Заочного обучения по специальности 030500 «Юриспруденция» ТЮИ МВД ПМР — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Заочного обучения по специальности 030500 «Юриспруденция» ТЮИ МВД ПМР

2018-01-13 256
Заочного обучения по специальности 030500 «Юриспруденция» ТЮИ МВД ПМР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Заочного обучения по специальности 030500 «Юриспруденция» ТЮИ МВД ПМР

1. Что такое философия?

2. Основные принципы диалектики.

3. Философия Гегеля.

4. Основные законы диалектики

5. Философия Средневековья. Ф.Аквинский.

6. Философская проблема личности.

7. Основной вопрос философии

8. Категории диалектики. Возможность и действительность

9. Философия Л.Фейербаха.

10. Познание, Формы и ступени познания. Структура чувственного познания.

11. Современная наука о строении материи.

12. Сущность философии буддизма.

13. Платон. "Учение о государстве".

14. Законы диалектики. Закон отрицания отрицания.

15. Аристотель, его вклад в развитие философии.

16. Понятие политической системы общества. Формы правления государства.

17. Философия И.Канта.

18. Сознание, Происхождение и сущность.

19. Демокрит и его "линия" в философии.

20. Диалектика как учение о развитии.

21. Знание философии конфуцианства в воспитании "идеального человека"

22. Закон единства и борьбы противоположностей.

23. Философия К.Маркса и Ф.Энгельса.

24. Формы научного познания. Практика – как способ познания окружающего мира.

25. Античная философия.

26. Категории диалектики. Форма и содержание. Причина и следствие.

27. Пространство и время как форма существования материи.

28. Философия Ф.Бэкона, его эмпиризм и рационализм в познании.

29. Французский материализм 18 века.

30. Философская проблема личности.

31. Философия Возрождения. Представители и их идеи.

32. Закон перехода количественных изменений в качественные.

33. Структура политической системы общества. Личность и политика.

34. Общественное бытие и общественное сознание.

35. Философия Нового времени. Ф.Бэкон и Т.Гоббс.

36. Категории диалектики. Явление и сущность, Единичное и общее. Особенное.

37. Философия Нового времени. Р.Декарт и Б.Спиноза.

38. Общество как система.

39. Этапы развития философии.

40. Сознание. Происхождение и сущность.

41. Материя, бытие, субстанция.

42. Глобальные проблемы современности.

43. Философия Нового времени. Дж.Локк и Дж.Беркли.

44. Происхождение человека. Роль труда, языка, коллектива в антропосоциогенезе.

45. Основные формы движения материи.

46. Философия М.В.Ломоносова.

47. Пространство и время как форма существования материи.

48. Практика как деятельность человека. Виды практики

49. Диалектика как учение о развитии.

50. Структура практики и ее виды.

51. История возникновения немецкой классической философии.

52. Принципы диалектики. Их значение в системе образования.

53. Диалектика как наука

54. Проблема истины.

55. Законы и категории диалектики.

56. Формы познания. Методы научного познания.

57. Единство чувственного и рационального в познании.

58. Функции философии

59. Два направления в философии: "линия" Демокрита и Платона.

60. Основные свойства (признаки) пространства и времен

ТИРАСПОЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД ПМР

 

Кафедра философии и политологии

 

Тематика контрольных работ

по дисциплине «Философия» для студентов 2 курса заочного обучения по специальности 030500 «Юриспруденция»

 

Г.Тирасполь

Тема №1. Предмет философии и ее функции

1. Предмет философии, функции философии.

2. Основные течения в философии. Идеализм и материализм, их сущность.

3. М.Борн, сыгравший важную роль в истории создания квантовой механики писал: «Кто думает, что единственная важная реальность – область идей, духовное, тот не должен заниматься естествознанием. Ученый обязан быть реалистом. Он в своих чувственных впечатлениях должен видеть больше, чем галлюцинации, именно извещения о реальном внешнем мире».

ü Какое философское направление критикует М.Борн?

Литература:

1. Фролов «Введение в философию в 2-х частях. М., 1989.

2. История философии в кратком изложении. М., 1981.

3. Спиркин А.Г. Основы философии. М., 2000.

4. Мир философии: Книга для чтения в 2-х частях. М., 1991.

5. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.

6. Соколов В.В. Европейская философия 15-17 вв. М., 1984.

7. Энгельс Ф.Л. Фейербах и конец классической немецкой философии.

8. Зеньковский В.В. История русской философии в 2-х томах. М., 1991.

Тематика контрольных работ

по дисциплине «Математические методы обработки информации» для студентов 2 курса заочного обучения по специальности 030500 «Юриспруденция»

 

 

г. Тирасполь
Вариант №1.

1. Анализ динамики и прогнозирования социально-правовых процессов.

2. Основные способы определения вероятности события.

 

Вариант №2.

1. Проблемы оптимизации и интенсификации управленческой деятельностью органов внутренних дел с использованием математических методов.

2. Принципы построения математических моделей социально-правовых процессов

 

Вариант №3.

1. Геометрия Евклида, как первая естественнонаучная теория.

2. Основные формы отображения информации при проведении статистической работы.

 

Вариант №4.

1. Сущность и содержание аксиоматического метода.

2. Основные определения теории вероятностей.

 

 

Вариант №5.

1. Сущность и содержание теории исследования операций.

2. Выполнение математических операций на компьютере.

 

 

Вариант №6.

1. Теории и методы высшей математики.

2. Множества и подмножества. Операции над множествами и подмножествами.

 

 

Вариант №7.

1. Вероятность. Способы определения вероятности.

2. Понятие о производной, дифференциале и интеграле функции.

 

 

Вариант №8.

1. Числа и действия над числами.

2. Геометрические представления и отображение аналитических зависимостей.

 

 

Вариант №9.

1. Классификация уравнений. Понятие неравенства.

2. Основные понятия математической статистики.

 

 

Вариант №10.

1. Решение аналитических задач средствами геометрии.

2. Обработка статистической информации на компьютере.

 

 

Тематика контрольных работ

по дисциплине «История отечественного государства и права» для студентов 2 курса заочного обучения по специальности 030500 «Юриспруденция»

Г.Тирасполь

Вариант № 1

Преступник и его правовые характеристики в русском праве (XV–XVII вв.).

 

Вариант № 2

Эволюция роли и значения Государственного Совета в государственном механизме России (1810–1917 гг.).

 

Вариант № 3

Кодификация советского права в период хрущевской «оттепели»

 

Вариант № 4

Институт губернаторства в России: история и современность.

 

Вариант № 5

Становление избирательного права в России (XIV в. – 1917 г.).

 

Вариант № 6

Роль церкви в истории российской государственности.

 

Вариант № 7

Суд присяжных в России: история и современность.

 

Вариант № 8

История российской адвокатуры.

 

Вариант № 9

Судебник 1497 года – памятник феодального права централизованного государства.

 

Вариант № 10

Становление местного самоуправления в России (1864–1917 гг.).

 

Литература, рекомендуемая для написания контрольной работы:

Основная:

1. Исаев И.А. История государства и права России. М. 1999

2. История государства и права России: 1929 – 1940 гг. М. Международные отношения 1998

3. История государства и права России / Под ред. Ю.П. Титова/ М. Юридическая литература 1998 г.

4. История отечественного государства и права: ч. 1 / Под редакцией О.И. Чистякова М. Юридическая литература/ 1996

5. История отечественного государства и права: ч. 2 М. 1999

6. История государства и права России /Под ред. С.А. Чибиряева/ М. Былина 1998

7. История полиции России /Под ред. В.М. Курицына/ М. Щит-М 1998

Дополнительная:

1. Абдулатипов Р.Г., Болтенков Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории

России: Кн. З. М. 1993 г.

2. Аврех А.Я., П.А. Столыпин и судьбы реформ в России М. 1991 г.

3. Авторханов А. Империя Кремля М. 1991 г.

4. Ахмадеев Ф.Х., Катаев Н.А., Хабибуллин А.Г. Становление и развитие органов советской

милиции и исправительно-трудовых учреждений. Уфа 1993 г.

5. Геллер М. история Российской империи в 3-х томах – т.1 М. 1996 г.

6. Горбачев – Ельцин: 1500 дней политического противостояния М. 1992.

7. Ефремова Н.Н. Судоустройство России в 18 – первой половине 19 вв. Историко-правовое исследование. М. 1993 г.

8. Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в 19 веке. М 1978 г

9. История национально – государственного строительства в СССР: т. 1-2. М. 1979 г.

10. Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн. 1-4 М.1988-1989 г

Вопросы для подготовки к зачёту

по дисциплине «История Отечественного государства и права»

для студентов 2 курса заочного обучения по

Тематика контрольных работ

по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» для студентов 2 курса заочного обучения по специальности 030500 «Юриспруденция»

Г.Тирасполь

 

Вариант № 1

Форма государства на Древнем Востоке. Древневосточная деспотия.

 

Вариант № 2

Древневосточное право - (Законы Хаммурапи. Законы Ману.)

Вариант № 3
Афинское государство в период расцвета (V- IV вв. до н.э.).

Вариант № 4
Политические реформы в Афинах в VI-V вв. до н.э. (Соломон. Клисфен. Перикл).

Вариант № 5
Право Афинской республики в V- IV вв. до н.э.

Вариант № 6
Особенности общественного и государственного строя Спарты. Реформа Ликурга.

Вариант № 7

Форма Римского государства в VI-I вв. до н.э.

Вариант № 8
Римское государство в период империи (I в. до н.э. - V в. Н.э.). Принципат и доминат.

 

Вариант № 9
Римское право древнейшего периода. Законы XII таблиц.

 

Вариант № 10

Римское право классического периода (III в до н.э. - III н.э.)

 

Литература, рекомендуемая для написания контрольной работы:

Основная литература:

1. Всеобщая история государства и права., К.И. Батыра,. М-1999 год

2. Всеобщая история государства и права., В.Г. Графский,. М-2000 год

3. История государства и права зарубежных стран,. О.А. Жидкова,

Н.А. Крашеникова,. часть 1,. М-1996 год

4. История государства и права зарубежных стран,. О.А. Жидкова,

Н.А. Крашеникова,. часть 2,. М-1998 год

5. Хрестоматия государства и права зарубежных стран,. Н.А.

Крашеникова,. М-2000 год

6. Всеобщая история государства и права,. З.М. Черниловский,. М- 1996 год

Дополнительная литература:

  1. Государство и социальные структуры на Древнем Востоке,сборник статей,.М-1989 год
  2. История права Востока,. Н.А. Крашеникова,. М-1994 год
  3. Становление европейской системы государства,. Ю.Е. Ивонин,. М-1989 год
  4. Основы средневекового китайского права,. Е.И. Качанов М-1986 год
  5. Мусульманское право,. Л.П. Сюкияйнен,. М-1984 год
  6. Третья республика во Франции,. В.И. Антюхина-Московейченко,. М-1986 год
  7. История государства и права США,. Я.М. Бельсон,. М-1982 год
  8. Уголовная политика в Японии,. О.А. Белявская,. М01992 год
  9. Германский фашизм,. А.А. Галкин,. М-1989 год
  10. Основные правовые системы современности,. Р.Д. Давид,. М-1988 год
  11. Конституционное право развивающихся стран: Основы организации государства,. М-1992 год
  12. История фашистского режима в Италии,. Б.Р.Лопухов,. М-1977 год
  13. Преступление и наказание в Англии, США, Франции, ФРГ, Японии,. общая часть уголовного права,. М-1991 год
  14. Правовые системы стран мира,. Ф.М. Решетников,. М-1994 год
  15. Современное право в Японии,. В.Н. Еремина,. М-1981 год
  16. Государственная власть в развивающихся странах,. В.Е. Чиркин,. М-1990 год

Вопросы для подготовки к экзамену

по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» для студентов 2 курса заочного обучения по специальности 030500 «Юриспруденция»

 

1. Образование Египетского государства.

2. Система государственной администрации древнего Египта.

3. Военная организация древнего Египта.

4. Суд и законы древнего Египта.

5. Страна и население древнего Вавилона.

6. Государственный строй древнего Вавилона.

7. Землевладение в древнем Вавилоне.

8. Право и судопроизводство в древнем Вавилоне.

9. Законы царя Хаммурапи.

10. Правовое положение отдельных групп населения в древней Индии.

11. Государственный строй древней Индии.

12. Местное управление в древней Индии.

13. Суд и армия в древней Индии.

14. Государственный строй древних Афин

15. Общественный строй древних Афин

16. Афинское право.

17. Государственный строй Древней Спарты.

18. Спартанское право.

19. Царский период в Древнем Риме.

20. Римская республика.

21. Римская империя.

22. Римское право.

23. Реформы Сервия Туллия.

24. Возникновение общества и государства у франков.

25. Реформы Карла Мартелла.

26. Государственный строй Франкского государства.

27. Период феодальной раздробленности во Франции. Сеньориальная монархия (IX – XIII вв.).

28. Сословно-представительная монархия во Франции (XIV – XVI вв.).

29. Абсолютная монархия во Франции (XVI – XVIII вв.).

30. Развитие средневекового права во Франции.

31. Реформы Ришелье.

32. Общая характеристика феодального государства Германии.

33. Становление и развитие раннефеодального государства в Германии (X – XII вв.).

34. Период феодальной раздробленности в Германии (XIII – XIX вв.).

35. Абсолютизм в Германии.

36. Основные черты права Германии.

37. Социально-государственное устройство Англии в период раннефеодальной монархии.

38. Социально-государственное устройство Англии в период сословно-представительной монархии.

39. Социально-государственное устройство Англии в период абсолютной монархии.

40. Основные черты права феодальной Англии.

41. Английская буржуазная революция. Правовые акты революции.

42. Образование конституционной монархии в Англии.

43. Развитие государственно-политического строя Англии в XVIII – XIX веках.

44. Американская революция. Образование США.

45. Правовая характеристика и структура «Декларации независимости» США. Создание конфедерации и «Статьи конфедерации».

46. Правовая характеристика Конституции США 1787 г. Билль о правах 1791 г.

47. Государственное устройство США в XIX - начале XX вв.

48. Французская революция 1789 - 1794гг. Декларация прав человека и гражданина 1789г. Конституция 1791г.

49. Жирондистская и якобинская республики во Франции. Конституция 1793г.

50. Вторая империя во Франции 1795 – 1847гг. Вторая республика во Франции. Конституции 1795, 1799, 1848гг.

51. Третья империя во Франции 1849 – 1871гг. Парижская коммуна. Третья республика во Франции XIX в. Конституции 1852 и 1875гг.

52. Государственно-социальное устройство Германии до объединения в кон. XVIII – нач. XIX вв.

53. Буржуазная революция 1848г. в Германии и конституционные реформы. Прусская Конституция 1848г. Общегерманские Конституции 1849 и 1850гг.

54. Объединение Германии в XIX в. Конституции 1867 и 1871 гг.

55. Основные принципы буржуазного права. Основные системы буржуазного права.

56. Основные институты английского права.

57. Кодекс Наполеона - памятник буржуазного гражданского права.

58. Основные институты французского гражданского права по кодексу Наполеона 1804 г.

59. Французские буржуазные кодексы: Гражданско-процессуальный, Торговый, Уголовно-процессуальный, Уголовные.

60. Германское гражданское уложение - кодекс буржуазного гражданского права.

61. Основные институты германского буржуазного гражданского права в 19 в.

62. Уголовное и процессуальное законодательство Германии в 19 в.

63. США в пер. пол. XX в.

64. Правовая характеристика «Нового курса Рузвельта».

65. Государственное устройство Франции в пер. пол. XX в.

66. Четвёртая республика во Франции. Правовая характеристика конституции Франции 1946 г.

67. Пятая республика во Франции. Правовая характеристика конституции Франции 1958 г.

68. Германия после I Мировой войны. Государственное устройство Веймарской республики. Правовая характеристика Веймарской конституции.

69. Сущность и причины установления фашистской диктатуры в Германии. Германия в годы фашистской диктатуры.

70. Германия после II Мировой войны.

71. Государственное устройство Великобритании в Новейший период.

72. Основные тенденции развития права в XX в.

 

 

Вопросы для подготовки к зачету

по дисциплине «Культурология» студентам 2 курса заочного обучения по специальности 030500 «Юриспруденция» ТЮИ МВД ПМР

1. Предметное поле культурологии.

2. Понятие культуры. Подходы к пониманию сущности культуры.

3. Типология культуры.

4. Общественная роль культуры. Социальные институты культуры.

5. Формы культуры. Искусство.

6. Наука как форма культуры. Гуманистическая ценность науки.

7. Культурная динамика. Подходы к пониманию характера и движущих сил культурного развития.

8. Культурная модернизация.

9. Характер первобытной культуры и её особенности.

10. Этапы развития первобытной культуры и их краткая характеристика.

11. Духовная культура первобытного общества.

12. Первобытное искусство.

13. Особенности древнегреческой культуры.

14. Этапы развития древнегреческой культуры и их краткая характеристика.

15. Греко-римская культура – сравнительная характеристика.

16. Истоки древнеримской культуры – культура этрусков.

17. Этапы развития древнеримской культуры и их краткая характеристика.

18. Специфика культуры Византии.

19. Периодизация и характеристика развития культуры Византии на разных этапах её существования.

20. Этапы существования западноевропейской культуры Средневековья и их краткая характеристика.

21. Духовная культура Средневековья.

22. Художественная и научная культура в средние века.

23. Культура Возрождения – общее представление и основные черты.

24. Особенности художественной культуры Возрождения.

25. Культура эпохи Просвещения.

26. Западноевропейская культура 19-го века.

27. Культура Европы рубежа 19-20-го веков.

28. Становление культуры России.

29. Расцвет российской культуры (14-16 и 17-19 века).

30. «Серебряный век» российской культуры.

31. Советский период развития культуры России.

32. Культурная жизнь ПМР: образование и наука, культурно-просветительская деятельность, самодеятельное творчество и профессиональное искусство.

33. Конфессии в ПМР.

34. Кризис современной европейской культуры и пути его преодоления.

35. Художественная культура 20-го века – модернизм.

36. Школы и течения модернизма.

37. Художественная культура 20-го века – постмодернизм.

38. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

39. Культура и глобальные проблемы современности

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ

Основная:

  1. Актуальные проблемы культуры 20-го века. – М., 1993.
  2. История культуры России. – М., 1993.
  3. История ПМР. Т. 2. – Тирасполь: РИО ПГУ, 2001.
  4. Костина А.В. Культурология: учебник/А.В. Костина. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010.
  5. Культурология: конспект лекций/Г.В. Драч и др. Отв. ред. Г.В. Драч. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  6. Культурология: Учебник/Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2005.
  7. Культурология: учебник/Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.
  8. Новикова Е.С. Культурология. – СПб.: Питер, 2008.
  9. Петрухинцев Н.Н. 20 лекций по истории мировой культуры: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  10. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – М.: Гардарика, 1997.
  11. Толпыкин В.Е. Культурология: учебник для вузов/В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2010.

Дополнительная:

  1. Багдасарьян _. _. Культурология: учебник для вузов. – М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.
  2. Васильев В.М. Культурология: Учебное пособие. – 4-е изд., стереотип. – М.: МГИУ, 2008.
  3. Волкова Д.В. Культурология: учебное пособие/Волкова Д.В., Новиков А.Ю. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  4. Горелов А.А. Культурология в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  5. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2002.
  6. Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т. Культурология: учебное пособие. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2010.
  7. Еникеев Д.М. Культурология: справочник. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  8. Исламгалиева С.К. Культурология. Курс лекций: учебное пособие для вузов/С.К.Исламгалиева, К.Е. Халин, Г.В. Бабаян. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
  9. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб.: Питер, 2010.
  10. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – 8-е изд. – М.: Академический проект; Трикста, 2008.
  11. Кравченко А.И. Культурология: учеб. – М.: ТК Велби, изд-во «Проспект», 2008.
  12. Культурология в вопросах и ответах для зачётов и экзаменов. Учебное пособие для высших учебных заведений/И.Т. Пархоменко, А.А.Радугин.–М.:Центр, 2001.
  13. Культурология: Учебное пособие/Столяренко Л.Д. и др. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс; Издательский центр «МарТ»; Москва: ИКЦ «МарТ», 2010.
  14. Культурология: Учебное пособие/Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Библионика, 2005.
  15. Культурология: Учебное пособие/Сост. и отв. ред.А.А.Радугин. –М.:Центр, 2003.
  16. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Под науч. ред. Г.В. Драча. – Изд. 16-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  17. Малюга Ю.Я. Культурология: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. и испр. – М.: ИНФРА-М, 2009.
  18. Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. – М.: Экзамен, 2003.
  19. Пимоненко Ю.Н. Культурология. Ответы на экзаменационные вопросы: учебное пособие для вузов/Ю.Н. Пимоненко, Ю.Н. Скопинцева, И.В. Юксина, Е.А. Волохова. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
  20. Романов Ю.И. Культурология. – СПб.: Питер, 2009.
  21. Соколов В.А. Культурология для студентов вузов. – 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Планы практических занятий

по дисциплине «Риторика» для студентов 2 курса заочного обучения по специальности 030500 «Юриспруденция» ТЮИ МВД ПМР

Практическое занятие № 1

Задание № 1

Найдите тезис и аргументы в следующих рассуждениях.

1. Все жители Африки хотят счастья. Хотят того же и жители Северной Америки, Южной Америки, Австралии, Новой Зеландии, исследователи Антарктиды. Значит, все люди Земли хотят счастья.

2. Логика тесно связана с грамматикой. В самом деле, не существует мыслей вне языковой оболочки. Для того чтобы сообщить свою мысль другим людям, мы должны выразить её в языковой форме. И наоборот, всякое слово, всякая фраза выражает какую – то мысль. Всё это доказывает тесную связь логики с грамматикой.

3. Всякому, кому суждено умереть – умрёт. Всякому, кому суждено выздороветь – выздоровеет. И умрёт и выздоровеет он независимо от того, будет к нему вызван врач или нет. Потому не стоит вызывать врача к больному и вообще что – то делать.

Задание №2

Определите вид аргументации в приведённых рассуждениях. Оцените правильность аргументации. Если аргументация некорректна, укажите - почему.

1. Поскольку риск, как говорится, благородное дело, и очевидно, что дача взятки должностному лицу, безусловно,представляет собой риск, отсюда с необходимостью по правилам логики следует, что дача взятки должностному лицу является благородным делом.

2. Если бы я был богат, то купил бы автомобиль. Если бы я был бесчестен, то украл бы его. Однако я не куплю автомобиль и не украду его. Так что я не богат, но и не бесчестен.

3. Я полностью согласен с утверждением журнала мод «Бурда», что зависть является корнем всех зол. Судите сами. Зависть не только отравляет людям повседневную жизнь, но может привести и к более серьёзным последствиям. Поэтому наряду с ревностью, злобой и ненавистью, зависть, несомненно, относится к самым плохим чертам характера. Подкравшись незаметно, зависть ранит больно и глубоко. Человек завидует благополучию других, мучается от сознания того, что кому - то более повезло.

4. Вы, должно быть, согласны с моим вариантом прогноза, поскольку такой компетентный специалист, как вы, не может не предпочесть солидную работу шарлатанству и дешёвке.

5. Все студенты добродетельны, ведь они люди.

Задание №3

Какие критерии постановки вопросов нарушены в приводимых ниже примерах?

1. Кто, где, когда и из какого оружия убил президента США Дж. Кеннеди?

2. Какой русский не любит быстрой езды?

3. Какой оценки заслуживает данное сочинение- «хорошо» или «отлично»?

4. Какой курс рубля к доллару был установлен Центрабанком РФ 1 сентября 1998 г.

5. Владеет ли он английским языком?

6. Кто старший в группе реформаторов-демократов?

Задание № 4

Прочитайте выразительно текст.

Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углём и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, - весна была весною даже и в городе. Солнце грело, трава, оживая, росла и зеленела везде, где только не соскребли её, не только на газонах бульваров,но и между плитами камней, и берёзы, тополи, черёмуха распускали свои клейкие и пахучие листья, липы надували лопавшиеся почки; галки, воробьи и голуби по-весеннему радостно готовили уже гнёзда, и мухи жужжали у стен, пригретые солнцем. Веселы были растения, и птицы, и насекомые, и дети. Но люди - большие, взрослые люди – не переставали обманывать и мучать себя и друг друга.

Люди считали, что священно и важно не это весеннее утро, не эта красота мира божия, данная для блага всех существ, - красота, располагающая к миру, согласию и любви, а священно и важно то, что они сами выдумали, чтобы властвовать друг над другом.

(Лев Толстой «Воскресение»)

Также в следующих ниже заданиях используются термины.

Психологический довод- апелляция в споре к чувству, желанию, стремлению, ценностной ориентации противоположной стороны. Основные виды психологических доводов следующие: физическое благополучие, экономический интерес, социальный интерес, чувство собственного достоинства, справедливость, право, развлечение, игра и др

Дискуссия – это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая – то проблема с целью достичь взаимоприемлемого, а по возможности общезначимого её решения.

Полемика – это вид спора, в рамках которого основные усилия сторон направлены на утверждение (победу) своей позиции относительно обсуждаемого предмета.

Задание №1

Проанализируйте приведённые ниже противоборствующие мнения (АФ. 1998 г. №34, 37, 40): а) определите вид спора (полемика или дискуссия); б) определите позиции сторон; в) укажите, в чём заключается предмет спора; г) дайте оценку психологическим доводам.

1. а) Доигрались…

Я возмущён поступком мэра Москвы Ю. М. Лужкова, способствовавшего организации в наше трудное и суровое время Всемирных юношеских игр. Когда многим российским труженикам нечем платить зарплату, Лужков и его подчинённые тратят бешеные деньги на мероприятие, которое вполне можно было бы и не проводить. Получается, что одной рукой мы просим дать в долг деньги у Международного фонда, а другой разбрасываем их на ненужную показуху, на то, чтобы вожди народа могли покрасоваться на трибуне рядом с Самаранчем. Кириенко, с одной стороны, каждый день повторяет, что мы должны жить по средствам, а с другой- допустил трату огромных средств, вместо того, чтобы использовать их на выплату зарплат, борьбу с кризисом.

С глубоким уважением к прошлым заслугам Ю.М. Лужкова и с не менее глубоким возмущением последним его «ляпом» (Е. Былинский, доктор географических наук).

б) Лужков родил традицию.

Увы, нигде не удалось прочитать, какую прибыль в валюте принесли Всемирные юношеские игры стране. Но наверняка немалую. Иностранцы покупали билеты, ели- пили в наших кафе и ресторанах, жили в гостиницах, ходили в музеи и театры.

Но моральная сторона этого большого праздника гораздо важнее и дороже. Ведь весь мир приехал к нам в гости и убедился, что Россия – мощная держава и Москва наша – красивейший город Европы. За проведение Олимпийских игр страны в очередь стоят, бьются за это право. Лужков – молодец, взял да и придумал праздник, до которого не додумался никто. Он положил начало мировой традиции. (Е. Коваленко).

2. У кризиса национальности нет. Читатели обсуждают письмо писателя Э. Тополя банкирам (АиФ. 1998. № 38).

а) Не злитесь, олигархи.

Спасибо редакции за смелость. Разозлившись, олигархи могут и газете перекрыть кислород, кого – то, подкупив, дав взятку и т. д. Только недалёкому человеку может показаться, что Тополь призывает ненавидеть евреев. Хотя разговоров таких вокруг статьи много. Тополь прав: большинство денег, рычагов управления страной в еврейских кругах. И он как еврей по – братски обращается к своим. Мол, не прячьтесь по щелям, считая свои миллиарды, помогите стране, в которой вы живёте, которая помогла и вам стать богатейшими людьми. Хорошо, когда богатство сочетается с такими понятиями, как щедрость, ум, сострадание, меценатство, порядочность. Вот о чём просит вспомнить Олигарховичей писатель. (М. Кузнецов).

б) Делайте людям добро

Собрались две семьи и прочитали статью Тополя вслух. Автор справедливо обращается к уму и таланту банкиров – олигархов. И неужели эти люди не поймут писателя? Любому нормальному человеку стыдно жить в нищей, разграбленной стране, где голодают дети, старики.

Удивляет, что они не понимают, что смертны и ничего с собой не унесут. В гробу карманов нет. Сделайте добро, при жизни, люди будут помнить о вас. В учебниках истории о вас напишут. Употребите ваши деньги на благо страны, где вы родились, учились, стали личностями. (Л. Смирнова)

Задание № 2

Прочтите выразительно текст.

Быстро всё превращается в человеке; не успеешь оглянуться, как уже вырос внутри страшный червь, самовластно обративший к себе все жизненные соки. И не раз не только широкая страсть, но и ничтожная страстишка к чему – нибудь разрасталась в рождённом на лучшие подвиги, заставляя его позабывать великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое. Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его. Блажен избравший себе из всех прекраснейшую страсть; растёт и десятерится с каждым часом и минутой безмерное его блаженство, и входит он глубже и глубже в бесконечный рай своей души. Но есть страсти, которых избранье не от человека. Уже родились они с ним в минуту рожденья его в свет, и не дано ему сил отклонится от них. Высшими начертаньями они ведутся, и есть в них что – то вечно зовущее, неумолкающее во всю жизнь. Земное великое поприще суждено совершить им: все равно, в мрачном ли образе или пронестись светлым явлением, возрадующим мир, - одинаково вызваны они для неведомого человеком блага.

(Н. В. Гоголь «Мёртвые души»)

Практическое занятие № 2

Задание № 1

Сформулируйте перечисленные ниже темы таким образом, чтобы они побуждали людей к их проблемному обсуждению.

1.Возможность студентам, успешно занимающимся в течение семестра не сдавать экзамены.

2. Введение всеобщего платного обучения в высшей школе.

3. Работа городского транспорта.

Задание № 2

Ниже перечислены правила, обеспечивающие успешное проведение совещания. Назовите два пропущенных правила.

А. Начинать работу в точно указанное время, объявлять повестку дня, предмет и цели совещания, представлять участников.

Б. Периодически обобщать уже достигнутое, четко формулировать задачи, которые ещё предстоит решить, выяснять все недоразумения, возникающие между участниками совещания.

В. В заключение совещания обобщить результаты, сформулировать задачи, указать лиц, ответственных за их исполнение, поблагодарить всех участников.

Задание № 3

Прочитайте выразительно текст.

Случилось то, что мысль, представлявшаяся ему сначала как странность, как парадокс, даже как шутка, все чаще и чаще находя себе подтверждение в жизни, вдруг предстала ему как самая простая, несомненная истина. Так выяснилась ему теперь мысль о том, что единственное и несомненное средство спасения от того ужасного зла, от которого страдают люди, состояло только в том, чтобы люди признавали себя всегда виноватыми перед богом и потому не способными ни наказывать, ни исправлять других людей. Ему стало ясно теперь, что всё то страшное зло, которого он был свидетелем в тюрьмах и острогах, и спокойная самоуверенность тех, которые производили это зло, произошло только оттого, что люди хотели делать невозможное дело: будучи злы, исправлять зло. Порочные люди хотели исправлять порочных людей и думали достигнуть этого механическим путём. Но из всего этого вышло только то, что нуждающиеся и корыстные люди, сделав себе профессию из этого мнимого наказания и исправления людей, сами развратились до последней степени и, не переставая, развращают и тех, которых мучают.

(Л. Н. Толстой «Воскресение»)

Также в следующих ниже заданиях используются термины.

Деловая беседа - вид делового общения, специально организованный предметный разговор, в значительной степени личностно ориентированный, служащий решению управленческих задач, связанных, во - первых, со стремлением одного собеседника посредством слова оказать определённое влияние на другого, вызвать у другого человека или группы желание изменить существующую деловую ситуацию или деловые отношения; во-вторых, с необходимостью выработки руководителем решений на основании анализа мнений и высказываний сотрудников.

Дисциплинарная беседа - вид деловой беседы, причиной которой являются факты нарушения дисциплины. Решение о наказании следует выражать чётко, просто, делая акцент на понимании и правильной оценке случившегося.

Вопросы информационные - выявление того, что реально осуществилось во времени и пространстве.

Заключающие вопросы - используются при завершении беседы, если важно подчеркнуть равноправие собеседников, уважительное отношение между ними либо ещё раз уточнить содержание достигнутых договорённостей.

Закрытые вопросы – вопросы с жесткой структурой, на


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.206 с.