Есть ли будущее у Григория Мелехова? (по роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон») — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Есть ли будущее у Григория Мелехова? (по роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон»)

2018-01-14 1748
Есть ли будущее у Григория Мелехова? (по роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон») 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Есть ли будущее у Григория Мелехова? (по роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон»)

Главный герой романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон» Гри­гории Мелехов - трагическая фигура переломной для России эпохи Обычно его историю рассматривают как поиск мирного счастья и ме­тание от красных к белым, затем в банду Фомина, а затем — попытки уйти ото всех к другой жизни. Но этим не исчерпывается сущность его характера. Прежде всего, он обладает ярко выраженным стремле­нием к свободе в своих поступках и решениях. Его любовь к Аксинье невозможная по правилам общественной морали, в конце концов ста­ла для него настолько важной, что он, казак, уходит из родного дома в батраки, в имение Листницкого. Какую надо было иметь сильную во­лю, чтобы пренебречь общественным мнением и совершить невоз­можный для казака поступок, позорящий его в глазах всего хутора Но счастье с любимой женщиной оказалось для него важнее и доро­же. Многое перестрадав, повидав войну и насилие, Григорий каза­лось бы, привык к этой жизни. Но он не «человек войны», в отличие от Митьки Коршунова и Кошевого, которым естественна стихия борьбы с ее «крайностями» и беспощадностью. Он устал от войны он осознает бесплодность выбора между двумя лагерями - красных и белых. Он подмечает то, к чему другие равнодушны: Штокману он говорит о неравенстве среди красноармейцев — комиссар «весь в кожу залез», а «Ванек» в обмоточках, ему и на ботинки не хватает, а ведь это только начало новой власти, «а укрепятся они — куда равен­ство денется?» Но таким же чужим, необразованным мужиком «от сохи» он чувствует себя и среди белых офицеров. И в итоге он, раз­рушитель устоев семьи, когда-то способный бросить все и уйти с чу­жой женой на чужие хлеба, становится защитником и ревнителем идеи дома, семьи, домашнего очага. Он понимает, что Россия ищет новой судьбы — и не жалеет о Николае II, «хреновом царе», отказав­шемся от власти, не сочувствует генералам, возглавляющим Белое движение — по его мнению, они «слепцы», ничего не знающие о на­роде. Для Григория главным становится возвращение к самому себе, к истокам жизни, к родной степи, песням, беседам с матерью, к заботе о детях. Все самое ценное, что остается ему в жизни, — это любовь к Аксинье. И не случайно, когда он хоронит ее, сраженную шальной пулей, он видит над собою, подняв глаза, черный ослепительный диск солнца в черном небе. И последняя ценность его — сын, с которым он видится на берегу Дона, возле родного дома. Финал романа открыт, но он не снижает трагизма судьбы героя, его обреченности перед бу­дущим.

Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? (по пьесе М. Горького «На дне»)

Пьеса Горького «На дне» — философское произведение. Основ­ной конфликт пьесы — спор о правде. Что необходимо человеку для обретения смысла жизни: жестокая правда или сострадание?

Сатин в пьесе Максима Горького «На дне» является идейным противником Луки. Хотя именно старик привел его к размышлениям, Сатин придерживается других принципов и поднимает на недосягае­мую высоту мысль о ценности человека: «Человек — свободен!»

И пусть Сатин больше человек слова, а не дела, его речь, его по­нимание свидетельствуют о том, что вера в жизнь, сама искра жизни не погасла «на дне». В одном из своих афоризмов Сатин выступает яростным противником Луки: «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — Бог свободного человека».

Взгляды, мировоззрение обоих персонажей очень важны. С появ­лением Луки обитатели ночлежки начали думать, искать, им захоте­лось более светлой жизни, хотя они, вероятно, понимали это смутно.

Если не толкнуть колесо, оно не покатится. Именно с подачи Лу­ки Сатин в своих размышлениях пришел к выводу о значимости чело­века. Он пошел дальше Луки, потому что выбрал более прямой и че­стный путь. Именно Сатин сумел поверить в человека и отвергнуть ложный гуманизм Луки: «Человек - вот правда!» Но, придя к вер­ным выводам, Сатин так и остался индивидуалистом, каким был до этого.

Человек не может измениться сразу, для этого нужно время. Так и в жизни бывает. Есть периоды, когда необходим Лука с его утешительством, ободрением, вниманием к окружающим, но есть и минуты когда только решительное слово Сатина будет нести истину человеческому сердцу.

Лука и Сатин — философы, поэтому они друг друга понимают. И один просто обязан защищать другого.

Действуем

ФИО Характерные черты / Отражённые темы Примеры
Пушкин Александр Сергеевич 1. Личная свобода оказывается самой главной ценностью жизни, только такая свобода оказывается благом не только для самого поэта, но и для общества в целом. 2. Любовь и вдохновение, любовь и творчество. Романтические образы. 3. Впервые заявил, что поэт пророк, его дар – божественный дар. 4. «Друг» — это обращение для Пушкина означает высшую степень доверия и любви. Дружба – великая нравственная идея. 5. В пейзажной лирике важен не только и не столько пейзаж, сколько те настроения и мысли, которые он рождает в душе поэта. Например, эпитеты с семантикой печали часто сопровождают пейзажную лирику Пушкина Михайловского периода: «двор уединенный, печальным снегом занесенный», «наша ветхая лачужка и печальна, и темна» Вольность. К Чаадаеву («Любви, надежды, тихой славы...»). Деревня Песнь о вещем Олеге. Узник. «Свободы сеятель пустын­ный...». К морю. «Я помню чудное мгновенье...» 19 октября (1825 г.). Арион. Пророк. И.И. Пущину. «Мой первый друг, мой друг бесценный...») «Во глубине сибирских руд...» Поэт. Анчар. «На холмах Гру­зии...». Зимнее утро. «Я вас любил...». Поэту. Бесы. «Пора, мой друг, пора». «Вновь я посетил...». Из Пиндемонти. «Я памятник себе воздвиг...»
Лермонтов Михаил Юрьевич 1. Обостренное и необычайно отчетливо и ярко выраженное чувство личности. 2. Лирический герой становится органи­зующим началом во всей лирике поэта, облекается устойчивыми чертами, едиными свойствами личности, психологическим единст­вом, единством жизнепонимания. Психологизм. 3. Поэзия Лермонтова — поэзия конфликта и дисгар­монии. Романтическое двоемирие. 4. Внутренний закон личности лирического героя — стихийная, не уничтожимая и не исчезающая внутренняя активность. 5. Лирический герой Лермонтова — герой трагический, страдаю­щий. Страдание представляется неотъемлемой частью жизни, и наделенность страданием — знак причастности к жизни. Страдать значит чувствовать («радости — муки»). Ряд наиболее значимых и характерных для поэзии Лермонтова мотивов (тем): 1. Одиночество. Это мотив — сквозной, центральный для лермон­товской поэзии, и, пожалуй, ни у одного из русских поэтов он не занимал такого места и не вырастал в такой всеобъемлющий образ. Его герой одинок среди людей («... некому руку подать...»), ему нет места среди «бесчувственной» толпы и «бездушного» «све­та» («Как часто, пестрою толпою окружен...»), он оказывается лиш­ним на родине, ибо она «страна рабов, страна господ», он одинок в целом мире, мир является ему «пустыней», а если он и населен («шумный град» в «Пророке»), то герой изгоняется из него («В меня все ближние мои / Бросали бешено каменья»). Мотив изгна­ния и близкий ему мотив странничества, скитаний, бесприютно­сти (в «Тучах» «вечные странники», «тучки небесные», уподобля­ются изгнаннику, лирическому герою) естественно связан с мо­тивом одиночества. Мотив одиночества связан с мотивом трагической избранности. 2. Тема родины. Любовь к Родине — любовь «странная», не­рассудочная и необъяснимая («за что, не знаю сам»), но тем более сильная. 3. Тема поэта. Лермонтов исследует прежде всего ситуацию отно­шений поэта и общества. 4. Мотив свободы и воли. Для него свобода — главный принцип бытия личности и главный критерий ценности жизни вообще. В отличие от декабристов и раннего Пушкина у Лермонтова почти нет стихов, посвященных идее политической и гражданской свободы. Его свобода тотальна и дана как постоянное и мощное требование личности, взывающее к действию, борьбе, мятежу. 5. Поэт не принят и не понят обществом. Конфликт художника и толпы. У Лермонтова отсутствуют специфически политические темы, но это приводит не к уничтожению общественной тематики, а, на­против, к расширению сферы гражданского — гражданственной становится практически вся поэзия Лермонтова. Парус. Смерть поэта. Бородино. «Когда волнуется желтеющая нива...». «Прощай, немытая Россия...». Дума. Поэт («Отделкой зо­лотой блистает мой кинжал...»). «Как часто пестрою толпою окру­жен...». «И скучно и грустно...». «Есть речи — значенье...». «Воздуш­ный корабль». Родина. «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Утес. «Выхожу один я на дорогу...». Пророк
Некрасов Николай Алексеевич 1. Необычайный для лирики предмет изображения (жизнь и судь­ба крестьянина-ямщика, крепостной девушки, проститутки, нище­го разночинца) потребовал нелирического воплощения — сюжет­ного повествования, рассказа.«Я лиру посвятил народу своему»— эта строка из «Элегии» 1874 года воспринимается как эпи­граф ко всему его творчеству. Образ страдающего русского народа. 2. Наделяет «своих» героев голосом. 3. Жизнь и смерть тесно переплетены. 4. Позиция автора-наблюда­теля, изучающего, сострадающего, негодующего, но не принадле­жащего к тому народному миру, который он изображает. 5. В образе матери для Некрасова сконцентрированы са­мые высокие чувства — любовь, самоотречение, жертвенность и одновременно самые мучительные страдания, самая полная безза­щитность. 6. Продолжатель традиций граж­данской лирики, декабристского решения темы. 7. Поэт Некрасова противопоставлен элеги­ческому одаренному судьбой свободному счастливцу I пол XIX века, как гражданскому образу пророка, при­званного «глаголом жечь сердца людей». 8. Лирическому герою свойственны мучительные воспоминания о страданиях матери и сестры, ненависть к мучителям, чувство стыда за то, что при­надлежит к этому миру «угнетателей», чувство вины за недостаток сил («Мне борьба мешала быть поэтом, / Песни мне мешали быть борцом»), боль из-за невозможности слияния с народом («Элегия»:«Увы, не внемлет он — и не дает ответа...»). Отношения в любви, поэтиче­ское служение, отношение к народу — все становится личным. Это создает ощущение предельной искренности и эмоциональной силы лирики Некрасова. 9. Образ Музы — трагический, роковой. В дороге, Тройка, Родина, «Еду ли ночью по улице темной...», «Вче­рашний день часу в шестом...», На улице, «Блажен незлобивый поэт...», Муза («Нет, Музы ласково поющей и прекрасной...»), Зеленый шум, Размышления у парадного подъезда, «В полном разгаре страда деревен­ская...», Памяти Добролюбова, Н.Г.Чернышевский, Утро, Элегия («Пус­кай нам говорит изменчивая мода...»). Железная дорога
Тютчев Фёдор Иванович 1. В течение всей жизни писал по существу об одном — о природе и человеке в соотноше­нии с природой. 2. Природа для Тютчева – это всегда детали и знаки целостного мира; слово «природа» у него и значит «мир», «мирозданье», «космос» 3. Лирику Тютчева обычно называют философской: картины при­роды вызывают глубокие и напряженные раздумья о жизни и смер­ти, мироздании и человечестве, о «темном корне бытия» (Вл. Соловьев). 4. Изображение у Тютчева слито с мыслью, а мысль всегда насы­щена сильным и страстным переживанием. 5. Философская идея Тют­чева — всегда художественная, то есть образная. 6. Природа одухотворена, наделена душой и сознанием. Она обладает способностью не только к чувству и движению (весенний гром грохочет, «как бы резвяся и играя», вешние воды «бегут, и блещут, и гласят...», май­ские дни «толпятся весело»), но и к высшим духовным проявлени­ям, возможным только для сложной и развитой психики. 7. Жизнь человека для Тютчева всегда на грани исчезновения, небытия:«Бесследно все — и так легко не быть!». 8. Лирическое «я» отгорожено от остального мира. 9. В любовной лирике женщина становится пол­ноправным участником любви, это и необычайно развитый пси­хологизм и диалектика чувства героев. 10. Стилевые особенности: множество арха­измов, обыденно-разговорные, «непоэтические» слова, усиление восклицательной или вопросительной формой; эпитеты многообразны и многофункциональны («Лениво дышит полдень мглистый...», «Тени сизые смесились...», «таинственно-волшебные думы»). Полдень. Весенние воды. Silentium. Осенний вечер. «О чем ты во­ешь, ветр ночной?..». «Тени сизые смесились...». «Как океан объемлет шар земной...». Цицерон. Предопределение. «О, как убийственно мы любим...» «Она сидела на полу...». «Весь день она лежала в забытьи...»
Фет Афанасий Афанасьевич 1. Поэзия, воспеваю­щая красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жиз­ни, единство природы и человека, личности и мироздания: И как в росинке чуть заметной Весь солнца лик ты узнаешь, Так слитно в глубине заветной Все мирозданье ты найдешь. («Добро и зло») 2. Функции пейзажа универсальны: это и просто зарисовки («Вечера и ночи»), и целостная картина миро­здания («Тихая звездная ночь»), и крошечная деталь привычного мира («Кот поет, глаза прищуря»). 3. Мир полон шорохов, звуков, которые человек с менее утонченной душой не услышит («плачась, комар пропоет / Свалит­ся плавно листок»). 4. Стихи о любви импрессионистичны; трудно определить адресата. В центре внимания сам лирический ге­рой. 5. Моцартианство – особый, эстетский тип творчества. «Одним толчком согнать ладью живую...». «На заре ты ее не буди...». «Кот поет, глаза прищуря...». «Ярким солнцем в лесу пла­менеет костер...». «Сияла ночь. Луной был полон сад...». «Шепот, робкое дыханье...»
"Серебряный век" Характеристика в целом: 1. Интерес к вечным вопросам: смысл жизни отдельного челове­ка и человечества; загадка национального характера и истории Рос­сии; мирское и духовное; человек и природа. 2. Интенсивный поиск новых художественных средств вырази­тельности; появление нереалистических методов — модернизма (симво­лизм, акмеизм), авангардизма (футуризм). 3. Тенденции к взаимопроникновению литературных родов друг в друга, переосмысление традиционных жанровых форм и напол­нение их новым содержанием. 4. Обращение ко всей мировой художественной культуре прошлого. 5. Стремление к консолидации и объединению. 6. Космизм, жизнеустройство, жизнетворчество. 7. Стремление выстроить жизнь по законам искусства.
Блок Александр Александрович 1. Лирический герой проходит эволюцию; претворенный в образах отрока, инока, от­шельника, рыцаря Прекрасной Дамы, с огромным напряжением ждет великой встречи. 2. Влияние философии Вл. Соловьёва. 3. Лирический герой как истинный романтик устремлен в мистическую даль.Мистицизм. 4. Сти­ху Блока присуща музыкальность, метафоричность языка. 5. Апокалиптические образы. Символические символы. 4. Кроме социальной темы появляется еще и урбанистическая. 5. Тема Родины проходит через все творчество Блока. Говорит о невозможности жизни без России. «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...», «Девушка пела в церковном хоре...». Осенняя воля. Русь. Россия. Незнакомка. «О вес­на, без конца и без краю...». «О доблестях, о подвигах, о славе...». На поле Куликовом. На железной дороге. Коршун. «О, я хочу бе­зумно жить...». «Грешить бесстыдно, непробудно...». Пушкинско­му дому («Имя Пушкинского Дома...»
Маяковский Владимир Владимирович 1. Лирический герой стихов раннего Маяковского — бунтарь-ро­мантик, бросающий вызов целому миру, одержимый духом протес­та. Он одинок. Это страдающий и способный к состраданию человек. 2. Лирический герой Маяковского ощущает себя частицей массы одушевленных революцией людей. Для него революция — «благо­словенная!». 3. Провозглашал пророческую миссию художника — видеть то, чего не видит никто («где глаз людей обрывается куцый»). 4. Словотворчество. 5. Позиция поэта граждански ответственна и нравственно высока, ибо он «народа водитель» и одновременно «народный слу­га». Поэт, по представлению Маяковского, такой же труженик, как и рабочий: «поэзия та же добыча радия». Это тяжелая и опасная работа, но она необходима Родине. 6. Основным объектом сатиры в лирике Маяковского становятся мещанство и бюрократизм («О дряни» 1921, «Прозаседавшиеся» 1922). 7. Герои сатирических стихов разоблачаются изнутри, чему помогает «свободный стих», передающий богатство интонаций — от скрытой иронии до прямой издевки. Послушайте! Нате! «Я сразу смазал карту будня...» Лиличка! Ода революции. Левый марш. Приказ по армии искусства. Хорошее отношение к лошадям. О дряни. Прозаседавшиеся. Разговор с фин­инспектором о поэзии. Необычайное приключение, бывшее с Вла­димиром Маяковским летом на даче. Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви. Во весь голос
Есенин Сергей Александрович 1. Искренность, исповедальность, автобиографичность. Народно-песенная основа. Его жизнь — поэзия, в ко­торой борются, как и в душе поэта, земное и небесное, вечное и преходящее, старое и новое, город и деревня. В художественном мире Есенина одушевляется природа, оживляется все неживое, а человек наделяется природными характеристиками (растительны­ми и животными). Метафорический язык, символика цвета созда­ют богатство поэтического мира есенинской лирики. 2. В синтаксисе избегал усложненности, тяготел к строй­ности и простоте, предпочитая естественное течение стиха, «совпа­дение фразы и строки». 3. Первые стихи – ориентация на православие, крестьянскую культуру и опора на национальные культурные традиции (Сборник стихов «Радуница»). 4. Образ Родины, особенно в ранних стихах, связан с русской деревней, с родной рязанской землей, а разлука с ней при­дает стихам особую лиричность и теплоту. Родина – это «край любимый». 5. Земное и небесное, человеческое и природное проникают друг в друга, сливаясь в единое целое. Именно так в крестьянском созна­нии природа, родина неотделимы от жизни человека. 6. Природа одухотворена в поэтическом мире Есенина. Русь не статична, все в ней находится в движении. 7. Важным вырази­тельным средством оказывается цвет. Это естественные природные цвета. Голубой и синий — цвета неба; малиновый — цвет заката; золотой — цвет солнца и колосящегося поля пшеницы. 8. Лирическое творчество Есенина едино, это роман, в котором главный герой сам поэт. Его переживания, мысли, потери и обрете­ния, любовь и бурные страсти, родная природа и родительский «низ­кий дом с голубыми ставнями» — все становится темой стихов, все пронизано лирической интонацией. «Край любимый! Сердцу снятся...», «Гой ты, Русь, моя родная...». «Запели тесаные дроги...». Песнь о собаке. «Я последний поэт де­ревни...». «Я покинул родимый дом...». «Не жалею, не зову, не пла­чу...». Русь советская. Русь уходящая. Письмо матери. Письмо к жен­щине. «Мы теперь уходим понемногу...». Персидские мотивы. «От­говорила роща золотая...». «Спит ковыль. Равнина дорогая...». Со­баке Качалова. «Неуютная жидкая лунность...»
Ахматова Анна Андреевна 1. Ранняя лирика А. Ахматовой почти полностью сосредоточена на любовных переживаниях лирической героини. («Сжала руки над темной вуалью» 1911) 2. На раннем этапе лирический герой способен любить, сохранять гор­дость и достоинство в самых, казалось бы, безвыходных и унизи­тельных ситуациях. Объект любовного чувства героини – демон, порой «равнодуш­ный, наглый и злой», но обладающий неизъяснимым обаянием:«О как ты красив, проклятый!» 3. Библейские образы. 4. Отождествление себя и народа. В годы Великой Отечественной войны А. Ахматова пишет стихи «Клятва» (1941), «Мужество» (1942), в которых выражается общее для всего народа чувство. «Я» заменяется на «мы»: «Мы детям клянемся, клянемся могилам, / Что нас покориться никто не заставит!» (1941). Гражданское, патриотическое чувство согревает все творчество по­этессы. Никакие невзгоды личной судьбы не поколебали его. 5. Неприятие сталинизма. «Я научилась просто, мудро жить...». Сероглазый король. «Сжала руки под темной вуалью...». «Когда в тоске самоубийства...». «Не с теми я, кто бросил землю...». «Небывалая осень построила купол высокий...». Творчество. Клятва. Мужество. Приморский сонет. Родная земля
Пастернак Борис Леонидович 1. Сложные ассоциации, необычные метафоры могут быть восприня­ты не сразу в силу своей многозначности, опосредованности. 2. Метафора Пастернака построена на соединении несоединимо­го. 3. Тема природы аккумулирует все основные особенности его ху­дожественной манеры. 4. «Цель творчества — самоотдача». 5. Философское начало. «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Весна, я с улицы, где тополь удивлен...». Гамлет. Август. Зимняя ночь. Рассвет. «Во всем мне хочется дойти до самой сути...». Ночь. Единственные дни
Цветаева Марина Ивановна 1. Недосказанность, лаконизм. 2. Экспрессивный синтаксис. Стихи эмоциональны, образность сложна и субъ­ективна. Часто стихотворение строится на оригинальном взаимо­действии звука и смысла, значения слова и его структуры, семанти­ки и морфологии. И. Эренбург: «…необычайно острое ощущение притяжений и отталкиваний слов, поспешность ритма, который пе­редает учащенное биение сердца, композицию стихов и поэм, похо­жую на спираль, — так потрясенный человек, как бы обрывая мысль, снова к ней обращается, не к ней самой, а к смежной». 3. Элитарность, поэтому ее мало понимали. 4. Античные образы. 5. Образы земли, семени. 6. Мотив конфликта с отечеством. «Моим стихам, написанным так рано...». Встреча с Пушкиным. «Уж сколько их упало в бездну...» Стихи к Блоку. «Другие с очами и личиком светлым...» Владимиру Маяковскому. «Русской ржи от меня поклон...» Стихи к Чехии. Стихи о Москве. Психея
Твардовский Александр Трифонович 1. Военная тема. 2. Тема социального строительства. 3. Простые конструкции, лаконизм. 4. Ориентация на народного читателя. 5. Песенное начало. 6. Стихи имели сюжет. Правдоподобие. 7. Лирический герой – человек из народа, рядовой солдат, внешне ни чем не отличающийся. Памяти матери, «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины», поэмы «Путь к со­циализму», «Страна Муравия», «Василий Тёркин», «За далью — даль», «По праву памяти»

Вариант 1

Задания части С.
С1.

Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых?
С2.
В каких произведениях русских писателей сатирически отображены нравы дворян и что сближает их с пьесой Д.И. Фонвизина?
С5.
•Смешон или трагичен финал комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
•Почему имя фонвизинского Митрофанушки стало нарицательным? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
•Почему комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостническую действительность, называют «комедией воспитания»?
•В чем, по-вашему, заключается суть понятия «злонравие» и каковы формы его проявления (по комедии Фонвизина «Недоросль»)?
•Каковы, по-вашему, основные проблемы комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

А.С. Грибоедов «Горе от ума» 1824 год
Вариант 1
Вариант 2

Задания части С.
С1.

•Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание Грибоедова: «Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь. Вот моя поэтика».
•Какая тема, важная для дальнейшего развития сюжета, впервые прозвучала именно в этой сцене грибоедовской пьесы?
С2.
•В произведениях каких русских писателей (поэтов, драматургов) возникает то же тема и в чем они созвучны с пьесой Грибоедова «Горе от ума»?
•В чем проявилось в комедии противостояние «века нынешнего» и «века минувшего» и в каких произведениях русской литературы изображен конфликт поколений?
С5.
•В чем сходство и различие в отношении Чацкого и Софьи к фамусовскому обществу?
•Можно ли считать судьбу Чацкого трагической, и почему Грибоедов называет пьесу «Горе от ума» комедией?
•Что скрывается за фразой А.И. Гончарова: «Чацкие живут и не переводятся в обществе»? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
•Почему каждый из героев «Горе от ума» увидел «безумие» Чацкого в разных проявлениях?

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» 1831
Вариант 1
Вариант 2

Задания части С.
С1.

•Можно ли назвать подлинной дружбой взаимоотношения Онегина и Ленского? (Ответ обоснуйте)
•Почему автор «Евгения Онегина» стремится отобразить «низкую природу», жертвуя «высоким» слогом?
С2.
•В каких произведениях русской литературы звучит тема дружбы и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинским «Евгением Онегиным»?
•В каких произведениях русских писателей отображены картины русской природы? Что сближает эти произведения с соответствующими страницами «Евгения Онегина»?
С5.
•В чем смысл финала романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
•В чем, по-вашему, смысл эпиграфа, предпосланного первой главе романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: «И жить торопится и чувствовать спешит». (Князь Вяземский)
•В чем заключается драматизм судьбы Онегина? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
•Можно ли согласиться с утверждением, что в 8 главе романа «любовь Онегина Татьяна воспринимает как угрозу ее покою»? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
•Как раскрывается тема личности и общества в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
•С какой целью А.С. Пушкин сталкивает в эпиграфах к 7 главе романа «Евгений Онегин» такие разные отношения к Москве: «Москва, России дочь любима, / Где равную тебе сыскать?» (И. Дмитриев); «Как не любить родной Москвы?» (Е. Баратынский); «Гоненья на Москву! что значит видеть свет! / Где ж лучше? Где нас нет». (А Грибоедов)?
•Кто виноват в том, что Онегин и Ленский сходятся в смертельном поединке на дуэли (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)?
•Как можно объяснить смысл эпиграфа, предпосланного А.С. Пушкиным последней главе романа «Евгений Онегин»: «Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай» (Байрон)?
•В чем причина «хандры» Онегина (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)?

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» 1836
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3

Задания части С.
С1.

•Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание критика: «Постоянная готовность, не рискуя понапрасну, тем не менее заплатить жизнью за свою честь и любовь, делает дворянина Гринева до конца свободным».
•Какую роль сыграло событие, о котором рассказывается в этом эпизоде, в дальнейшей судьбе героя?
•Как данный эпизод соотносится с эпиграфом к роману: «Береги честь с молоду»?
С2.
•Какие признаки исторического произведения можно выделить в «Капитанской дочке» и какие русские писатели изображали в своих произведениях исторические события?
•В каких произведениях русской литературы звучит тема дуэли и что сближает эти произведения с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина? (при сопоставлении укажите произведения и авторов).
•Какие признаки исторического произведения можно выделить в «Капитанской дочке» и какие русские писатели изображали в своих произведениях исторические события?
С5.
• Почему скромная дочь капитана Миронова заняла столь значительное место в сюжете романа? (По роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)
• В чем, по-вашему, смысл эпиграфа в первой главе романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: «Береги честь смолоду»?

Н.В. Гоголь «Ревизор» 1835
Вариант 1
Вариант 2

Задания части С.
С1.

• Какую роль играет приведенная сцена в развитии сюжета пьесы?
• Каким предстает Городничий в данном эпизоде и какие драматургические средства способствуют раскрытию его характера?
С2.
•В каких произведенииях русских писателей отображены нравы чиновников и что сближает эти произведения с пьесой Н.В. Гоголя «Ревизор»?
•Какие общечеловеческие пороки раскрывает Гоголь в «Ревизоре» и в каких еще произведениях русской литературы обличаются эти недостатки?
С5.
•В чем главная причина временного «воцарения» Хлестакова в уездном городишке N? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)
•Кого можно считать положительным героем комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?
•В чем, по-вашему, смысл эпиграфа, предпосланного комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: «На зеракло неча пенять, коли рожа крива». (Народная пословица)
•Что оказалось сдучайным, а что — закономерным в ситуации комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?
•Что такое «хлестаковщина» (по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)?

Н.В. Гоголь «Мертвые души» 1841
Вариант 1
Вариант 2

Задания части С.
С1.

•Какое значение имеет этот эпизод для понимания авторского замысла?
•Какова главная тема приведенного фрагмента и какие изобразительные средства способствуют ее раскрытию?
С2.
•Кто из отечественных прозаиков или поэтов обращался к теме назначения художественного творчества и в чем их позиция созвучна расзмышлениям автора «Мертвых душ»?
•Укажите основные приемы сатирического изображения, которые Н.В. Гоголь использует в «Мертвых душах», и кто из русских писателей XIX-XX веков является продолжателем его традиций.
•В каких произведениях русских писателей можно встретить жаждущих наживы героев и как эти произведения соотносятся с поэмой Гоголя «Мертвые души»?
С5.
•Почему Н.В. Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой?
•С какой целью автор избрал в качестве главного героя плута и мошенника Чичикова (По повести Н.В. Гоголя «Мертвые души»)?
•Как сочетается в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя «видимый миру смех и незримые… слезы»?
•Кого из персонажей поэмы Гоголя «Мертвые души» можно считать положительным героем?
•Зачем Н.В. Гоголь включает в текст поэмы «Мертвые души» историю жизни П.И. Чичикова? (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».)
•Зачем Н.В. Гоголь включает в текст поэмы «Мертвые души» «Повесть о капитане Копейкине»?
•Почему Плюшкин единственный из всех персонажей-помещиков имеет предысторию? (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)?
•Почему в тексте поэмы «Мертвые души» предыстория главного героя помещена в самом конце повествования?
•Как в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» связаны история «подлеца» Чичикова и «Повесть о капитане Копейкине»?

Н.В. Гоголь «Шинель» 1842
Вариант 1
Вариант 2

Задания части С.
С1.

•Какую роль подробное описание героя играет в композиции гоголевского произведения?
•Сформулируйте основную идею фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание критика: «Знаменитый Башмачкин остался, в общем, для читателя загадкой».
С2.
•В каких произведениях русской литературы нашла выражение проблема человеческого достоинства и что сближает эти произведения с «Шинелью» Гоголя?
•Какой фантастический элемент и с какой целью использует Гоголь в повести и кто из русских писателей XIX-XX веков прибегал к фантастике в своем творчестве?

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 1840
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5

Задания части С.
С1.

•В чем разница и в чем сходство объяснений, которые дают трагическим событиям повести Пеорин и Максим Максимыч?
•Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание исследователя: «Печорин — не жестокий себялюбец, а мыслящая и страдающая личность, которой свойственна напряженная духовная жизнь».
•отсутствует
•Какую оценку дает герой (а вместе с ним автор) своему поколению?
•Как Лермонтов определяет свою главную художественную задачу в романе «Герой нашего времени»?
С2.
•В каких произведениях русских писателей представлены противоречивые, мятущиеся герои и что их сближает с героем лермонтовского романа?
•В каких классических произведениях русской литературы так или иначе звучит тема судьбы, предопределения и как эти произведения соотносятся с романом Лермонтова «Герой нашего времени»?
•Каковы основные особенности психологизма Лермонтова и кого из писателей можно назвать продолжателем его традиций в изображении «души человеческой»?
•Каковы основные способы изображения характера героя в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и кто из русских писателей XIX века продолжил эту традицию?
С5.
•С какой целью автор романа «Герой нашего времени» нарушил хронологический порядок его глав?
•Как название романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» связано с его проблематикой?
•Как характеризуют Печорина его представления о свободе, дружбе и любви (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)?
•В прямом или переносном смысле употреблено слово «герой» в названии романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
•Кого из героев романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно назвать двойником Печорина?
•Почему события, раскрывающие «историю души» Печорина, происходят не в Петербурге, а на Кавказе? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

А.Н. Островский, «Гроза» 1859
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4

Задания части С.
С1.

•С какой целью А.Н. Островский включает в текст пьесы «Гроза» рассказ Кулигина о городе Калинове и их жителях?
•Как в данном фрагменте проявляется неблагополучие семейных отношений в доме Кабановых?
•Чем похожи Борис и Тихон? Раскройте свою позицию.
•Какие драматургические средства и как помогают автору раскрыть характеры героев в приведенном фрагменте?
С2.
•В произведениях каких русских писателей (поэтов, драматургов) возникает тема города и в чем эти произведения созвучны с пьесой Островского «Гроза»?
•Какие произведения русской классики, затрагивающие проблемы взаимоотношения поколений, близки пьесе А.Н. Островского и чем?
•Чем вызван протест Катерины в драме «Гроза» и в каких произведениях русской литературы XIX века изображаются герои-бунтари?
•Какие драматургические средства и как помогают автору раскрыть характеры героев в приведенном фрагменте?
С5.
•Какую идейную нагрузку несут на себе финальные сцены пьесы А.Н. Островского «Гроза»?
•Пьеса А.Н. Островского «Гроза» — история трагической судьбы женщины или социально-политическая драма?
•Что свидетельствует о недолговечности власти кабаних и диких? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
•Какие мотивы и образы русского фольклора нашли отражение в пьесе А.Н. Островского «Гроза»? Как они связаны с характеристикой главной героини, других персонажей пьесы?
•Для чего Островский ввел в пьесу «Гроза» последний акт, а не завершил ее сценой покаяния Катерины?
•Почему пьеса А.Н. Островского «Гроза» открывается картиной волжского пейзажа?
•Катерина и Варвара: антиподы или «подруги по несчастью»? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»).

И.А. Гончаров, «Обломов» 1859
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4

Задания части С.
С1.

•Для чего включена в роман глава «Сон Обломова»?
•В чем разница, а в чем, по-вашему, сходство характеров слуги и хозяина?
•Назовите средства психологизма, которые использует Гончаров в романе, и прокомментируйте слова В.Г. Короленко, утверждавшего, что автор «конечно, мысленно отрицал „обломовщину", но внутренне любил ее бессознательно глубокой любовью».
•В чем разница характеров героя и героини и как она определила их дальнейшую судьбу?
С2.
•Что сближает с романом «Обломов» другие произведения отечественной классики, в которых звучит тема «несостоявшейся любви»? (при сопоставлении укажите произведения и авторов)
•Что сближает с романом «Обломов» другие произведения отечественной классики, в которых встречаются «парные» образы слуга-господин?
•Расскажите, что общего у Обломова с «лишними людьми» (Онегиным, Печориным…)?
•Кто из героев русской классики близок Обломову и как можно объяснить их общность?
С5.
•Как вы понимаете явление «обломовщины»? (По роману И.А. Гончарова «Обломов»)
•Как вы считаете, образ Обломова — образ статичный или динамический? (По одноименному роману А.И. Гончарова).
•Особенности жанра и композиции романа «Обломов».
•Прав ли был Добролюбов, утверждая, что «в каждом из нас сидит значительная часть Обломова» (по одноименному роману Гончарова)?
•Почему всех своих посетителей бесцельно лежащий на диване Обл<


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.