Списоклингвистическихсловарейисправочников — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Списоклингвистическихсловарейисправочников

2018-01-13 225
Списоклингвистическихсловарейисправочников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Списоклингвистическихсловарейисправочников

1. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов. 2-е изд., стер. — М.: Русский язык, 1999.

2. Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. 10-е изд., стер. — М.: Русский язык, 1999.

3. Введенская Л. А. Словарь антонимов русского языка. — Ростов на/Д: Феникс, 1995.

4. Колесников Н. П. Словарь паронимов и антонимов. — Ростов на/Д: Феникс, 1995.

5. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 1984.

6. Ефремова Т. Ф., Костомаров В. Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. 5-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1997.

7. Белянин В. П., Бутенко И. А. Живая речь. Словарь разговорных выражений. – М.: ПАИМС, 1994.

Перечень основной учебной литературы

1) Глазунова, О. И. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / О. И. Глазунова. – 2-е изд., стер. – Москва:КноРус, 2015. – 243 с.

2) Реденко, А. М. Культура речи и деловое общение в схемах и таблицах [Текст]: учебное пособие / А. М. Руденко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 334с.

3) Черняк, В. Д. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для бакалавров / [Черняк В. Д. и др.]; под общ.ред. В. Д. Черняк; Российский гос. педагогический ун-т им. А. И. Герцена. - 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2014. – 505с.

Перечень дополнительной литературы

1) Большой словарь иностранных слов: более 25 000 слов / [сост. А. Ю. Москвин]. – 7-е изд., испр. и доп. – Москва: Центрполиграф, 2008. – 685с.

2) Власенков, А. И., Рыбченкова, Л. М. Русский язык. 10-11 классы [Текст]: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – 6-е изд. – Москва: Просвещение, 2014. – 287с.

3) Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст]: около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. – 27-е изд., испр. –Москва: АСТ: Мир и образование, 2015 – 1357с.

4) Резниченко, И. Л. Словарь ударений русского языка: около 10 000 слов, все трудные случаи, все типы ударений, способы запоминания / И. Л. Резниченко; Российская акад. Наук. – Москва: АСТ-Пресс, 2010. – 943с.

5) Розенталь, Д. Э. Большой справочник по русскому языку [Текст]: орфография, пунктуация, орфографический словарь, прописная или строчная?: [12+] / Д. Э. Розенталь. – Москва: Мир и Образование, 2015. – 1006с.

6) Розенталь, Д. Э. Универсальный справочник по русскому языку [Текст]: орфография, пунктуация, практическая стилистика/ Д. Э. Розенталь. – Москва: Мир и Образование, 2015. – 702с.

7) Соловьев, В. Н. Словарь правильной русской речи [Текст]: орфографический, орфоэпический, грамматический словарь с комментариями: около 85 000 слов, более 400 комментариев, объясняющих написание, произношение, употребление слов: все орфографические и орфоэпические правила русского языка / Н. В. Соловьев. – Москва:Астрель: АСТ, 201. – 924с.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,

необходимых для освоения дисциплины

1) [email protected];

2) http://www.slovari.gramota.ru;

3) http://www.slovari.ru.

4) www.yamal.org//ook

5) www.stihi-rus.rus/pravila.htm

6) www.philol.msu,ru/rus/galya-1/

 

7. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

Перечень информационных технологий

– Использование электронных презентаций, электронного курса лекций, графических объектов, видео-аудио-материалов при проведении семинарских занятий;

– Организация взаимодействия с обучающимися посредством электронной почты (консультирование);

 

7.2. Перечень программного обеспечения

– Программы, демонстрации видео материалов (проигрыватель «Windows Media Player»).

– Программы для демонстрации и создания презентаций («Microsoft Power Point»)

 

Перечень информационных справочных систем

Программное обеспечение не применяется, информационные справочные системыне используются.

Фонд оценочных средств для контроля уровня сформированности компетенций

Вопросыкзачету

А) Содержание задания

1. Понятие о культуре речи.

2. Основные компоненты культуры речи.

3. Определение понятий «язык» и «речь».

4. Виды речи.

5. Характеристика понятий «речевая деятельность», «речевое общение».

6. Русский язык как живой национальный язык.

7. Русский язык как государственный и мировой язык.

8. Литературный язык как образцовый вариант языка.

9. Понятие языковой нормы. Соблюдение норм как признак речевой культуры личности и общества.

10. Признаки и основные типы норм.

11. Средства кодификации языковых норм.

12. Орфографические нормы русского языка.

13. Понятие орфографического правила. Определение орфограммы.

14. Определение орфограммы. Классификация и выды орфограмм.

15. Основные принципы русской орфографии. Орфографические словари.

16. Правописание гласных и согласных в корне слова.

17. Правописание гласных после шипящих и ц.

18. Правописание согласных: (проверяемые и непроверяемые, звонкие, глухие и непроизносимые согласные; двойные согласные; сочетания согласных)

19. Употребление ъ (ер) и ь (ерь). Правописание мягкого знака после шипящих в конце слова.

20. Правописание приставок.

21. Правописание суффиксов и окончаний существительных.

22. Синтаксические функции существительных.

23. Правописание суффиксов и окончаний прилагательных.

24. Синтаксические функции прилагательных.

25. Правописание сложных слов.

26. Правописание суффиксов и окончаний глаголов. Синтаксические функции глаголов.

27. Н и НН в суффиксах разных частей речи

28. Правописание и употребление наречий

29. Правописание и употребление служебных частей речи.предлоги, союзы, частицы

30. Правописание НЕ с разными частями речи

 

Б) Критерии оценивания компетенций (результатов) по уровням освоения учебного материала:

1 – репродуктивный (освоение знаний, выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

2 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач; применение умений в новых условиях);

3 – творческий (самостоятельное проектирование экспериментальной деятельности; оценка и самооценка инновационной деятельности);

В) Критерии оценивания результатов

В ответах оценивается:

- соответствие ответа поставленному вопросу;

- полнота ответа;

- использование в ответе профессиональных понятий и терминов;

- наличие примеров.

 

Г) Описание шкалы оценивания

Ответ оценивается по 2 балльной системе: «зачтено» и «не зачтено»

Оценка «не зачтено» ставится, если:

- обнаружено незнание или непонимание студентом теоретической части курса;

- неумение проиллюстрировать теоретическую часть вопроса примером;

- содержание вопросов не раскрыто, допускаются существенные фактические ошибки, которые студент не может исправить самостоятельно;

- на большую часть дополнительных вопросов студент затрудняется дать ответ или не дает верных ответов.

 

Примеры типовых заданий из оценочных средств, определенных в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» для проведения текущей аттестации:

а) Задания для тестирования

Открытые задания с кратким ответом.

Задания 1 – 12 предполагают самостоятельный краткий ответ, в виде слова, словосочетания, цифры.

1. Язык – это самоорганизующаяся система, которая призвана выполнять в обществе такие функции:


а) _____________;

б) ______________;

в) ______________;

г) ______________.


 

2. Существуют такие признаки литературного языка:


а) _____________;

б) _____________;

в) _____________;

г) _____________;

д) _____________;

е) _____________;

ж) _____________.


3. К разновидностям нелитературного языка относят такие:

а) _____________;

б) _____________;

в) _____________.

 

4. З акрепление, фиксация языковых норм; форма систематизации языковых средств, которая заключается в фиксации стихийно сложившихся языковых норм, устранении несогласованности и противоречий - это _______.

 

5. Разновидность языка, которая характерна для определенной территории и сохраняет свои фонетические, грамматические и лексические особенности, существует только в устной форме – это ________.

 

6. Разновидность речи, свойственная определенной социальной группе людей, объединенных родом деятельности, профессией, общими интересами – это_______.

 

7. Общенародная форма существования языка, не имеющая территориальных или социальных ограничений, используемая как в устной, так и письменной речи – это ________.

 

8. В соответствие с основными уровнями языка и сферами использования языковых средств мы выделим следующие нормы:


а) _____________;

б) _____________;

в) _____________;

г) _____________.


9. Нормы, связанные со звуковой стороной литературной речи (произношение и ударение), называются ____________.

 

10. Нормы, связанные с правилами словоупотребления, отбора и использования наиболее целесообразных лексических единиц, называются _______.

 

11. Нормы, которые подразделяются на морфологические, связанные с правилами образования грамматических форм слова, и синтаксические, связанные с правилами употребления словосочетаний и синтаксических конструкций, называются __________.

 

12. Нормы, связанные с правописанием, называются __________.

 

Задания с выбором одного правильного ответа.

Задания 13 - 28 имеют по четыре варианта ответов. В каждом задании только один правильный ответ. Выберите правильный ответ и отметьте ее.

13. Функция языка, означающая, что язык – важнейшее средство получения новых знаний о действительности; связывает язык с мыслительной деятельностью человека:


а) когнитивная функция;

б) мыслеформирующая;

в) коммуникативная;

г) фатическая.



14. Русский язык относимтся к одной из трех групп языков:


а) индоевропейской;

б) восточнославянской;

в) западнославянской;

г) южнославянской.


 

15. Нормы литературного языка…


а) подвергаются реформе каждые 50 лет;

б) динамичны и подвижны;

в) категоричны, не знают исключений;

г) статичны, неизменны.


 

16. Кодификация норм литературного языка – это…

а) следоявание им всех образованных людей;

б) закрепление их в специальных словарях, грамматиках и пособих;

в) обучение им в специальных учебных заведениях;

г) изучение и выбор отдельных вариантов в качестве единственно верных.

 

17. Императивные нормы…

а) допускают нарушение в определенных ситуациях;

б) действуют только в книжных стилях;

в) строго обязательны к исполнению;

г) предполагают возможность выбора обного из вариантов.

 

18. Диспозитивные нормы…

а) предполагают возможность выбора обного из вариантов;

б) строго обязательны к исполнению;

в) действуют только на лексическом уровне языка;

г) допускают нарушение в определенных ситуациях.

 

19. Диалекты – это…

а) употребление слов языка с неправильным ударением;

б) местные разновидности русского языка;

в) речь малообразованных людей;

г) речь, используемая различными социальными группами людей.

 

20. Принятые в языковой практике образованных людей правила произношения, употребления слов, использования грамматических и стилистических средств – это…


а) разговорная речь;

б) язык научного стиля;

в) язык художественной литературы;

г) литературная норма.


 

21. Просторечие – это…


а) устная речь;

б) устная речь необразованных людей;

в) условный язык обособленной группы;

г) местный народный говор.


 

22. Высшей формой национального языка является…


а) территориальный диалект;

б) литературный язык;

в) общенародный язык;

г) социальный диалект.


 

23. Общенародная форма существования языка, не имеющая территориальных или социальных ограничений, используемая как в устной, так и письменной речи:


а) территориальный диалект;

б) литературный язык;

в) жаргон;

г) просторечие.


 

24. Разновидность речи, свойственная определенной социальной группе людей, объединенных родом деятельности, профессией, общими интересами:


а) территориальный диалект;

б) литературный язык;

в) жаргон;

г) просторечие.


 

25. Разновидность языка, которая характерна для определенной территории и сохраняет свои фонетические, грамматические и лексические особенности, существует только в устной форме:


а) территориальный диалект;

б) литературный язык;

в) жаргон;

г) просторечие.


 

26. Нормы, связанные со звуковой стороной литературной речи (произношение и ударение), называются:


а) орфографиеческие и пунктуационные;

б) орфоэпические;

в) лексические;

г) грамматические.


 

27. Нормы, которые подразделяются на морфологические, связанные с правилами образования грамматических форм слова, и синтаксические, связанные с правилами употребления словосочетаний и синтаксических конструкций, называются:


а) орфографиеческие и пунктуационные;

б) орфоэпические;

в) лексические;

г) грамматические.


 

28. Нормы, связанные с правописанием, называются:


а) орфографиеческие и пунктуационные;

б) орфоэпические;

в) лексические;

г) грамматические.


 

Задания на установление соответствия

Цель заданий 29 - 31 установление соответствия. К каждой строке, обозначенной буквой, подберите соответствие, обозначенный цифрой.

29. Установите соответствие между определением функций языка и их названиями:

А) Функция создания и поддержания контакта между собеседниками (формулы приветствия при встрече и прощании, обмен репликами о погоде и т.п.)   1) апеллятивная;
Б) Функция призыва, побуждения к тем или иным действиям (формы повелительного наклонения, побудительные предложения и т.п.)   2) конативная;
В) функция истолкования языковых фактов, обычно связана с трудностями речевого общения   3) когнитивная;
Г) Функция языка, означающая, что язык – важнейшее средство получения новых знаний о действительности.   4) метаязыковая;
      5) фатическая.

30. Установите соответствие между определением разновидности речи и ее названием:

А) общенародная форма существования языка, не имеющая территориальных или социальных ограничений, используемая как в устной, так и письменной речи;   1) жаргон;
Б) разновидность речи, свойственная определенной социальной группе людей, объединенных родом деятельности, профессией, общими интересами   2) литературный язык;
В) речь необразованного и полуобразованного городского населения, не владеющего литературными нормами.   3) просторечие;
Г) разновидность языка, которая характерна для определенной территории и сохраняет свои фонетические, грамматические и лексические особенности, существует только в устной форме.   4) диалект.

31. Установите соответствием между определением норм литературного языка и их общим названием:

А) Нормы, связанные со звуковой стороной литературной речи (произношение и ударение)   1) лексические;
Б) нормы, связанные с правилами словоупотребления, отбора и использования наиболее целесообразных лексических единиц   2) орфографические и пунктуационные;
В) нормы, связанные с правописанием   3) грамматические;
Г) нормы, которые подразделяются на морфологические, связанные с правилами образования грамматических форм слова, и синтаксические, связанные с правилами употребления словосочетаний и синтаксических конструкций   4) орфоэпические.

 

в) критерии оценивания:

правильность и точность ответа.

г) описание шкалы оценивания

за каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы к экзамену

Вопросы к экзамену

Оформление сведений о дополнении и изменении

рабочей программы учебной дисциплины

Рабочие программы учебных дисциплин ежегодно обсуждаются, актуализируются на заседаниях ПМК, рассматриваются на заседаниях кафедр и утверждаются проректором по учебной работе, информация об изменениях отражается в листе сведений о дополнении и изменении рабочей программы учебной дисциплины. В случае существенных изменений программа полностью переоформляется. Обновленный электронный вариант программы размещается на сервере университета.

Изменения в РПУД могут вносится в следующих случаях:

– изменение государственных образовательных стандартов или других нормативных документов, в том числе локальных нормативных актов;

– изменение требований работодателей к выпускникам;

– разработка новых методик преподавания и контроля знаний студентов.

Ответственность за актуализацию РПУД несут преподаватели, реализующие дисциплину.

Списоклингвистическихсловарейисправочников

1. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов. 2-е изд., стер. — М.: Русский язык, 1999.

2. Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. 10-е изд., стер. — М.: Русский язык, 1999.

3. Введенская Л. А. Словарь антонимов русского языка. — Ростов на/Д: Феникс, 1995.

4. Колесников Н. П. Словарь паронимов и антонимов. — Ростов на/Д: Феникс, 1995.

5. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 1984.

6. Ефремова Т. Ф., Костомаров В. Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. 5-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1997.

7. Белянин В. П., Бутенко И. А. Живая речь. Словарь разговорных выражений. – М.: ПАИМС, 1994.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.125 с.