Общелогические методы в структуре научного исследования — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общелогические методы в структуре научного исследования

2018-01-14 213
Общелогические методы в структуре научного исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Метод – в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме. Понятие «методология» имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); учение об этой системе, общая теория метода в действии.

Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта.

К общелогич. методам науч. познания, пронизывающим эмпир. и теор. исследование, относятся следующие:

Анализ – мыслен. или фактич. разделение предмета на его отдел.части, составные элементы.

Синтез – процесс реал.или мыслен. объединения разл. сторон, частей предмета в единое образование.

Индукция – метод иссл-ния, связ. с движением мысли от единичного к общему. Основой индукции являются опыт, эксперимент и наблюдение, в ходе которых собираются отдельные факты. Затем, изучая эти факты, анализируя их, мы устанавливаем общие и повторяющиеся черты ряда явлений, входящих в определенный класс.

Дедукция – восхождение процесса познания от общего к единичному.

Перечисл. методы в отдельности оказываются недостатками для науч. познания. Они должны быть соединены. К. Маркс, изучая капитал.способ производства, сначала мысленно расчленил его на отд. стороны (производство, обращение, распределение) и изучил кажд. из них. Затем, объединив уже исслед-ые стороны, он получил знание о капитализме в целом. Здесь применен единый аналитико-синтетический способ познания, где переплетаются индукция и дедукция.

Аналогия –основанана переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. Этот метод играет важную роль в выдвижении предположений, получении нового знания.

Моделирование – это изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание.

Абстрагирование – прием мышления, отвлечение от ряда свойств и отношений изуч. явл-я с одновременным выделением интерес.нас свойств. Движение мысли идет от абстрактного к конкретному. Общее – философская категория, отражающая сходные, повторяющиеся признаки, черты, которые принадлежат единичным явлениям или всем предметам данного класса. Различают два вида общего:

- абстрактно-общее (простая одинаковость, внешнее сходство, подобие ряда единичных предметов);

- конкретно-общее (внутренняя, глубинная, повторяющаяся у группы сходных явлений основа – сущность).

В соответствии с этим выделяют два вида обобщений: выделение любых признаков и свойств объектов; выделение существенных признаков и свойств объектов.

По другому основанию обобщения разделяют на: индуктивные (от отдельных фактов и событий к их выражению в мыслях); логические (от одной мысли к другой, более общей).

Обобщение – логический прием, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. Пределом обобщения выступают философские категории. Обобщение связано с индукцией и абстрагированием. Противоположность обобщения – ограничение(переход от более общего понятия к менее общему).

Формы научного познания

Эмпирические формы познания призваны описать изучаемый объект, систематизировать собранную о нем информацию, а основной задачей теоретического познания является объяснение исследуемых явлений.

На эмпирическом уровне формами научного знания выступают: данные наблюдения;эмпирический факт;эмпирический закон.

Данные наблюдения содержат первичную информацию, получаемую непосредственно в процессе наблюдения за объектом, которая фиксируется в форме протоколов наблюдения в языковой форме.

Эмпирические факты – это достоверная, объективная информация; такое описание явлений и связей между ними, где сняты субъективные наслоения.

Накапливая факты и подвергая их систематизации, классификации, обобщению, ученые находят зависимость между ними – эмпирические законы (закономерности).

На теоретическом уровне: проблема;гипотеза;теория.

Проблема – такая разновидность вопроса, ответ на который не содержится в накопленном знании и алгоритм решения которого не известен.

Гипотеза – форма развития научного знания, представляющая собой предположение, основанное на предшествующем знании или на совокупности имеющихся данных и выдвигается с целью объяснения свойств, причин, закономерностей развития явлений объективной действительности, предсказания неизвестных фактов.

Критерии обоснованности гипотезы: принципиальная проверяемость гипотезы; совместимость гипотезы с фактическим материалом, на основе которого она выдвинута, и с утвердившимися теоретическими положениями; «приложимость» гипотезы к достаточно широкому классу исследуемых объектов.

Теория – логически упорядоченная система знаний о каких-либо явлениях, в которой строятся их мысленные модели иформируются законы, объясняющиеся и предсказывающие наблюдаемые факты и закономерности.

К. Поппер: любая теоретическая система должна удовлетворять требованиям: непротиворечивости; фальсифицируемости; должна соответствовать всем реальным фактам, а ее следствия должны удовлетворять требованиям практики.

Функции теории в научном познании: объяснительная; систематизирующая; предсказательная; методологическая.

Ведущей функцией теории является объяснительная в форме вывода или системы логических выводов. Она предполагает раскрытие закономерности изучаемых объектов, охватываемых теорией, их научное обоснование и философское осмысление.

Синтезирующая функция. Всякая теория упорядочивает весьма обширный эмпирический материал, накопленный наукой в этой области, обобщает его, выступает как синтез это материала на основе определенного единого принципа.

Предсказательная функция – является объяснением возможных явлений и предметов, которые раскрываются как тенденции в дальнейшем развитии данных явлений. Это дает возможность предугадать возникновение новых, ранее неизвестных явлений, что, в свою очередь, имеет большое значение как для деятельности людей, так и для самого научного познания.

Методологическая функция. Теория, будучи способной организовывать, интегрировать, синтезировать знания о действительности, при определенных условиях может выполнять роль метода познания, а методы научного исследования могут приобретать черты теории, имеют известное теоретическое значение.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.