Здоровье и факторы, его определяющие. Состояние здоровья учащихся — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Здоровье и факторы, его определяющие. Состояние здоровья учащихся

2018-01-14 763
Здоровье и факторы, его определяющие. Состояние здоровья учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Семинарское занятие № 1.

 

Здоровье и факторы, его определяющие. Состояние здоровья учащихся

Основные понятия: здоровье, условное здоровье, индивидуальное здоровье, популяционное здоровье, здоровый образ жизни, группы здоровья, предболезнь, болезнь, этиология, патогенез.

Вопросы для обсуждения

 

1. Определение понятия «здоровье».

2. Холистическая (целостная) модель здоровья человека.

3. Количественная характеристика уровней здоровья.

4. Здоровье населения и индивидуальное здоровье. Критерии диагностики.

5. Индивидуальная норма здоровья и ее составляющие.

6. Роль различных факторов в укреплении здоровья.

7. Факторы риска, отрицательно влияющие на здоровье.

8. Диалектическая взаимосвязь здоровья, предболезни, болезни.

9. Понятие об этиологии и патогенезе болезни.

 

Задания

1. Изучите опорную схему «Основы здорового образа жизни».

Литература

Основная:

1. Артюнина, Г.П.Основы медицинских знаний: здоровье, болезнь и образ жизни: Учебное пособие для студ. пед. вузов / Г.П. Артюнина, С.А. Игнатькова. - М.: Академический Проект, 2004. - 560 с.

2. Волокитина, Т.В.Основы медицинских знаний: Учеб. пособие для студ. вузов / Т.В. Волокитина, Г.Г. Бральнина, Н.И. Никитинская. - М.: Академия, 2008. - 224 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

3. Айзман, Р.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие / Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 214 с.- (Университетская серия)

4. Жилов, Ю.Д. Основы медико-биологических знаний: допущено УМО вузов РФ по пед. образованию в качестве учеб. для студ. пед. вузов / Ю. Д. Жилов, Г. И. Куценко, Е. Н. Назарова; под ред. Ю. Д. Жилова. - М.: Высш. шк., 2001. - 256 с.: ил.

5. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.

6. Соковня-Семенова, И.И.Основы физиологии и гигиены детей и подростков с методикой преподавания медицинских знаний: учеб. пособие для средн. пед. заведений. - М.: Академия, 1999. - 144 с. - (Педагогическое образование).

Дополнительная:

1. Азарных, Т.Д. Психическое здоровье (вопросы валеологии). - М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: МОДЭК, 1999. - 112 с. - (Б-ка педагога-практика).

2. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию: учебное пособие для вузов / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 192 с. - (Учебное пособие для вузов).

3. Куинджи, Н.Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников: метод. пособие / Н. Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 139 с.

4. Пивоваров, Ю.П. Гигиена и основы экологии человека: учебник для студентов мед. вузов / Ю. П. Пивоваров, В. В. Королик, Л. С. Зиневич; под ред. Ю. П. Пивоварова. - М.: Академия, 2004. - 528 с. - (Высшее профессиональное образование).

5. Чумаков, Б.Н. Валеология: курс лекций: учебное пособие / Б. Н. Чумаков. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 407 с.


Семинарское занятие № 2.

Основы микробиологии, иммунологии и эпидемиологии.

Меры профилактики инфекционных заболеваний

Основные понятия: микробиология, эпидемический процесс, спорадия, эпидемия, эндемия, пандемия, иммунитет, дезинфекция, эпидемиология, профилактика.

Вопросы для обсуждения

  1. Характеристика патогенных микроорганизмов (классификация, свойства, устойчивость к воздействию факторов внешней среды).
  2. Инфекционный и эпидемиологический процессы, их основные закономерности.
  3. Общие признаки инфекционных заболеваний.

- дифтерия: причины, признаки, профилактика;

- вирусный гепатит: причины, признаки, профилактика;

- описторхоз: причины, признаки, профилактика.

  1. Иммунитет. Виды иммунитета.
  2. Причины снижения иммунитета.
  3. Противоэпидемические мероприятия и профилактика инфекционных заболеваний в детских учреждениях.

Задания

  1. Укажите заболевания, которые вызывают следующие патогенные микроорганизмы:

вирусы ____________________________________________________________________

бактерии __________________________________________________________________

грибы _____________________________________________________________________

простейшие ________________________________________________________________

гельминты _________________________________________________________________

 

  1. Перечислите органы иммунной системы:

центральные_______________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

периферические____________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

 

  1. Известно, что против оспы используется вакцина. Она попадает в организм человека через специально сделанные надрезы кожи на верхней трети плеча. После прививки на этом месте остаются рубцы. О чем говорит след от прививки оспы?
  2. Почему недопустимо самолечение заболеваний, передающихся половым путём?
  3. Перечислите факторы распространения и меры профилактики венерических заболеваний.
  4. Перечислите и охарактеризуйте мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний в школе.
  5. Какова роль классного руководителя в период проведения вакцинации школьников?
  6. Сформулируйте три основные задачи противоэпидемических мероприятий.
  7. Изучите опорную схему «Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика». Сделайте вывод по изучаемой теме, опираясь на данную схему.

Литература

Основная:

1. Артюнина, Г.П. Основы медицинских знаний: здоровье, болезнь и образ жизни: учебное пособие для студ. пед. вузов / Г.П. Артюнина, С.А. Игнатькова. - М.: Академический Проект, 2004. - 560 с. - (gaudeamus).

2. Волокитина, Т.В.Основы медицинских знаний: Учеб. пособие для студ. вузов / Т.В. Волокитина, Г.Г. Бральнина, Н.И. Никитинская. - М.: Академия, 2008. - 224 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

3. Айзман, Р.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие / Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 214 с.- (Университетская серия)

4. Жилов, Ю.Д. Основы медико-биологических знаний: допущено УМО вузов РФ по пед. образованию в качестве учеб. для студ. пед. вузов / Ю. Д. Жилов, Г. И. Куценко, Е. Н. Назарова; под ред. Ю. Д. Жилова. - М.: Высш. шк., 2001. - 256 с.: ил.

5. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.

Дополнительная:

1. Ананьева, Л.В. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для немедиц. спец. / Л. В. Ананьева, В. И. Бартельс. - М.: МГОПИ, 1994. - 135 с.

2. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию: учебное пособие для вузов / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 192 с. - (Учебное пособие для вузов).

3. Куинджи, Н.Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников: метод. пособие / Н. Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 139 с.

4. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, М. П. Фролов, Е. Н. Литвинов и др. - 2-е изд., перераб. - М.: Астрель: АСТ, 2001. - 384 с.: ил.

5. Основы безопасности жизнедеятельности: 11 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / под ред. Ю. Л. Воробьева. - М.: Астрель: АСТ, 2001. - 366 с.: ил.

6. Основы медицинских знаний учащихся: проб. учебник для сред. учеб. заведений / М. И. Гоголев, Б. А. Гайко, В. А. Шкуратов; под ред. М. И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991. - 112 с.: ил.

 

Семинарское занятие № 3.

Вопросы для обсуждения

  1. Мероприятия первой медицинской помощи.
  2. Электротравма и поражение молнией. Оказание первой медицинской помощи.
  3. Утопление и удушение. Оказание первой медицинской помощи.
  4. Виды кровотечений и способы их остановки.
  5. Травматический шок, первая помощь при шоке.
  6. Виды ран. Первая помощь при ранениях. Положение пострадавшего при транспортировке.
  7. Ушибы, повреждение связок, вывихи, первая медицинская помощь.
  8. Переломы, признаки, первая медицинская помощь. Транспортная иммобилизация.
  9. Первая медицинская помощь при повреждение глаза, уха, горла, носа.
  10. Первая медицинская помощь при ожогах и отморожениях.
  11. Первая помощь при отравлениях и укусах ядовитых змей.

Задания

  1. Составьте опорные схемы оказания первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях (см. вопросы для обсуждения).
  2. Составьте опорные схемы-коллажи «Кома, её виды и неотложная помощь», «Правила транспортной иммобилизации».

Коллаж - это схематически фиксированное отображение некоторойчасти предметногосодержания, объединённое ключевым понятием или проблемой.

Существуют различные типы коллажей: 1) «солнечная система» в центре которой - «ядро» с ключевым понятием и «лучами» - дополнительной информацией; 2) «слепое пятно», где часть информации заполнена, а часть - нет; 3) «вспышка», где заполняется как ядро, так и лучи и некоторые другие.

  1. Даже несильный удар по носу может вызвать носовое кровотечение. Почему это происходит?
  2. Когда берут кровь из вен предплечья, врач накладывает жгут на плечо и предлагает пациенту сжимать кисть руки в кулак и разжимать её. При этом вены набухают и становятся четко обозначенными. Как это можно объяснить?
  3. Многим известно, что при приеме большого количества пищи или при принятии алкоголя может возникнуть изжога. Что это такое? Каковы способы устранения этого неприятного ощущения?
  4. Чем характеризуется синдром длительного сдавливания (причины, симптомы, особенности оказания первой медицинской помощи)?
  5. Изучите опорную схему «Первая медицинская помощь при ранениях», проанализируйте и сделайте вывод, насколько полно и верно изложена информация.

 

Литература

Основная:

1. Артюнина, Г.П. Основы медицинских знаний: здоровье, болезнь и образ жизни: учебное пособие для студ. пед. вузов / Г.П. Артюнина, С.А. Игнатькова. - М.: Академический Проект, 2004. - 560 с. - (gaudeamus).

2. Волокитина, Т.В.Основы медицинских знаний: Учеб. пособие для студ. вузов / Т.В. Волокитина, Г.Г. Бральнина, Н.И. Никитинская. - М.: Академия, 2008. - 224 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

3. Мачулин, Е.Г. Организация оказания медицинской помощи пострадавшим с травмами в чрезвычайной ситуации: курс лекций. - Минск: Харвест, 2000. - 256 с.

4. Айзман, Р.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие / Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 214 с.- (Университетская серия)

5. Основы первой медицинской помощи: учебное пособие / А.Г. Трушкин, Н.Н. Гарликов, В.М. Двуреченская и др. - М.; Ростов н/Д.: МарТ, 2005. - 320 с. - (Медицинское образование).

Дополнительная:

1. Ананьева, Л.В. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для немедиц. спец. / Л. В. Ананьева, В. И. Бартельс. - М.: МГОПИ, 1994. - 135 с.

2. Морозов, М.А. Первая медицинская помощь при травмах / М.А.Морозов. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 1999. - 256 с. - (В помощь студенту).

3. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, М. П. Фролов, Е. Н. Литвинов и др. - 2-е изд., перераб. - М.: Астрель: АСТ, 2001. - 384 с.: ил.

4. Основы безопасности жизнедеятельности: 11 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / под ред. Ю. Л. Воробьева. - М.: Астрель: АСТ, 2001. - 366 с.: ил.

5. Основы медицинских знаний учащихся: проб. учебник для сред. учеб. заведений / М. И. Гоголев, Б. А. Гайко, В. А. Шкуратов; под ред. М. И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991. - 112 с.: ил.

6. Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний: учеб.пособие / Е. Е. Тен. - М.: Академия, 2002. - 256 с. - (Среднее профессиональное образование).

 

Семинарское занятие № 4.

Вопросы для обсуждения

  1. Заболевания сердечно-сосудистой системы. Неотложные состояния, первая помощь.
  2. Заболевания дыхательной системы. Неотложные состояния, первая помощь.
  3. Заболевания желудочно-кишечного тракта. Неотложные состояния, первая помощь.
  4. Заболевания эндокринной системы. Неотложные состояния, первая помощь.
  5. Понятие о смерти и её этапах. Понятие реанимации
  6. Основные приемы сердечно-легочной реанимации.

Задания

  1. Заполните следующую таблицу.

Литература

Основная:

1. Артюнина, Г.П. Основы медицинских знаний: здоровье, болезнь и образ жизни: учебное пособие для студ. пед. вузов / Г.П. Артюнина, С.А. Игнатькова. - М.: Академический Проект, 2004. - 560 с. - (gaudeamus).

2. Волокитина, Т.В.Основы медицинских знаний: Учеб. пособие для студ. вузов / Т.В. Волокитина, Г.Г. Бральнина, Н.И. Никитинская. - М.: Академия, 2008. - 224 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

3. Мачулин, Е.Г. Организация оказания медицинской помощи пострадавшим с травмами в чрезвычайной ситуации: курс лекций. - Минск: Харвест, 2000. - 256 с.

4. Айзман, Р.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие / Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 214 с.- (Университетская серия)

5. Соковня-Семенова, И.И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков с методикой преподавания медицинских знаний: учеб. пособие для средн. пед. заведений. - М.: Академия, 1999. - 144 с. - (Педагогическое образование).

Дополнительная:

1. Ананьева, Л.В. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для немедиц. спец. / Л. В. Ананьева, В. И. Бартельс. - М.: МГОПИ, 1994. - 135 с.

2. Морозов, М.А. Первая медицинская помощь при травмах / М.А.Морозов. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 1999. - 256 с. - (В помощь студенту).

3. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, М. П. Фролов, Е. Н. Литвинов и др. - 2-е изд., перераб. - М.: Астрель: АСТ, 2001. - 384 с.: ил.

4. Основы безопасности жизнедеятельности: 11 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / под ред. Ю. Л. Воробьева. - М.: Астрель: АСТ, 2001. - 366 с.: ил.

5. Основы медицинских знаний учащихся: проб. учебник для сред. учеб. заведений / М. И. Гоголев, Б. А. Гайко, В. А. Шкуратов; под ред. М. И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991. - 112 с.: ил.

6. Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний: учеб.пособие / Е. Е. Тен. - М.: Академия, 2002. - 256 с. - (Среднее профессиональное образование).

 

Семинарское занятие № 5.

Вопросы для обсуждения

1. Характеристика детского травматизма.

2. Классификация детского травматизма в зависимости от поведения человека.

3. Классификация детского травматизма по типовым ситуациям.

4. Производственный травматизм и вопросы охраны труда на промышленных предприятиях.

5. Травматизм в походе.

6. Травматизм на транспорте.

7. Меры профилактики травматизма.

 

Задания

1. Перечислите основные причины травматизма у детей.

2. Изучите опорную схему «Первая медицинская помощь при травмах».

3. Решите следующие ситуационные задачи.

а) Во время тренировки в спортивном зале ребенок упал на скамейку и травмировал область запястья, возникло необильное кровотечение и рана, по характеру рваная.

Вопрос: Каков порядок оказания неотложной помощи?

 

б) Группа подростков, катаясь на роликовых коньках, сбила впереди идущую девушку, что вызвало травмирование коньком области локтевого сустава; образовалась глубокая рана и кровотечение.

Вопрос: Ваши действия по оказанию неотложной помощи?

 

в) Мальчик, качаясь на качелях, упал на землю и сильно ударил плечевой сустав; возникла ушибленная рана с невыраженным кровотечением.

Вопрос: Каковы порядок и способы оказания неотложной помощи?

 

г) Ветром были порваны электрические провода около школы. Школьник десяти лет взялся за конец провода, упал и потерял сознание.

Вопросы: Каков диагноз полученной школьником травмы? Ваши действия по оказанию неотложной помощи?

 

д) В школе на перемене ребенок в столовой торопился пообедать; не прожевав кусочек мяса, глубоко вдохнул, и его дыхание стало затрудненным, а затем он потерял сознание.

Вопрос: Ваши действия по оказанию неотложной помощи?

 

е) Ребёнок девяти лет, не умеющий плавать, купался в реке, течением его снесло на глубину, и он стал тонуть. Вы оказались на берегу и бросились в реку спасать ребенка. На берегу у пострадавшего отсутствовало дыхание, и не прощупывался пульс на сонной артерии.

Вопрос: Ваши действия по оказанию неотложной помощи?

Литература

Основная:

1. Артюнина, Г.П. Основы медицинских знаний: здоровье, болезнь и образ жизни: учебное пособие для студ. пед. вузов / Г.П. Артюнина, С.А. Игнатькова. - М.: Академический Проект, 2004. - 560 с. - (gaudeamus).

2. Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни: учебник для студентов пед. вузов и ин-тов физич. культуры / В. И. Дубровский. - М.: Флинта: RETORIKA-A, 1999. - 560 с.: ил.

3. Морозов, М.А. Первая медицинская помощь при травмах / М.А.Морозов. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 1999. - 256 с. - (В помощь студенту).

4. Айзман, Р.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие / Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 214 с.- (Университетская серия)

5. Соковня-Семенова, И.И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков с методикой преподавания медицинских знаний: учеб. пособие для средн. пед. заведений. - М.: Академия, 1999. - 144 с. - (Педагогическое образование).

Дополнительная:

1. Волокитина, Т.В.Основы медицинских знаний: Учеб. пособие для студ. вузов / Т.В. Волокитина, Г.Г. Бральнина, Н.И. Никитинская. - М.: Академия, 2008. - 224 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

2. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, М. П. Фролов, Е. Н. Литвинов и др. - 2-е изд., перераб. - М.: Астрель: АСТ, 2001. - 384 с.: ил.

3. Основы безопасности жизнедеятельности: 11 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / под ред. Ю. Л. Воробьева. - М.: Астрель: АСТ, 2001. - 366 с.: ил.

4. Основы медицинских знаний учащихся: проб. учебник для сред. учеб. заведений / М. И. Гоголев, Б. А. Гайко, В. А. Шкуратов; под ред. М. И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991. - 112 с.: ил.

5. Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний: учеб.пособие / Е. Е. Тен. - М.: Академия, 2002. - 256 с. - (Среднее профессиональное образование).


Семинарское занятие № 6.

Вопросы для обсуждения

  1. Здоровый образ жизни и его составляющие.
  2. Проблемы в формировании здорового образа жизни.
  3. Двигательная активность и здоровье.
  4. Самоконтроль в процессе занятий физкультурой и спортом, его значение.
  5. Закаливание. Виды, значение, правила организации и проведения закаливания.
  6. Питание и здоровье. Понятие о рациональном, сбалансированном питании.
  7. Режим дня и здоровье.

Задания

1. Заполните таблицу и докажите существование ритмических изменений в деятельности систем терморегуляции, кровообращения, дыхания в течение суток. Измерения показателей проводить в течение всего дня от подъёма до отхода ко сну через каждые 2, 3 или 4 часа.

Время измерения Температура тела, °С ЧСС, уд./мин САД, мм рт. ст. Частота дыхания за 1 мин
         
         
         
         
         
         
         
         

Примечание. Все показатели измерять сидя в спокойном состоянии, частоту пульса и частоту дыхания измерять по 60 с.

Постройте графики и сделайте вывод об изменениях изученных функций в течение суток.

2. Составьте оптимальный для себя режим дня.

3. Известно, что человек в течение достаточно длительного времени может обходиться без пищи, сохраняя физическую и психическую активность. Способность организма обходиться без поступления извне энергетического материала издавна привлекала к себе внимание физиологов. Какие приспособительные реакции происходят в это время в организме?

4. В каком случае употребление витаминов становится опасным для организма? Почему наибольшую опасность представляю жирорастворимые витамины?

5. На чистой коже человека за 10 минут гибнет 85% болезнетворных бактерий, а на грязной – только 5%. Какова причина гибели бактерий? Какой гигиенический вывод вытекает из этого?

6. После употребления спиртного в организме ощущается тепло. Почему в состоянии алкогольного опьянения замерзание человека на морозе происходит гораздо быстрее, чем человека, находящегося в трезвом состоянии?

7. Наивысшая температура тела, которую выдерживает организм человека равна 42°С, наименьшая – 24°С. Какие изменения произойдут в организме, если температура повысится или понизится относительно указанных границ? В каких случаях в медицине специально понижают температуру тела?

8. Неоднократный анализ крови больного показал, что содержание сахара в ней превышает норму. С чем связано увеличение сахара в крови?

 

Литература

Основная:

1. Волокитина, Т.В.Основы медицинских знаний: Учеб. пособие для студ. вузов / Т.В. Волокитина, Г.Г. Бральнина, Н.И. Никитинская. - М.: Академия, 2008. - 224 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

2. Айзман, Р.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие / Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 214 с.- (Университетская серия)

3. Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни: учебник для студентов пед. вузов и ин-тов физич. культуры / В. И. Дубровский. - М.: Флинта: RETORIKA-A, 1999. - 560 с.: ил.

4. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию: учебное пособие для вузов / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 192 с. - (Учебное пособие для вузов).

5. Коробкина, З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: учеб. пособие для студ. вузов / З. В. Коробкина, В. А. Попов. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2004. - 192 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

6. Косованова, Л.В. Скрининг-диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях: учебно-метод. пособие для студ. пед. и мед. вузов / Л. В.Косованова, М. М. Мельникова, Р. И. Айзман. - Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2003. - 240 с.: ил.

7. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.

8. Чумаков, Б.Н. Валеология: курс лекций: учебное пособие / Б. Н. Чумаков. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 407 с.

Дополнительная:

1. Березина, В. Организация качественного питания школьников - один из основных факторов сохранения здоровья подрастающего поколения / В. Березина // Воспитание школьников. - 2006. - N 8. - С. 9-12.

2. Володин, В.С. Основы медицинской сексологии: курс лекций: учеб. пособие / В.С.Володин. - М.: Логос, 2003. - 240 с.

3. Горбенко, П. Валеология и здоровый образ жизни / П. Горбенко, Г. Зайцев // Учитель. - 2005. - N 5. - С. 67-70.

4. Зарецкая, С.К. Теоретико-методологические основы здоровьесберегающего подхода к учебному процессу / С.К. Зарецкая // Профильная школа. - 2008. - N 4. - С. 3-7.

5. Захаров, Н. А началось все с сухомятки / Н. Захаров, А. Горбовец // Воспитание школьников. - 2006. - N 7. - С. 64-65.

6. Звездина, И.В. Современные тенденции распространенности поведенческих факторов риска среди подростков / И. В. Звездина // Вестник образования России. - 2006. - N 1. - С. 68-73.

7. Коркоценко, М.Н. Диагностика влияния социального пространства на психологическое здоровье ребенка / М.Н. Коркоценко, Д.С. Ткач // Педагогическая диагностика. - 2007. - N 2. - С. 58-65.

8. Куинджи, Н.Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников: метод. пособие / Н. Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 139 с.

9. Пивоваров, Ю.П. Гигиена и основы экологии человека: учебник для студентов мед. вузов / Ю. П. Пивоваров, В. В. Королик, Л. С. Зиневич; под ред. Ю. П. Пивоварова. - М.: Академия, 2004. - 528 с. - (Высшее профессиональное образование).

10. Соковня-Семенова, И.И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков с методикой преподавания медицинских знаний: учеб. пособие для средн. пед. заведений. - М.: Академия, 1999. - 144 с. - (Педагогическое образование).

11. Федеральное агентство по образованию. Проблемы здоровья, медицинского обслуживания, пропаганды здорового образа жизни и профилактики асоциальных проявлений в студенческой среде: информация подготовлена к Всероссийской конференции, состоявшейся в Интеллектуальном центре - фундаментальной библиотеке МГУ им. М. В. Ломоносова 29 мая 2009 г. // Официальные документы в образовании. - 2009. - N 17. - С. 82-84.

 


Семинарское занятие № 7.

Вопросы для обсуждения

1. Формы и методы здоровьесберегающей деятельности, используемые в образовательных учреждениях.

2. Практические рекомендации по организации системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников в образовательных учреждениях.

3. Методология и методические подходы к анализу здоровьесберегающей деятельности школы.

4. Роль учителя в организации первичной, вторичной и третичной профилактики заболеваний.

5. Нервно-психические расстройства в детском возрасте и их профилактика.

6. Формирование здорового образа жизни учащихся.

Задания

  1. Составьте опорную схему-коллаж (или интеллект-карту) «Здоровый образ жизни».
  2. Составьте опорную схему «Нервно-психические расстройства в детском возрасте и их профилактика».

Литература

Основная:

1. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков: пути преодоления: учеб. пособие для студ. вузов: пер. с англ.; рекомендовано УМО по классическому ун-кому образованию по направлению подготовки бакалавров и магистров 030300 "Психология" и спец. 030301 "Психология", 030302 "Клиническая психология" / под ред. Э. Ф. Вагнера, Х. Б. Уолдрон. - М.: Академия, 2006. - 476 с.

2. Волокитина, Т.В.Основы медицинских знаний: Учеб. пособие для студ. вузов / Т.В. Волокитина, Г.Г. Бральнина, Н.И. Никитинская. - М.: Академия, 2008. - 224 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

3. Дыхан, Л.Б. Педагогическая валеология: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Л. Б. Дыхан, В. С. Кукушин, А. Г. Трушкин. - М.: ИКЦ"МарТ"; Ростов н/Д.: Издательский центр "МарТ", 2005. - 528 с. - (Педагогическое образование).

4. Коробкина, З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: учеб. пособие для студ. вузов / З. В. Коробкина, В. А. Попов. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2004. - 192 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

5. Айзман, Р.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие / Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 214 с.- (Университетская серия)

6. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.

7. Чумаков, Б.Н. Валеология: курс лекций: учебное пособие / Б. Н. Чумаков. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 407 с.

Дополнительная:

1. Андриади, И.П. Здоровьесбережение и современные подходы к внедрению здоровьесберегающих моделей в образовательное пространство высшей школы / И. П. Андриади, Л.С. Елькова // Педагогическое образование и наука. - 2009. - N 2. - С. 13-22.

2. Володин, В.С. Основы медицинской сексологии: курс лекций: учеб. пособие / В.С.Володин. - М.: Логос, 2003. - 240 с.

3. Димова, А.Л. Влияние информационных и коммуникационных технологий на здоровье пользователей в процессе учебной деятельности / А. Л. Димова // Информатика и образование. - 2008. - N 12. - С. 119-120.

4. Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 608 с.: ил.

5. Жаркова, Л.Г. К здоровью ученика через здоровье учителя / Л. Г. Жаркова // Учитель в школе. - 2009. - N 2. - С. 102-105.

6. Зайцев, А.Г. Педагогика счастья (Валеология семьи) / А. Г. Зайцев, Г. К. Зайцев. - СПб.: Союз, 2002. - 320 с.

7. Косованова, Л.В. Скрининг-диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях: учебно-метод. пособие для студ. пед. и мед. вузов / Л. В.Косованова, М. М. Мельникова, Р. И. Айзман. - Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2003. - 240 с.: ил.

8. Косованова, Л.В. Скрининг-диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях: учебно-метод. пособие для студ. пед. и мед. вузов / Л.В. Косованова, М.М. Мельникова, Р.И. Айзман. - Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2003. - 240 с.: ил.

9. Маликова, Е. Здоровье обучающихся: тревожные факты / Е. Маликова // Учитель. - 2008. - N 4. - С. 84.

10. Малярчук, Н.Н. Здоровьесозидающая деятельность педагогов / Н. Н. Малярчук // Педагогика. - 2009. - N 1. - С. 55-59.

11. Науменко, Ю.В. Мониторинг здоровьесберегающей деятельности школы / Ю. В. Науменко // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2007. - N 3. - С. 20-26.

12. Носова, Е. Репродуктивное здоровье подростков / Е. Носова // Воспитание школьников. - 2007. - N 4. - С. 54-58.

13. Резер, Т.М. Медико-педагогический подход к организации здоровьесберегающей деятельности / Т.М. Резер // Педагогика. - 2006. - N 5. - С. 29-37.

14. Соловьев, Г.М. Здоровьесберегающие технологии в обеспечении качества образования студенческой молодежи / Г.М.Соловьёв // Педагогическое образование и наука. - 2003.-№ 3.-С.22-27.

15. Чурсин, А.А. Медицинская подготовка учащихся: использование современных технологий // Народное образование. - 2003. - N9.-С.243-246. - табл.

16. Шорина, М.В. На переднем крае здоровья ребенка / М. В. Шорина // Учитель в школе. - 2009. - N 1. - С. 106-110. - ил.

 

Семинарское занятие № 1.

 

Здоровье и факторы, его определяющие. Состояние здоровья учащихся

Основные понятия: здоровье, условное здоровье, индивидуальное здоровье, популяционное здоровье, здоровый образ жизни, группы здоровья, предболезнь, болезнь, этиология, патогенез.

Вопросы для обсуждения

 

1. Определение понятия «здоровье».

2. Холистическая (целостная) модель здоровья человека.

3. Количественная характеристика уровней здоровья.

4. Здоровье населения и индивидуальное здоровье. Критерии диагностики.

5. Индивидуальная норма здоровья и ее составляющие.

6. Роль различных факторов в укреплении здоровья.

7. Факторы риска, отрицательно влияющие на здоровье.

8. Диалектическая взаимосвязь здоровья, предболезни, болезни.

9. Понятие об этиологии и патогенезе болезни.

 

Задания

1. Изучите опорную схему «Основы здорового образа жизни».

Литература

Основная:

1. Артюнина, Г.П.Основы медицинских знаний: здоровье, болезнь и образ жизни: Учебное пособие для студ. пед. вузов / Г.П. Артюнина, С.А. Игнатькова. - М.: Академический Проект, 2004. - 560 с.

2. Волокитина, Т.В.Основы медицинских знаний: Учеб. пособие для студ. вузов / Т.В. Волокитина, Г.Г. Бральнина, Н.И. Никитинская. - М.: Академия, 2008. - 224 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

3. Айзман, Р.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие / Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 214 с.- (Университетская серия)

4. Жилов, Ю.Д. Основы медико-биологических знаний: допущено УМО вузов РФ по пед. образованию в качестве учеб. для студ. пед. вузов / Ю. Д. Жилов, Г. И. Куценко, Е. Н. Назарова; под ред. Ю. Д. Жилова. - М.: Высш. шк., 2001. - 256 с.: ил.

5. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.

6. Соковня-Семенова, И.И.Основы физиологии и гигиены детей и подростков с методикой преподавания медицинских знаний: учеб. пособие для средн. пед. заведений. - М.: Академия, 1999. - 144 с. - (Педагогическое образование).

Дополнительная:

1. Азарных, Т.Д. Психическое здоровье (вопросы валеологии). - М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: МОДЭК, 1999. - 112 с. - (Б-ка педагога-практика).

2. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию: учебное пособие для вузов / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 192 с. - (Учебное пособие для вузов).

3. Куинджи, Н.Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников: метод. пособие / Н. Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 139 с.

4. Пивоваров, Ю.П. Гигиена и основы экологии человека: учебник для студентов мед. вузов / Ю. П. Пивоваров, В. В. Королик, Л. С. Зиневич; под ред. Ю. П. Пивоварова. - М.: Академия, 2004. - 528 с. - (Высшее профессиональное образование).

5. Чумаков, Б.Н. Валеология: курс лекций: учебное пособие / Б. Н. Чумаков. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 407 с.


Семинарское занятие № 2.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.126 с.