Проектные задачи, ориентирующие старшеклассников на семью как ценность современного российского общества — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Проектные задачи, ориентирующие старшеклассников на семью как ценность современного российского общества

2018-01-14 187
Проектные задачи, ориентирующие старшеклассников на семью как ценность современного российского общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Маслов Е. И.,
Санкт-Петербургский государственный университет, соискатель
Кировский физико-математический лицей, учитель биологии

Демографы в один голос утверждают: современная российская семья находится в кризисном состоянии (Ю.Р. Вишневский, И.С. Кон, А.А. Реан, Л.Б. Шнейдер). Молодые люди либо не создают семьи, либо живут гражданским браком и не заводят детей. Те же, кто рожает ребенка, как правило, стараются максимально уменьшить время контакта с ним (нанять няню, гувернанта, отдать своим родителям). Одной из причин такого положения является недостаточность уровня представлений молодых людей о семье как ценности современного российского общества.

Отечественная школа слабо реагирует на эту проблему. Если в школе существуют и успешно реализуются различного уровня воспитательные задачи – нравственное, экологическое, правовое и пр. аспекты воспитания, – то в методической литературе крайне мало говорится о технологиях формирования у подростков ценностного отношения к семье, построенной на канонах православия и отечественных исторических традициях.

Проведенный нами содержательный анализ примерных программ по основным школьным предметам [4] показал, что в ряде дисциплин гуманитарного цикла имеются целые учебные блоки, посвященные различным аспектам семейной жизни («Семейный бюджет», «Семейное право», «Российская семья в исторической перспективе» и пр.). Однако, по мнению профессора С.Г. Вершловского, педагоги становятся все более «предметно ориентированными», т.е. происходит сокращение воспитательных функций образования, и у подростков формируется преимущественно познавательное отношение к миру.

Эти выводы подчеркивают значимость и особую роль социального воспитания современных подростков в развитии их ценностного отношения к семье и семейному образу жизни, а также поиск педагогами новых эффективных средств такого воспитания.

Еще первыми исследователями проектной деятельности установлено, что ей присущ богатый воспитательный потенциал (П.П. Блонский, Дж. Дьюи, У. Килпатрик). В современной науке описан множественный социально-педагогический эффект этой технологии – развитие творчества, социальной активности, коммуникативности, толерантности и пр. Описанию возможностей и принципов использования средств проектной деятельности с целью воспитания ценностного отношения к семье посвящена наша статья. В ней содержательно и процессуально описывается одно из таких воспитательных средств – проектная задача. Именно она позволяет активизировать ориентирование личности.

Задачный подход в воспитании является одним из основных, поскольку «вся деятельность воспитателей должна строиться в логике выдвижения в ней педагогических задач, планирования и их решения». [3, c. 19]

Опираясь на общее понимание задачи как действий, которые предъявляются участникам процесса в направлении достижения поставленных целей (Г.А. Балл), считаем, проектная задача как способ организации проектной деятельности старших подростков состоит из последовательных программных проектных действий. В нашем исследовании задача в таком виде будет наделена функциями актуализации ценностных предпочтений воспитанников, компонентами которой явились содержание (условие) задачи и требование (вопрос) ее анализа. Результатом (ответом) задачи выступала обоснованная позиция воспитанника на предмет проблемы.

Перейдем к характеристике содержательного и процессуального блоков этих задач.

Содержательный блок нами рассматривается через проблемную (квазиреальную, модельную) ситуацию. Вслед за Махмутовым М.И., в воспитательной практике мы определяем проблемную ситуацию как морально-нравственное затруднение человека, возникающее в случае, когда воспитанник не имеет достаточного опыта и знаний, чтобы объяснить возникающее в его жизни явление. Проблемная ситуация имеет побудительное свойство к поиску человеком нового способа объяснения или способов своих действий.

Опишем процессуальный блок проектной задачи согласно теории проектной деятельности И.А. Колесниковой и её модели проектирования, содержащей набор (систему) определённых проектных действий (заданий). [1, c.62]

Первый этап – мотивационный. Множественность различных данных в тексте или отдельных отрывках, описывающих жизненную ситуацию, является основой для анализа исходных условий проектной задачи. Аналитические действия, включающие поиск и описание ценностных ориентиров в данной ситуации, мотивируют участников проектной деятельности к дальнейшей работе.

Прохождение второго этапа (информационного) также обеспечивается множественностью условий проектной задачи. Анализируя их с точки зрения определенности и достаточности для решения задачи, участники конкретизируют их в ходе поиска конкретных ориентиров, имеющихся в личностном опыте.

Следующий этап – операциональный. Здесь в ходе решения проектной задачи должны проявиться активность и самостоятельность участников в поиске или выборе информации, содержащейся в приложениях к задаче, либо во внешних источниках (зачастую ими выступает собственный жизненный опыт).

На заключительных этапах – презентационном и оценочном – результат решения проектной задачи может быть представлен в виде различных текстовых, знаковых, графических, коммуникативных средств. И на этом этапе важен тот уровень сформированной самостоятельности в прогнозировании и презентации итогов работы над проектом.

Таким образом, нами определено соответствие этапов проектной деятельности и тех проектных действий, которые выполняют воспитанники при решении проектной задачи, которое представлено в таблице 1.

Таблица 1

Сочетание этапов проектной деятельности
и проектных действий
при решении проектных задач

Этапы проектной деятельности Проектные действия
Мотивационный Аналитические
Информационный
Операциональный Рефлексивно-оценочные
Презентационно-оценочный Проектно-прогностические

Центральное место в раскрытии сути феномена «семьи» принадлежит фамилистической теории, считающей семью «конструкцией» состоящей из трех институтов – супружество, родительство и родство. В этой теории заключена вся совокупность межличностных семейных отношений, их взаимосвязь и ценностное насыщение (Т.В. Андреева, А.И. Антонов, А.А. Реан, Л.Б. Шнейдер и др.).

Применительно к нашему исследованию фамилистическая теория является исходной точкой для создания нами «Модели семейных отношений подростка в настоящем и будущем». Для субъектов воспитания она выполняет идентификационную функцию, на основании которой школьники выстраивают свои собственные представления о развитии семейных отношений. Поэтому эта модель не может быть оторвана от личности самого подростка. Данное положение реализуется через внесение в модель элемента «Я – член семьи», наполняемого теми семейными отношениями воспитанника, которые есть у него сейчас и которые сложатся у него в будущем.

Опишем принципы создания типологии проектных задач, используя эти факты.

Разработанная нами Модель семейных отношений старшего подростка позволяет разделять проектные задачи на типы и содержательно насыщать их ценностными элементами. В таблице 2 описаны используемые в практической воспитательной работе типы проектных задач с опорой на те проектные действия, которые выполняются воспитанниками при их решении.

Таблица 2

Типология проектных задач,
используемых при ориентировании старших подростков на семью как ценность

Типы проектных задач Аналитические действия Рефлексивно-оценочные действия Проектно-прогностические действия
Я – член семьи Поиск и описание подростками ценностей семьи как её участников Отбор из найденного ценностей духовно-нравственного порядка и определение степени их сформированности у себя Намерение улучшить свои личностные проявления этих ценностей
Родительст-во Анализ ценностных ориентиров детско-родительских отношений Оценка описываемых ценностей сферы родительства Установление и формулировка ценностных регулятивов в отношениях детей и родителей
Родство Анализ проблем взаимоотношений с дальними и близкими родственниками Отбор моральных и этических норм в отношениях с родственниками Проектирование правил поведения с родственниками в различных ситуациях
Супружест-во Выявление особенностей отношений между супругами Определение различных поло-ролевых ценностных установок Воображаемое применение к себе роли супруга

Для рассмотрения приемов и методов работы по формированию ценностей семейной жизни автор обращается к личному педагогическому опыту. В практике классного руководства в 10-11 классах КОГОАУ «Кировский физико-математический лицей» реализуется большой проект, объединенный одной темой: «Мир семьи», воспитательной целью которых является воспитание у подростков ценностного отношения к семье и семейной жизни. Он состоит из ряда последовательных мероприятий, проходя которые у старших подростков накапливаются проектные продукты.

Покажем ряд наиболее интересных проектных задач, сопроводив их решениями (высказываниями) воспитанников.

Так, тема «Россия – родина сексуальной революции» (блок проектных задач «Супружество») изучалась путем решения нескольких проектных задач-ситуаций, построенных на историко-социологических исследованиях В.Т. Лисовского. [2, с. 12-25] Общей целью этого внеклассного воспитательного мероприятия является раскрытие вопросов взаимоотношений между представителями различных полов, условий, влияющих на благополучное развитие супружеских отношений. Это занятие является частью информационного этапа описываемого проекта «Мир семьи». Организационно воспитанники на принципах диалогичности обсуждали эти ситуации в группах, дополняя их из истории семьи в мировой цивилизации, и сравнивали с современной ситуацией в России. Одна из таких ситуаций называлась «Любовь – цена цивилизации»:

Большой популярностью в 20-е годы прошлого века среди студенческой молодежи пользовалась антибуржуазная мораль, изложенная в рассказе Александры Коллонтай «Любовь трех поколений» от лица комсомолки Жени. Девушка смотрит на секс без буржуазного лицемерия: «Но они [половые партнеры] мне просто нравились, и я чувствовала, что нравлюсь им… Все это так просто. И потом это ни к чему не обязывает. Если бы я себя продавала или они меня насиловали – это другое дело. Но я шла на это добровольно и охотно». Любить по настоящему Жене некогда. Все её время занято борьбой за социализм: «Мне некогда. Все спешка, всегда мысли заняты другим… влюбиться некогда». Единственный, кого она любила, - это вождь революции.

Наиболее интересным по этому примеру является мнение ученицы 10 «Б» класса Екатерины К.:

Чего достаточно для того, чтобы семья стала счастливой? Рассмотрим две совершенно разные, но по-своему счастливые семьи.

Одна – семья наших бабушек и дедушек. Они прожили долгую и трудную жизнь, преодолели все трудности и вместе встретили старость. Они не привыкли пасовать перед трудностями, и всю нелегкую жизнь их преследовало «спокойное» счастье. У них был такой идеал семьи … Им необходимы были терпение и спокойствие…

Второй пример – более современная семья. Трудностей в жизни хватает, но их уже не так много, как у старшего поколения. Супруги любят друг друга, проводят вместе время, активно отдыхают. Они тоже счастливы, но это уже не то «спокойное» счастье, а «активное», требующее постоянных изменений условий. Им нужен постоянный адреналин и драйв.

В рамках блока «Родство» нами разработана проектная задача «Типология семей», целью которой было конструирование различных образов семьи. В начале занятия с подростками проводится эвристическая беседа о том, что можно все семьи разделить на полные, успешные, счастливые, сельские, городские, современные, русские, православные, состоятельные, малообеспеченные и пр. После краткой классификации этих образов семьи подростки, объединившись в группы, переходили к проектированию мультимедийных презентаций. Для этого они выбирали из предложенных вариантов наиболее интересный для них тип семьи. Для презентации им предлагалась схема концептуальных отличий ценностей различных семей.

1. В (…) семье живут люди, которых в полной мере можно назвать …

2. В состав такой семьи входят …

3. В этой семье детей обычно … человек.

4. Семья живет в …

5. Члены этой семьи очень любят …

6. Члены этой семьи очень не любят …

7. В этой семье: …

8. Друг другу члены этой семьи всегда помогут, если …

9. Детей в такой семье воспитывают быть …

10. Родители не довольны детьми, если: …

11. Любимые праздники в этой семье – это …

12. В этой семье есть такие традиции, как …

13. Законы, по которым живут члены этой семьи: …

14. Девиз, которому следуют все члены этой семьи, «…»

В конце этой работы старшим подросткам предлагается выступить с презентацией, привести обоснование своего выбора.

Отметим только варианты решения последнего задания о девизе семьи, выражаемые авторами в форме лаконичной емкой фразы – пословицы:

· «Семья – сила: у кого она есть – тому и честь, а у кого нет – тот сам готовит обед».

· «Семья как вино, с каждым годом становится все крепче».

· «Семья – поддержка и опора для её членов».

· «Семья хороша, если в душу душа».

· «Семья большая, а денег нема».

· «Семья – не волк, в лес не убежит».

· «Семья счастьем полна, если муж и жена не лишены ума».

Кратко резюмируя итоги статьи, отметим, что проектная деятельность позволят приблизить старшего подростка к формированию своего образа семьи и семейных отношений. Описанные здесь приемы конструирования и содержательные основы проектных задач будут подобным образом ориентировать старших подростков только при условии полного прохождения всех этапов проектной деятельности и выполнения всех проектных действий. Последовательность решения предлагаемых проектных задач будет определена разнообразием конкретных воспитательных стратегий.

 

Список литературы:

1. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для вузов / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. – М.: Академия, 2005. – 288 с.

2. Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья: социологическое исследование / В.Т. Лисовский; отв. ред. А.А. Козлов. – СПб.: Наука, 2003. – 367 c.

3. Сокольников Ю.П. Деятельность педагогов – ведущий фактор функционирования школы как педагогической системы. Научное обоснование её логики. Диагностика. // Программа и логика воспитания школьников. Учеб. пособие. – Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет, 2001. – 209 с.

 

Электронные ресурсы

 

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) // Министерство образования Российской Федерации [официальный сайт] – М., 2011-2012. – URL http://минобрнауки.рф/документы/2365 (22.09.12).

 

 

Дифференцированные задания как средство оценки качества знаний учащихся на уроках математики

 

Мурашкина В.А.,

учитель математики

МКОУ ООШ с. Полом К-Чепецкого р-на

 

С 2005 года письменный экзамен по алгебре в 9-ом классе проходит в новой форме. Все изменения в содержании и формах проведения экзамена связаны с необходимостью предъявления общих требований к уровню подготовки учащихся по математике и независимой процедуры оценки учебных достижений учащихся. А в связи с введением профильного обучения отбор учащихся в профильные классы может осуществляться по результатам экзамена без дополнительных испытаний. Поэтому возникла необходимость обучать и учащихся с низким уровнем обучаемости. Используя систему дифференцированных заданий и применяя их на уроках математики, стало возможным достаточно объективно оценить качество знаний учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

При этом возникла следующая проблема - какие дифференцированные задания эффективнее использовать с целью проверки и оценки знаний учащихся по математике в девятом классе.

Для подбора дифференцированных заданий для оценки качества знаний учащихся по математике пришлось сделать следующее:

1. Изучить специальную литературу по контролю и оценке качества знаний учащихся на уроках математики.

2. Выявить особенности построения дифференцированных заданий.

3. Разработать и апробировать в эксперименте дифференцированные задания для оценки качества знаний на уроках математики в девятом классе.

Начнём с определения дифференцированного обучения – это форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств; - это часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых; - это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учёта особенностей их контингента; - это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

В целом, технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.

Следующее, на что необходимо обратить внимание – это основные подходы к оценке знаний учащихся по математике в 9 классе:

- по ошибкам;

- по «производительности»;

- комбинированный.

Оценка знаний и умений учащихся по ошибкам осуществляется в зависимости от количества и характера погрешностей допущенных ими. Оценка по «производительности» формируется с учётом объёма верно выполненной работы. При комбинированном подходе учитываются как ошибки, так и объём выполненной работы.

В результате особенности построения дифференцированных заданий по математике заключаются в том, что их можно составлять в виде различного вида самостоятельных работ, проверочных и контрольных работ, тестов. При этом необходимо учитывать наличие стандартов базовых образовательных областей, состоящих из двух уровней требований:

1) К содержанию образования, которое школа обязана предоставить учащемуся.

2) К содержанию образования, которое школа должна потребовать от учащегося и усвоение которого является минимально обязательным для него.

В связи с этим уровневая дифференциация обучения предусматривает:

- наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся;

- базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;

- система результатов, которых должен достичь по базовому уровню учащийся, должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют);

- наряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета.

Учитывая выше изложенное, нами была разработана авторская программа итогового повторения за курс основной школы, рассчитанная на 40 часов, состоящая из 12 тем. По каждой теме составлено по два варианта дифференцированных заданий в форме тестов.

Например.Тема 8. Текстовые задачи.

1. Цену товара повысили на 100%, а затем снизили на 50%. Как изменится цена товара?

А. Не изменится. Б.Возрастает в 2 раза. В.Возрастает в половину. Г.Снизится на 25%.

2. Некоторое число уменьшили на 20%. На сколько процентов надо увеличить результат, чтобы получить первоначальное число?

А. На 20%. Б. На 25%. В. На 50%.Г. На 120%.

3. Сбербанк в конце года начисляет 4% годовых к сумме, находящейся на счету в начале года. Каким станет первоначальный вклад в 2500 рублей через 1 год?

А. 2504; Б. 2550; В. 2580; Г. 2600.

4. На склад привезли 126 тонн яблок, груш и слив. Яблок оказалось в 4 раза больше, чем груш. Слив на 18 тонн меньше, чем груш. Сколько тонн яблок привезли на склад?

А. 6; Б. 24; В. 82; Г. 96.

5. Скорость машины от поселка до станции была на 20 км в час меньше, чем на обратном пути. Расстояние между пунктами 40 км, а время ее обратного пути на 10 минут меньше.

Пусть х км в час – скорость машины от поселка до станции. Какое уравнение соответствует условию задачи?

А. - = ; Б. - = ; В. - = 10; Г. - = 10.

6. Катер прошел 3 км по течению реки на 30 минут быстрее, чем 8 км против течения реки. Собственная скорость катера 15 км в час.

Пусть х км в час – скорость течения реки.

Какое из уравнений соответствует условию задачи?

А. - = ; Б. - =0,5; В. = 0,5; Г. + =30.

7. Найдите периметр прямоугольного участка площадью 91м2,одна из сторон которого больше другой на 6 м.

Ответ_______________

8. На одном и том же расстоянии от стен комнаты прямоугольной формы площадью 24 м2,находится ковер размерами 3м х 2м. Каково расстояние от ковра до стен комнаты? Выберите уравнение, соответствующее условию задачи.

А. (2х+2)(2х+3)=24.

Б. (х+2)(х+3)=24.

В. 3(2х+2)=24

Г.2(х+3)(х+2)=24.

9. Один за другим с интервалом в 20 минут из города выехали в одном направлении два велосипедиста и встретились на расстоянии 15км от города. Скорость движения второго велосипедиста была на 1км в час больше скорости первого.

Пусть х км в час – скорость движения первого велосипедиста.

Какое из уравнений соответствует условию задачи?

А. - =20; Б. - =20; В. - = ; Г. - = .

10. Две машинистки, работая одновременно, могут выполнить некоторую работу за 5 дней. Первая машинистка может справиться с этой работой на 24 дня быстрее второй. Какой объем работы выполнит первая машинистка?

Пусть х дней – время работы первой машинистки. Какое из уравнений соответствует условию задачи?

А. + = ; Б. + = ; В. - = ; Г. - = .

11.Сберегательный банк в конце года начисляет 5% к сумме, находившейся на счету. На сколько процентов увеличится первоначальный вклад в 2000 рублей через 2 года? Ответ______________

Часть 2.

1. Изделие, цена которого 500 рублей, сначала подорожало на 10%, а затем еще на 20%.Какова окончательная цена изделия?

2. Найдите первоначальную сумму вклада (в рублях), если после истечения трех лет она выросла на 765,1 рубля при 2% годовых.

3. На швейной фабрике израсходовали 204 метра ткани на 24 пальто и 45 костюмов. На 24 пальто и 30 костюмов израсходовали 162 метра. Сколько ткани расходуется на пошив одного пальто?

4. Какое количество воды нужно добавить в 1 литр 9%-ного раствора уксуса, чтобы получить 3%-ный раствор.

5. Сплавили два слитка, содержание цинка в которых было 64% и 84% соответственно. Получился сплав, содержащий 76% цинка. Его вес 50 г. Сколько весил каждый из сплавленных слитков?

6. При повышении цены билета на 25% число зрителей в кинотеатре уменьшилось на 22%. На сколько процентов изменилась выручка театра?

Апробирование данной программы в течении 2005 – 2012 учебных годов в ходе подготовки обучающихся к экзамену по математике дало положительный результат: 48 % экзаменуемых в среднем ежегодно имели повышенные оненки, остальные справлялись на удовлетворительно.

Список литературы

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.-Народное образование. -1998.

2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1.- Учитель.- 2006.

3. Скороходова Н. Оценивание знаний учащихся. Сельская школа.- 2004.- №2

Богусловский М.В. Оценка и отметка знаний.//Завуч.- 2004. - №6

4. Кочагина М.Н., Кочагин В.В. «Малое ЕГЭ» по математике. 9класс.-М.: Эксмо. -2010.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.