Философские традиции Индии, Китая и Греции. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Философские традиции Индии, Китая и Греции.

2018-01-14 460
Философские традиции Индии, Китая и Греции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В VIII-II вв. до н. э. в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции возникает философия. Немецкий философ К. Ясперс назвал этот исторический период «осевым временем», так как тогда закладывались основы нашей современной цивилизации.

В Индийской философии можно выделить 3 периода: 1. - Ведический -ХV-V вв. до н. э. 2. - Классический - V в. до н. э. - X в. н. э. 3. - Индуистский - с X в. н. э. В Индии становление философского знания пролегало через оппозицию ряда направлений. Брахманизм, основан на ведическом ритуале, зафиксированном в четырех Ведах (веда - знание) - сборников гимнов в честь богов и ритуальных заговоров. В VI-V вв. до н. э. появились критические в отношении брахманизма течения: адживика (натуралистическо-фаталистическое учение), джайнизм и буддизм. Далее индийская философия развивалась практически в русле шести классических систем - даршан: веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса, ориентировавшихся на авторитет Вед, и неортодоксальных течений: материалистической чарваки или локаяты, джайнизма и школ буддизма.

В Китае в VI в. до н.э. сформировались философские направления даосизма, легизма и конфуцианства.

Даосизм. Основатель - Лао-цзы - китайский философ, живший в VI в. до н. э. (подлинное имя Ли Эр), прозвище означает «Старый учитель» или «Старый ребенок», автор книги «Дао-дэ-цзин», название которой переводится как «Книга пути и благодати» или «Путь добродетели» или «Книга о силе и действии». Дао - есть путь вселенной, а его проявление в мире форм - есть Дэ. Дао непостижимо, но совершенно, оно основа всего сущного.

Конфуцианство. Основатель - Конфуций (551-479 г. до н. э.), человек, которого в Китае называют «Отец китайской нации» либо «Учитель десяти тысяч поколений». Открыв свою школу, воспитал огромное количество учеников. Его беседы, названные впоследствии «Лунь юй» («Суждения и беседы»), и составляют основу учения Конфуция. Центральная тема философии - человек {жэнъ). Ли - это ритуал, традиции, предписания, обряды, обязательное неукоснительное следование которым и составляла одну из основ конфуцианского учения. Дао - путь - это комплекс идей, принципов и методов. Термин «жэнь» переводится также как «человеколюбие», «гуманность», «добродетель». Одно из основных понятий - «благородный муж», который противопоставляется «низкому человеку». Благородным человека делает не происхождение и не богатство, а высокие нравственные качества. Во II в. до н.э. конфуцианство стало государственной идеологией Китая.

Античная философия представляет собой совокупность учений, развивавшихся в Древней Греции и Древнем Риме с VI в. до н. э. по VI в. н. э. Начало древнегреческой философии связывают с именем Фалеса Милетского (625-547 гг. до н. э.), конец - с декретом византийского императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. н. э.). Для греков природа выступала единственным абсолютом, она не сотворена богами, сами боги составляют ее неотъемлемую часть и олицетворяют основные природные стихии. Человек не теряет своей изначальной связи с природой, но живет не только «по природе», но и «по установлению» - закону (номосу). Картина мироздания отражает ответы на вопросы полисной жизни. Полис - это город-государство. «Началом мироздания» - архэ или субстанцией является природа. Природа при этом рассматривается как живое (гилозоизм), одушевленное (панпсихизм) и божественное (пантеизм) целое. Античная философия представлена космогоническими учениями (учениями о происхождении мира), космологией (учением об устройстве мироздания), онтологией (учением о бытии), этикой (учением о нравственности и морали).

 

Периодизация греческой философии.

1.Натурфилософский период (VI-IV в.в. до н.э) - досократики, на первый план выходят проблемы философии природы. Ранние натурфилософы: Фалес, Анаксимандр, Анксимен, Гераклит, Пифагор, Ксенофан, Парменид, Зенон.

2.Второй период (IV-V в. в. до н.э.) - период классической философии, включает софистов и Сократа, Платона, Аристотеля; философов интересуют не только вопросы устройства мирозданья, но и человек, общество, государство.

3.Третий период (III в. до н. э. - VI в. н. э.) - эллинистически – римская философия, развивавшаяся в Древней Греции и в Древнем Риме, представлена такими течениями как эпикурейство, скептицизм, стоицизм и неоплатонизм. На первый план выходят проблемы этики, обоснования человеческой жизни, а аргументация черпается из предыдущих философских систем, из физики Гераклита, Демокрита, теории идей Платона и т.д.

Натурфилософский период. Фалес (основоположник милетской школы, 625-547 гг. до н. э.); основные положения: «все из воды», «все одушевлено и полно демонов». Анаксимандр (610-546 гг. до н. э.); основные положения: начало мироздания - «апейрон» качественно неопределенное, из «апейрона» (всеобъемлющего, вечного и божественного) возникает мир, он всем правит. Анаксимен (588-525 гг. до н. э.); основные положения: учение о воздухе как о первооснове (субстанции) мира. Гераклит Эфесский (род. ок. 544 до н. э.) - крупнейший диалектик, считал, что основой мира является вечно живой огонь - подвижная динамичная стихия.

Пифагор (2-я половина VI - начало V вв. до н. э.), его философия это эзотерическое (сокровенное) знание. Пифагорейские кружки были тайными братствами. Основные положения философии: учение о числе как субстанции всех вещей. Числа - это и математические величины, и физические существа, и живые тела. Числовые отношения и пропорции отражают гармонию мира (космоса).

Парменид (начало IV в. до н. э.) - основатель элейской школы; первым выразил мысль, что при множестве мнений - истина одна; истинным, достойным предметом изучения является Единое, «бытие», которое есть всегда, оно не возникает и не уничтожается; знание о бытии мы получаем с помощью разума; чувственное восприятие порождает только мнение (doxa). Одно и то же мысль и то, «о чем мысль существует, ибо без бытия мысли тебе не найти».

Анаксагор (500-428 гг. до н. э.) - им завершается натурфилософия. Плюралист: элементов столько, сколько окружающих нас вещей. Каждая частица (гомеомерия подобочастная, подобная частице от целого) - это качественная определенность предмета, качество вещи. Вначале они беспорядочно смешаны, но мировой ум (нус) приводит их в движение и структурирует: неоднородные элементы отделяет друг от друга, однородные соединяет, так образуются вещи. Познано может быть только неодинаковое и противоречивое.

Эмпедокл (490-430 гг. до н. э.) - один из представителей италийской традиции, которая исходила из орфической религии. Суть орфической религии перенос всех процессов этой жизни в загробную жизнь, идея переселения душ. Работы: «О природе» и «Очищения». Изменение мира - результат вечной борьбы любви и вражды, в которой побеждает то одна, то другая сила.

Демокрит (род. 460 г. до н. э.) - прославился своим учением об атомах. Есть лишь атомы и пустота. Атомы - это единые, неделимые частицы, которые могут быть гладкими, шероховатыми, крючковатыми и все трясутся в пустоте, сцепляются между собой и образуют космический вихрь. Существует мир природы (фюсис) и мир культуры (номос - второй мир). Номос надстраивается над фюсис.

Классический период. С офисты - название группы древнегреческих философов середины V - первой половины IV вв. до н. э., представителями являются Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Алкидим, Критий и др. Древнегреческое «софистэс» означает мастера, знатока мудрости. С середины V в. до н. э. софистами стали называть платных учителей мудрости: красноречия и других знаний, полезных в публичной деятельности. Софисты полагали, что все в мире относительно, истина у каждого своя. Знание зависит от условий, времени, места при которых его получают. Мир непознаваем. Добра и зла объективно нет, что кому выгодно, то для него и хорошо. Оппонентами софистов были Сократ, Аристофан, Платон. Сократ (470-399 гг. до н. э.) ничего не писал, но учил мудрости на площадях. О его взглядах мы узнали из философии Платона (его ученика). Девизом Сократа стало «Познай самого себя» - надпись над входом в храм Аполлона в Дельфах. Процесс рождения истины в спорах он называл маевтикой (повивальным искусством). Ирония помогала собеседнику увидеть, что его спесь, самомнение основаны на кажущемся знании, частичном, ложном. Другим девизом Сократа было: «Я знаю, что я ничего не знаю, другие не знают даже этого».

Платон (427-347 гг. до н. э.) - основатель школы, получившей название Академии. Главные произведения: «Парменид», «Пир», «Федон», «Федр», «Государство», «Политик», «Законы». Утверждал реальность идеального, поэтому его называют объективным идеалистом. Реально существуют бестелесные идеи (истинно сущий мир), вещи являются материальными слепками идей. Идеи - «эйдосы» - это и есть те сущности, которые душа созерцает сама по себе. Проблема состоит в том, чтобы помочь душе вспомнить подлинное знание (идеи), что возможно только на пути Эроса. Создал учение об идеальном государств, основным принципом которого он считал справедливость. Полагал, что аристократия, идеальная форма государства. Среди законных форм государства демократия является наихудшей; среди форм, основанных на беззаконии, она является лучшей. Согласно Платону зло есть лишенность добра.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) - систематизатор всего античного знания. Основатель Ликея (Лицея), создатель универсальной системы знания, которая включает: логику (в средние века логические работы Аристотеля были объединены под латинским названием «Органон»), физику, метафизику (то, что после физики), практическую философию - этику, политику и т.д. Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Наиболее значимые произведения: «Органон», «Метафизика», «Физика», «О душе», «Никомахова Этика», «Политика», «Экономика», «Риторика». Критикует платоновское учение об идеях. Основоположник психологии, науки логики, наук об обществе. Считал, что опорой государства должны быть средние слои.

Эллинистически - римская философия. Стоицизм - школа древнегреческой философии, возникшая в III в. до н. э.. Основана Зеноном Китийским, наиболее известные представители - Сенека, Марк Аврелий. Это философия долга, философия судьбы, основанная на физике Гераклита и натурфилософии. Идеал стоиков - мудрец, достигший добродетели и бесстрастия, жизнь которого не зависит от внешних обстоятельств.

Эпикуреизм - философская школа, просуществовавшая с IV в. до н.э. по IV в. н.э., в ней находит свое применение атомистический материализм Демокрита. Основана в предместьях Афин Эпикуром, поэтому часто называлась в древности «Садом». Наиболее выдающимся последователем Эпикура из римлян был Лукреций. Философия для эпикурейцев - это деятельность, которая посредством рассуждения приводит человека к счастливой жизни. Счастье - отсутствие страданий. Добиться его можно устранившись от волнений и тревог, от общественных и государственных дел, отказавшись от желаний.

Неоплатонизм - последний этап развития античного платонизма. Основоположник - Плотин (204(5)-270г.г.), основное произведение - «Энеады». Неоплатонизм представляет собой систематизацию идей, разбросанных в диалогах Платона, которые были дополнены идеями стоицизма, аристотелизма, неопифагореизма. Учение Плотина является последовательной системой объективного идеализма. С точки зрения неоплатонизма, абсолютным первоначалом бытия выступает Единое, постичь которое невозможно никакими усилиями человеческой мысли. Убедиться в бытии Единого можно только на путях апофатической (отрицательной) теологии. Плотин считал, что божественное есть во всем и в каждом из нас, что истечение, излучение божественного Абсолюта есть эманация. Призывал к объединению с божественным Абсолютом через эманацию. Неоплатоники учили, что всякое утверждение есть вместе с тем и отрицание, всякое «да» есть вместе с тем и «нет».

Скептицизм - идейное течение, возникающее в конце IV в. до н. э., основатель Пиррон из Элиды, учил, что истина не достижима, а мудрость состоит в том, чтобы воздерживаться от всякого суждения.

Киники - в греческой философии сторонники Антисфена, который в гимназии «Киносарг» проповедовал нетребовательность и умеренность. Признаком более позднего кинизма (Диоген из Синопа) было пренебрежение ко всякой культуре и ко всем обычаям, что временами вырождалось в цинизм.

Цицерон Марк Тулий (106-43 г. до н. э.) - римский политик и философ, блестящий оратор. Его заслугой является то, что он познакомил римлян с греческой философией, по-своему интерпретировав ее. Первым ввел понятие «культура».

Сенека Луций Анней (5. г. до н. э. - 65 г. н. э.) - римский философ-стоик, поэт игосударственный деятель. Воспитатель будущего императора Нерона, по приговору которого покончил жизнь самоубийством. Считал философию нравственным учением, дающим нормы и правила человеческой жизни. Выступал против института рабства и социальных различий. Золотое правило нравственности: «обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обращались стоящие выше». До нас дошли следующие произведения Сенеки: «Нравственные письма к Луцилию», «О милосердии», «О блаженной жизни», «О благодеяниях» и др.

Марк Аврелий Антонин (121-180) - римский император, философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета. Оставил 12 написан ных на греческом языке томов под общим названием «Рассуждения о самом себе» или «Размышления». Сфера интересов - этические проблемы, рассуждения о нравственности. Центральная идея - неразрывная связь всего в божественном миропорядке. Единственно подвластный человеку мир - это его внутренний мир: «Смотри внутрь себя. Внутри - источник добра, который никогда не истощится, если ты не перестанешь жить».

Философия средних веков.

Периодизация средневековой философии: 1. – патристика (II-VIII в.в.) (восточная и западная); 2. - схоластика, подразделяемая на ранний (IX-ХII вв.) и поздний (XIII-ХIV вв.) периоды.

Апологетика (от греческого «апология» - «заступничество», «оправдание») - течение в христианской теологии и философии, выступавшее в защиту христианского вероучения в период борьбы с язычеством (I-Vв.в.). Наиболее выдающиеся представители Иустин (Юстин), Татиан, Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген. Теология (от греч. theos - Бог и logos - учение) - богословие, учение о Боге.

Ориген (185-254) - представлял греческую апологетику. В трактате «О Началах» утверждал, что Бог - это действующее провидение, Христос - не избавитель, а образец; Святой Дух является своеобразным посредником между Христом и миром, человечеством, осуществляющим новое превращение Святого Духа в Бога. Был сторонником неизбежности полного спасения всех душ и духов, включая дъявола и, соответственно временности адских мук. Эта идея впоследствии была осуждена церковью.

Тертуллиан (160-220) - представлял латинскую апологетику. Его труды «Апологетика», «О душе», «О плоти Христа», «Против Маркиона». Он сделал многое для подготовки идеи триединства Бога, первым заговорил о различии римской и греческой христианской церкви. Считал, что язычество и христианство, вера и разум, религия и философия принципиально несовместимы. Истины веры недоступны разуму, они сверхразумны: «Верую, потому что нелепо».

Патристика (от лат. Раtег-отец) - совокупность богословских (теологических), философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII в.в., которых принято называть «святыми отцами (и учителями) церкви». В русской традиции термину «патристика» соответствует термин «святоотеческая литература». К числу наиболее известных авторов патристики относятся Ориген, Климент Александрийский, Василий Великий, Григорий Низианзин (Богослов), Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Аврелий Августин (Блаженный). Основными темами патристики явились: тема троичности, т.е. учение о единстве Бога в трех лицах - Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой; христологическая тема, т.е. учение о сочетании в Христе двух природ - божественной и человеческой; тема соборности (кафоличности); тема богопознания, т.е. учения о путях познания Бога; обобщение практики духовной жизни монахов и христианских подвижников.

Аврелий Августин (Блаженный) (354-430) - представитель латинской (западной) патристики, епископ Гиппонийский. В поисках истины обращается к трактатам Цицерона, манихейцев, неоплатоников. Главные работы «Исповедь», в которой подверг критике свои ранние языческие взгляды, «О Троице», где систематизированы его теологические воззрения, «О граде Божием», в котором содержатся историко-философские взгляды. Он считал, что «К изучению наук ведет нас двоякий путь - авторитет и разум..».

Боэций (480-524), его называют «последний римлянин», автор произведения «Утешение философией», написанного в тюрьме в ожидании казни. Несмотря

на свои христианские убеждения он был предан античной философии. Создал классификацию 7 свободных искусств, которые он разделил на 2 раздела. Первый раздел - грамматика, риторика, диалектика («Трехпутье»); второй раздел - арифметика, геометрия, астрономия, музыка («Четырехпутье»). Появившиеся в XII в. университеты обязательно наряду с теологией включали их в образовательную программу.

Схоластика (IX-XIVв.в. от лат. Schole - ученая беседа, школа) - средневековая латинская теологическая философия, разрабатывающаяся и преподававшаяся в придворных, епископальных и монастырских школах, а затем в университетах Западной Европы. Как правило философы-схоласты были докторами теологии. Идейные истоки схоластики восходят к неоплатонизму и патристике. Период формирования западной схоластики связан прежде всего с деятельностью Эриугены (810-877), который с помощью философии обосновал христианскую религию, что в дальнейшем стало характерной чертой схоластики.

Ансельм Кентерберийский (1033-1109), глава английской католической церкви. Основные теологические произведения «Почему Бог вочеловечился?», «Монолог», «Прибавление к рассуждениям». Его называли в Англии «вторым Августином»,он оказал огромное влияние на своих современников, сказав, что стремится размышлять не для того, чтобы помочь своей вере, а верит для того, чтобы понимать.

Петр (Пьер) Абеляр (1079-1142). Трагическая история его любви описана в книге «История моих бедствий». Его философские труды: «Диалектика», «Схоластическая теология», «Да и Нет», «Этика или познай самого себя», «Апология или символ веры». Он полагал, что любой человек находится на пути к Богу как высшему благу, природа человека должна рассматриваться в моральном аспекте. Был осужден на Саннском соборе (1140), приговорен к вечному молчанию, а его трактаты были сожжены.

Фома Аквинский (1225-1274) принадлежал к знатному роду, но вступил в орден доминиканцев. В своих двух фундаментальных трудах «Сумма теологии» и «Сумма философии» пытался систематизировать современные ему воззрения на все стороны человеческого бытия и духа. Выдвинул пять доказательств бытия Бога. Для Фомы было сверхзадачей сблизить теологию и философию. Практический разум, ведая этическими проблемами, на опыте распознает добро и зло. Все, что соответствует разуму - добро, что противоречит ему - зло. Фома Аквинский полагал, что религия обретает свои истины в разуме. Также он утверждал: общие понятия существуют «до вещей» в божественном уме, «в самих вещах» как их сущность и «после вещей» как результат деятельности человеческого ума.

Роджер Бэкон (1214-1294), ученик и последователь Гроссетеста, монах- францисканец. Современники называли его «удивительным доктором». Его интересовала «метафизика света», он пытался смоделировать радугу в лабораторных условиях. Наиболее известное произведение «Большой труд». За независимость суждений был заточен в тюрьму, где написал «Компедий теологии». Сторонник отделения теологии от светских наук. Опыт, эксперимент, математику считал основой науки. Призывал ученых, перейти от авторитетов к вещам, от мнений к источникам, от споров к опыту, от книг к природе.

Иоанн Дуне Скотт (1265-1308) - «тончайший доктор». Развивал концепцию «двойственной истины», считал, что теология должна распространяться прежде всего на мораль, т.е. она практична, а философия – теоретична, поэтому истины одной могут не совпадать с истинами другой.

Уильям Оккам (1300-1349) продолжает спор Аристотеля с теорией идей Платона. «Эйдосы» - это не что иное, как вещи, созданные Богом. Знаменитая «бритва Оккама» также проникнута аристотелевским духом: «То, что можно

объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего», «без необходимости не следует утверждать многое», «одна и та же истина не может быть получена в разных родах знаний». «Бритва Оккама» требовала удалять из науки понятия, не поддающиеся проверке в опыте.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.