Методы сбора первичной социальной информации. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Методы сбора первичной социальной информации.

2018-01-14 430
Методы сбора первичной социальной информации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Самым распространенным методом сбора первичной информации является опрос, который заключается в устном или письменном обращении к исследуемой совокупности индивидов (респондентов) с вопросами по исследуемой проблеме.

Различают два основных вида опроса: письменный (анкетный) и устный (интервьюирование).

Анкетный опрос (анкетирование) заключается в письменном обращении к респондентам с опросным листом (анкетой), содержащим определенным образом упорядоченную совокупность вопросов.

Анкетирование может быть: очным, когда анкета заполняется в присутствии социолога; заочным (почтовый и телефонный опрос, через опубликование анкет в прессе и др.); индивидуальным и групповым (когда социолог работает сразу с целой группой респондентов).

Составлению анкеты придается большое значение, поскольку от этого во многом зависит объективность и полнота полученной информации. Опрашиваемый должен заполнять ее самостоятельно по правилам, указанным в инструкции. Логика расположения вопросов определяется задачами исследования, концептуальной моделью предмета исследования и совокупностью научных гипотез.

Анкета состоит из четырех частей:

1) Введение знакомит опрашиваемого с содержанием анкеты, дает информацию о цели исследования и правилах заполнения анкеты;

2) Информационная часть включает содержательные вопросы.

Вопросы могут быть закрытыми, предлагающими выбор одного из представленного перечня вопросов [например, на вопрос “Как вы оцениваете деятельность П. на посту премьера?” дается три варианта ответа (положительно; отрицательно; затрудняюсь ответить), из которых респондент выбирает соответствующий], и открытыми, на которые респондент формирует ответ сам (например, “Где вы собираетесь отдыхать этим летом?” Ответы: “На даче”, “В санатории”, “За границей на курорте” и т.д.).

 

Различают также вопросы-фильтры, предназначенные для выделения лиц, которым адресуются специальные вопросы, и контрольные вопросы, задаваемые с целью проверки полноты и точности ответов на другие вопросы.

Вопросы следует располагать с нарастанием степени трудности.

Эта часть анкеты состоит, как правило, из содержательных блоков, посвященных какой-либо одной теме. Вопросы-фильтры и контрольные вопросы ставят в начале каждого блока.

3) Классификационная часть содержит социально-демографические и профессионально-квалификационные сведения о респонденах (например, пол, возраст, профессия и т.д. – “рапортичка”).

4) Заключительная часть содержит выражение благодарности опрашиваемому за участие в исследовании.

Второй вид опроса – интервьюирование (от англ. inter-view – беседа, встреча, обмен мнениями). Интервью – метод сбора социологической информации, заключающийся в том, что специально обученный интервьюер, как правило, в непосредственном контакте с респондентом устно задает вопросы, предусмотренные программой исследования.

Существует несколько видов интервью: стандартизированное (формализованное), при котором используется опросный лист с четко определенным порядком и формулировками вопросов с целью получения максимально сопоставленных данных, собранных разными интервьюерами; интервью ненаправленное (свободное), не регламентированное темой и формой беседы; интервью личное и групповое; полуформализованное; опосредованное и др.

Еще одним видом опроса является экспертный опрос, в котором в качестве респондентов выступают эксперты-специалисты в какой-нибудь деятельности.

Следующий важный метод сбора информации – наблюдение. Это метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, проходящих в определенных условиях. При проведении наблюдения используются различные формы и приемы регистрации: бланк или дневник наблюдений, фото- кино-, видеоаппаратура и т.п. При этом социолог регистрирует количество проявлений поведенческих реакций (например, возгласы одобрения и неодобрения, вопросы к докладчику и т.п.). Различают включенное наблюдение, при котором исследователь получает информацию, будучи действительным участником изучаемой группы в процессе определенной деятельности, и невключенное, при котором исследователь получает информацию, находясь вне группы и групповой деятельности; наблюдение полевое и лабораторное (экспериментальное); стандартизированное (формализованное) и нестандартизованное (неформализованное); систематическое и случайное.

Первичную социологическую информацию можно также получить, анализируя документы. Анализ документов – метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации. В качестве документов выступают официальные и неофициальные документы, личные документы, дневники, письма, пресса, литература и т.д., выступающие в виде письменных, печатных записей, записи на кино- и фотопленке, на магнитной ленте и т.д. Разработаны методы качественного и количественного анализа документов. Среди них следует отметить биографический метод, или метод анализа личных документов, и контент-анализ, представляющий собой формализованный метод исследования содержания устойчиво повторяющихся смысловых единиц текста (названий, понятий, имен, суждений и т.д.).

Огромное число социологических задач связано с изучением процессов, происходящих в малых группах (бригадах, семьях, отделах фирм и т.п.). При изучении малых групп используются различные исследования малых групп с помощью описания системы межличностных отношений между их членами. Техника такого исследования (опрос по поводу наличия, интенсивности и желательности различного рода контактов и совместной деятельности) позволяет фиксировать, как объективные отношения воспроизводятся и оцениваются людьми, запоминающими различное положение индивидов в данной группе. На основе полученных данных строятся социограммы, в которых отражено “субъективное измерение” отношений в группе. Этот метод был предложен американским социальным психологом Дж. Морено и называется социометрия.

И, наконец, еще один метод сбора данных – эксперимент – метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые влияют на его развитие в соответствии с программой и практическими целями исследования. Может проводиться натурный (или полевой) эксперимент, предполагающий вмешательство экспериментатора в естественный ход событий, и мысленный эксперимент – манипулирование с информацией о реальных объектах без вмешательства в действительный ход событий.

Разработка программы исследования завершается составлением рабочего плана исследования, составляющего организационный раздел программ. Рабочий план содержит календарные сроки исследования (сетевой график), обеспечение материальными и людскими ресурсами, порядок обеспечения пилотажного исследования, методики сбора первичных данных, порядок и обеспечение полевого наблюдения и обеспечение подготовок к обработке и обработки первичных данных, а также их анализ, интерпретацию и изложение результатов.

Составлением рабочего плана завершается первый (подготовительный) этап исследования и начинается второй – основной (полевой), содержанием которого является сбор первичной социальной информации.

Методы анализа документов.

Это метод сбора первичной информации, главным источником которой выступают документы. Документы - это печатные, рукописные и т.п. материалы, которые создаются для хранения информации.

Виды документов различаются:

- По способу хранения информации

- По характеру источника (официальные, неофициальные)

Анализ документов имеет проблему достоверности информации и надежности документов. Она решается в ходе отбора документов для определенных исследований, и в ходе внутреннего и внешнего анализа содержания документов. Внешний анализ - изучение обстоятельств возникновения документов. Внутренний анализ - изучение особенностей содержания, стиля документа.

Виды анализа:

- качественный (углубленное логическое и стилистическое изучение документа). Он ориентирован на прослеживание, воссоздании индивид. истории автора. Он применяется для анализа уникальных личных документов и примыкает к направлению понимающей социологии.

- качественно-количественный (контент-анализ). Суть данного метода заключается в том, чтобы воссоздать социальную реальность по некоторым показателям, которые можно выявить в тексте. Это подсчет того, как представленные в некотором информационном массиве смысловые единицы характеризуют внетекстовую реальность. Данный метод применяется для анализа больших массивов документов.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.