Краткая биография детстваВладимира Всеволодовича Мономаха. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Краткая биография детстваВладимира Всеволодовича Мономаха.

2018-01-14 250
Краткая биография детстваВладимира Всеволодовича Мономаха. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание.

Введение_______________________________________________________________2

Глава 1. Краткая биография детства Владимира Всеволодовича Мономаха._______3

Глава 2. Начало правления Владимира Мономаха._____________________________4

Глава 3. Политические взгляды Владимира Мономаха изложенные в «Поучении»._6

Глава 4.Владимир Мономах глазами современников._________________________11

Заключение____________________________________________________________12

Список использованных источников и литературы___________________________16

 


 

Введение.

Представленная работа посвящена теме "Политические идеи Владимира Мономаха". Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема "Политические идеи Владимира Мономаха"" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Политические идеи Владимира Мономаха".

Вопросам исследования посвящено множество работ. Начало изучению истории политических Владимира Мономаха было положено еще дореволюционными историками – В. Н. Татищевым, В. О. Ключевским и другими.

В советской и современной историографии получила дальнейшую разработку тема политико-правовой мысли XII века. Изучением правления Владимира Всеволодовича Мономаха активно занимались доктор исторических наук Н. Ф. Котляр, И. Я. Фроянов, А. Ю. Карпов. Произведение А. Ю. Карпова «Великий князь Владимир Мономах» выступает одной из ключевых научных работ, использованных при написании данной работы.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Политические идеи Владимира Мономаха" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Теоретическое значение изучения проблемы "Политические идеи Владимира Мономаха" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.Объектом данного исследования является анализ условий "Политические идеи Владимира Мономаха"".

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Политические идеи Владимира Мономаха" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи: изучение теоретических аспектов политических идей Владимира Мономаха, обозначение тенденции развития тематики «Политические идеи Владимира Мономаха.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Политические идеи Владимира Мономаха", круг вопросов и логическую схему ее построения.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы. Источниками информации для написания работы по теме "Политические идеи Владимира Мономаха"" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Политические идеи Владимира Мономаха", справочная литература, прочие актуальные источники информации.

 

Глава 1.

Глава 3.

Глава 4.

Заключение.

На основании изученных источников и литературы можно прийти к некоторым умозаключениям. Владимир Мономах - представитель новой идеологии, оправдывавшей новый, провозглашенный на Любечском съезде принцип — «кождо да держит отчину свою», признавший факт раздробления Руси. Владимир Мономах представитель новой идеологии, оправдывавшей новый, провозглашенный на__________________________

Г. Подскальски. Христианство и богословская литература в Киевской Руси. СПб., 1996. С. 246.

Любечскомсъезде принцип — «кождо да держит отчину свою», признавший факт идейной пропагандой те княжеские раздоры, которые в новых условиях могли толькораздробления Руси.Мономах во всех случаях подавал свой голос за упорядочение государственной жизни Руси на основе нового принципа и стремился предотвратить усилиться. Призыв к единению против общих врагов— половцев, к прекращению раздоров между князьями не был в его устах призывом к старому порядку. Сторонников раздоров самих по себе никогда не существовало. Раздоры князей

были естественным следствием нового положения вещей, но следствием, против которого выступали (внешне по крайней мере) и сами враждующие стороны.

Владимир Мономах стремился к объединению усилий всех русских князей по укреплению могущества Русской земли, но к объединению на основе принципа, провозглашенного Любечским съездом.

Владимир Мономах отчетливо сознавал, что новому принципу общего владения Русской землей необходимо было создать моральный авторитет. Это было тем более необходимо, что сразу же вслед за Любечским съездом вновь начались кровавые раздоры князей. Нужна была идеологическая пропаганда новых идей. Задачам этой пропаганды служит культ Бориса и Глеба, летописание, усиленно поддерживавшееся Владимиром Мономахом, и, наконец, собственные произведения самого Владимира Мономаха.

В своей политической деятельности Мономах с особенной энергией призывал соблюдать крестоцелование. Это был не простой призыв к честности, а установление самой сути системы: ведь целует крест не только побежденный победителю, но и сюзерен своим вассалам, а вассалы ему: все князья — постоянно договаривающиеся стороны. На договорных условиях пытался Мономах организовывать совместные походы русских князей против половцев, стремился добиться их организации путем уговоров, созывов княжеских съездов, на которых всегда выступал против раздоров и за активную оборону Русской земли. Кроме того, в новых условиях необходимо было упорядочить феодальную эксплуатацию в интересах всего феодального класса, остановить отдельных излишне усердствовавших в этом феодалов. Одним словом, недостаток объединяющей политической силы киевского князя и недостаток экономических связей необходимо было бы в некоторой степени возместить силой моральной.

Мономах был одним из создателей идеологии периода феодальной раздробленности — идеологии, обосновывающей и оправдывающей совершившееся и совершающееся дробление Руси между отдельными княжествами и вместе с тем безуспешно стремящейся устранить путем моральной проповеди бедственные последствия этого дробления. В своих произведениях Мономах пытался опереть новую политическую систему на христианскую мораль, на строгое выполнение договорных условий, на совместное решение основных вопросов на княжеских съездах, на взаимное уважение к правам младших и старших. В конечном счете вся новая система должна была опираться на моральную дисциплину, на идеологию. Вот почему этой идеологии Мономах и придал такое большое значение, заботясь о писателях, покровительствуя летописанию, укрепляя церковь, развивая культ Бориса и Глеба, поддерживая Киево-Печерский монастырь и лично занимаясь писательской деятельностью. Новую идеологию и новый принцип Мономах пытался сделать тем стягом, с помощью которого он мог бы руководить дружиной князей-братьев.

Таким образом, высокая мораль была потребностью распадающегося общества. Ее появление было вызвано глубокими историческими причинами.

Громадная политическая тема — подкрепить моральной дисциплиной новый политический строй — была разрешена в «Поучении» с удивительным художественным тактом. Весь тон «Поучения» — задушевный, почти лирический, иногда несколько старчески суровый и печальный — строго соответствует тому определению, которое сам Мономах дал в начале своего «Поучения», когда писал, что, отпустив послов своей братьи, пришедших к нему с бесчестным предложением выступить против Ростиславичей, он «в печали» взял Псалтирь, а затем собрал «словца си любая и складох по ряду и написах». Вынувшийся Мономаху стих из Псалтири: «векую печалуеши, душе?», «будучи обращен к гадающему, как бы сам собой присваивал его душевному строю названье печалования; а слово это на языке той эпохи значило много больше, чем значит теперь», — к этому верному наблюдению исследователя «Поучения» — В. Л. Комаровича добавим от себя, что слово «печалование» имело в Древней Руси именно тот политический оттенок, который требовательно лежит на всем «Поучении». Печалование означало заступничество старших за младших и обиженных.

Образ идеального правителя у Мономаха - это образ милосердного мудреца, для которого в первую очередь важны интересы страны, забота о благе людей («всего же паче убогых не забывайте, но елико могуще по силе кормите, и придайте сироте, и вдовицю, оправдите сами, а не вдавайте сильным погубить человека»). Это сопряжено с пониманием ответственности за людей своей земли.

Поэтому мир предпочтительнее войны, потому что война наносит урон подданным. Но если она неизбежна, Мономах наставляет вести себя как можно более нравственно по отношению к мирным жителям и требовать того же от войска, дабы народ не ополчился против своей власти: «Куда же ходяще путём по своим землям, не дайте пакостидеяти отроком, ни своим, ни чужим, ни в селах, ни в житех, да некляти вас начнуть». Таким образом.народ в понимании Мономаха не безгласен.

В «Поучении» Мономаха наметилась мировоззренческая тенденция, которая будет разрабатываться в последующем Иосифлянами. А именно, тенденция открытости мирской жизни, её предпочтительности монашеской аскезе. (Последователи стяжательства перенесут такую поведенческую парадигму не только на образ мирянина, но и на политику Церкви). Как пишет Н.М. Золотухина, «Милость божья, утверждал он (Мономах), скорее достигается «малым добрым делом», а «ни одиночство, ни чернечьство, ни голод, яко иниидобриитерпят».Деятельный мирской человек предпочтительнее монаха, вся заслуга которого в том и заключается, что он терпит личные ограничения» (Н.М.Золотухина «Развитие русской средневековой политико-правовой мысли»). Можно выявить противоположность воззрений Владимира Мономаха и сторонников православно-аскетического подвижничества, в частности Нестора, который говорит о приоритете «духовного водительства» над княжеским правлением. Мономах придерживается рационалистической светской тенденции и активной политической жизни.

В концепциях киевских книжников Великий князь, будучи наделён определённым кругом полномочий (суд, военные и административные вопросы), не является абсолютно вольным в своих действиях. Он не имеет права следовать только лишь своему усмотрению. В исполнении государственных функций он опирается на Закон, данный свыше. Он должен также согласовать свои действия с понятием справедливости, характерным для данного общества.

Князь соотносит себя с обществом, а не самовольничает. Князь несёт ответственность за свой народ, за его благополучие.Он усматривает за обществом право быть услышанным, дать ответную реакцию. Это видно в идеях Мономаха.

 


 

Содержание.

Введение_______________________________________________________________2

Глава 1. Краткая биография детства Владимира Всеволодовича Мономаха._______3

Глава 2. Начало правления Владимира Мономаха._____________________________4

Глава 3. Политические взгляды Владимира Мономаха изложенные в «Поучении»._6

Глава 4.Владимир Мономах глазами современников._________________________11

Заключение____________________________________________________________12

Список использованных источников и литературы___________________________16

 


 

Введение.

Представленная работа посвящена теме "Политические идеи Владимира Мономаха". Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема "Политические идеи Владимира Мономаха"" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Политические идеи Владимира Мономаха".

Вопросам исследования посвящено множество работ. Начало изучению истории политических Владимира Мономаха было положено еще дореволюционными историками – В. Н. Татищевым, В. О. Ключевским и другими.

В советской и современной историографии получила дальнейшую разработку тема политико-правовой мысли XII века. Изучением правления Владимира Всеволодовича Мономаха активно занимались доктор исторических наук Н. Ф. Котляр, И. Я. Фроянов, А. Ю. Карпов. Произведение А. Ю. Карпова «Великий князь Владимир Мономах» выступает одной из ключевых научных работ, использованных при написании данной работы.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Политические идеи Владимира Мономаха" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Теоретическое значение изучения проблемы "Политические идеи Владимира Мономаха" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.Объектом данного исследования является анализ условий "Политические идеи Владимира Мономаха"".

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы "Политические идеи Владимира Мономаха" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи: изучение теоретических аспектов политических идей Владимира Мономаха, обозначение тенденции развития тематики «Политические идеи Владимира Мономаха.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Политические идеи Владимира Мономаха", круг вопросов и логическую схему ее построения.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы. Источниками информации для написания работы по теме "Политические идеи Владимира Мономаха"" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Политические идеи Владимира Мономаха", справочная литература, прочие актуальные источники информации.

 

Глава 1.

Краткая биография детстваВладимира Всеволодовича Мономаха.

Владимир родился в 1053 году или около этого времени в Переяславле-Южном, где княжил его отец. Он единственный из внуков Ярослава Мудрого, о чьем рождении сообщает летопись. Сам Владимир в своем знаменитом «Поучении детям» с гордостью писал о том, что обязан именем деду, который, незадолго до кончины нарекая внука, очевидно, хотел видеть его продолжателем дел своего великого отца — Крестителя Руси Владимира Святого: Мономах унаследовал от того оба своих имени: и княжеское — Владимир, и крестильное — Василий.

Его появление на свет действительно стало событием, выходящим за рамки одной только русской истории. Отец Владимира, переяславский князь Всеволод Ярославич, четвертый из известных летописи сыновей Ярослава Мудрого, получил в жены не просто одну из иностранных принцесс, но византийскую царевну, дочь правящего в Византии императора Константина IX Мономаха. (Вероятнее всего, она родилась от второго брака Константина, с дочерью Василия Склира, внука знаменитого мятежника последней четверти X века ВардыСклира, и племянницей императора Романа III Аргира.) Родовое имя последнего перешло к русскому князю. Так Владимир оказался внуком сразу двух могущественных правителей — Руси и Византии. Позднее киевский митрополит грек Никифор напишет, обращаясь к Владимиру — тогда уже киевскому князю — и имея в виду его необычное происхождение: «ЕгожеБогъ… изъ утробы освяти и помазавъ, от царьские и княжьские крови смесивъ…» А сам Владимир, будучи уже владетельным князем, закажет на своей печати исполненную гордости надпись на греческом языке: «Печать Василия, благороднейшего архонта Руси, Мономаха».

Глава 2.
Начало правления Владимира Мономаха.

По собственным словам Мономаха, его княжеское "тружение" началось с тринадцатилетнего возраста, когда отец стал поручать ему самостоятельные походы и "ловы" (охоты). "Первое к Ростову идохъсквозевятиче, посла мяотець", — писал он в "Поучении". Даже в конце жизни этот полный опасности путь через не подчинявшуюся русским князьям Вятичскую землю представлялся ему настоящим подвигом, и он с очевидной гордостью вспоминал о нем. Трудно сказать, с какой целью отец послал его в Ростов. Едва ли это могло быть военным предприятием. Скорее, Ростов, принадлежавший в то время Всеволоду, стал первым городом, в котором началось самостоятельное княжение юного Владимира Мономаха.

Владимир Мономах принадлежит к числу наиболее значительных фигур русского Средневековья. Его княжением по существу завершается эпоха Киевской Руси и начинается новый этап русской истории, получивший название удельного периода, или, в советской историографии, периода феодальной раздробленности. И именно Мономаху — причем еще даже до восшествия на "златой" киевский стол — пришлось вырабатывать те принципы, которые легли в основу нового политического устройства Руси.

Он, несомненно, знаковая фигура в истории русской политической идеологии, воплощающая собой идеал русского князя и одновременно идею преемственности царской власти на Руси от императорской власти в Византии. Стоит отметить, в этом своем качестве он намного пережил эпоху Киевской Руси[1]. Ведь даже через 4 столетия персона Владимира Мономаха имеет особое значение для русского самодержавия. Московские государи смотрят на него как на своего родоначальника. В официальной политической идеологии утверждается концепция, согласно которой Московское государство является наследником Византийской империи («Москва – Третий Рим»), Владимир Мономах рассматривается в рамках данной концепции в качестве лица, через которого московские государи получали от византийских императоров царский венец.

Основанием для подобного взгляда стало событие, произошедшее приблизительно в 1114 – 1116 годах, после того, как русские войска разбили византийскую армию во Фракии. Тогдашний византийский император Алексий I Комнин (1081 – 1118), желая помириться с великим князем Владимиром Мономахом, прислал ему в дар царский венец византийского императора Константина Мономаха («шапку Мономаха») и другие драгоценные предметы, знаменующие царскую власть. Всё это русскому князю доставил митрополит Эфесский Ниофит. Прибыв к Владимиру Мономаху в сопровождении византийских епископов и знатных сановников, он возложил на Владимира Мономаха венец и назвал царем.

Политическая судьба Владимира Мономаха сложилась так, что престол русского государя, великого князя Киевского, ему удалось занять уже в довольно почтенном возрасте –60 лет (в 1113 году). Почти все свои зрелые годы он управлял удельными княжествами, сначала Черниговским (с 1079 по 1094 годы), позже – Переяславльским (с 1094 по 1113 годы). Однако среди удельных князей Киевской Руси Владимир Мономах был самым заметным и самым уважаемым в народной среде. В нем видели талантливого полководца, способного защитить Русскую землю от внешней опасности, и мудрого государственного деятеля, стремящегося к примирению русских князей, прекращения междоусобных войн.

Престол Великого князя Киевского Владимир Мономах занимал до самой своей смерти в 1125 году, то есть около 12 лет. В памяти русского общества эти годы остались как время небывалого могущества Руси, когда русскому человеку можно было жить спокойно, не опасаясь ни княжеских междоусобиц, ни набегов кочевников. «Слово о погибели земли Русской» вспоминает это время: «половцы Владимиром Мономахом своих детей малых пугали, а литовцы из болот своих на свет не показывались, а венгры укрепляли каменные стены своих городов железными воротами, чтобы их великий Владимир не покорил, а немцы радовались, что они далеко – за синим морем».

Данное высказывание отражало действительное состояние Русского государства того времени: его единство и могущество держались практически исключительно за счет авторитета Владимира Мономаха. Съезд князей в Любече в 1097 году предельно ясно зафиксировал, что удельные князья к началу XII века превращаются в самостоятельных государей. Князья договорились здесь об объединении ради интересов Русской земли, условившись при этом о том, что «кождо да держитъ отчину свою», и для скрепления этого договора целовали крест. С самого начала Владимир Мономах выступал активным сторонником этого нового для Руси политического порядка. Более того, можно без преувеличения назвать его главным идеологом данной концепции.

 

 

__________________

Эфе́сская митропо́лия (Ефесская митрополия; греч. Μητρόπολις Εφέσου) — титулярная епархия Константинопольской православной церкви.

Глава 3.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.