Многомерность феномена философии. Социокультурный статус и функции философии в современном мире. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Многомерность феномена философии. Социокультурный статус и функции философии в современном мире.

2018-01-14 357
Многомерность феномена философии. Социокультурный статус и функции философии в современном мире. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исторические типы философствования.

Античная философия – философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с VI в. до н. э. до VI в. н. э.

1) Космоцентрический стиль философствования – универсальный охват всего сущего. Мир – это огромное, упорядоченное целое (Космос), частями которого являются природа, боги и человек. Человек – микрокосм, «малая Вселенная».2) Зарождение почти всех западно-европейских фил школ, идей и представлений, категорий, проблем. 3) Проблемы начала всех вещей, бытия, небытия, материи и её форм (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Зенон, Демокрит).4) Проблемы человека, его познания, его отношения с другими людьми, сущность человеческой морали (Сократ, Горгий, Эпикур, Сенека). 5) Соотношение чувственного и сверхчувственного, идеального (Платон, Аристотель и их последователи).

Средневековая философия (V-XV вв.)

1) Теоцентрический стиль философствования – утверждение о центральном положении Бога в мироздании. Он един, всемогущ и надмирен.

2) Креационизм – идея творения мира Богом из ничего по собственной воле, а не по необходимости.

3) Христианский антропоцентризм – человек – образ и подобие Бога, венец творения.

4) Идея спасения – вся жизнедеятельность человека должна быть ориентирована на спасение души. Но каждый человек должен спастись сам, соединившись, в конечном итоге, с Богом. Бог есть любовь. Кто не любит, тот не познал Бога.

5) Идея откровения – Бог передает человеку знания в виде вечной и неизменной истины откровения.

6) Эсхатологизм – идея о конце света.

Антропоцентрический стиль философствования. Возрождение (Ренессанс) – это эпоха конца XIV – XVI вв., промежуточная между средневековьем и Новым временем.

Это период становления капитализма в Европе, первых мануфактур, великих географических открытий, развития науки и техники.

Для мировоззрения эпохи Возрождения характерны:

1) Антропоцентризм (теперь не Бог, а человек – центр мироздания).

2) Секуляризация (мировоззрение людей становится все более светским, освобождается от чрезмерного влияния церкви, свой-ого средним векам, хотя религиозность сохраняется).

3) Творческо-деятельностное отношение к миру.

4) Гуманизм как основная характеристика философствования (самодостаточная ценность человеческой жизни; абсолютная духовная свобода человека в отношении к миру, познанию, творчеству, самому себе; божественность человека, возвышение человека до того, по образу и подобию кого он был создан).

5) Свобода мысли, критичность, скептицизм по отношению к авторитетам.

6) Гедонизм, наслаждение земным бытием, радостное, чувственное, праздничное отношение к жизни, пришедшее на смену средневековому догматизму.

7) Эстетизация жизни, особое внимание к культуре, искусству.

8) Гражданственность (человек стал рассматриваться как член общества, который должен приносить пользу своей практической деятельностью).

9) Интерес к античной культуре.

Материалистическая диалектика как система принципов, законов и категорий

Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) синтезировала диалектику и материализм, устранила противоречие между гегелевским диалектическим методом и его идеалистической системой, подвела под диалектику культурно-исторический и конкретно-научный фундамент.

Содержание з-на отрицания отрицания

1) Закон отрицания отрицания характеризует любой целостный процесс развития формой последовательного ряда отрицания, которые в объективной действительности хронологически разделены.2) Процесс развития в соответствии с законом отрицания отрицания характеризуется преемственностью. (Новое всегда зарождается в недрах старого и включает некоторые его элементы.).3) Поступательность развития, т. е. восхождение от низшего к высшему через последовательно сменяющиеся циклы, путём отрицания отрицания и осуществляется поступательность развития.4) Относительная повторяемость процесса (а утверждение качественно нового образования, более богатое по содержанию и более высокое по форме.5) Относительный круговорот процесса развития цикличность.6) Спиралевидность процесса развития (сочетание икличности, относительной повторяемости и поступательности.

Сущность науки

Наука представляет собой специфическую область человеческой деятельности, в которой создается интеллектуальная продукция в форме получения новых знаний об объектах материального мира, познаний объективных законов развития общества с целью их использования в практической деятельности людей. Наука занимает особое место в человеческой деятельности в отличие от сферы материального производства и других сфер интеллектуальной деятельности (искусство, литература), с которыми она тесным образом взаимосвязана.

Функции науки:

- культурно-мировоззренческая (наука – важнейший фактор формирования мировоззрения человека и общества);

- наука является непосредственной производительной силой (в результате бурного научно-технического развития). Научное знание широко используется для создания новых технологий и средств производства.

- наука выполняет функцию социальной силы (научные методы и формы широко используются при решении общественных проблем).


Периодизация науки

1 этап. Преднаука (доклассический этап);

Зарождение элементов научных знаний (Египет, Шумеры, Греция, Рим), Средние века, первая половина эпохи Возрождения.

Отсутствие теоретического знания. Шумеры – дали миру колесо, бронзу, цветное стекло, гончарный круг, календарь года. Теоретическое знание не оформлено.

Греция – 6-4 века до н.э. Пифагорейский союз – впервые предложили математическую модель мира. Средние века (5-15 века). В это время принимаются только всеобщие, доказательные знания. Но таким знанием обладает только Творец.

2 этап. Классическая наука (к.16-нач17 в. -- до к. 19-нач 20 в). Только с этого периода наука выступает в трех аспектах: как знание, как деятельность и как социальный институт. + Грандиозная реформация: дифференциация наук,Методология науки.

Ф. Бэкон – автор методологии эмпиризма, п редложил свою классификацию наук на основе способностей человека: Память – история; Воображение – поэзия; Рассудок – наука в собственном смысле. Высшей наукой, которая объединяет все другие, является философия.

Декарт «Я мыслю → я существую»(1596-1650) – основоположник рационалистической методологии. В представлении о целях науки Декарт и Бэкон едины – знание должно быть полезно.

Вся его система основана на важнейших принципах (все подвергать сомнению) и получила название – картезианская система, картезианское сомнение.

К 17 веку в результате работ Ньютона, Лейбница воцарилась механическая картина мира: вселенная – совокупность бесконечного числа неделимых частиц, которые перемещаются в абсолютном пространстве и абсолютном мире. Человек также рассматривался как механическая система, машина.

В середине 19 века Менделеев открыл периодический закон химических элементов.

В физике Фарадей ввел понятие э/м поля, Максвелл разработал математическую теорию э/м поля. В результате была создана вторая научная картина мира (электромагнитная).

Большие открытия в области социально-гуманитарных наук (пример: Маркс – создание великой экономической теории).

3 этап. Неклассическая наука (к19-н 20в). период создание релятивистской и квантовой теории. Принципиальная методологическая идея – отвержение объективизм классической науки. Доказывает следующее: наши представления о мире, реальности зависят от используемых средств познания, и от субъективного фактора (существует прямая корреляция.) Благодаря новым средствам познания была совершена новейшая революция в области естествознания.

В конце 19- начале 20 века были сформулированы сразу 2 научные картины мира. Беккерель открыл лучи (произвольное излучение урановой соли); Супруги Кюри открыли явление радиоактивности; - Томпсон выявил составную часть атома – электрон; - Планк предложил новый подход: рассматривать энергию э/м излучения в виде дискретных частей (порций), называемых квантами, и получил уравнение теплового излучения.

В результате этих наработок: Вселенная – метогалактика - доступная наблюдению и исследованию часть мира (размеры уточняются).

4 этап. Постнеклассическая (современная) наука (с 60-70-х годов 20 века).Процесс информатизации, математизация (и в сфере гуманитарных наук); идея развития принимается совр наукой - эволюционная химия, физика позже приняла; разработки генной технологии на основе молекулярной биологии; нейрокомпьютеры, математическое и компьютерное моделирование. Основная идея: синтез научных знаний, стремление создать общенаучную картину мира на основе главного принципа – принципа универсального эволюционизма:

1. Системный подход;

2. Эволюционный подход.

Главные направления развития науки: - теория нестационарности Вселенной; - развитие синергетических идей (но синергетика не подходит к рассмотрению индивида); - теория биологической эволюции; - на основе идей рациональности в 21 веке происходит ориентация на сближение двух типов мышления: западного и восточного.

Задачи: выявить общие з-ны научные (выявлены только общие философские).


 

Формы научного познания

Эмпирические формы познания призваны описать изучаемый объект, систематизировать собранную о нем информацию, а основной задачей теоретического познания является объяснение исследуемых явлений.

На эмпирическом уровне формами научного знания выступают: данные наблюдения;эмпирический факт;эмпирический закон.

Данные наблюдения содержат первичную информацию, получаемую непосредственно в процессе наблюдения за объектом, которая фиксируется в форме протоколов наблюдения в языковой форме.

Эмпирические факты – это достоверная, объективная информация; такое описание явлений и связей между ними, где сняты субъективные наслоения.

Накапливая факты и подвергая их систематизации, классификации, обобщению, ученые находят зависимость между ними – эмпирические законы (закономерности).

На теоретическом уровне: проблема;гипотеза;теория.

Проблема – такая разновидность вопроса, ответ на который не содержится в накопленном знании и алгоритм решения которого не известен.

Гипотеза – форма развития научного знания, представляющая собой предположение, основанное на предшествующем знании или на совокупности имеющихся данных и выдвигается с целью объяснения свойств, причин, закономерностей развития явлений объективной действительности, предсказания неизвестных фактов.

Критерии обоснованности гипотезы: принципиальная проверяемость гипотезы; совместимость гипотезы с фактическим материалом, на основе которого она выдвинута, и с утвердившимися теоретическими положениями; «приложимость» гипотезы к достаточно широкому классу исследуемых объектов.

Теория – логически упорядоченная система знаний о каких-либо явлениях, в которой строятся их мысленные модели иформируются законы, объясняющиеся и предсказывающие наблюдаемые факты и закономерности.

К. Поппер: любая теоретическая система должна удовлетворять требованиям: непротиворечивости; фальсифицируемости; должна соответствовать всем реальным фактам, а ее следствия должны удовлетворять требованиям практики.

Функции теории в научном познании: объяснительная; систематизирующая; предсказательная; методологическая.

Ведущей функцией теории является объяснительная в форме вывода или системы логических выводов. Она предполагает раскрытие закономерности изучаемых объектов, охватываемых теорией, их научное обоснование и философское осмысление.

Синтезирующая функция. Всякая теория упорядочивает весьма обширный эмпирический материал, накопленный наукой в этой области, обобщает его, выступает как синтез это материала на основе определенного единого принципа.

Предсказательная функция – является объяснением возможных явлений и предметов, которые раскрываются как тенденции в дальнейшем развитии данных явлений. Это дает возможность предугадать возникновение новых, ранее неизвестных явлений, что, в свою очередь, имеет большое значение как для деятельности людей, так и для самого научного познания.

Методологическая функция. Теория, будучи способной организовывать, интегрировать, синтезировать знания о действительности, при определенных условиях может выполнять роль метода познания, а методы научного исследования могут приобретать черты теории, имеют известное теоретическое значение.

Многомерность феномена философии. Социокультурный статус и функции философии в современном мире.

Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях. Философия – это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.

Термин «философия» происходит от 2-х слов древнегреческого происхождения: «филио» – любовь, «София» – мудрость, знание, что означает любовь к мудрости. Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580 – 500 гг. до н. э.).

Философия как особый вид и как результат познавательной деятельности существует около 2000 лет. Она возникла в рабовладельческом обществе Древнего Востока, Греции (VII – VI вв. до н. э.).

Социокультурные условия возникновения философии:

1) Традиционные мифологические программы оказались в столкновении с новыми знанием и мышлением. Новое Время потребовало иного способа самосознания человечества.

2)Усложнение производства (возникновение рабовладельческого способа производства).

3) Разделение умственного труда от физического.

4)Возникновение классов, социальных групп (стратификационные процессы)

Предметная область философии, по мнению Канта, сводится к вопросам: 1) Что я смогу знать?; 2) Что я должен знать?; 3) На что я смею надеяться? 4) Что такое человек?

Философия стремится ответить на вопрос, что такое подлинное бытие и каково место человека в этом мире, как относится человек к этому миру.

Мировоззренческий вопрос «человек – мир» в философии трансформируется в вопрос о соотношении:«дух – природа»; «сознание – материя»; «мышление – бытие».

Основные философские проблемы: 1) Проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего. 2) Проблема человека, смысла существования человека в мире. 3) Проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. 4) Проблема познавательности мира. 5) Решение субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений.

Структура философского знания: онтология – учение о бытии и сущем. Гносеология – учение о способах и формах познания человеком мира и самого себя. Антропология – исследование человека, его сущности, смысла его жизни. Аксиология – учение о ценностях. Социальная философия – учение об обществе. Логика – наука о формах и способах рационального мышления. Футурология – учение о будущем. Праксеология – учение о деятельности человека, направленная на преобразование окружающего мира. Этика – теория морали. Эстетика – наука, изучающая эстетическое отношение человека к действительности и художественную деятельность людей.

Основные направления философии. В свете решения вопроса о взаимоотношении материи и сознания: Материализм (Гераклит, Демокрит, Дидро, Фейербах, Маркс и марксисты и др.), Дуализм (Декарт, Кант и др.) и И деализм (Объективный (Платон, Гегель, Неотомизм) и Субъективный (Беркли, Юм, экзистенциализм неопозитивизм и др.))

В свете решения вопроса о познаваемости: Гностицизм (некоторые идеалисты, Гегель, материалисты), Скептицизм (Пиррон, Карнеад) и Агностицизм (а – не, гносис – знание, Д. Юм, И. Кант).

Язык философии. Среди основных философских категорий немецкие мыслители называют: бытие (качество, количество, мера), сущность (основание, явление, действительность, субстанция, причина и взаимодействие), понятие (субъект, объект, абсолютная идея).

Бытие, небытие. Уровни бытия: Актуальное (действительное) и Потенциальное (возможное).

Движение, Развитие. Формы развития: прогресс и регресс.

Пространство: реальное, перцептуальное (психическое восприятие человеком), концептуальное (в теоретических моделях).

Время

Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, обыденное, научное, философское.

Научное мировоззрение - взгляд на мир, в основе которого лежит понятие закона и закономерности. Научное мировоззрение возникает как противоположность религиозному и мифологическому. Наука ищет только естественные причины. В мифологии много выдуманных, произвольных причин. В религии главные причины сверхъестественные. Научное мировоззрение вызревает как результат усложнения труда, решения практических задач, связанных с необходимостью строить сложные сооружения, заниматься торговлей и обменом.

Философское мировоззрение – это высший тип мировоззрения, представляет собой рациональное объяснение мира, основанное на теоретическом и логическом анализе. В отличие от других типов мир-я), для философии характерны доказательность, логическая обоснованность, аргументированность, системный характер знаний. Поэтому, Ф, формируя целостное понимание мира, является ядром мировоззрения.

Философское мировоззрение шире научного, является необходимым дополнением научного.

Общее в философии и науке:1. Специфические формы обоснования; 2. Знания в теоретической форме; 3. Логическая доказательность выводов; 4. Ориентированы на разум, противоположный религии.

Различия: 1. Философия - вечность проблем; 2. Философия - плюрализм, наука - одна истина

3. Наука: подтверждение истины – практика или рац. обосн., философия - логическое обоснование 4. В науке предмет - познание объекта, в философии - человек.

5) Осознание места, присущего конкретному фрагменту знаний в целостной картине мира характерна для философии и невозможна в частных науках; 6) В конкр науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания), но общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются и отрабатываются в сфере фил-фии; 7) Наука не обосновывает сама себя и в ценностном отношении.

Исторические формы взаимодействия философии и науки:

1).7-6в до н.э. – 5в н.э. в Древнем обществе существовала единая нерасчлененная наука – натурфилософия, которая включала в себя все естественные науки и философские взгляды. античная философиякосмоцентризм) опытное знание. В этот период философия и научные знания были неразделимы, все основные сочинения древних греков были связаны с природой. Человек как некий космос, философия, как форма культуры была приоритетной.

2).5в н.э. - 15в н.э. средневековая философия – теоцентризм. В связи с господством религиозной идеологии натурфилософия почти исчезла и в теологии использовались лишь ее отдельные эл-ты.

3).14-15в - 16в нач.17в эпоха возрождения – антропоцентризм натурфилософское мышление вновь возникает, но уже выражая стремление не только определить естественнонаучные подходы и фил-фские принципы в исследовании мира, и заполнить пробелы в понимании природы. Происходит отпочкование специальных научных дисциплин от натурфилософии.

4). 17в – к 19в – новоевропейская философиянаукоцентризм на основе прогресса механического естествознания возникают аналитический и метафизический способы мышления при рассмотрении природы и мира в целом.(выделение предметов наук и философии)

5).19 век -начинает формироваться философия науки, задача которой – изучение средств и методов познания, исследование природы и структуры научной теории и др. результат – фундаментальные открытия в 20 в.

6). 20-21в материалистическая философия определяется как новая методология, на основе которой все научные дисциплины предстали как элементы единого знания об эволюции Вселенной и человека.


 

3. Философия и национальное самосознание. Исторические типы философствования.

Британский логик Б. Рассел: «Чтобы понять эпоху или нацию, мы должны понять её философию».Специфическим качеством и высшим выражением сознания у человека как члена общества является его самосознание. Оно есть осознание человеком своей собственной практической и духовной деятельности, осмысления своих поступков и отношения к другим людям. Но каждый человек тысячами различных нитей связан с социальными общностями разного уровня. Тем самым индивидуальное сознание содержит в себе не только сугубо личностное и частное восприятие действительности, но и испытывает общее с другими людьми отношение к ней.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.