Если цветовой ряд является нормативным и без устойчивых пар (т. е. применение первых 3 правил невозможно), то применяется обычное правило парности. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Если цветовой ряд является нормативным и без устойчивых пар (т. е. применение первых 3 правил невозможно), то применяется обычное правило парности.

2018-01-14 261
Если цветовой ряд является нормативным и без устойчивых пар (т. е. применение первых 3 правил невозможно), то применяется обычное правило парности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

6. Выраженность актуальной проблемы подсчитывается по двум выборам с учетом тревоги (А) и компенсации (С) — следующим образом:

Пример 1.

Во втором примере актуальная проблема отсутствует.

Психологические аспекты интерпретации данных цветового теста Люшера представлены описанием личностных свойсть и поведения испытуемого, предполагаемых в связи с предпочтением или неприятием того или иного цвета (или группы цветов)

Контрастность позиций наиболее ярких 3-го и 4-го цветов с группой наиболее темных 1-го и 7-го свидетельствует о неустойчивости саморегуляции: особенно выраженный конфликт между анаболическими и катаболическими тенденциями (т. е. стремлением к накоплению или к затрате энергии) выявляется выбором, в котором 7 1 располагаются в начале ряда, а 3 4 — в конце. Комбинация из 2, 3, 4 цветов (в любом порядке) называется «рабочей группой»; их положение в начале ряда выявляет целенаправленную активность и хорошую работоспособность. Если рабочая группа «разбита», то это отражается на работоспособности негативно. Особенно проявляется исто-щаемость, когда один или более из выбранных цветов сдвигаются к концу ряда.

«Уход» собранной рабочей г р уппы в индиффер ент ную зону в этом отно шении прогностически более благополучен, так как может быть отнесен за счет временно существующей неблагоприятной ситуации.

Значения восьми цветов описаны Люшером в достаточно своеобразной манере и звучат следующим образом.

СЕРЫЙ (0). Разделяющий, отгораживающий, освобождающий от обязательств, укрывающий от внешних причин и воздействия. Его присутствие на первых позициях является компенсирующим (за счет невовлеченности). На последних позициях 0-й означает причастность, участие, ответственность. Цвета, расположенные перед 0-м, если он сам переместился на 2-ю или 3-ю позицию, указывают на утрированное поведение и отсутствие равновесия между предпочитаемыми цветами, несущими конфликтную нагрузку, и остальными обесцененными потребностями. Если на первых позициях три цвета 3, 4, 0 (говорит Люшер), то «произошло выключение, а расширение поля деятельности будет только компенсаторным. Испытуемый чувствует себя потерянным, и ничто для него уже не имеет значения». Среднестатистическая позиция серого цвета 6-я, однако перемещения на 5-ю или 7-ю не являются значимыми. В условиях утомления и стресса 0-й перемещается к началу ряда.

СИНИЙ (1). Означает спокойствие и умиротворенность чувств (что, как уже было сказано, не подтверждается на практике), выявляет чувствительность и ранимость (что соответствует действительности, но противоречит вышесказанному). Выявляет сензитивность, доверие, самопожертвование, преданность. Его перемещение на последние позиции ряда выявляет неудовлетворенность эмоциональными отношениями. Отвергаемый первый (-1) означает «разрывание пут» или желание их разорвать. Сочетание +3—1 означает способ действия, когда ощущение неудовлетворенности компенсируется расширением сексуальных контактов (синдром Дон Жуана). Сочетание +4-1 интерпретируется как неустанные поиски выхода из неудовлетворяющей ситуации. Эмоциональная напряженность выявляется перемещением цвета 1 на иную (помимо первых трех) позицию.

ЗЕЛЕНЫЙ (2). По Люшеру — это цвет эластичной (упругой) напряженности, выявляет упорство, целеустремленность, сопротивляемость изменениям, постоянство воззрений. (Здесь с автором можно поспорить, потому что как раз гибкости, эластичности лицам, у которых зеленый цвет является значимым, не хватает.) Они ригидны, упорны и настойчивы. Обладание рассматривается как вариант самоутверждения. «Напряженность зеленого цвета подобна плотине, за которой накапливается, не получив разрядки, возбуждение». Предпочтение зеленого цвета выявляет скрупулезную точность, кри-

тический анализ, логическую последовательность, т. е. «все, что приводит к абстрактному формализму», а также потребность производить впечатление, сохранять свою позицию. Отвержение зеленого цвета выявляет невозможность реализации этих потребностей, желание освободиться от мешающих ограничений. Компенсация позиции (-2) красным цветом (+3) выражает максимальную напряженность и состояние возбуждения. Компенсация за счет +4 ("бегство к свободе") представляется более продуктивной, канализирующей возбуждение в форме отвлекающей деятельности. Зеленый означает напряженность на всех позициях, кроме 2-й, 3-й и 4-й.

КРАСНЫЙ (3). Символизирует физиологическое состояние, связанное с расходом энергии. Красный — выражение жизненной силы, нервной и гормональной активности, стремления к успеху, жадного желания всех жизненных благ. Это воля к победе, влечение к спорту, борьбе, эротике, «сила воли». Выбор красного на первое место означает стремление к полноте бытия, лидерские черты, творческое начало, активную деятельность. Отвержение красного выявляет физиологическое и нервное истощение, снижение сексуального влечения и свидетельствует о перевозбуждении, о потребности в защите от возбуждающих факторов. В качестве компенсации выбора —3 нередко выявляется +1, однако такое сочетание может отражать склонность к кардиологическим расстройствам. Красный выявляет эмоционально-вегетативную напряженность тогда, когда он не занимает первых трех позиций.

ЖЕЛТЫЙ (4). Выражает несдерживаемую экспансивность, раскованность, релаксацию, полную радостных надежд изменчивость при отсутствии последовательности и планомерности. Предпочтение желтого говорит о надежде или ожидании большого счастья, направленных в будущее, о стремлении к новым, еще неясным перспективам. В роли компенсирующего цвета желтый выявляет нетерпеливость, поверхностность, беспокой-ность, черты завистливости. Отвержение желтого (6-е, 7-е или 8-е место) означает разочарование, ощущение несбыточности надежд, «попытку оградить себя от изоляции и дальнейших утрат или разочарований». Компенсация отвергнутого желтого синим выявляет «мазохистическое прилипание» к объекту привязанности. Компенсация +2-4 обрисовывает вариант поведения, при котором защитой служит стремление к высокому социальному статусу, а +3-4 — поиск приключений, активация сексуальности. Желтый свидетельствует о напряженности во всех позициях, кроме 2, 3, 4 и 5.

ФИОЛЕТОВЫЙ (5). Содержит в себе свойства и синего и красного, объединяет «победность красного и капитуляцию синего, символизируя тождество, т. е. нечто вроде мистического союза; высокая степень чувствительной близости, ведущая к полному слиянию субъекта и объекта, волшебство, магия и

зачарованность, стремление восхищать других, способность к интуитивному и сензитивному постижению, нереальность желаний и безответственность». Предпочтение фиолетового свойственно лицам эмоционально незрелым, подросткам, а также беременным женщинам, которые в этот период становятся эмоционально и физиологически неустойчивыми. Подмечено также, что лица с гомосексуальными наклонностями склонны к предпочтению фиолетового цвета, возможно, как считает Лю-шер, в связи с неустойчивостью, проявляющейся в своеобразной сексуальной ориентированности. Потребность в тождестве и интуитивном понимании подавлена, если 5-й цвет находится на 8-й позиции, и проецируется скорее на предметы (или иные неадекватные прямой потребностной направленности объекты, если продолжить эту мысль), отсюда почва для повышенной эстетической чуткости, способность к независимым оценкам, к занятости в сфере деятельности^дающей свободу творческого выбора. Фиолетовый незначим в позициях с 3-й по 7-ю, а у детей и беременных женщин — на 1-й и 2-й позициях.

КОРИЧНЕВЫЙ (6). Этот цвет символизирует чувственную основу ощущений. При физическом дискомфорте или болезни коричневый цвет передвигается к началу ряда. Чувство утраты корней, потери домашнего очага тоже проявляется перемещением коричневого цвета влево. На 8-й позиции коричневый цвет символизирует отрицание потребности в расслаблении и физиологической удовлетворенности или подавление физиологических потребностей. Шестой цвет настораживает, когда он не занимает 5-7-е места.

ЧЕРНЫЙ (7-й). Это «нет» в противоположность «да» белого, это «конец, за которым больше ничего нет». Сочетание 74 в одной группе указывает на ту или иную форму экстремального поведения. Черный цвет символизирует отказ, полное отретение или неприятие и оказывает сильное влияние на любой цвет, находящийся с ним в одной группе, подчеркивая и усиливая свойства этого цвета. В первой половине ряда его присутствие выявляет компенсирующее поведение экстремального типа. На первом месте черный цвет говорит о протесте против существующего положения вещей восстающего против судьбы человека, готового действовать опрометчиво и безрассудно. Черный цвет на втором месте означает отказ от всего, кроме того, что символизирует цвет на 1-й позиции. Седьмой цвет на 3-й позиции компенсируется цветами, расположенными на 1-й и 2-й позициях, 8-я позиция для черного цвета статистически наиболее часто встречающаяся.

Т. Н Бояршинова предлагает такую схему анализа основных признаков эмоционального состояния:

1. Если начало и конец ряда занимают цветовые пары 1, 7 и 3, 4, то саморегуляция ослаблена. Если эти пары не занимают ни начало, ни конец ряда, то саморегуляция сохранна.

2. Расположение 3, 4, 5-го цветов в первой половине ряда свидетельствует о преобладании симпатического тонуса и процесса возбуждения; 7, 0, 6, 1 и 2-й цвета в начале ряда говорят о преобладании парасимпатического тонуса, т. е. торможения.

3. Наличие и интенсивность эмоциональной напряженности тем сильнее, чем выше балл тревожности «!».

4. Эмоциональная устойчивость от лабильности до ригидности определяется значительным отличием 1-го и 2-го выбора, малым числом устойчивых пар (1-2), расположением 4-го и 5-го цвета в «+» позиции, уменьшением количества цветов в позиции «=» до 1—0.

5. Регистр эмоциональных переживаний, эмоциональная включенность определяется увеличением количества цветов в позиции «=» в первом по сравнению со вторым выбором и уменьшение позиций «-».

6. Расположение на позициях «+» 4, 3, 5, 7-го цветов указывает на слабость контроля.

7. Реакция на эмоциональную нагрузку в сторону дезорганизации — при выраженном рассогласовании первого и второго выбора.

8. Основная гамма переживаний при предпочтении 3, 4, 5-го цветов соответствует преобладанию положительных эмоций, а 7, 0, 6, 2-го — отрицательных.

9. Экстравертированность определяется предпочтением 3, 4, 5-го цветов, интровертированность — 1, 2, 0-го.

10. Способность к восприятию нюансов эмоциональных отношений — предпочтение 1, 5, 4, и 6-го цветов.

11. Особенности мыс л) цельных процессов: предпочтение 2-го цвета — логичность, четкость, 4-го — поверхностность, 5-го — эффективность мышления.

12. Работоспособность определяется собранностью «рабочей группы», т. е. расположением в начале ряда 2, 3, 4-го цветов, что означает устойчивость саморегуляции, отсутствие эмоциональной напряженности.

Согласно данным Г. Клара и Л. Буша «предпочтение темных цветов отражает стремление к покою, в то время как выбор светлых цветов отражает склонность к эмоциям, связь с внешним миром». На основании аналогичного взгляда на принцип разделения функционального значения цветовых эталонов, К. Шипош вывел коэффициент вегетативного тонуса. В нем используется баланс суммы рангов основных четырех цветов, характеризующих вегетативно-эмоциональное состояние обследуемого.

Коэффициент вегетативного баланса (КВБ) вычисляется следующим образом:

18 - (3+4) 18 - (1+2)

На место цифр, обозначающих номера цветовых эталонов, ставятся порядковые номера позиций, занимаемых указанным цветом. Результат дроби, превышающий единицу, интерпретируется как преобладание эрготропного тонуса, значение меньше единицы — доминирование трофотропных тенденций. Речь идет о готовности к затрате энергии, когда яркие цвета находятся на первых позициях, о перевозбуждении и потребности в покое, когда яркие цвета передвигаются в конец ряда (особенно это касается красного цвета).

Как уже говорилось, дальнейшая углубленная интерпретация цветового ряда проводится согласно структурному значению цветовых эталонов и пар в зависимости от их функционального распределения, связанного с предпочтением и неприятием. При этом в оригинальном варианте используемый в контексте методики тезаурус несет на себе отпечаток определенного своеобразия, не всегда легко переводимого на язык, привычный для отечественных психологов. Здесь и такие сентенции, как: «Томится по у*ам, исполненным нежности и тонкости чувств», «Ищет роскоши, комфорта и возможности потворствовать своей склонности к сладострастию»; «Горд, но безропотен»; «Хочет доказать окружающим, что его ничем не проймешь» и т. д. Предполагая определенную феноменологию, которая стоит за такого рода выражениями, психолог вынужден трансформировать их в более строгую форму, излагая анализ проблем обследуемого человека на языке, более понятном и близком нашей культуре и традициям.

Для корректной интерпретации цветовых выборов рекомендуется не останавливаться на приведенной выше трактовке и сопоставить ее с той интерпретацией, которая приводится в следующей главе данного руководства.

Во избежание субъективной произвольности в процессе реадаптации методики автором руководства введена терминология, соответствующая сути выявляемых феноменов и одновременно созвучная критериям приведенной ниже теории ведущих тенденций и целостному подходу к понятию личность.

Модификация тестаметод цветовых выборов

Если в обозримой литературе психология восприятия цвета в основном ориентирована на сиюминутное эмоциональное состояние, то многолетний опыт применения методики Люшера показал, что даже в однотипных ситуациях реакции людей находятся ввыраженной зависимости от исходной индивидуально-типологической основы. Это значит, что в каждом конкретном случае мы изучаем не просто состояние, а реакцию определенной личности на конкретную ситуацию, т. е. мы изучаем личность и диапазон ее изменчивости под влиянием внешних обстоятельств. Об этом свидетельствует

наличие устойчивых пар цветового выбора, а также динамика цветового выбора, когда при изменении состояния наиболее значимые цветовые эталоны передвигаются с первых позиций на последние (и наоборот), сохраняя актуальность символизируемой ими ведущей потребности.

Опыт применения восьмицветового теста в комплексном исследовании с применением других хорошо апробированных тестовых методик показал, что при правильном понимании и оценке результатов исследования метод цветовых выборов (МЦВ) может выявлять не только ситуативно обусловленные реакции, но и устойчивые индивидуально-личностные свойства, определяющие известную избирательность, тропизм (неосознаваемое влечение) в отношении выбора сферы интересов, способа самореализации в профессиональной деятельности, особенностей межличностного поведения, а также защитные и компенсаторные механизмы, проявляющиеся при эмоциональной напряженности.

Многолетний опыт сопоставления данных цветового выбора с показателями других методик позволяет прийти к выводу о том, что индивидуально-личностные особенности, выявляемые МЦВ, созвучны целостному образу личности в рамках теории ведущих тенденций.2 Согласно этой теории, личность рассматривается как единство биологического, психологического и социального факторов. Генетически унаследованные качества являются основой темперамента. Характер человека формируется в процессе взаимодействия врожденных, базисных свойств с факторами окружающей среды. В сложной структуре характерологических свойств основными являются параллельно развивающиеся и взаимовлияющие друг на друга такие подструктуры, как эмоции, мотивация, особенности интеллектуальной сферы и стиль межличностного поведения. Формирование личности не является пассивным процессом интериоризации (усвоения) культурно-исторического опыта социума. Иначе личность представляла бы собой лишь социально желательную модель поведения, лишенную индивидуальности. Ведущие индивидуально-типологические тенденции пронизывают все уровни целостной личности и проявляются на всех уровнях ее развития. Именно этим обусловлена индивидуальная избирательность человека в выборе профессиональной деятельности, сферы интересов, круга общения и вида социальной активности. Личностные свойства не столько прививаются, сколько развиваются, уходя корнями в генетически переданные индивидные свойства. Изучая базисную структуру, мы исследуем тот фундамент, который предшествует формированию более высоких уровней личности. Свое-

2 Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М., ИПП, 1999, 2000.

временно распознанные базисные свойства личности в качестве судьбореализующих тенденций дают человеку шанс стать вершителем собственной судьбы. Помочь ему в этом может компетентный психолог.

Лежащая в основе теории ведущих тенденций типология не противоречит воззрениям многих отечественных и зарубежных психологов; она лишь более строго упорядочивает их. В первую очередь, она делит людей по их реакциям на внешние воздействия таким образом:

1) реакции, силы которых направлены вовне (наступатель-ность, активное отстаивание своей позиции, противодействие, обвинение во всем окружающих, наиболее резкий способ реагирования — агрессия в отношении других);

2) реакции, преимущественно направленные на себя, внутрь личности (отступление, готовность отказаться от реализации своих намерений, склонность к самообвинению, наиболее резкая форма реагирования — суицид, аутоагрессия).

Далее типология конституционально заданных свойств, продолжаясь благодаря ведущим тенденциям в психологических особенностях, может быть представлена следующими ортогональными свойствами: интроверсия — экстраверсия, тревожность — агрессивность, ригидность — лабильность, сен-зитивность — спонтанность (рис.1).

При этом типологическое свойство «тревожность» в рамках нормы выглядит как осторожность в принятии решений, ответственность по отношению к окружающим, социальная созвучность среде. Заострение этой черты проявляется состоянием повышенной тревожности, мнительностью, боязливостью, склонностью к навязчивым страхам и паническим реакциям, состоянием тревоги. «Стеничность», («агрессивность») в норме соответствует достаточно уверенной тенденции самоутверждения, активной самореализации, отстаивания своих интересов и лишь при усилении (акцентуации, патологическом заострении) проявляется обнаженным эгоцентризмом и склонностью к агрессивной манере самоутверждения вопреки интересам окружающих, вплоть до явных агрессивных высказываний или действий.

«Интроверсия» обозначает такую индивидуально-типологическую черту, как обращенность индивида в мир собственных переживаний и фантазий, застенчивость, замкнутость, социальную пассивность. Патологическое заострение этой тенденции проявляется как аутизм. В противовес этому свойству, «экстраверсия» — это общительность, обращенность в мир реально существующих ценностей, социальная активность. Дезадаптивная форма этой черты — избыточное неразборчивое общение, неконструктивная социальная активность.

Рис.1.

Ведущие индивидуально-типологические особенности

и сопряженный с ними социально-психологический

и когнитивный индивидуальный стиль

«Спонтанность» — это раскованное самоутверждение, на-ступательность, предприимчивость и стремление к лидированию, но при заострении этой черты или патологическом ее развитии проявляется импульсивность, авантюризм и криминальное поведение. В сочетании с экстравертированностью и агрессивностью эта черта формирует «сильный» (гиперстени-

ческий) тип поведения. «Сензитивность», проявляющаяся чувствительностью, ориентацией на авторитет более сильной личности, конформностью, чертами зависимости, при дезадаптации перерастает в депрессивное состояние, а в сочетании с «интровертированностью» и «тревожностью», формирует атрибутику типологически «слабой» (гипостенической) конституциональной структуры. Нижняя часть полукруга отражает те типологические свойства, которые проявляются как более выраженная ориентация не на средовое воздействие, а на собственные субъективно обусловленные установки, т. е. го-мономность. Напротив, верхняя его часть представляет типологические тенденции, указывающие на подвластность индивида воздействию среды (гетерономность).

Противопоставляемые друг другу типологические свойства ригидности и лабильности (подвижности) формируют, в свою очередь, два полярных типа, представляющих собой смешанные варианты по отношению к чисто гипертимному и чисто гипотимному. Один из них — «ригидный» — характеризуется сочетанием субъективизма интроверта с инертностью (тугопо-движностью) установок и настойчивостью личности, склонной к педантизму и настороженной подозрительности. Патологическое его проявление — эксполозивность (взрывные реакции) и паранойяльность. Другой — «лабильный» — отличается выраженной изменчивостью настроения, мотивационной неустойчивостью, повышенной эмотивностью, чертами демон-стративности (личность, «ищущая признания»), перерастающими в истерический паттерн поведения при дезадаптации.

Промежуточные характеристики представляют собой сплав соседствующих на схеме свойств, синтез двух ведущих тенденций, формирующих дериватные свойства, проявляющиеся в социальной активности индивида. «Конформность» проявляется на стыке таких ведущих тенденций как «тревожность» и «сензитивность»; конформный стиль поведения базируется на таких типологических свойствах, как неуверенность в себе и избыточная ориентированность на общепринятые нормы поведения. Повышенная тревожность в сочетании с эмоциональной неустойчивостью в эксперименте показали высокую корреляцию с таким социально-психологическим свойством, как «компромиссность», т. е. одновременное стремление к самоутверждению и к избеганию конфликта с референтной группой. «Зависимость» как стиль взаимодействия с микросоциумом оказалась тесно связанной с такими типологическими свойствами как «интроверсия» и «сензитивность», так как эти тенденции создают почву для поведения, направленного на избегание конфликта и поиска щадящей социальной ниши. «Лидерство» как свойство, проявляющееся в норме самостоятельностью в принятии решений, предприимчивостью и стремлением быть ведущим, а не

ведомым, формируется сочетанием умеренно выраженной «спонтанности» и «агрессивности» (как продолжение высокой активности). Однако в рамках дезадаптивного поведения это свойство перерастает в самоуверенность, самовлюбленность и манию величия. «На стыке» таких свойств как «эмоциональная лабильность» и «экстраверсия» проявляется «коммуникативность». Этому способствуют демонстративность и поиски признания неустойчивой личности в сочетании с высокой социальной активностью экстраверта.

В то же время следует подчеркнуть, что «социальная пассивность*, базирующаяся на «интровертированности», здесь рассматривается как менее выраженная реактивность внешних проявлений чувств при одновременно более богатой интрапсихической активности, что проявляется как высокая рефлексивность (чувствительность к внешним воздействиям), напряженная внутриличностная работа по самосовершенствованию, склонность к мечтам и фантазированию. Напротив, «социальная активность» рассматриваетсякак склонность к широким контактам с людьми, разговорчивость и двигательная раскрепощенность, но при этом ослаблена склонность к самосовершенствованию и тенденция к самонаблюдению.

«Индивидуализм» формируется сочетанием «интровертированности» с «ригидностью» и проявляется устойчивостью собственного, временами достаточно самобытного и субъективного, мнения. Сочетание «ригидности» с «агрессивностью» проявляется конфликтным и неконформным стилем поведения. Если «конформность* в норме проявляется как хранительница традиций и устоев общества, то неконформность — тенденция к отвержению общепринятых канонов и устаревших догм, спутница радикализма и прогресса, которая при низком уровне развития или при патологии ведет к антисоциальным формам поведения.

Из этой достаточно богатой гаммы индивидуально-личностных свойств, базирующихся на восьмеричной типологической градации, можно выделить наиболее характерные признаки, связанные с половой принадлежностью. Так, среди женщин чаще встречаются сензитивный, тревожный и эмо-тивный типы реагирования, уходящие корнями в тормозимые и лабильные свойства нервной системы. Среди мужчин чаще можно наблюдать спонтанный, агрессивный и ригидный типы реагирования, базирующиеся на импульсивных, возбудимых и тугоподвижных свойствах нервной системы.

Кроме того, некоторые сочетания несоседствующих на схеме тенденций дают новые типологические паттерны. Так, комбинация «спонтанности» с «интроверсией» характерна для экспансивных шизоидов, а склонность к перепадам настроения (колебания между «интровертированностью» и «экстраверти-рованностью») свойственна циклотимным личностям.

Изучение индивидуального стиля когнитивной деятельности в сравнительном анализе с данными типологического опросника позволило обнаружить следующие закономерности: социально активные коммуникабельные экстраверты отличаются преобладанием правополушарных характеристик: освоение новой информации им дается легче через разговорное общение.

Среди них эмоционально лабильные и тревожные личности с компромиссным стилем социального поведения отличаются художественным, наглядно-образным типом восприятия, склонностью к опоре на цельно-чувственные образы, что способствует формированию в профессиональном плане тяги к таким видам деятельности, где человек оказывается эмоционально вовлеченным в контакты с окружением, может перевоплощаться в разные социальные роли и быть в центре внимания окружающих, а также проявлять свои художественные наклонности. Спонтанные, склонные к лидированию, неконформные личности при той же целостности восприятия при постижении новой информации больше ориентированы на собственную интуицию. Их знание или понимание проблемы может опережать опыт. В процессе принятия решений они руководствуются догадкой, предвосхищением и способны на основании минимальной информации выстроить целое, пренебрегая детальной проработкой изучаемого материала. Их профессиональная деятельность лежит преимущественно в сфере предпринимательства, организации, администрирования. Близкие к этой группе спонтанно-стеничные личности больше стремятся к двигательной, а не к мыслительной активности. Среди них большинство выбирает спортивную деятельность, путешествия, военную службу, профессии, связанные с повышенными физическими нагрузками.

Полярный им тревожный тип чаще встречается среди воспитателей, учителей, ученых, представителей профессий, требующих самоотречения и нуждающихся в щадящей социальной нише (священнослужители, миссионеры, общественные деятели, борцы за воплощение в жизнь гуманных идей).

Социально пассивные интроверты в большинстве своем относятся к левополушарному когнитивному стилю. При этом лица, типологически относимые к сензитивным и тревожным (конформным и зависимым) личностям, больше ориентированы на вербальный стиль освоения материала (через словесную информацию). Отсюда выбор таких профессий, как преподавание, наука, канцелярская, библиотечная работа, филология и прочие гуманитарные виды деятельности.

Социально пассивные индивидуалисты и ригидные личности усваивают и передают информацию, пользуясь языком символов, формул и цифр. Поэтому их профессиональный выбор чаще всего сводится к точным наукам, механике, фи-

зике, финансовому учету, бухгалтерии, военной службе, ремеслам, шитью, конструированию и другим видам деятельности, где нужна точность, соразмерность движений, хороший глазомер. Их стиль мышления — системный, синтетический, прагматичный, складывающий целое из «кирпичиков» от^ дельных составляющих деталей.

Сбалансированность и умеренная степень выраженности разных типологических свойств отражает стабильность и уравновешенность гармоничной личности. При дезадаптации эти тенденции усиливаются и заостряются в зависимости от пре-диспозиции.

Таким образом, типология индивидуальности базируется на восьми основных тенденциях, производными которых являются разные варианты социального поведения и стиль познавательной деятельности как результат сочетания соседствующих на схеме индивидуально-личностных тенденций.

Многолетний опыт сопоставления данных цветового выбора с показателями других методик позволяет прийти к выводу о том, что индивидуально-личностные особенности, выявляемые МЦВ, созвучны целостному образу личности в рамках теории ведущих тенденций. Невольно напрашивается вопрос: является ли случайным такое совпадение, когда разные исследователи приходят к феноменологически близким психологическим параметрам, основанным на восмеричной схеме, будь то портреты, цветовые эталоны или шквалы поросника? Если исключить привнесенные позже 5-ю и 0-ю шкалы, то и в профиле теста MMPI первоначально было также 8 базисных шкал.

В рамках упомянутого выше концептуального подхода вслед за показателями других психодиагностических методов в данную интерпретационную схему укладываются и результаты МЦВ. Как показал анализ многолетних исследований (более 5000 обследованных обоего пола с возрастной градацией от 10 до 70 лет), цветовой выбор дает представление как о наиболе устойчивых, конституционально заданных тенденциях (ведущих, судьбореализующих тенденциях), так и о тех особенностях, которые подвержены наибольшей вариабельности и создают некий резерв адаптивного механизма. В первую очередь, очевидным. является тот факт, что показатели слабости нервных процессов, трофотропные тенденции — как базис константных личностных свойств — отражаются сочетанием «концентричных» (1 и 2) цветов на первых позициях цветового ряда, в то время, как «эксцентричные» цвета (3 и 4) выявляют принадлежность к сильному типу ВНД. При этом наиболее «чистый» вариант слабого типа выявляется в основном концентричным гетерономным синим цветом, а сочетание синего (1-й цветовой эталон) с зеленым (2-й цветовой эталон) свойственно смешанному типу реагирования, т.к. со-

держит в себе характеристики оборонительно-защитного, экстрапунитивного свойства и отличается большей волевой направленностью, нежели «чистый» слабый (пассивно-созерцательный, интропунитивный) тип реагирования, свойственный только синему цвету. В то же время наиболее «чистый» вариант стенического типа отражается характеристиками красного цвета; сочетание красного с желтым выявляет эмоциональный паттерн менее устойчивый, лабильный, а стиль деятельности — недостаточно целенаправленный, т. е. этот тип реагирования также является смешанным. Интерпретационная схема метода цветовых выборов включает в себя два полярных типа — сильный и слабый — и два смешанных.

Рис. 2.

Связь основных цветов со свойствами нервной системы выявляется соотношением желтого (4) с лабильностью; красного (3) — с динамичностью по отношению к возбуждению; зеленого (2) — с инертностью; синего — с динамичностью по отношению к торможению. Кроме того, обнаружена позитивная корреляция значимых красного и желтого эталона с высокой внешней реактивностью при низкой интрапсихической активности, а синего и зеленого — с низкой внешней реактивностью при высокой интрапсихической активности.

Таким образом, каждый основной цвет определяет ведущую тенденцию, придающую типологическую очерченность эмоционально-динамическому паттерну, который проявляется силой и направленностью мотивов, индивидуальным стилем переживания и межличностного поведения, типом восприятия и переработки информации об окружающем мире, т. е. стилем мышления.

Следует отметить, что и сам М. Люшер позже пришел к той идее, что основные цвета соотносятся с определенным индивидуально-философским содержанием, позволяющим обрисовать целостный портрет личности, но эти его публикации появились гораздо позже. Однако и в поздних своих работах М.Люшер остается верным себе: вместо обобщенной идеи, указывающей на корневую природу того или иного типа личности, когда причинно-следственные связи позволяют выводить частные проявления из краеугольного фундамента теоретической парадигмы, бесконечно уважаемый и талантливый автор методики по-прежнему остается в плену у чистой эмпирики. Речевые особенности, ролевое поведение и прочие проявления индивидов разного типа он описывает как сумму конкретных признаков, не имеющих общей конституциональной базы. Сравнительный анализ данных с результатами других методик показал, что эти признаки прекрасно укладываются в рамки приведенной выше индивидуально-личностной типологии. При этом бросаются в глаза некоторые ошибки Люшера, когда от весьма удачных характеристик, базирующихся на конкретном опыте, он переходит к обобщенным личностным портретам. Так, он утверждает, что предпочтение синего эталона — признак удовлетворенности и спокойствия, в то время как опыт убеждает в другом: это — ведущая, никогда до конца не насыщаемая потребность в покое и удовлетворенности отношениями. Эту ошибку в понимании эмоциональной окраски синего цвета можно встретить и у других авторов. Здесь следует дифференцировать корневые типологические особенности - сензитивно-интровертные черты, и потребность в покое, которая связана с повышенной ранимостью и впечатлительностью лиц данного типа («Покой нам только снится»). В связи с этим верно отмечал Парацельс успокаивающее действие синего цвета на возбужденных боль-

ных и При высокой температуре (цитируется по П. В. Янь-шину). Нет желания спорить, когда Г. Э. Бреслав утверждает, что синий цвет успокаивает тревожных и депрессивных больных. Но в покое нуждаются как раз неспокойные, тревожные, неудовлетворенные люди. Другое разногласие в том, что тот же синий, расположенный в конце ряда (как и любой иной основной цвет), означает не качество, противоположное любви и привязанности, а фрустрированность этой потребности. То же и в отношении других основных цветовых эталонов: значимость цветового выбора определяется как первыми тремя позициями, выявляющими типологическую принадлежность индивида, так и последними. В первом случае речь идет о ведущей тенденции, определяющей потребности, стиль переживания индивида, восприятия, мотивации и поведения, а во втором (при отвержении цвета) определяемые этим цветом потребности оказываются фрустрированными.

Другая серьезная ошибка М. Люшера (придется повториться) заключается в том, что он относит к флегматикам тип людей, выбирающих синий цвет, а зеленый — к меланхоликам. При этом сам же совершенно справедливо отмечает, что лица, выбирающие синий, склонны к глубокой привязанности и чувствительны к воздействиям среды, а предпочитающие зеленый — упрямы, настойчивы, насторожены, постоянно находятся в оборонительной позиции, требуют признания, что явно противоречит соответствующим типологическим портретам и самой очевидности, которая наглядно проявляется при сопоставлении данных МЦВ с показателями других методик. То же и с толкованием других ярких цветовых эталонов: совершенно ясно, что предпочтен


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.