Выборочный список книг для семейного чтения. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Выборочный список книг для семейного чтения.

2018-01-14 171
Выборочный список книг для семейного чтения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ñ Кружков Г. Рукопись, найденная в капусте.-М.:Время,2007

ñ Левин В. Глупая лошадь.- М.:Октопус, 2003

ñ Мурашова Е. Класс коррекции.-М.:Самокат, 2007

ñ Мурашова Е.Гвардия тревоги.-М.:Самокат, 2008

ñ Старк У. Чудаки и зануды.-М.:ОРИ

ñ Старк У. Пусть танцуют белые медведи.-М.:Самокат, 2008

ñ Портер Э. Поллиана.-М.Глобулус,2007

 

Все эти виды деятельности, проводимые совместно с библиотекой и семьей, способствуют развитию семейного творчества, повышают мотивацию к совместной деятельности учеников и их родителей, сближают интересы маленьких и взрослых членов семьи. Возрождая традицию семейных чтений, мы тем самым работаем над созданием семьи читающей и думающей. Одна из особенностей различных видов деятельности в том, что дети занимаются совместно с родителями, это позволяет родителям глубже понять своего ребенка, сплотить семью через чтение художественных произведений, вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.

Список литературы

1.Самойлова И. Портрет читателя детской библиотеки. По итогам исследования. «Книга и чтение в жизни детей»/ И. Самойлова// Библиотечное дело.-2010.-№16.-с.13-16

2.Тихомирова И. Дети. Время. Книга / И. Тихомирова// Библиотека. -2010.-№8.-с.13-14

3. Хоменко Е.С. Реализация национальной программы поддержки и развития чтения: опыт библиотек Сахалина и Курил / Е.С. Хоменко // Новая библиотека.-2010.-№16.-с.22-27

 

 

ЧЕБОТАРЕВА ИВ.???

 

Моя лесенка счастья

(из опыта работы учителя русского языка и литературы по внеклассному чтению в 9-11 классах)

Шиляева Г.П.,

заслуж.учитель школы РФ
КОГОАУ «КФМЛ»

Безусловно, учитель словесности вместе с родителями учащихся должен воспитывать «чувства добрые» в детских сердцах. На уроках русского языка и литературы подбираются тексты с примерами возрождающегося милосердия (читаем о благотворительных концертах, о пунктах кормления для бездомных и о том, что все чаще брошенные дети обретают новых родителей).Узнаем на классных часах о подвигах наших современников во имя людей. И все-таки, конечно, боли и зла хватает в нашем мире, поэтому так важно именно в подростковом возрасте прочитать вместе с детьми замечательные книги, где повествуется о самых лучших человеческих качествах, чтобы сформировать у юных стремление быть отзывчивее на чужую беду. Таким открытием становятся для школьников не только повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и «Шинель» Н.В.Гоголя, но и рассказы Н.С.Лескова «Неразменный рубль», В.Осеевой «Бабка», «Последний бой ветеранов» П.Алешкина. Больший интерес вызвал у лицеистов и урок по книге Элеонор Портер «Поллианна».

Есть такая притча: один царь был болен и объявил, что отдаст полцарства тому, кто его вылечит. Мудрец заверил: если найти счастливого человека и снять с него рубашку, надеть на царя, то царь выздоровеет. Послы царя долго искали по всему царству счастливого человека. Не было ни одного, чтобы был всем доволен. Кто богат, да хворает; кто здоров, да беден; кто здоров и богат, да жена не хороша; а у кого дети не хороши. Все на что-нибудь да жалуются. Царский сын шел мимо избушки и услышал слова мужика, что тот счастлив, послал к нему слуг, но счастливый был так беден, что на нем не было рубашки.

Счастье внутри человека, независимо от числа рубашек на нем.

Так на уроке внеклассного чтения мы вместе с детьми говорили о самом важном - как стать счастливым.

Ученики получили интеллект-карты «Моя лесенка счастья».

Работаем над первой ступенькой счастьяДетство.

Сначала размышляли, почему так важны впечатления детства. Прочитали стихотворение Д. Енко «Путешествие в Лукоморье»(ученик 5-го класса Леснянской сельской библиотеки):

 

Почти два века «Лукоморье» пленяет юные сердца.

Попасть бы к дубу на приволье в обличье парня-удальца.

Баюну почесать бы ушко, на дуб забраться б на верхушку,

Чтоб лучше видеть чудеса, из сказки слышать голоса.

Яга затьфукает, конечно: «Чего забыл ты тут, сердечный?»

Я ей в ответ: «Здоров, бабулька! Ты не стареешь, Красотулька!

А я ведь мастер на все руки, чинить могу избушки, ступы».

Ягуся подобрела так, что даже злата посулила,

Но не попал я тут впросак, а выбрал то, что сердцу мило.

Не превратился я в Кащея, что до сих пор над златом чахнет,

Вернулся я домой скорее - здесь русский дух... здесь Русью пахнет!
Хотя, бабулечка, постой! Из сказочной страны из той,

Я прихватил бы желудей. И вдоль дороги для людей

Я посадил деревьев ряд. Чтоб в их тени и стар, и млад

Могли б гулять, сидеть, мечтать и сказки Пушкина читать

 

Почему же в детстве многие чувствуют себя абсолютно счастливыми? Дети умеют радоваться жизни и природе во всех ее проявлениях (рассказ К.Ушинского о счастье Мити). Именно теплые детские воспоминания - опора во взрослом житейском море, где суета и проблемы. Современная жизнь-это гонки на выживание. Много чего должен успеть человек: «посадить дерево, построить дом и вырастить детей»,сделать карьеру, купить автомобиль...И порой совсем перестаем замечать красоту окружающего мира и не слышим пение птиц. И даже некогда задуматься о быстротечности времени. А со страниц газет и экранов телевизора обрушивается поток негативной информации. И куда-то исчезает доверчивость и открытость. Люди замыкаются в своих хворях, и кажется, что жизнь - это беспросветная полоса забот. Конечно, авторы книг по психологии убеждают: «Здоровье не в голове, а не в аптеке», «человек-сам хозяин своей судьбы».

Далее работаем с корневым значением слова Счастье.

Предлагается прочитать две маленькие «Педагогические притчи»(«Зачем?» и «Не гасите мою радость») Ш.Амонашвили и записать на листе идею этих произведений.

Следующий этап урока – читаем высказывания психолога М. Мольца: «Когда мы счастливы, мы лучше мыслим и работаем. Необходимо думать о приятном, тогда улучшается зрение, обоняние и слух. Психоматическая терапия представила множество свидетельств, что у жизнерадостного человека лучше функционируют внутренние органы. Мудрый царь Соломон говорил: «Веселое сердце благотворно, как врачевство...»

Ученики отвечают письменно на вопросы «Интеллект-карты» о своем счастье.

А учитель предлагает записать совет психолога В.Леви: «Для счастья необходим ум, который может быть присущ малому ребенку... ум души. Нельзя научить быть счастливым, но можно научиться этому».

Переходим на следующую ступеньку – Дом.

Читаем цитату Л.Толстого «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» и рисуем смайлик (с каким выражением лица возвращаемся вечером домой). Именно через семью оказывается самое большое и благотворное влияние на общество. Марк Твен утверждал, что «тот, кто не прожил в браке хотя бы 25 лет, ничего не может сказать о любви». Остатку рая на земле уподобляли святые отцы брак. Но ничто и не переносится так тяжело в жизни, как семейное несогласие. Когда супруги не уступают друг другу, рай превращается в ад. Женская психика подвижнее мужской, поэтому и эмоциии часто опережают разум. А счастье - это не только радости (цветы, обновки, зарплата и благополучие). Счастье-это состояние души. Его невозможно измерить внешними благами. Эти радости недолговечны. Ведь не принесли счастья известной сказочной старухе ни новое корыто, ни новая изба, ни даже изменение социального статуса, ни почести. Счастье - корень часть. Общая часть с Богом. Вера растворяет горечь житейских неудач. В Библии говорится: «Царство божие внутри вас есть».

 

Далее читаем сказку М. Скребцовой «Как ива научилась улыбаться».

Говорим о роли сказок в нашей жизни («Сказка-ложь, но в ней намек, добрым молодцам урок»).

Третья ступенька - это духовный рост.А это и встреча с интересными людьми, общение с природой, с искусством, с хорошей книгой.

Вместе с учениками участвуем в игре «Золотая полка» (вписываем в листы авторов - на корешки любимых книг).

Четвертая ступенька«Семейное чтение для сердца и ума» (так назывался детский дореволюционный журнал).

Читаем, используя метод «Закладка» (на цветных полосках бумаги напечатаны цитаты из повести Элеонор Портер «Поллианна»).

Ученики смотрят презентацию по книге и по очереди зачитывают выдержки из книги.

После работы с текстом книги ученики отвечают на вопрос: зависит ли счастье от самого человека или от жизненных обстоятельств?

На интеллект-листах ребята записывают конец пословицы «Одной рукой собирай, а другой..... (раздавай)».

Подчеркиваем на интеллект-листах главный лейтмотив повести –

Энергия радости (отмечаем цветом).

Отвечаем на вопрос: а мы умеем делиться радостью?

Пятая ступенькаИскусство быть читателем и Человеком бесконечно, на всю жизнь...

 

Рекомендуем ученикам вместе с родителями посмотреть кинофильм «Поллианна».

Всем участникам Мастер-класса даются цитаты о счастье (каждый выбирает для себя ту, что больше понравилась):

 

Счастье выпадает тому, кто его не ждет. (Японская пословица)

Обычно счастье приходит к счастливому, а несчастье – к несчастному. (Ф.Ларошфуко)

Счастью не верь, а беды не пугайся. (Русская пословица)

Кто чужому счастью завидует, тот своего не увидит. (Грузинская пословица)

Счастье заключается не во всяком удовольствии, а только в честном и благородном. (Т.Мор)

Да, конечно, счастье необходимо. Хотелось, чтобы счастье пришло как заслуга (М.Пришвин)

Вы ведь хотите быть счастливыми? Так думайте же как можно меньше о собственном благополучии, заботьтесь о чужом; так вы достигнете высших пределов счастья. (П.Чаадаев)

Есть два рода счастья: счастье людей добродетельных и счастье людей тщеславных. Счастье, основанное на тщеславии, разрушается им же: слава – злоречением, богатство – обманом. Основанное же на добродетели счастье - ничем. (Л. Толстой)

 

Такие уроки по внеклассному чтению помогают ученикам выбрать хорошие книги и задуматься о смысле жизни.

 

Список литературы:

 

1. Амонашвили Ш. Педагогические притчи. – М. Амрита, 2010. – 240 с.

2. Лопатина А.. Ступени мудрости. – Амрита-Русь. 2008. – 368 с.

3. Николаев С.. О женском счастье и женском несчастье. – М.: Ковчег, 2011. – 352 с.

4. Портер Э. Поллианна: повесть / Э.Портер. – М.: Планета детства, 1999. – 272 с. – (Любимые книги девочек).

 

Приложение 1

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
города Кирова

 

 

Программа внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению

"Родничок"


ЖилинаНадежда Анатольевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

конт.телефон:8- 953-676-73-72

 

г. Киров

2013г.

 

Пояснительная записка.

Программа «Родничок» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.

Реализация внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению – это обучение школьников духовным ценностям, культуре поведения и дисциплине, отношению к себе и другим людям, отношению человека к Родине и родному краю, начиная с раннего детства.

Актуальность программы:

Мы живем в условиях глобализации, когда речь идет о выживании культур. Образовательный процесс находится в беспредельно открытой социальной среде, где действуют разные культуры, где добро и зло нередко перемешаны, и различить то и другое бывает крайне сложно. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Проблему духовно-нравственного воспитания нужно решать уже в младшем возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства детей, когда сердца открыты для добродетели. И особенно актуально в этой связи обращение к опыту православного воспитания детей, когда идет поиск духовного возрождения России.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи и образовательного учреждения, той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие, поэтому программа «Родничок» предполагает взаимодействие школы и семьи.

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению является комплексной. Воспитательный потенциал программы включает в себя приобщение к системе духовных культурных ценностей; гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека; социальной активности; формирование представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности.

Цели программы:

построение образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития младших школьников, создание условий для достижения успешности всеми учащимися.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

1) формирование у учащихся общекультурной и гражданской идентичности младших школьников, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного и религиозного разнообразия российского общества;

2) формирование целостного восприятие мира, представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

3) способствование целенаправленному включению обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;

4) расширение знаний о Родине, родном крае, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;

5) развитие навыков коммуникационного взаимодействия и толерантности в детском коллективе, самоактуализации;

6) формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию;

Нормативно-правовая и документальная основа внеурочной деятельности:

ü Закон Российской Федерации «Об образовании»;

ü Примерная программа воспитания и социализации обучающихся;

ü Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

ü Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;

ü Концепция воспитания в Кировской области.

Ценностные ориентиры:

в своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы духовного поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Раскрывать у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, что играет немаловажную роль в духовном развитии младших школьников. Внеурочные занятия направлены на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей с помощью семьи. Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.

Программа строится на принципах:

доступности и наглядности - содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями младших школьников;

коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками;

патриотизма – идентификация себя с малой родиной и Россией, её культурой;

толерантности – воспитание у учащихся терпимого отношения к разным людям, вещам и взглядам;

практической направленности курса - содержание занятий направлено на развитие у учащихся любви к Родине, ее традициям, обычаям, культурным ценностям в условиях многонациональной социальной среды;

обеспечение мотивации - относиться к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе.

Режим и место проведения занятий:

место проведения – учебные кабинеты, школьные и городские музеи и храмы, читальные залы библиотек, улицы посёлка Костино и города Кирова.

занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю с использованием современных компьютерных технологий.

Основные формы реализации программы:

проблемно-ценностное общение – диспуты, турниры, викторины, представление портфолио, поисковые и научные исследования и т.д.;

художественное творчество – экспозиции, выставки, фестивали, праздничные мероприятия;

социальное творчество – акции, смотры-конкурсы, презентации проектов;

поисково-краеведческая деятельность – творческие проекты, экскурсии, посещение храмов, музеев, турпоходы;

игровая деятельность –к омандные, ролевые, интерактивные игры, КВНы, соревнования.

Формы подведения итогов работы:

участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);

участие в социальных акциях;

создание и реализация социальных проектов;

анкетирование детей;

праздники с привлечением родителей;

конкурс портфолио.

Формы и средства контроля:

анкета «Необитаемый остров» (приложение 1)

изучение самооценки личности младшего школьника (приложение 2)

методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн) (приложение3)

Срок реализации: программа рассчитана на 4 года обучения.

 

Планируемые результаты освоения программы


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.