Гносеология. Рациональное и иррациональное в познании — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Гносеология. Рациональное и иррациональное в познании

2018-01-14 163
Гносеология. Рациональное и иррациональное в познании 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Рациональное – это логически обоснованное, систематизированное универсальное знание предмета. Если мы рассматриваем рациональное как действие или явление, то главной его характеристикой будет выступать способность при помощи четких и систематизированных понятий передавать знание о нем другому.

Иррациональное имеет два смысла: негативный и позитивный. В этом смысле всякий предмет, который подлежит познанию иррационален.

Иррациональное в негативном смысле – это объект познания, который поначалу предстаѐт как искомое, неизвестное. В процессе познания субъект превращает его в понятное, логически выраженное, всеобщее знание. Стремление познать иррациональное побуждает разум к деятельности, ставя разум в ситуацию, когда он вправе сказать: «Я знаю, что я ничего не знаю».

Рационалист убежден, что получив рациональное знание о предмете, он познал сущность предмета. Иррационалист утверждает, что знание не дает знание сущности предмета и мира в целом.

Во втором смысле иррациональное это, то, что не может быть познано в принципе, оно может быть только названо, прочувственно, но не выражено на уровне понятий. Иррациональное — это философское понятие, выражающее неподвластное разуму, неподдающееся рациональному осмыслению, несоизмеримое с возможностями разума

 

Истина и заблуждение их критерии верификация.

Целью познания является истина. Под истиной понимается соответствие знания предмету познания.

Само понятие «истина» в русском языке неотделимо от понятия «правда». Свойством истины является объективность

.В ходе практической деятельности человечество вырабатывает также иные, частные критерии установления истинности знания — к примеру, очевидность, здравый смысл, логическая правильность.

Ошибка и заблуждение – это не одно и то же.

Ошибка – результат непосредственного познания или действия.

Заблуждение – результат определенного неадекватного, ошибочного отношения к ошибке. Это своего рода принятие ошибки как не-ошибки. Заблуждение рождается после ошибки, на ее основе.

Ошибка – акт, то, что произошло. Заблуждение – последующая процедура, одно из трех возможных следствий ошибки.

Ложь — утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно. В повседневной жизни ложью называют умышленную передачу фактической и эмоциональной информации с целью создания или поддержания в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает не соответствующим истине.

 

Научное знание. Его структура, методы и формы.

Научное знание проходит две стадии: эмпирическое и теоретическое. эмпирическое исследование включает два метода: наблюдение и эксперимент. Методы эмпирического исследования:1 метод: Наблюдение – это восприятие с помощью органов чувств, а также с помощью приборов исследуемых явлений в условиях, когда исследователь не вмешивается в естественное течение событий.2 метод: Эксперимент:1)прямой (натурный) эксперимент;2)модельный эксперимент. Принято выделять следующую классификацию методов научного познания для всей группы наук:  По степени общности – это универсальные методы логики и диалектики;  По уровню научного знания – эмпирический уровень научного познания и теоретический уровень научного познания;  По точности предсказаний – стохастические (т.е. вероятностные) и детерминистические;  По функциональности в науке – это методы систематизации знаний в науке, т.е. пояснения и возможное предсказание возникших новых фактов;  По области применения – биологические, физические, гуманитарные и социально-экономические;  Специальные методы – используются для создания областей исследования возникающих явлений природы и общества. Формы научного познания. Новый метод формирования знаний позволяет не только изучать, но и анализировать объекты и явления. Теория. Формы научного познания классифицируются на:  Гипотеза – проверка на логическую непротиворечивость и совместимость с фундаментальными принципами данной науки;  Проблемы;  Теория – это конкретное знание определенной области действительности, представляющее целостную систему утверждений и понятий, позволяющая объяснить функционирование и развитие данной модели.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.