История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2018-01-14 | 429 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Для социологии культура важна с точки зрения, что сделано человеком.
Культура – система убеждений и норм, общих для членов группы, которые регулируют поведение человека и упорядочивают опыт (ритуалы и традиции).
Культура бывает материальная и нематериальная (духовная).
Материальная культура –ее можно определить тактильно, анне материальную только эмоционально.
Культуру разделяют по степени общности (Типы культуры):
1. Доминирующая (традиционная)- совокупность образов поведения, которые разделяются и принимаются подавляющим большинством группы или общества.
2. Субкультура – культура группы, которая отражает особенности данной группы, но не противоречит доминирующей культуре.
Культура может быть: а) профессиональной б) этносной в) национальной
3. Контркультура – это субкультура, ценности и нормы, которые противоречат доминирующей. При этом субкультура может переходить в традиционную культуру и контркультуру.
Также культуру можно различать по тому кто ее создал и как она распространяется.
Формы культуры:
1. Элитарная – она создается профессионалами, опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Чем выше уровень образованности общества, тем шире уровень восприятия элитарной культуры.
2. Народная – она создается анонимными творцами. По реализации могут быть индивидуальной, групповой и массовой.
3. Массовая – она авторская по происхождения и массовая по распространению, обладает самой широкой аудиторией. Возникает в начале 20 в. с появлением СМИ. Обладает меньшей ценностью, чем элитарная и народная.
Принципы взаимодействия культур:
1. Этноцентризм – тенденция оценивать другие культуры на основе собственной, вера в превосходство своей культуры над остальными. На этом фоне сформирован цивилизационный подход к изучению общества.
|
2. Культурный релятивизм- культуру можно понять лишь на основе ее ценностей в ее собственном качестве.
3. Взаимодействие между культурами может происходить на основании конфликта:
Культурные конфликты
а) Аномия-(Дюргейм) – «нет нормы»
б) культурное запаздывание (перемены в материальной жизни опережают перемены в нематериальной жизни)
в) господство чужой культуры (взаимодействие культур происходит неестественное чреватое напряженностью смешение, содержание в ней многих противоречащих элементов)
Социальный институт
Социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, которые удовлетворяют основные потребности общества.
Основные виды социальных институтов:
1) экономические, занятые производством и распределением материальных благ, организацией труда, денежным оборотом и т.д.;
2) политические, связанные с исполнением власти;
3) социальные, организующие добровольные объединения, жизнь коллективов, регулирующие повседневное социальное поведение людей по отношению друг к другу;
4) культурные и воспитательные, обеспечивающие преемственность культуры общества и передачу её последующим поколениям;
5) религиозные, организующие отношения людей к религии.
Уровень развития институтов показывает на каком уровне развития находится общество.
Институциализация – это замена спонтанного поведения на предсказуемое, направляется, моделируется, регулируется. Не все роли внутри института могут быть иституциализированы. «Маменькин сынок» - индивидуальная роль, сын – институциональная. Институциональные роли постоянны, отступление от них наказывается. Колебания индивидуальных различий внутри этих ролей ограничены.
Этапы процесса институционализации:
|
1. Возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организационных действий. Исчезает потребность, отмирает институт. (дворянская дуэль).
2. Формирование общих целей и обосновывающей их идеологии. У дворян целью явилась защита дворянской чести. Ценность чести выше человеческой жизни.
3. Появление норм и правил в ходе стихийного взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок.
4. Появление процедур, связанных с нормами и правилами.
5. Практическое принятие правил и процедур. Спонтанные ссоры среди дворян постепенно превратились в высоко формализованные поединки: правила вызова на дуэль и ответа на него, поведение во время и после дуэли.
6. Установление системы санкций, дифференцированное их применение в отдельных случаях. Наказание за отказ от поединка, возможность такого отказа в результате явного неравенства в положении дуэлянтов.
7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института. Роли дуэлянта, секунданта, медика.
Социальные статусы
Социальный статус – позиция человека (группы) в обществе связанная с определенными обязанностями и правами.
Виды статусов:
1. Приписанный – такое положение в обществе, над которым индивид (группа) не имеет контроля. Например: возрастной статус (каждому возрасту общество приписывает определенные права и обязанности), гендерная принадлежность.
2. Достигаемый – приобретается благодаря собственным усилиям. Например: студент.
3. Смешанный – несет в себе элементы приписываемого и достигаемого. Например: безработный, нобелевский лауреат.
Виды статусов формируют статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.
Достижение социального статуса возможно при помощи «социального лифта» (вертикальная и горизонтальная мобильность).
Социальная группа (по Сорокину) - тотальность взаимодействующих индивидов, которая организована, если существуют цели и ценности.
Группа обладает собственной иерархией. Если статус рассматривать как место в иерархии – это ранг, он определяет каким – высоким, средним, низким статусом человек обладает.
Несовпадение статусов: 1. В одной группе человек может занимать высокий статус (на работе), а в другой низкий (круг приятелей).2. Когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают осуществлению другого статуса. Чиновник не имеет права заниматься коммерческой деятельностью, прокурор не может быть мафиози.
|
Функции статуса:
1. Идентификация – отождествления себя с определенным набором норм и предписаний.
2. Стратификационная – распределяет по уровням и слоям общества, указывает индивиду его место относительно других.
3. Ориентирующая – показывает индивиду, какие есть возможности для изменения своего положения.
4. Регулятивная – обеспечивает коммуникацию и взаимодействие индивидов.
5. Инструментальная – дает возможность использовать свое положение для решения своих проблем в рамках статуса.
Социальная роль
Социальная роль - поведение, ожидаемое от человека, занимающего определенный статус. Она, в отличие от социального статуса подвижна.
Человек социально отзывчив. Осознает он это или нет, но он стремиться соответствовать ожиданиям других людей. (эксперимент Ф.Зимбардо)
Ролевой набор – совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом. Например: статус профессор – роль «преподаватель», «автор научных статей», наставник молодежи», «специалист в своей области». Каждая роль предполагает свою манеру общения с людьми.
Ролевая напряженность – ситуация при которой роль предъявляет человеку противоречивые требования.
Ролевой конфликт - ситуация при которой человек сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей.
Способы решения ролевого конфликта: 1) разведение ролей во времени;
2) дискриминация одной из ролей.
Человек не поглощается полностью социальными ролями. Между Я человека и ролью существует дистанция. Чем сильнее развита у индивида способность смотреть на себя со стороны, тем он социально компетентнее. З. Фрейд определил, что ролевой дистанции нет у больных людей и у детей, поскольку она формируется в процессе социализации.
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!