Работа классного руководителя с родителями. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Работа классного руководителя с родителями.

2018-01-13 144
Работа классного руководителя с родителями. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В результате изучения темы студент должен:

Иметь представление

- Об основных направлениях взаимодействия школы и семьи;

- о психолого-педагогическом просвещении родителей;

- об организации совместного проведения досуга детей и родителей;

- о поощрение родителей, участвующих в жизни класса.

- о родительском собрании: особенностях данной формы, требованиях к организации и проведению, нетрадиционных формах родительских собраний;

- о педагогическом просвещении родителей.

Знать:

- функции классного руководителя в работе с семьей: изучение особенностей семьи и ее влияния на воспитание ребенка особенности тактики педагога в отношении детей, занимающих разное положение в группе;

- формы и методы работы с родителями;

- о родительском собрании как форме педагогического взаимодействия школы и родителей;

- методику организации и проведения родительского собрания и индивидуальных бесед с родителями.

Уметь:

- проектировать взаимодействия с родителями в процессе учебной работы;

- организовывать консультации с детьми и родителями;

- преодоление сложности в общении с родителями.

 

Лекция 18

Основы профессионального самообразования педагога.

В результате изучения темы студент должен:

Иметь представление

- о сущности педагогического самообразования

- об идеях В.А.Сухомлинского о нравственных проблемах мастерства воспитателя, о единстве воспитания в конкретной деятельности детей.

Знать:

- Формы и источники педагогического самообразования и самовоспитания.

Уметь:

- самосовершенствовать творческий рост.

 

Результатом овладения данным разделом должно стать понимание целей и задач воспитательной работы с учащимися, необходимости проведения педагогической диагностики, как части педагогического мониторинга.

Последовательное изучение и овладение материалом всех трёх разделов поможет студенту чувствовать себя комфортно в процессе подготовки и прохождения педагогической практики, влиться в воспитательно-образовательный процесс учебного заведения, оказать помощь учителю-предметнику и классному руководителю в организации урочной и внеурочной деятельности учащихся.

 

Приложение№2

«Портфолио»

Разделы портфолио содержат

1. Титульник

2. Путь самообразования и самосовершенствования

3. Образ педагога мастера

4. Самопризентация по вниманию и наблюдательности

5. Воображение (какие сны) Интуиция

6. Зачем педагогу уметь владеть собой. Какие примеры из личного опыта показывают важность умения управлять собой.

7. Уровень педагогического общения. Какой стиль общения больше подходит тебе. Признаки такта. Правило речевой культуры. Воздействие педагога

8. Как преодолеть сложности в общении с родителями.4 основных компонента проф. самосознания. Новые педагог. технологии. Самосовершенствование моего творческого роста.

9. Творческое задание по выбранной теме (Согласно требованиям к реферату).

10. Диск с презентацией на выбранную и защищённую тему.

11. Самоанализ полученных знаний курса «Основы педагогического мастерства»

Приложение№3

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ КУРСА

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

 

1.Педагогическое мастерство учителя. Компоненты педагогической деятельности.

2.Педагогическая техника, ее компоненты.

3.0бщениекак педагогическая проблема. Коммуникативные способности педагога.

4.Структура педагогического общения, Характеристика его этапов.

5.Основные барьеры, препятствующие продуктивному педагогическому общению.

6.Стилиобщения педагога. Индивидуальный стиль общения и его влияние на обучение, воспитание и развитие личности..

7.Особенности общения педагога с учащимися разного возраста.

8.Педагогический такт как проявление профессиональной культуры учителя.

9.Внимание и наблюдательность в педагогическом процессе.

10.Особенности воображения учителя. Пути развития воображения в педагогическом процессе.

11.Организаторские способности педагога. Пути их совершенствования.

12.Убеждение и внушение в системе коммуникативного воздействия. Перестройкаложных убеждений, ее приемы.

13.Психолого - педагогические особенности организации игровой деятельности науроке и вне урока.

14.Конфликты и способы разрешения конфликтных ситуаций в детском коллективе.

15.Эмоции и эмоциональные проявления. Волевая саморегуляция.

16.Элементы актерского мастерства в педагогической деятельности. Информационно - речевое воздействие педагога на аудиторию.

17.Речьучителя в профессиональном общении. Техника и культура речи.

18.Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

19.Планирование воспитательной работы: виды, структура планов.

20.Основные направления взаимодействия школы и семьи.

21.Основы педагогического самообразования и самовоспитания.

22.Организация и проведение беседы, классного часа, экскурсии.

23.Организация и проведение родительского собрания.

Приложение№4

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Авторитарный -характеристика человека как личности или его поведения в отношении других людей, подчёркивающая склонность пользоваться преимущественно недемократическими методами воздействия на них: давление, приказы, распоряжения и т.п.

Адаптация – приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего и предохранения рецепторов от излишней перегрузки; приспособление индивида к изменившейся среде с помощью различных средств воздействия.

Актуализация – действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или непосредственном воспроизведении.

Акцентуация – выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие. Акцентуация характера – чрезмерное усиление отдельных сторон характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определённого рода психотравмирующим воздействиям при устойчивости к другим (возбудимость, агрессивность, замкнутость, тревожность и т.д.).

Алгоритмизация учебного процесса – разработка и реализация алгоритмов для обучающихся. Алгоритмы для обучающихся делятся на два класса: алгоритмы, связанные с изучаемым предметом и позволяющие решать специфические для этого предмета задачи, и алгоритмы учения (усвоения), предписывающие действия, необходимые для усвоения, как предметного материала, так и намеченных алгоритмов.

Альтруизм – бескорыстная забота о благе других и готовность жертвовать для других своими личными интересами.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).

Аффект – кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

Барьер психологический – мотив, препятствующий выполнению определённой деятельности или действий, в частности общению с отдельным человеком или группой людей; внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнить некоторое действие.

Вербальная коммуникация (речь) – процесс общения с помощью языка.

Влияние – процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним. Различают направленное и ненаправленное влияние.

Внушение – форма психологического воздействия, связанная с ослаблением осознанного контроля в отношении воспринимаемой информации.

Внушаемость – предрасположенность к внушению.

Воля – сознательная саморегуляция человеком своей деятельности, поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели.

Воспитание – 1) в социальном смысле – функция общества по подготовке человека к жизни, осуществляемая всеми социальными институтами; 2) в педагогическом смысле – целенаправленный процесс формирования личности, осуществляемый педагогами.

Воспитательная система – совокупность взаимосвязанных компонентов, составляющих целостную социально-педагогическую структуру и выступающих постоянно действующими факторами воспитания.

Гуманизация образования – ориентация процесса обучения на развитие и саморазвитие личности, на приоритеты общечеловеческих ценностей, на оптимизацию взаимодействия личности и социума. Направлена на создание таких форм содержания и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное раскрытие индивидуальности учащегося – его познавательных интересов, личностных качеств.

Гуманитаризация образования – акцент на гуманитарные науки в учебном процессе.

Девиантное поведение – поведение, отличающее от нормы.

Диагностика – процедура выявления уровня готовности к какому-либо виду деятельности, в том числе к учебной деятельности определённого содержания и уровня сложности. Основывается на системе тестов, письменных работ, устных вопросов и других методов, позволяющих получить картину состояния чьих-либо знаний и умений; анализ состояния объектов и процессов, выявление проблем их функционирования и развития.

Дидактические средства – средства, с помощью которых реализуются цели обучения.

Дидактический процесс – процесс формирования личности обучаемого. Структуру дидактического процесса можно представить в виде трёх взаимосвязанных и взаимопроникающих компонентов: мотивационного, собственно познавательной деятельности обучающегося и управление этой деятельностью со стороны педагога.

Жест – движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире.

Задатки – анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей.

Знания – это результат усвоения обучающимся системы фактов, понятий, законов, закономерностей, теорий; понимание, сохранение в памяти и воспроизведение их.

Идентификация – способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта.

Импульсивность – характерологическая черта человека, проявляющаяся в его склонности к скоропалительным решениям, непродуманным действиям и поступкам.

Индивидуальный стиль деятельности – устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком.

Инновационная деятельность учителя – включение учителя в деятельность по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств в практике обучения и воспитания учащихся, создание в образовательном учреждении определённой инновационной среды.

Интеракция – взаимодействие.

Интроверт – обращённый вниманием внутрь себя, замкнутый, необщительный.

Инцидент – формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон.

Качества личности – обобщённые свойства личности, отличающиеся своей устойчивостью, хотя и поддающиеся формированию.

Климат социально-психологический – социально-психологическое состояние коллектива, характер ценностных ориентаций, межличностных отношений и взаимных ожиданий в нём.

Когнитивный – познавательный.

Коллектив (школьный) – группа воспитанников, объединённая общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы, отличающаяся сплочённостью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех её членов в правах и обязанностях.

Коммуникации – смысловой аспект социального взаимодействия: контакты, общение, обмен информацией между людьми.

Компоненты педагогического мастерства – обязательные составные педагогического мастерства учителя, включающие: профессиональные знания, умения и навыки, педагогические способности, владение педагогическими техниками, педагогическое творчество, гуманистическую направленность личности.

Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; распря, серьёзное разногласие, спор, грозящий осложнениями.

Конфликтная ситуация – фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития на определённый момент времени.

Конформность – некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается.

Креативность – способность, отражающая свойства индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки, т.е. способность к творчеству.

Лабильность – свойство нервной системы, проявляющееся в способности проводить определённое количество нервных импульсов за единицу времени. Лабильность также характеризует скорость возникновения и прекращения нервного процесса.

Латентность – внешне незаметное развитие какого-либо процесса, явления.

Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Методы воспитания – способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия.

Методы контроля – способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.

Методы обучения – способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей.

Мониторинг – отслеживание какого-либо процесса или явления в процессе эксперимента или практической деятельности.

Наблюдение – метод исследования,рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств.

Навык – сформированное, автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Намерение – сознательное желание, готовность что-либо сделать.

Направленность личности – понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление её поведения.

Настойчивость – волевое качество, направленное на то, чтобы неуклонно, вопреки трудностям и препятствиям добиваться осуществления цели.

Настроение – эмоциональное состояние человека, связанное со слабовыраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени.

Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта (знаний, умений и навыков).

Невербальная коммуникация – эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание в виде жестов, поз, мимических выражений, дистанции.

Негативизм – демонстративное противодействие человека другим людям, неприятие им разумных советов со стороны других людей.

Обучаемость – индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком новых знаний и умений, а также способов и приёмов продуктивной деятельности в процессе обучения.

Обучаемый – лицо, которому целенаправленно передают знания, умения и др. компоненты социально-культурного опыта для того, чтобы оно могло активно использовать их в процессе своей жизнедеятельности.

Обучающий – лицо, целенаправленно передающее усвоенные им знания и умения, способы действия при выполнении определённых задач и разрешении проблем, а также своё понимание жизни и отношение к ней.

Общение – взаимодействие субъектов, в котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, умения и навыками, а также результатами деятельности.

Отметка – условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или баллах.

Педагогическая технология – строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Педагогическое общение – совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Перевоспитание – вид воспитания, целью которого является устранение отрицательных и развитие положительных качеств и свойств личности.

Перцептивный – восприимчивый.

Перцепция социальная - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.д.).

Подражание – сознательное или бессознательное следование человека какому-либо примеру, образцу.

Понимание – способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат.

Поступок – сознательно совершённое человеком и управляемое волей действие, исходящее из определённых убеждений.

Правило обучения (воспитания) – конкретное указание, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения (воспитания).

Приём обучения (воспитания) – составная часть или отдельная сторона метода обучения (воспитания).

Принципы обучения (воспитания) – основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы обучения (воспитания) в соответствии с его целями и закономерностями.

Противоречия – столкнувшиеся в конфликте противоположные начала.

Профессиональная пригодность – диагностическая и прогностическая оценка личности и организма человека по взаимодействию его профессиональных способностей и социальных условий деятельности.

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психичке, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влияние внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Релаксация – состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.

Рефлексия – самопознание в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями, мыслями.

Решительность – способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности.

Ригидность – заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действий.

Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности.

Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Самовоспитание – осознанная, целеустремлённая деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

Самообладание – форма психической саморегуляции через сознательное управление психическими процессами и волевое воздействие на них.

Самообразование – активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.

Самоопределение личности – самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни.

Самооценка – оценка человеком собственных возможностей, качеств, достоинств и недостатков, места среди других людей.

Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Самоуправление – процесс регулирования жизнедеятельности коллектива посредством полномочных лиц.

Сензитивность – характеристика органов чувств, выражающаяся в их способности тонко и точно воспринимать, различать и избирательно реагировать на слабые, мало отличающиеся друг от друга стимулы.

Содержание образования – педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимися.

Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

Социограмма – специальная схема, изображающая картину межличностных отношений в группе или классном коллективе, выявленных с помощью специальных исследований.

Социометрия – социально-психологический метод, позволяющий формализовать структуру межличностных отношений в группе по числу взаимных выборов её членов применительно к различным видам их совместной деятельности и поведения.

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Среда – реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.

Средства обучения – материальные и природные объекты, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации, организации познавательной деятельности обучаемых и управлении этой деятельностью.

Стандарт образования – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Статус – положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии, степень авторитета в глазах остальных участников группы.

Стиль лидерства (стиль руководства) – типичная для лидера (руководителя) система приёмов воздействия на ведомых (подчинённых); способы и средства, применяемые лидером (руководителем) для оказания нужного воздействия на зависящих от него людей.

Стресс – состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

Суггестия – внушение.

Талант – высокий уровень развития способностей человека, прежде всего специальных, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.

Творческая деятельность – деятельность, в которой творчество как доминирующий компонент входит в структуру либо её цели, либо способов.

Творческое мышление – вид мышления, связанного с созданием или открытием чего-либо нового.

Темперамент – совокупность психоэмоциональных свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности.

Тест – стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Тестирование – метод педагогического исследования с использованием тестов.

Толерантность – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам; необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий; является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций.

Торможение – активный, неразрывно связанный с возбуждением процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов.

Тревожность – свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

Умение – способность выполнять какие-то действия, опираясь на правила (владение способами применения знаний на практике).

Управленческие способности – способности, структура которых обогащает организаторские и коммуникативные способности отличным знанием специфики феноменов, являющихся объектами управления.

Уровень притязаний – максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности; самооценка личности, проявляющаяся в степени трудности заданий, самостоятельно выбираемых ею.

Установка – готовность, предрасположенность к определённым действиям или реакциям на конкретные стимулы.

Утомление – состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью.

Учение – деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний.

Учебный план – документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок (последовательность) их изучения и количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета в год, неделю; продолжительность учебного года, каникул.

Форма организации обучения – конструкция отдельного звена процесса обучения, определённый вид занятий.

Формирование – процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

Фрустрация – эмоционально-тяжёлое переживание человеком совей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определённой желаемой цели.

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, определяя типичные для неё способы поведения и реагирования на жизненные обстоятельства.

Харизма – особые личностные качества, притягательные для окружающих, позволяющие влиять на людей, убеждать их в своей правоте и вдохновлять на общее дело.

Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.

Ценностные ориентации – отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Чувствительность – способность организма запоминать и реагировать на воздействия среды, не имеющие непосредственного биологического значения, но вызывающие психологическую реакцию в форме ощущений.

Чувство – высшая, культурно-обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом.

Эгоизм – ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей и социальных групп.

Эгоцентризм – сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.

Экстраверсия – обращённость сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Экстраверсия противоположна интроверсии.

Эмпатия – способность человека к сопереживанию, умение «вчувствоваться» в состояние другого человека, понимать его не «умом», а «сердцем».

 

ПЕРСОНАЛИИ

Зарубежные

Дьюи Джон (1859 – 1952) – американский философ, психолог, педагог. Труды: «Введение в философию воспитания» (1921); «Психология и педагогика мышления» (1922); «Школа будущего» (1922); «Школа и ребёнок» (1923); «Школа и общество» (1925). Главные идеи: прагматизм в педагогике; педоцентризм в методике обучения; семейное воспитание.

Коменский Ян Амос (1592 – 1670) – чешский мыслитель, психолог, педагог. Труды: «Великая дидактика» (1633 – 1638); «Открытая дверь языков» (1631); «Новейший метод языков» (1649); «Материнская школа» (1632); «Мир чувственных вещей в картинках» (1658); «Школа-игра» (1656). Главные идеи: дидактика (принципы, методы, содержание, классно-урочная система и пр.); единая школьная система; обучение на родном языке; принцип природосообразности и др.

Корчак Януш (1878 – 1942) – польский педагог-гуманист. Труды: «Право ребенка на уважение», «Как любить ребенка», «Правила жизни», «Шутливая педагогика» и др. Провозглашал необходимым в работе с детьми точный индивидуальный подход и создание атмосферы доброжелательности, взаимного доверия любви и уважения.

Локк Джон (1632 – 1704) – английский философ, мыслитель, педагог. Труды: «Некоторые мысли о воспитании» (1693); «О пользовании разумом» (1706). Главные идеи: «воспитание джентльмена»; трудовое, физическое, нравственное воспитание; индивидуальный подход; семейное воспитание над общественным; допускал физическое наказание в исключительных случаях.

Маслоу Абрахам Гарольд (1908 – 1970) – американский психолог, представитель гуманистической психологии. Труд: «Самоактуализация.: Психология личности. Тексты» (1982). Главные идеи: теория личности, гуманистическое воспитание, вопросы воспитания одарённых детей.

Монтессори Мария (1870 – 1952) – итальянский педагог, врач. Труды: «Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в «домах ребёнка» (1920); «Самовоспитание и самообучение в начальных классах» (1922). Главные идеи: особый мир детства, создание условий для воспитания и развития ребёнка, идеи свободного воспитания.

Песталоцци Иоганн Генрих (1746 – 1827) -швейцарский педагог. Труды: «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей» и др. (Избр. пед. соч., 1981). Главные идеи: дидактика начального обучения, гармоничное развитие человека, расширение содержания начального обучения (введение элементов геометрии и др.) и др.

Руссо Жан Жак (1712 – 1778) – французский писатель и философ. Труды: «Эмиль, или О воспитании» (1762); «Юлия, или Новая Элоиза» (1761). Главные идеи: естественное воспитание; гуманизм содержания и средств воспитания.

Отечественные

Блонский Павел Петрович (1884 – 1941) – педагог и психолог. Труды: «Курс педагогики» (1916); «Задачи и методы народной школы» (1916); «Педагогика» (1922); «Основы педагогики» (1925); «Педология» (1934); «Трудовая школа» (1919). Главные идеи: создание учебников по педагогике; связь психологии и педагогики; гуманизм учения; вопросы дошкольного воспитания; содержание воспитания и др.

Каптерев Пётр Фёдорович (1849 – 1922) – педагог, психолог. Труды: «Педагогический процесс» (1905); «Дидактика семьи» (1912); «История русской педагогики» (1915); «Педагогическая психология» (1914).Главные идеи: идеи дошкольной педагогики, семейного воспитания, теория педагогического процесса, история русской педагогики и др.

Макаренко Антон Семёнович (1888 – 1939) – педагог, писатель. Труды: «Педагогическая поэма» (1933-1935); «Флаги на башнях» (1938); «Книга для родителей» (1937); «Методика организации воспитательного процесса» (1936); «Лекции о воспитании детей» (1937) и др. Главные идеи: теория воспитания коллектива, теория семейного воспитания.

Сухомлинский Василий Александрович (1918 – 1970) – украинский педагог, учитель украинского, русского языков и литературы. Труды: «Сердце отдаю детям» (1969); «Рождение гражданина» (1970); «О воспитании» (1973); «Павлышская средняя школа» (1979); «Разговор с молодым директором школы» (1982) и др. Главные идеи: гуманизм как цель и средство воспитания; семейное воспитание; коллектив и личность.

Ушинский Константин Дмитриевич (1824 – 1870) – педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России. Труды: «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868-1869); «Детский мир» (1861); «Родное слово» (1864). Главные идеи: педагогическая антропология; народность воспитания; труд – главное условие развития личности; воспитывающее обучение; родной язык и др.

Шацкий Станислав Теофилович (1878 – 1934) – педагог, организатор первых клубов для детей; Первой опытной станции по народному образованию.

Труды: «Мой педагогический путь», «Годы исканий», «Бодрая жизнь» и др. Главные идеи: взаимосвязь школы с жизнью, школы со средой, формирование детского коллектива.

Наши современники

Амонашвили Шалва Александрович (р. 1931) – грузинский педагог и психолого. Труды: «Обучение. Оценка. Отметка» (1980); «Здравствуйте, дети» (!983); «Единство цели» (1987); «Личностногуманная основа педагогического процесса» (1990); «Размышление о гуманной педагогике» (1996). Главные идеи: особенности начального обучения; отрицание балльной оценки; «педагогика целостной жизни детей и взрослых».

Бабанский Юрий Константинович (1927 – 1987) – педагог. Труды: «Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект» (1977); «Методы обучения в современной общеобразовательной школе» (1985); «Избранные педагогические труды» (1989); «Педагогика» (1983).Главные идеи: теория оптимизации обучения; рекомендации по выбору эффективных форм и методов предупреждения неуспеваемости и второгодничества; теория научной организации педагогического труда.

Иванов Игорь Петрович (1923 – 1989) -педагог. Труды: «Формирование юных общественников и организаторов» (1969); «Воспитывать коллективистов» (1981); «Энциклопедия коллективных творческих дел» (1984). Главные идеи: воспитание детей в коллективе, методика коллективной творческой деятельности, создание творческих объединений.

Караковский Владимир Абрамович (р. 1932) – педагог. Труды: «Пути формирования школьного ученического коллектива» (1978); «Чтобы воспитание было успешным» (1979); «Воспитательная система школы» (1992); «Стать человеком» (1992). Главные идеи: воспитательная система школы на основе идей коммунарской методики.

Лысенкова Софья Николаевна (р. 1924) – педагог-новатор, народный учитель СССР. Важнейший элемент методики Л.- перспективное опережающее обучение. Труды: «Когда легко учиться», «Методом опережающего обучения»

Скаткин Михаил Николаевич (1900 – 1991) – педагог. Труды: «Совершенствование процесса обучения» (1971); «Школа и всестороннее развитие детей» (1980); «Методология и методика педагогических исследований» (1986). Главные идеи: методологические основы педагогической науки, вопросы совершенствования процесса обучения, содержания образования; теория конструирования учебных программ и др.

Шаталов Виктор Фёдорович (р.1928) – украинскийучитель-экспериментатор. Труды: «Куда и как исчезли тройки» (1979); «Педагогическая проза» (1980); «Точка опоры» (1987); «Эксперимент продолжается» (1989). Главные идеи: методическая система обучения при помощи опорных сигналов, различных приёмов учёта знаний и пр.

 

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.139 с.