Квазигруппы: виды и отличительные признаки — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Квазигруппы: виды и отличительные признаки

2018-01-14 2362
Квазигруппы: виды и отличительные признаки 4.80 из 5.00 5 оценок
Заказать работу

Квазигруппы представляют собой временные переходные образования от социальных общностей к социальным группам. Квазигруппы при этом обладают некоторыми особенностями социальных групп. Квазигруппы имеют следующие отличительные черты:

• спонтанность образования;
• неустойчивость взаимосвязей;
• отсутствие разнообразия во взаимодействиях;
• кратковременность совместных действий.

Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо образуют устойчивые социальные группы.

Существует три основных вида квазигрупп. Рассмотрим их особенности.

Самой неустойчивой из всех видов квазигрупп следует считать аудиторию. Аудитория представляет собой социальную общность людей, объединенных взаимодействием с коммуникатором — индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до членов этой общности. Таким образом, мы можем наблюдать весьма своеобразный способ взаимодействия между членами данной общности. Аудитория распадается после того, как заканчивается передача информации со стороны коммуникатора. Однако могут быть случаи, когда аудитория распадается раньше из-за непонимания предоставленной информации. Аудитории могут быть разными по количеству членов — от студенческой аудитории, собранной в одном зале, до аудитории газеты, журнала или телевизионного канала. Во многих случаях мы не можем точно определить количественный состав аудитории, но можем говорить о ее увеличении или уменьшении в зависимости от качества подаваемой от коммуникатора информации. В некоторых случаях подаваемая информация позволяет управлять поведением аудитории.

Вторым видом квазигрупп является толпа. Толпа представляет собой активный вид квазигруппы. Под толпой мы будем понимать некоторую совокупность индивидов, объединенных в замкнутом физическом пространстве на основе общности интересов. При этом предполагается некоторая внутренняя общности членов толпы. Ощущение себя как целого, взаимодействие на уровне подсознания — именно эти признаки отличают толпу от социальной агрегации. Поведение толпы может существенно различаться в зависимости от ситуации. Например, толпа может просто наблюдать, а может и действовать, сметая все на своем пути, поддерживая какую-либо идею или какого-либо политического деятеля. Поведение человека в толп в значительной степени отличается от поведения его вне этой социальной общности. Основой этого отличия является эмоциональное включение индивида в толпу.

Третьим видом квазигрупп являются социальные круги. Социальные круги представляют собой социальные общности, создаваемые людьми с целью обмена информацией. Каждый социальный круг предполагает более или менее повторяющееся взаимодействие, осуществляемое только с целью обмена информацией между членами этой социальной общности. Социальные круги изучаются социологами, так как именно в них формируется общественное мнение. Кроме того, важность социальных кругов состоит в том, что они являются самыми устойчивыми квазигруппами.

По своей природе социальные круги представляют собой свободные союзы, основанные на контактах обмена, все внимание в них обращается на обмен информацией между членами союза. Социальные круги есть один из видов квазигрупп, характеризуемый критериями вхождения в них, каковыми являются заинтересованность в получаемой информации, а также принадлежность к определенной субкультуре, что часто выражается в: сходных социальных статусах. Этот вид квазигрупп подразделяется на несколько типов в зависимости от типа критериев вхождения индивидов в социальный круг. Например, это могут быть профессиональные или статусные социальные круги.

 

20. Массы и их свойства.

Три модели возникновения и существования массы.

21. Социальное взаимодействие – основа социальной жизни.

Образцы социальных взаимодействий.

 

Обстоятельства сталкивают каждого человека со многими индивидами. В соответствии со своими потребностями и интересами человек отбирает в этом множестве тех, с которыми он затем вступает в сложные взаимодействия. Эта селекционная работа представляет собой особый тип мимолетных кратковременных связей, которые называются контактами.

Социа́льное взаимоде́йствие — «способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условия и факторы его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуре общества и т. п.»[1] Социальное взаимодействие родственно понятию «социальное действие».)

Социальное взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей.

Социальное взаимодействие - любое поведение человека или социальной группы, имеющее значение для других людей в данный момент и в будущем. Оно включает передачу информации, получение, реакция на неё, её переработка и возврат её, а также реакция на новую информацию первого лица. Оно определяется социальными статусами и ролями личности и социальных групп. Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны:

Объективная сторона - факторы независимые от взаимодействующих, но влияющие на них.

Субъективная сторона - сознательное отношение индивидов друг к другу в процессе взаимодействия, основанное на взаимных ожиданиях.

· Первичные, вторичные(идеологические, религиозные, нравственные),

· по количеству участников: взаимодействие 2х людей; 1ого человека и группы людей; между 2мя группами,

· Разнонациональные,

· Между людьми разного достатка, и т. д.

Пространственные контакты. Для того чтобы взаимодействовать с другими индивидами, каждый член общества или социальной групп прежде всего должен определить, где эти индивиды и сколько их. Это простое на первый взгляд обстоятельство тем не менее весьма важно, так как является, во-первых, необходимым звеном формирования социальных взаимосвязей, а во-вторых, первоначальным моментом, от которого зависит выбор человеком его дальнейшего поведения.

Контакты. заинтересованности. Их сущность состоит в выборе социального объекта, обладающего определенными ценностями или чертами, соответствующими потребностям данного индивида. Контакт заинтересованности может прерваться или продолжиться в зависимости от многих факторов, но прежде всего от: 1) силы и важности для личности актуализированного мотива и, соответственно, силы интереса; 2) степени взаимности интересов; 3) степей осознания своего интереса; 4) окружающей обстановки.

Контакты обмена. Продолжая развивать и углублять социальные связи, индивиды начинают вступать в кратковременные соприкосновения, в ходе которых они обмениваются какими-либо ценностями (материальными предметами, информацией, образцами поведения и т.д.). Я.Щепаньский, описывая контакты обмена, отмечает, что они представляют собой специфический вид социальных взаимосвязей, в которых индивиды обмениваются ценностями, не имея стремления изменить поведение других индивидов. Это означает, что в ходе подобных спорадических и кратковременных обменов внимание индивида концентрируется на самом предмете обмена, а не на другом индивиде вступающем в обмен.

Ежедневно человек имеет множество контактов обмена: покупает билеты на транспорт, обменивается репликами с пассажирами в метро или автобусе, спрашивает, как найти какое-либо учреждение. В большинстве случаев при осуществлении контактов обмена он совершенно не обращает внимания на индивидов, с которыми вступает в контакт. Его интересует всего лишь предмет обмена. Наиболее известный пример развития и совершения контактов обмена приводит Я. Щепаньский. Этот пример связан с покупкой газеты. Первоначально у индивида возникает, на основании вполне определенной потребности, пространственное видение газетного киоска, затем появляется вполне конкретный интерес, связанный с продажей газеты и с продавцом, после чего совершается обмен газеты на деньги. Контакты развиваются на базе одного основания - потребности в приобретении газет!) го< Именно этот предмет является центральным в появлении интереса и последующем контакте обмена. Повторяющиеся контакты обмена могут привести к возникновению более сложных видов социальных взаимосвязей, обращенных не на предмет обмена, а на человека. Например, могут возникнуть дружеские отношения с продавцом (119, с. 89).

Социальные контакты имеют большое значение в изучении места каждого индивида в системе социальных связей, его группового статуса, особенностей исполнения им своей социальной роли в группе. Измерение числа и направленности социальных контактов позволяет определять структуру социальных взаимодействий и характер социальных отношений. Кроме того, именно социальные контакты являются основой группообразующих процессов, первым шагом в образовании социальных групп.

22. Социальное взаимодействие

Социальное взаимодействие как обобщающая категория занимает ключевое положение в целом ряде социологических теорий. Это объясняется той ролью, которую взаимодействие между людьми играет в жизни общества в целом или в любой социальной общности более низкого уровня. Строго говоря, само появление целостного общества, его институтов является результатом человеческого взаимодействия, прямого или опосредованного. К. Маркс прямо указывал на то, что общество – это «продукт взаимодействия людей».

О. Конт, придя к выводу, что базовым элементом общественной структуры может выступать лишь такая единица, где уже присутствует социальное взаимодействие, т. е. имеется не менее двух участников, даже определил как основную ячейку общества семью. Современные источники рассматривают социальное взаимодействие как процесс, посредством которого люди действуют и реагируют на действия других.

Следует различать употребление социологического термина «социальное взаимодействие» и понятия «социальное взаимодействие» в широком смысле, когда под ним подразумевается любое взаимодействие социализированных индивидов. Подобное расширительное толкование имеет право на существование, поскольку каждый социализированный индивид несет в себе качества «социального существа» и его действия в обычных условиях отражают культурные и ценностные нормы и образцы поведения, выработанные обществом.

Однако для выявления наиболее значимых для функционирования и развития социальных общностей форм и типов человеческого взаимодействия социологическая теория выдвигает определенные ограничения в употреблении этого понятия.

Так, теория социального действия М. Вебера утверждает, что социальное действие является единственно реальным в эмпирическом смысле фактом общественной жизни. Всякое общество представляет собой совокупность поступков и взаимодействий составляющих его людей. Но не каждый поступок является, по М. Веберу, действием. Поступок становится действием, только если предполагает субъективную мотивацию человека, направленность на решение его жизненных проблем. А действие становится социальным лишь тогда, когда и поскольку содержит ориентацию на реакцию других людей.

П. Сорокин сформулировал основные условия возникновения любого социального взаимодействия:

• наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга;

• совершение ими каких-либо действий (актов), влияющих на взаимные переживания и поступки;

• наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга.

В качестве проводника может выступать любой «предмет», не обязательно материальный, наделяемый некоей символической нагрузкой. Проводник передает значимую информацию участникам взаимодействия. Функции проводника могут выполнять: язык (в том числе язык жестов, тела), музыка, деньги, цветы и пр. Тот или иной предмет становится проводником, лишь наполняясь соответствующим смыслом.

П. Сорокин выработал разветвленную классификацию типов социального взаимодействия. Основными системообразующими признаками в ней являются:

• количество и качество индивидов, участвующих во взаимодействии;

• характер действий (актов), совершаемых взаимодействующими субъектами;

• природа проводников и характер взаимодействия – непосредственное или опосредованное.

Широкую известность в 60-е гг. XX в. получила разновидность теории социального взаимодействия – теория социального обмена Д. Хоманса и его последователей П. Блау, Эмерсона, акцентировавшая внимание на роли обмена действиями между участниками. Одной из ее модификаций является теория рационального выбора, которая объясняет всю социальную жизнь как результат рациональных выборов действующих лиц.

Влиятельной концепцией, трактующей социальное взаимодействие с позиции выяснения роли символических значений передаваемой в этом процессе информации, является символический интеракционизм (Дж. Мид, Г. Блумер).

Существенное место в изучении проблем социального взаимодействия занимают также этнометодология (Г. Гарфинкель) и драматургический интеракционизм, или концепция управления впечатлениями, И. Гоффмана.

 

 

 

22. Взаимодействие как обмен.

Ценности, используемые в процессе обмена.

Обстоятельства сталкивают каждого человека со многими индивидами. В соответствии со своими потребностями и интересами человек отбирает в этом множестве тех, с которыми он затем вступает в сложные взаимодействия. Эта селекционная работа представляет собой особый тип мимолетных кратковременных связей, которые называются контактами.

Контакты обмена. Продолжая развивать и углублять социальные связи, индивиды начинают вступать в кратковременные соприкосновения, в ходе которых они обмениваются какими-либо ценностями (материальными предметами, информацией, образцами поведения и т.д.). Я.Щепаньский, описывая контакты обмена, отмечает, что они представляют собой специфический вид социальных взаимосвязей, в которых индивиды обмениваются ценностями, не имея стремления изменить поведение других индивидов. Это означает, что в ходе подобных спорадических и кратковременных обменов внимание индивида концентрируется на самом предмете обмена, а не на другом индивиде вступающем в обмен.

Ежедневно человек имеет множество контактов обмена: покупает билеты на транспорт, обменивается репликами с пассажирами в метро или автобусе, спрашивает, как найти какое-либо учреждение. В большинстве случаев при осуществлении контактов обмена он совершенно не обращает внимания на индивидов, с которыми вступает в контакт. Его интересует всего лишь предмет обмена. Наиболее известный пример развития и совершения контактов обмена приводит Я. Щепаньский. Этот пример связан с покупкой газеты. Первоначально у индивида возникает, на основании вполне определенной потребности, пространственное видение газетного киоска, затем появляется вполне конкретный интерес, связанный с продажей газеты и с продавцом, после чего совершается обмен газеты на деньги. Контакты развиваются на базе одного основания - потребности в приобретении газет!) го< Именно этот предмет является центральным в появлении интереса и последующем контакте обмена. Повторяющиеся контакты обмена могут привести к возникновению более сложных видов социальных взаимосвязей, обращенных не на предмет обмена, а на человека. Например, могут возникнуть дружеские отношения с продавцом (119, с. 89).

Социальные контакты имеют большое значение в изучении места каждого индивида в системе социальных связей, его группового статуса, особенностей исполнения им своей социальной роли в группе. Измерение числа и направленности социальных контактов позволяет определять структуру социальных взаимодействий и характер социальных отношений. Кроме того, именно социальные контакты являются основой группообразующих процессов, первым шагом в образовании социальных групп.

 

Взаимодействие как обмен

Социологическая теория социального обмена получила широкую известность в 60-е гг. ХХ в. благодаря работам американского ученого Джорджа Хоманса. Предшественниками этой теории следует считать классиков политэкономии И. Бентама и А. Смита. Они считали, что основным движущим мотивом деятельности каждого человека является стремление к полезности и получению выгоды (модель «человек экономический»).

Базируясь на аналогичных предпосылках, Дж. Хоманс пришел к выводу, что такие ключевые понятия социологии, как «роль», «статус», «власть» и др., следует объяснять с точки зрения социальных отношений, которые порождают их. Он исследует взаимодействие в терминах «обмена действиями» между «актором» – действующим субъектом и «другим», когда каждая из сторон стремится извлечь максимум выгоды и минимизировать собственные затраты.

К числу важнейших возможных выгод относится «социальное одобрение». Возникающее в процессе обмена действиями взаимное вознаграждение становится регулярно повторяющимся и постепенно перерастает в отношения, основанные на взаимных ожиданиях участников. Нарушения таких отношений вызывают разочарование и агрессию, которая, таким образом, тоже становится своеобразной формой выгоды.

Последователь Дж. Хоманса П. Блау прямо утверждал, что все контакты между людьми строятся по принципу соответствия даваемого и получаемого. В целом, исходная позиция теорий обмена – это рассмотрение диадической, двусторонней модели взаимодействия.

Основная критика таких теорий состоит в том, что они предлагают упрощенное представление о сложности социальных взаимодействий между людьми и делают чрезмерный акцент на расчетных, эгоистичных мотивах их действий. Кроме того, «обмен действиями» ограничивается простейшим видом человеческого взаимодействия и не работает при переходе к анализу многостороннего, более масштабного взаимодействия индивидов и групп индивидов на макроуровне.

Осознавая уязвимость такой позиции, П. Блау предлагал исследовать социальное взаимодействие на основе синтеза принципов социального обмена и макросоциологических понятий структурного функционализма.

Формальной модификацией теории социального обмена является теория рационального выбора, возникшая в 80-х гг. XX в. Согласно ее положениям, оказываясь перед лицом нескольких вариантов возможных действий, люди делают то, что, по их мнению, должно привести к наилучшему результату.

 

 

 

 

 

 

23. Почему люди подчиняются власти. Механизм уступок как основа властных отношений.

 

Отношения власти. Термины "власть" и "любовь" используются постоянно в повседневной речи, понимаются интуитивно и практически никогда не определяются точно. Между тем власть имеет огромное значение в деятельности человека. Каждая политическая кампания, любая организованная социальная группа, любой социальный процесс это упражнение в использовании власти. Окружающая нас действительность дает множество примеров специфических проявлений властных отношений; социальная власть и соперничество из-за власти порождают большинство драм в нашей жизни. Власть, таким образом, предстает перед нами не только как всеобщее свойство социальных структур, но и как трудно поддающийся определению, можно сказать даже загадочный, социальный феномен.

Большинство современных ученых-социологов в самом общем виде представляют власть как способность одних индивидов контролировать действия других.

Становление политического лидера начинается с проявления им способностей к руководству людьми, правильному, оптимальному использованию ресурсов власти, но для наибольшего влияния личность должна подняться до определенного узаконенного общественного положения.

Социальная власть имеет по крайней мере три компонента: силу, авторитет и влияние. Сила - это применение или угроза применения физического принуждения, а также применения таких средств, как ограничение движения, контроль через силу за удовлетворением потребностей, например, в еде, сексе, комфорте. Очевидно, что для укрепления своего положения и власти в преступной банде главарь должен полагаться на силу своих кулаков или на силу своих приближенных. Только этим путем чаще всего он может настоять на своем невзирая на сопротивление. Авторитет - это установленное и узаконенное право принимать решения и управлять действиями других людей. Неотъемлемой, существенной частью авторитета является узаконенное право ожидать послушания и контролировать его. Право руководить и требовать уступчивости обусловливается согласием подчиненных на уступки и на несамостоятельность поведения. Говоря об авторитетном руководителе, мы подразумеваем, что все подчиненные с готовностью следуют его указаниям и даже побуждают к этому других, создают нормативную основу авторитета. Сила и авторитет часто могут объединяться, комбинироваться (например, в армии или органах правопорядка). Влияние - это способность воздействовать на решения и действия других помимо авторитета, на основании престижа, уважения, привязанности. Газетный репортер может не иметь ни силы, ни личного авторитета, но высокий престиж его газеты заставляет многих людей идти на уступки и подчиняться его контролирующему воздействию.

Власть имеет множество степеней, оттенков и форм проявления: от громкого окрика до шепота, от вспышки раздражения у маленького ребенка в его желании воздействовать на поведение матери до мобилизации в армию огромного числа людей. Для того чтобы несколько упорядочить множество властных форм, ученые прибегают к построению абстрактных идеальных моделей власти.

Первая модель - это потенциальная власть, которая предполагает накопление ресурсов власти и тесную связь с определенными социальными позициями и ситуациями в обществе и социальных группах. Такова, например, власть "господствующей элиты". Мэр города, очевидно, будет иметь большую потенциальную власть, чем простой служащий в мэрии, а Министерство народного образования - большую власть, чем учительский совет.

Вторая модель - власть репутации. Это власть, принадлежащей определенным личностям и группам, которые хорошо известны в обществе.

Третья модель - власть принятия решения, которая показывает степень участия индивида или группы в контроле за принятием решения в управлении социальными объектами. Например, при обсуждении вопроса о финансировании научного проекта принимается решение, подготовленное и обоснованное на 80% главным инженером предприятия.

 

 

24. Три разновидности «легитимных оснований господства».

Инструменты власти.

 

Вебер. Под господством он понимал взаимное ожидание: тех, кто приказывает, - того, что их приказы будут выполняться, а им будут повиноваться; тех, кто повинуется, - того, что приказы будут иметь характер, соответствующий их ожиданиям. Вебер говорит о трех типах легитимного господства, выделяемых в соответствии с тремя основными мотивами повиновения.

Первый мотив - интересы повинующихся, т.е. их целерациональные соображения. Это основа называемого Вебером " легального" типа господства, которое можно встретить в развитых буржуазных государствах - Англии, Франции, США и др. В них подчиняются не личности (скажем, президента и других должностных лиц), а законам, притом подчиняются все - управляемые и управляющие (чиновники).

Самым чистым типом легального господства является бюрократия.

Второй тип легитимного господства основан на иной мотивации повиновения - вере не только в законность, но даже в священность издавна существующих порядков и властей. Он базируется на повседневных нравах, привычках к определенному поведению. Этот тип Вебер называет традиционным господством.

Третий тип господства имеет аффективную основу мотивации, он получил у Вебера название харизматического. Харизмой обладают герои, полководцы, пророки, маги, выдающиеся политики и государственные деятели, основатели, мировых религий (Будда, Иисус, Магомет). Харизма, по Веберу, это великая революционная сила, на которой держится господство и управление.

Из инструментов – насилие, деньги (экономическое принуждение), знание, информация и тд.

 

 

 

25. Социальные институты.

Механизм образования социальных институтов.

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения;

Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Институт - это некая воспроизводящая с-ть норм, взаимодействий, позволяющая решить к-либо проблему. своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций.

Исходя из этого институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется.

При появлении институциональных моментов в общественном движении начинается формирование определенных правил и норм поведения, разделяемых большинством его последователей. Назначается место сбора или митинга, определяется четкий регламент выступлений; каждому участнику даются инструкции, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Эти нормы и правила постепенно принимаются и становятся само собой разумеющимися. Одновременно начинает складываться система социальных статусов и ролей. Появляются устойчивые лидеры, которые оформляются официально, согласно принятому По-рядку (например, выбираются или назначаются). Кроме того, каждый участник движения обладает определенным статусом и выполняет соответствующую роль: он может быть членом организационного актива, находиться в составе групп поддержки лидера, быть агитатором или идеологом и т.д. Возбуждение постепенно ослабляется под воздействием определенных норм, и поведение каждого участника становится стандартизованным и предсказуемым. Появляются предпосылки для организованных совместных действий. В итоге общественное движение в большей или меньшей степени институционализируется.

Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

1. возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2. формирование общих целей;

3. появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4. появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5. институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

6. установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7. создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Именно поэтому беспорядочные ссоры и драки превращаются в высоко-формализованные спортивные поединки, любознательность, желание узнать истину - в упорядоченные научные исследования, беспорядочная половая жизнь - в крепкую семью. Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе.

Социальные институты

Сам термин «институт» (от лат. institute – установление) имеет несколько разных значений. В узком смысле так называются специализированные научные и учебные заведения. В широком смысле этот термин обозначает совокупность норм и правил, устанавливающих порядок отношений в какой-либо сфере общественной жизни.

Одним из первых социологов, обративших внимание на социальные институты как специфические конструкции отношений в обществе, был Г. Спенсер. В современной социологической теории существуют разные определения этого понятия. Практически во всех концепциях социальных институтов есть указание на то, что это устойчивые формы организации человеческой деятельности, но дальше начинаются разногласия. Так, например, известный американский экономист, родоначальник институционализма в экономической теории, Т. Веблен, обращал внимание на то, что социальные институты представляют собой привычные способы реагирования на внешние изменения. Современный немецкий социолог А. Гелен подчеркивал регулятивную роль институтов, которые упорядочивают поведение людей, направляя их по желательным для общества путям. Иногда институт определяется как совокупность норм и образцов поведения, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции.

Одним из обобщающих определений, выработанных в традиции структурного функционализма, является следующее.

Социальный институт – это совокупность упорядоченных взаимосвязанных социальных статусов и ролей, направленная на выполнение каких-либо функций, обеспечивающих потребности общества в определенной сфере жизнедеятельности.

В неявном виде – через содержание ролей и статусов – в этом определении учитываются и нормы, и ценности, правила и образцы поведения и др. В современной отечественной литературе подчеркивается роль социальных институтов как основных компонентов социальной структуры общества, интегрирующих и координирующих индивидуальные действия людей. Институты упорядочивают социальные отношения в отдельных сферах жизни общества.

Социальные институты, существующие в настоящее время, появились не сразу. Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни с помощью выработки обычаев, традиций, устанавливающих определенные нормы и правила поведения. Так, первый институт экономики – производство – возник около 2 млн лет назад. Но тогда это были лишь отношения, возникшие в обществе в связи с появлением первого орудия труда. Институту семьи около 500 тыс. лет, государству и образованию – 5–6 тыс. лет и т. п.

Со временем, переходя в устойчивую форму, приведенные в систему, обеспечивающие в совокупности выполнение какой-либо общественно полезной функции, нормы и правила закрепляются юридически, устанавливая статусные права и обязанности. Процесс формирования и развития социальных институтов называется институционализацией.

Для успешного функционирования социальных институтов необходима, одновременно с институционализацией, интернализация – освоение членами общества норм, прав и обязанностей на уровне внутренней системы ценностей каждого человека.

Из всего многообразия социальных институтов выделяют основ ные, удовлетворяющие основные жизненные потребности общества:

• в воспроизводстве человеческого рода – институты семьи и брака;

• в безопасности и социальном порядке – институты государства (армия, органы охраны правопорядка, судебная система и пр.) и политики;

• в обеспечении средств существования – экономические институты;

• в получении и передаче знаний, социализации – институты науки, образования, культуры;

• в решении духовных проблем – институты религии, общественной интеграции.

Помимо главных (основных), существуют частные (неосновные) социальные институты, которые являются частями первых. Неосновные институты в последнее время принято называть общественными практиками. В них входят механизмы, методы, процедуры, обеспечивающие функционирование главных институтов (например: профессиональный подбор, расстановка и продвижение работников в рамках деятельности экономических институтов), а также обычаи. Так, в основном институте семьи в различных культурах существуют различные обычаи осуществления брака – похищение невест, выкуп, приданое и т. п.

Функция социального института – это та польза, которую он приносит обществу. Универсальными функциями институтов являются: закрепления и воспроизводства общественных отношений; регулятивная; интегративная; транслирующая; коммуникативная.

Основные функции, выполняемые институтами, не остаются неизменными. Так, ранее церковь выполняла функцию передачи знаний и воспитания. Со временем эти функции перешли к институтам образования.

Если какой-либо институт своей деятельностью наносит обществу вред, имеет место дисфункция института. Нарастание дисфункций может привести к дезорганизации общества.

Функции и дисфункции институтов общества могут быть явными и латентными, скрытыми. Первые – осознаваемые и произвольные, вторые – неосознаваемые. Так, например: введение сухого закона в начале ХХ в. в США повлекло неявную дисфункцию этого закона, так как привело к появлению мафиозных кланов и подпольной бандитской империи, специализирующейся на контрабанде алкоголя.

 

 

26. Социализация. Стадии социализации.

 

Социализация

Важнейшим видом социального взаимодействия является социализация – процесс, в ходе которого люди приспосабливаются к нормам и образцам поведения, господствующим в данном обществе (социальной общности). Иначе говоря, в процессе социализации человек из существа биологического превращается в существо социальное. Содержанием социализации является становление и формирование личности.

Внутренним аспектом социализации является интернализация – включение индивидом культурных норм и социальных ценностей общества в свой внутренний мир, становящихся, таким образом, внутренними регуляторами поведения человека.

Процесс социализации продолжается всю жизнь и разделяется на четыре этапа:

1) первичная социализация, соответствующая периоду детства – от появления на свет до полового созревания человека;

2) вторичная социализация, соответствующая юности (от 12–14 до 18–20 лет), как правило, совпадающая с получением формального образования;

3) социализация зрелости (от 18 вплоть до 60 лет), совпадающая с превращением индивида в с


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.