матери до и во время беременности

Есть ли в семье наследственные заболевания, какие?

Имел ли место резус-конфликт?__________________

Находились ли Вы на сохранении в больнице?______

Был ли у Вас токсикоз, в каком триместре беременнос-

ти?

Болели ли Вы во время беременности, чем?________

Какими препаратами/средствами лечились?________

Были ли у Вас психологические или физические травмы

в этот период.'

Посещали ли Вы курсы для беременных, какие?

Как Вы можете охарактеризовать свое эмоциональное

состояние в период беременности?________________

Протекали ли роды естественно, без вмешательства?

295

 

 

спользовались ли в родах наркоз, анестезия, стимуляция

родовой деятельности? ______________________

Были ли у ребенка асфиксия, родовая травма?_____

Осложнения у него во время или после родов_______

Были ли у ребенка внешние повреждения?_________

3. Ребенок от рождения до 1 года

Вес____________________________________

Длина _________________________________

Когда ребенка впервые приложили к груди? __
Заболевания, диагноз, посташтенный в роддоме
Травмы, операции _______________________

Госпитализация (с матерью или нет)

Вовремя ли проводились прививки?_

Характер сна ребенка_____________

Характер его бодрствования_______________

Эмоциональное состояние матери в этот период Кто ухаживал за ребенком на 1 -м году жизни? _

Были ли у ребенка гипер- или гипотония мышц, судоро-

ги.'

Когда он начал держать голову?
Ходить ____

Когда появились первые зубы? Когда сказал первые слова? _

Наблюдался ли ребенок у специалистов? На основании каких жалоб, показаний _

Прибавка веса_____________________

Прибавка роста ___________________

На каком вскармливании был ребенок (на грудном или
искусственном, ребенка кормили по потребности или по ре­
жиму)? _______________________________________

Были ли у родителей вредные привычки в этот период?

4. Ребенок от 1 года до 3 лет

Где и с кем находился ребенок в этот период?

Посещал ли ребенок ясли?_______________

Как ребенок адаптировался к яслям, детскому коллекти-

ву?

Было ли в этот период одно из перечисленных событий: развод родителей, смерть кого-то из близких, рождение младшего ребенка, переезд на новое место жительства и т.д.?

 

Темпы, сроки и особенности речевого развития

Когда ребенок начал употреблять местоимение «я»?

В каком возрасте он начал запоминать простые стишки,
«потешки»? ____________________________________

Адекватно ли ребенок пользовался мимикой, жестами,
не было ли это единственным средством общения?_

Насколько он проявлял свою привязанность/независи­
мость? ________________________________________

Какие предметы и игрушки вызывали наибольший ин­
терес? ________________________________________

Характер взаимодействия ребенка со сверстниками

Как протекал «кризис 3 лет»?

Были ли у ребенка страхи в этот период, какого характе-

ра?

Особенности сна ребенка (движения, звуки во сне, тре­
вожный сон) ___________________________________

Насколько у него развиты познавательные процессы, как глубоко он интересуется игрушками или другими предмета-

ми.'

Пытается ли самостоятельно одеваться/раздеваться?

Когда сформировались навыки опрятности (пользование горшком, умывание и пр.), как трудно это давалось ребенку?

Состояние его здоровья в этот период

Наличие травм __________________

Госпитализация _______ _______

Частая рвота, в том числе на нервной почве

Беспричинный подъем температуры______

Дрожь подбородка, конечностей_________

Были ли у ребенка судорожные состояния?

Замечали ли Вы вспышки немотивированной агрессии
или аутоагрессии у ребенка?_____________________

Отмечался ли у него плач взахлеб (когда ребенок не мог
вдохнуть)?_____________________________________

Меняется ли поведение ребенка при болезни, как.

 

5. Особенности развития ребенка от 3 до 7 лет (дошколь­ный период)

Посещал ли Ваш ребенок детский сад, с какого возраста?

Если нет, то кем воспитывался_________________

Ходил ли ребенок в специализированную группу, зани­
мался у логопеда, психолога?____________________

Как протекала адаптация, как долго?______________

Хотел ли ребенок ходить в детский сад?___________

Отличалось ли его поведение дома и в саду?_______

Какой характер носили взаимоотношения со сверстника-

ми.'

Какой характер носили взаимоотношения с воспитателя-

ми/

Изменилась ли его речь после поступления в сад?

Часто ли ребенок болел в этот период?
Какие игрушки он предпочитал?_____

Как менялся характер поведения ребенка при стрессе?

Случались ли у него резкие перепады настроения?__

Как ребенок выполняет правила, соблюдает ли дисцип­
лину (спокойно или с протестом)?_________________

Проявляет ли упрямство, агрессию?_______________

6. Особенности развития ребенка младшего школьного воз­раста

Занимались ли Вы подготовкой ребенка к школе?___

Обучался ли ребенок по особым программам (класс кор­
рекции, индивидуальное обучение и др.)?__________

Посещал ли он дополнительных специалистов (логопеда,

психолога, репетитора)?_________________________

Как ребенок адаптировался к школе?______________

Опишите отношение учителей к нему______________

Какие отношения были у ребенка с одноклассниками?

Какие предметы нравятся ему?___________________

Есть ли различие в его поведении в школе и дома?

Устает ли ребенок в школе?______________________

Не стал ли Ваш ребенок болеть чаще после того, как по­
шел в школу?________________________________

 

 

Появились ли у него вредные привычки или другие из­
менения характера? _____________________________

Каковы типичные причины конфликтов ребенка в шко­
ле и дома?___________________________ :___________

Отмечается ли у ребенка расстройство слуха, зрения, речи?

Чем занимается ребенок в свободное время?_______

Есть ли у него друзья?___________________________

Приложение 2

Система мероприятий по профилактике

школьной дезадаптации и коррекции

неадекватной самооценки детей

младшего школьного возраста

Первое занятие

Разминка

Упражнение «Кто Я». Члены группы сидят в кругу. Веду­щий предлагает им представиться и рассказать о себе то, что бы им хотелось (например, хобби, любимое время года и т.п.). Первым представляется ведущий и передает символи­ческий предмет (ручку, мяч) участнику слева, таким обра­зом представление идет по кругу. Упражнение считается за­конченным, когда мяч возвращается к ведущему.

Основная часть

Упражнение «Передай по кругу». Детям предлагается пере­дать (пантомимикой) горячую картошку, ледышку, бабочку и др. Упражнение способствует достижению взаимопонима­ния, сплоченности группы.

Упражнение «Настроение». Участникам предлагается похо­дить по комнате, при этом постараться почувствовать свое тело (ноги и ступни, руки и кисти, позвоночник и голову...).

Ведущий объясняет:

Теперь подумайте о своем настроении, с которым вы начали упражнение, и выразите это настроение походкой. Пожалуйста, при этом не разговаривайте и не обращайте внимания на других. Продолжительность 15 с.

Сейчас вы должны походкой выразить другое настрое­ние. Представьте себе, что вы совсем обессилели. Походи­те немного как человек, который очень устал (15 с).

Теперь идите, как совершенно счастливый человек, полу­чивший чудесное известие (15 с).

 

Пройдитесь как очень пугливый человек (15 с). Теперь идите, как предельно собранный человек, станьте канатоходцем, идущим по проволоке (15 с).

В заключение участники могут сами придумать, что бы им хотелось выразить своей походкой (15 с).

Заключительная часть

Упражнение «Перышко». Ведущий дает инструкцию.

Начните ходить по комнате. Почувствуйте свои ступ­ни, пальцы, ощутите свои руки, кисти, кончики пальцев, свою голову, подбородок, веки... Теперь представьте себе, что вы превратились в нечто очень-очень легкое, маленькое перышко, может быть, даже в нежную пушинку.

Начните двигаться по комнате так, чтобы все ваше тело выражало эту легкость, изобразите парение и танец пе­рышка, носимого ветром по комнате. Иногда оно, возмож­но, крутится, иногда летает низко над полом, иногда зави­сает высоко, делайте это легко, используя неожиданные, красивые движения. Подумайте, как вы можете задейство­вать свои руки и кисти, чтобы выразить легкость этого перышка. В то время как вы «летаете» по комнате, вы можете говорить про себя: «Я легкий, как пух, я могу дви­гаться очень плавно, изобретать новые движения, я могу сделаться совершенно легким и наслаждаться танцем».

А теперь «перышки» должны постепенно успокоиться и замеретьтихо летите на свои места.

Продолжительность 1 — 2 мин.

Второе занятие Разминка

Упражнение «Ритуал приветствия». Участникам группы предлагается поприветствовать друг друга разными существу­ющими и несуществующими способами. Можно изобрести новую и необычную форму приветствия. Она должна быть достаточно простой, чтобы ее могли запомнить и использо­вать в повседневном общении и приносить радость. Первым здоровается ведущий. Далее процедура идет по кругу.

Основная часть

Упражнение «История». Участникам предлагается совместно с ведущим сочинить общую историю на тему «Уверенность в себе». Проиграть роли уверенных в себе людей.

Упражнение «Мелодия». Детям предлагается встать в круг и, хлопая в ладоши, «сыграть» какую-нибудь мелодию («В траве

 

сидел кузнечик», «Подмосковные вечера» и др.). При этом каж­дый участник делает только один хлопок. Также можно просто «погонять» хлопки по кругу. Каждый участник последователь­но по кругу хлопает в ладоши, а ведущий задает темп и ритм.

Заключительная часть

Упражнение «Ритуал прощания». Упражнение выполняет­ся аналогично «Ритуалу приветствия», только вместо при­ветственных фраз школьникам предлагается придумать ори­гинальные способы прощания.

Третье занятие

Разминка

Упражнение «Молекулы»1. Ведущий дает участникам груп­пы следующую инструкцию:

Сейчас мы с вами, молекулы, 1 человек — / молекула. Но в природе молекулы редко живут по одиночке, они объеди­няются в разные группы. Давайте и мы попробуем. Я буду называть цифру (количество молекул в группе), а вы долж­ны как можно быстрее объединяться. Давайте выясним, кто у нас самый активный!

Основная часть

Упражнение «Нет». Участники группы садятся в круг. Ве­дущий объясняет задание:

Умение сказать «нет» очень важно для застенчивых лю­дей. Нам иногда предлагают сделать то, что мы не хотим или не можем, и в таких случаях умение сказать "нет" приходит нам на помощь. Давайте потренируемся. Разбей­тесь по парам и попробуйте уговорить товарища сделать нелепое действие (постричься налысо, приходить на заня­тия в валенках, ходить с серьгой в носу и т.д.). А он дол­жен аргументировать свой отказ.

Упражнение «Голубь в портфеле». Ведущий просит для игры одолжить пустой портфель и объясняет:

Сейчас я передам портфель кому-то из вас и задам ему один весьма неожиданный вопрос. Получивший портфель должен быстро придумать остроумный и оригинальный от­вет, после чего передать портфель другому члену группы,


1 Перед началом нужно объяснить детям, что означает слово «мо­лекула».

 

задав ему новый вопрос, который должен отличаться от


моего, но не слишком, т.е. фактически он должен быть его вариантом. Например, я передаю портфель Ване и спраши­ваю его: "Почему ты держишь голубя в портфеле?" Ваня быстро отвечает мне и передает портфель Саше, спросив его: "Почему у тебя в портфеле зерна пшеницы?"

Вы все поняли? Тогда я даю портфель Ване со словами: "Почему ты держишь в портфеле голубя?"Желательно, что­бы придуманный вами вопрос имел определенный смысл для того, к кому вы обращаетесь.

Это упражнение создает атмосферу разрядки и веселья, стимулирует креативность и пробуждает любознательность. Внимание зрителей перемешается на спрашивающего и от­вечающего.

Заключительная часть

Упражнение «Ручейки в речку». Участники группы стоят в кругу. Ведущий объясняет:

Представьте, что каждый из васмаленький ручеек. Ручейки текут все по-разному: некоторые прямо, некоторые извилисто. Но все они текут в одну сторону. Сначала соеди­няются два ручейка, затем три, а потом все ручейки слива­ются вместеполучается одна большая и быстрая река.

Четвертое занятие

Разминка

Упражнение «Построиться по...». Участникам группы пред­лагается построиться по росту, цвету волос, алфавиту имен и др. Группа может сделать несколько попыток.

Основная часть

Упражнение «Самый-самый» (метод подтверждения уни­кальности ребенка). Школьникам предлагается сделать то, что они умеют лучше всего (что-нибудь показать, изобра­зить, рассказать стихотворение, спеть и т.п.).

Упражнение проводится в виде конкурса, в ходе которо­го определяется самый веселый, шумный, самый лучший певец, танцор и т.п.

Упражнение «Я самый лучший!». Участники ходят по ком­нате и подходят друг к другу со словами «Я самый лучший... (художник, бегун, ребенок и т.д.)». Варианты похвалы мо­гут изменяться. Например: «Я лучше всех умею...», «Я самый добрый, сильный, умный» и т.д.

Заключительная часть

Упражнение «Новый круг». Детям предлагается встать в один большой круг и взяться за руки. Затем расцепить руки. Ведущий объясняет:

Одно мгновение постойте с закрытыми глазами совер­шенно неподвижно, ощутите свое тело, почувствуйте свое положение в пространстве комнаты. Хорошо, если вы су­меете расслабиться и успокоиться. Когда я дам команду, вы все начнете, не открывая глаз, двигаться к центру кру­га до тех пор, пока не сойдетесь на середине. Сделайте это медленно, осторожно и вновь возьмите друг друга за руки. Когда вы окажетесь в центре, то постойте там ми­нуту спокойно, но глаз не открывайте. Потом Вы должны так же медленно и спокойно, все еще не открывая глаз, снова отойти назад и там открыть глаза.

Это упражнение помогает сфокусировать внимание, внут­ренне успокоиться. Его структура дает возможность участни­кам почувствовать солидарность и уважение друг к другу.

Пятое занятие Разминка

Упражнение «Найди и коснись». Участникам предлагается расхаживать по комнате и касаться руками разных вещей. Ведущий объясняет задание:

Найдите и коснитесь: чего-либо красного, холодного на ощупь, шершавого, круглого, железного, голубого, прозрач­ного, тяжелого, чего-то, что легче воздуха, руки, вобщем того, что вы находите интересным.

Это задание позволит участникам «перемешиваясь», тесно контактировать между собой.

Основная часть

Упражнение «Аплодисменты». Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством. Например:

Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться иг­рать в большой теннис и др.

Остальные участники аплодируют тем, кто встал. Цель упражнения — повышение настроения и самооценки, акти­визация участников группы.

 

Упражнение «Рисунок себя в счастчивом будущем». Детям пред­лагается нарисовать себя счастливыми и радостными. Рисунок должен быть выполнен в будущем времени. Юные художники должны придумать к рисунку рассказ о своих успехах, удачах, радостях и т.д. Рисунок и рассказ демонстрируются группе, за­тем рисунок забирается домой и вешается над кроватью.

Заключительная часть

Упражнение «Автомобиль». Ведущий предлагает участни­кам группы построить автомобиль, причем в роли деталей выступают сами дети. Каждый сам выбирает, чем он будет (колесо, дверца, багажник, и т.п.). Затем ведущий (или один из ребят) «собирает» автомобиль, после чего машина пробу­ет выехать из гаража.

Шестое занятие

Разминка

Упражнение «Плот». Ведущий говорит:

Представьте, что Все мы плывем на корабле. Но вдруг начинается шторм, и наш корабль терпит крушение. Нам надо срочно перебраться на плот. Этот плот (коврик или квадратик, нарисованный мелом на полу) маленький, но раз­меститься должны все.

Основная часть

Упражнение «Неуверенный — уверенныйсамоуверенный». Участники становятся в круг. Ведущий дает следующую ин­струкцию:

Иногда мы чувствуем свое превосходство над другими людьми и ведем себя крайне самоуверенно, а иногда бываем не уверены в себе и страдаем от этого. Но можно быть уверенным человеком, не являясь при этом высокомерным. Уверенный в себе человек всегда вызывает у окружающих доверие и симпатию. Сейчас мы попробуем почувствовать каждое из этих состояний.

Ведущий разбивает участников на пары. Один из партнеров исполняет роль самоуверенного, а другой — неуверенного в себе человека. Каждый из них должен принять такую позу, чтобы всем было видно, кто какую роль исполняет. Тот, кто играет роль самоуверенного, рассказывает своему партнеру о том, что ему дает ощущение превосходства: описывает позу, голос, манеру общаться, мысли, поступки, которые он может совершить. Например:

 

«Я горд. У меня прямая спина, громкий и четкий голос. Меня мало заботит мнение окружающих. Я привык, чтобы мне уступали дорогу, когда я иду. Я не выношу критики в свой адрес и всегда смогу поставить другого на место!»

В свою очередь «неуверенный» рассказывает о себе по той же схеме. Например:

«Я могу смотреть только в пол. Мои плечи опущены. Я говорю тихим голосом. Меня не за что любить, мн<


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.216 с.