Виды балетмейстерской деятельности. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Виды балетмейстерской деятельности.

2018-01-14 1706
Виды балетмейстерской деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Существует несколько разновидностей балетмейстерской деятельности:

1) балетмейстер-создатель;

2) балетмейстер-постановщик;

3) балетмейстер-репетитор;

4) балетмейстер-реставратор.

1) Балетмейстер- Создатель. Он создает танцевально-пантомимную партитуру всего балета или танцевальной сцены. Для этого он выбирает тему, идею будущего номера. Потом, используя законы драматургии, выгадывает хореографический текст.

У каждого балетмейстера свой прием в осуществимые постановки: одни показывают все движения с полной отдачей, добиваясь точности, четкости выполнения, много раз повторяя все комбинации. Например, В.Вайнонен при создании балетов "Пламя Парижа" на муз. Б.Асафьєва; балетмейстер В.Чабукиани в балете "Лауренсия" на муз. Крейна. Другой прием использовал Л.Лавровський над своим балетом "Ромео и Джульетта" на муз. С.Прокофьева. Он больше объяснял с помощью слов, точно ставя задача перед исполнителями, делая четкие замечания.

К балетмейстерам-создателей можно отнести роботу Л. Иванова и М Петипа над балетом "Лебедине озеро" на муз. П.И.Чайковского, балетмейстера Ю.Григорьевича над балетом "Спартак" на муз. А.Хачатуряна.

2) Балетмейстер- Постановщик. Он передает выдуманную хореографию других балетмейстеров исполнителям, разучивает каждое движение, подобно дирижеру при разучивании с оркестром музыкального произведения. Чем выразительно будет показ, тем легче исполнителю усвоить и выполнить задачу.

3) Балетмейстер- Репетитор. На нем лежит работа по отработке каждого движения, а также танцевальных сцен, как сольных, так и массовых. Текст хореографических номеров передается, в основном, по памяти, от поколения до поколения. От того, как будет отработан номер, зависит то, смогут ли исполнители донести к зрителю задумчивостей балетмейстера-выдумщика.

Балетмейстер-Репетитор присутствующий на все постановочных репетициях. Если номер создается сызнова, то он присутствующий при всей постановочной работе балетмейстера-выдумщика. Он изучает весь хореографический текст, мизансцены, изучает стиль и характер хореографического произведения. Часто он помогает балетмейстеру-выдумщику в выборе исполнителей. Репетитор должен не только отработать номер, но и раскрыть образ и характер, оказать почерк балетмейстера-выдумщика, его творческую манеру. Приемы работы репетитора резни: или отработок фрагментов танцевального номера, или работа над образом, над характером, темпоритмом. Балетмейстер-Репетитор должен создавать творческую атмосферу в коллективе, делать так, чтобы трудный репетиционный момент приносил радость исполнителям. Для этого необходимо ставить перед исполнителями конечную цель занятия.

 

Балетмейстер-Реставратор

Он знаток истории и традиций классического балета. воссоздает балетные спектакли, разных балетмейстеров, которые не сохранились к сегодняшним дням в репертуаре балетной труппы.

Другу петербургскую редакцию балета "Коппелия" (хореография Мариуса Петипа, постановка итальянского педагога и балетмейстера Енрико Чекетти), осуществленную в 1894 г., возродили в Большом исследователь балете Павел Гершензон и знаменитый премьер Мариинская театра, балетмейстер-реставратор Сергей Вихарєв.

Из интервью с Сергеем Вихаревим от 12.03.2009 ”Вообще говоря, возродить Сен-Леона довольно трудно по того простой причине, что из поставленного им практически ничего не сохранилось. Вот искусно стилизовать под него - это другое дело. Однако какие-то крохи - вот именно что "следы" - сен-леоновской "Коппелии" мы можем предъявить. Это такое маленькое черное коктельное платье - образчики мелкой и очень трудной танцевальной техники, блестки, которые рассыпаны по всему балета.” Об исследовательской работе предшествующей реставрационной работе Сергей Вихарев говорит: “Надо взять записи, хранящиеся в Гарвардской коллекции, посмотреть, что там есть, затем открыть музыкальную партитуру и сравнить, все ли есть там для тех танцев, что вы обнаружили в Гарвард, осознать, каково будет соотношение подлинного и "вставного" текста, и таким образом, в конце концов, понятий, возможна ли в принципе реконструкция данного балета. Затем вы идете в театральный музей, театральную библиотеку и получаете представление в том, можно ли восстановить костюмы и декорации, изучаете старую программку и… И так далее, и так далее, и так далее. Все это очень хлопотно, трудно, но вполне возможно. Вот уже десять лет, как я это доказываю.”

В больших оперных театрах существует целый штат репетиторов высокой квалификации. Одни работают с солистами, другие - с кордебалетом, третьи - с исполнителями характерных танцев.

 

Лекция №2.

  1. Танец - как вид искусства.
  2. Виды хореографического искусства.
  3. Танцевальные жанры.
  4. Национальные особенности танца.

 

1.Танец как один из видов искусства:

Танец - это вид искусства, в котором средством создания художественного образа есть движения и положения человеческого тела. Танец возник со всяческих движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира. Движения постепенно менялись, подвергались художественному обобщению, вследствие чего сформировалось искусство танца. Танец - один из древних проявлений народного творчества. Сначала связанный со словом и песней, танец постепенно приобрел значение самостоятельного искусства. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, хореографический язык и пластическая выразительность, свои приемы соотношения движения с музыкантом. на этой основе стали формироваться балльный танец и профессиональный сценический танец. В профессиональном искусстве танец достиг высокой меры развития и подвергнулся научной систематизации. Сложились разные танцевальные системы: европейский классический танец, танцевальные системы стран Азии и Африки.

Танец как один из видов искусства служит средством идейно-эмоционального действия. Искусство танца раскрывает духовный мир человека.

Хореография (от греческой choreia - танец, grapho - пишу) - запись танца (первичное значение). Это танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях.

Искусство хореографии основано на организованный^-организованных-организованных-музыкально-организованных, условных, выразительный^-выразительных-выразительных-образно-выразительных движениях человеческого тела. Зачатки образной выразительности присущий человеческой пластике и в реальной жизни. В том, как человек двигается, жестикулирует и пластично реагирует на действии других, выражаются свойства его характера, буд ощущений, своеобразности лица. Такие выразительный^-выразительны-выразительные-выразительные-характерно-выразительные элементы, которые "говорят", родившиеся в реальной жизни,, принято называть пластическими интонациями или мотивами. В них коренятся истоки образной природы хореографии. Она основана на том, что выразительный^-выразительны-выразительные-выразительные-характерно-выразительные пластические мотивы, опираясь на музыку, отбираются из множества реальных жизненных движений, обобщаются и организовываются по законам ритма и симметрии, орнаментального узора, декоративного целого.

Хореография - искусство сначала синтетическое, потому что вне музыканта, который усиливает выразительность танцевальной пластики, которая дает ей эмоциональную и ритмическую основу, оно не может существовать. Ритм ударных инструментов, сопровождающий танце некоторых восточных и африканских народов, - это уже разновидность музыки. Хореография - зрелищное искусство. здесь существенного значения приобретает не только временная, но и пространственная композиция танца, зримое подобие танцующих (отсюда - роль костюма, декоративного оформления). Высшая форма хореографии — балет.

 

2. Виды хореографического искусства:

1) Классический танец - это стойка система выразительных средств хореографического искусства, которая исторически сложилась. Она основана на принципе поэтическо-обобщенного трактования сценического образа.

2) Народный танец - один из древних видов народного искусства. народный танец составлялся и развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни народа.

3) Термин "балльные" относится к парным непрофессиональным светским танцам, которые возникли в средневековой Европе. Эти танцы очень сильно видоизменялись — любая эпоха европейской истории — Возрождение, Образование, классицизм, романтизм — порождала своеобразный танцевальный комплекс. В течение всего европейское культурного развития на балльный танец влияли разнообразнейшие этнические источники, а также профессиональный танец. Балльные танцы XX столетия сложились на основе европейского танца, в который на рубеже XIX-XX столетий вдохнула новую жизнь африканская и латиноамериканская музыкальная и танцевальная культура. Огромное большинство современных балльных танцев имеет африканское «корни», уже хорошо замаскированные технической обработкой европейской танцевальной школы.

4) Современный танец - это танец, который актуальный в данный период времени, сегодня, сейчас. Например, в наши дни современной хореографией является модерн-джаз танец, контемп, авангардистский танец и уличные танцы с хип-хоп культуры.

 

3. Танцевальные формы и жанры:

Жанры (с французской - вид, род) - разновидности балетного спектакля, определяемые особенностями его связи с литературой, театром и музыкантом. Они выражаются в специфических границах его содержимого и формы. Поскольку балет, как правило, имеет сценарную (литературную, сюжетную) основу, то на балетные жанры накладывают отпечаток виды, присущий литературе.

Жанры хореографии:

- драматический

- лирический

- эпический

Эти жанры редко существуют в чистом виде. чаще они перекрещиваются (лирико-эпический, лирико-драматический).

Будучи видом театрального сценического искусства. балет принял и его жанры:

- комедия

- трагедия

- драма

Хореографическое действие балета разворачивается на основе единства драматургии и музыки. Итак, возникает:

- балет-пьеса

- балет-симфония

За многовековую историю танцевальное искусство накопило и отработало определенные приемы, которые позволяют с помощью присущий этому искусству выразительности передавать богатейшую информацию, которая составляет содержимое и эмоциональный заряд искусства хореографии.

В течение столетий испытали изменения и основные выразительные средства, язык, которые делают танец танцем. Поэтому сегодня можно говорить о системе выразительных средств и норм, которая исторически сложилась, составляющих искусство хореографии, которые определяют его специфические границы и право на самостоятельность в потоке искусств.

К выразительным средствам танца относятся:

- характерные движения

- композиционный рисунок

- жесты

- позы, ракурс

- мимика

- манера выполнения

- темп

- динамика звучания

- пантомима

- композиционный фрагмент

- композиционная деталь

- композиционный элемент

- образ

- пластическая выразительность

- гармония движения и позы

 

4. Национальные особенности развития танца:

Танцы всегда служили развитию общения между людьми. Ведь язык танца условный, поэтому он общедоступный, понятный всем.

Круговые танцы всегда и везде были первым выражениям искусства танцев. И целая пропасть отделяет от изысканных танцев цивилизованных стран это веселое, внезапное, почти несознательное влечение соединить свои руки и смешать свои движения в общее целое.

Танец был и остается неотъемлемой частью народных обрядов и праздников. В Китае, Индии и других странах Востока из глубокой старины были распространенные музыкально-танцевальные и пантомимические ритуальные спектакли. Позднее танцевальные пантомимы стали частью народных спектаклей на праздниках, ярмарках. Из народных обрядов сложились хороводы и другие обрядовые танцы (цейлонский - огня, норвежский - с факелами, славянские хороводы, которые выполняются при том, что "завивает березки", плетении венков, воспалении кострик).

Хоровод – самый примитивный танец - споконвечный народный танец любой страны и любого народа. Старинные танцы хороводов продолжают жить во многих уголках земного шара. Вся красота этих танцев у них наивности и нехитрости. Как бы не назывались и под каким бы видом не были эти танцы хороводов, они все отличаются веселостью и живостью выполнения. Хоровод - интернациональный танец. Каждый народ раскрашивал его в свои собственные краски, отличались образа и темы, но корень был единый.

А дальше начиналось истинное творчество. Творчество, которое направляется темпераментом, национальным характером, менталитетом, естественной одаренностью и так называемым "колоритом духа". Российские народные танцы никак не спутаешь с латиноамериканскими, танцевальная горячность южан не пересекается с танцами-сангвиниками северных народов.

Широты, где властвует холод, населенные племенами, вынужденными постоянно бороться с суровостью климата. Эскимосы, чукчи большую часть года захоронены в землянках под снегом и круглый год обвиты звериными шубами. Поэтому в них не могло родиться желания веселиться с помощью танцев. Чем более приближаемся к тропикам, тем заметнее сказывается в танцах горячий темперамент народностей, которые живут в теплом и жарком климате. Танцы входят в состав их домашнего обихода. Это возлюбленный ими образ развлечений, на котором отбиваются и черты их характера.

В Италии первое место среди танцев занимал живой народный танец тарантелла. В прошлые времена существовало поверье, что человек, укушена отравляющим тарантулом, может вылечиться лишь танцуя тарантеллу к полному изнеможению.

Однако - интересная деталь, подтверждающая, что в каждом правиле есть свое исключение: казалось бы, мало эмоциональные "холодные" англичанине считают за лучше танцевать жигу! Загадка темперамента! Возможно, что этот бурный танец есть для них некоторой компенсацией постоянного внутреннего напряжения, вызванного вечным контролем над своими ощущениями.

У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, пластический язык, особый координация движений, приемы соотношения с музыкантом. В одних народов акцент движения совпадает с сильной судьбой такта, в других (например, у венгров) - падает на слабую (движение, которое синкопирует). В одних построение танцевальной фразы синхронная с музыкальной, в других (например, у болгар) - несинхронная; при 8-тактовой музыкальной фразе танцевальная фраза может строиться на 7 или 6 тактах. Танцы народов Западной Европы основаны на движении ног (руки и корпус как бы аккомпанируют). В танцах народов Средней Азии и других стран Востока основное значение отводится движения рук и корпуса.

На формирование особенностей национального танца повлияли и особенности быта и самый важный фактор развития - работа. Работа радостная и разновески, работа коллективная, такая, что дает плоды, необходимые для жизни человека. В танцах отбивался и сам трудовой процесс, и характер отношения к работе.

Народ, которые занимались охотой, животноводством, обобщали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и привычки зверей, птиц, домашних животных: танец бизона у североамериканских индийцев, павича - в китайском и индийском танце, петуха, гусачка - в российском. У народов, которые занимались земледелием, возникали танцы на темы сельской работы: белорусский - лянок, гуцульский - дровосеков, молдавский, - поама(виноград), узбекский, - хлопок. С появлением ремесленного и фабричного работы возникали новые танцы: украинская – бондарей, эстонская - шевцов. Большое влияние на характер выполнения предоставил и костюм. Так, плавности хода российских и грузинских танцовщиц помогает длинное платье, которое прикрывает ступне ног. Характерное движение - отражение по голенищу в российской и венгерской танцы - обуславливается наличием жестких сапог.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.