Основной философский вопрос. Предмет и структура философского знания. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Основной философский вопрос. Предмет и структура философского знания.

2018-01-14 510
Основной философский вопрос. Предмет и структура философского знания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основной философский вопрос. Предмет и структура философского знания.

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

 

 

4. Особенности восточной философии (конфуцианство, даосизм, буддизм)

Философия классического Востока, по сути, сливается с нравственным сознанием (в Китае) и/или с религиозно-мифологическими (в Индии). Главная особенность восточной философской традиции - в обращении к человеку, в постоянном и пристальном внимании к его внутреннему состоянию. Ведь гармонию постигают постольку, поскольку носят ее в себе

1.В отличие от философии Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание на проблеме человека.
2. Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией, примеры тому брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство.
3. В восточной философии органически воспринимаются многие категории, предложенные мифологией.
4. Различия в решении проблем познания. В восточной философии делается акцент на практическое сознание.
5.В социальной философской проблематике античности преобладает рационализм.
6. Восточная философия более традиционалистическая, ищет гармонию в мире с опорой на традицию, западная в данном отношении больше ориентируется на инновацию.

Конфуцианство – основоположник китайский мыслитель Конфуций. Его идеи оказали большое влияние на образ жизни и сознание китайского этноса, на формирование стереотипов поведения китайцев и способа их мышления. Его творчество состояло в том, чтобы передавать людям на доступном им языке весть, воплощавшую волю Неба.

Даосизм – философское и религиозное учение, сложившиеся в Китае и исповедующее естественный путь нравственного самосовершенствования, поиск бессмертия.

Буддизм возник в Индии. Основатель Будда (Гаутама). Хинаяны (монахи) и Махаяны (все остальные). Главный вопрос: кто после смерти может попасть в рай? Почитали идолов.

Индуизм – мировая религия, тоже в Индии, в основе лежит перевоплощение душ.

 

Поворот греческой философии к антропоцентризму. Софистика. Жизнь и учение Сократа.

В 6-5 веке появились странствующие мудрецы или софисты. Так же они являются первыми преподавателями искусства убеждения - обладали в древ. Греции властью. Софисты считали человека мерой всех вещей. Сократ – один из самых известных философов. Он считал божественную истину мерой всех вещей. Сократ говорил, что выразить мысль невозможно так точно как в разговоре, поэтому он никогда не записывал свои мысли.

Сократ разработал метод ведения договора- диалектика, помогающий достичь истину. Сократический метод достижения истины делится: на иронию(учёного незнания) и майевтику (повивальное искусство) способствует рождению истины; на индукцию – этап проверки общего утверждения путём поиска контрпримеров.

Одним из главных противоречий между Сократом и софистами было существование истины. Последние утверждали, что объективной истины не может быть, и что правда у каждого своя. Сократ же придавал истине большое значение, считал ее основой, на которой строится развитие личности и разумная деятельность человека. Софистов с Сократом объединяло то, что они также придавали значение попыткам человека познать себя, стремиться к раскрытию собственной природы

 

Учение Платона об «идеях».

Учение Платона – это, прежде всего, учение об идеях («эйдосах»), которым он положил начало классическому объективному идеализму.

Согласно Платону, в основе чувственно воспринимаемого мира, т. е. мира вещей, который текучий и изменчивый, нахо­дятся бестелесные идеи.

Идеи это вечные, неизменные, умопостигаемые прообразы вещей, которые и являются единственной подлинной реальностью (бытием).

Только мир идей обладает действительным существованием. А чувственный мир оказывается при этом производным, вторичным.

Весь мир состоит из двух начал: мир идей и мир вещей.

Иерархия идей:

1)идеи высших ценностей(благо, истина, прекрасно)

2)идеи физических явлений(цвет,звук)

3)идеи различных разрядов существ(человек,рыба и т. д.)

4)идеи предметов, созданных человеком (стол,стул и т. д.)

5)идеи отношений(равенство).

 

Общие положения философии Пифагора.

Рационализм Р. Декарта

Рене Декарт (15961650 гг.) французский философ, математик, физик, физиолог. Является родоначальником рационализма рационалистической методологии в теории познания. Средством познания сделал метод универсального сомнения, основанный на разумном скептицизме. «Сомнение есть прием для нахождения безусловно достоверного знания».

Знаменитое высказывание Рене Декарта: «Я мыслю следовательно, существую» это тезис о том, что мы, познавая действительность, можем усомниться в чем угодно, кроме того, что человек мыслит.

В своем основном труде «Рассуждения о методе» он пишет о том, что метод универсального сомнения должен превратить познание в организованную деятельность, освободив его от случайностей.

Правильный метод должен быть эффективным.

В отличие от Френсиса Бекона, который разрабатывал индуктивный метод и обращался к опыту, Рене Декарт обращался к разуму. Главный метод познания для Рене Декарта дедукция, которая опирается на аксиомы. «Истинное знание свой источник находит в разуме».

Истинная дедукция должна состоять в получении нового знания. Согласно Декарту, решающим свидетельством истинности знания является его внутренняя логичность, ясность и очевидность. Логическими признаками достоверности знания является всеобщность и необходимость. Данные истины невозможно вывести из опыта, так как они содержаться в разуме и присущи нам с рождения. Однако рационалисты не пренебрегали опытом, считая его результаты подтверждением аксиом.

15. немецкая классическая философия.
Жизнь и философия И.Канта

Родоначальник немецкой классической философии. Заслуга Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы – вопросы теоретического разума – от вопроса практического разума: что мы должны делать.

Он попытался показать, что практический разум, говорящий, в чем наш долг, шире разума теоретического и независим от него.

Кант выступил с критикой по отношению к притязаниям старой метафизики, претендовавшей на познание Бога, души, свободы. Вместе с тем он подтвердил познаваемость природы.

Человек по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность.

Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваются с позиций категорий добра и зла. Эти понятие нам даны свыше.

Наше нравственное сознание неизбежно приходит к выводу, что есть Бог как символ нравственного идеала. Исходя из этих двух положений (человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала), Кант формулирует свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми. Этот закон носит название категорический императив (предписание). Суть его в следующем:поступай так, чтобы правило твоей воли могло иметь силу принципа всеобщего законодательства; такое правило должно распространятся на всех, в том числе и на тебя; относится к другим людям надо также, какого отношения ты ждешь к своей персоне; к человеку нельзя относится как к средству для решения своих интересов.

 

Философская система Ф. Гегеля.
Высшей ступени своего развития диалектика в идеалистической форме достигла в философии Гегеля (1770-1831), который был великим представителем объективного идеализма.

Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы в «Науке логики» Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь «абсолютной идеей») таким, каким он был до возникновения природы, т.е. признает дух первичным. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы в «Философии природы». Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы «Философию духа». Здесь абсолютная идея становиться по Гегелю «абсолютным духом». Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер. Существенная позитивная особенность идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении, в развитии. Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики и целиком направлено против метафизики. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания.

 

 

Основной философский вопрос. Предмет и структура философского знания.

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

 

 

4. Особенности восточной философии (конфуцианство, даосизм, буддизм)

Философия классического Востока, по сути, сливается с нравственным сознанием (в Китае) и/или с религиозно-мифологическими (в Индии). Главная особенность восточной философской традиции - в обращении к человеку, в постоянном и пристальном внимании к его внутреннему состоянию. Ведь гармонию постигают постольку, поскольку носят ее в себе

1.В отличие от философии Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание на проблеме человека.
2. Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией, примеры тому брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство.
3. В восточной философии органически воспринимаются многие категории, предложенные мифологией.
4. Различия в решении проблем познания. В восточной философии делается акцент на практическое сознание.
5.В социальной философской проблематике античности преобладает рационализм.
6. Восточная философия более традиционалистическая, ищет гармонию в мире с опорой на традицию, западная в данном отношении больше ориентируется на инновацию.

Конфуцианство – основоположник китайский мыслитель Конфуций. Его идеи оказали большое влияние на образ жизни и сознание китайского этноса, на формирование стереотипов поведения китайцев и способа их мышления. Его творчество состояло в том, чтобы передавать людям на доступном им языке весть, воплощавшую волю Неба.

Даосизм – философское и религиозное учение, сложившиеся в Китае и исповедующее естественный путь нравственного самосовершенствования, поиск бессмертия.

Буддизм возник в Индии. Основатель Будда (Гаутама). Хинаяны (монахи) и Махаяны (все остальные). Главный вопрос: кто после смерти может попасть в рай? Почитали идолов.

Индуизм – мировая религия, тоже в Индии, в основе лежит перевоплощение душ.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.