Модуль 6. Современная химия и биология. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Модуль 6. Современная химия и биология.

2018-01-14 165
Модуль 6. Современная химия и биология. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Химические свойства веществ. Химическая связь; валентность; реакционная способность. Периодическая система элементов Менделеева. соединения атомов в молекулы. Неорганические и органические соединения. Химические основы жизни. Этапы эволюции в химии.

Биоэлементы и системы от молекулярного, клеточного, органного уровней, до биоценозов и биосферы. Определение жизни. Законы эволюции Дарвина. Экология. Современная генетика и генная инженерия как база развития медицинских наук, селекции, биотехнологии.

Модуль 7. История Земли и происхождение жизни. Происхождение и эволюция человека.

Земная кора, гидросфера и атмосфера как колыбель биосферы. Геологические и биологические эпохи истории Земли. Гипотезы возникновения жизни на Земле и ее развитие. Солнечная активность и биосфера. Появление приматов и человекообразных обезьян, биологическое сходство их с человеком. Австралопитеки, наяпитеки, питекантропы, неандертальцы, кроманьонский человек, как путь эволюции человека Роль труда в превращении обезьяны в человека. Человек в биосфере, антропный принцип. Учение Вернадского о биосфере и ноосфере

Модуль 8. Понятие системы. Общесистемные законы. Законы синергетики и кибернетики для социально экономических систем.

Понятия системного подхода и системного анализа в современном естествознании. Природные, технологические, биологические и общественные системы и общесистемные законы для них. Законы кибернетики для общественных систем, закон неизбежности кризисов и технологических катастроф. Синергетическое и традиционное мышление. Необходимость расходов энергии и материи для упорядочения системы. Порядок и хаос. Нелинейность, не замкнутость, неустойчивость, непредсказуемость. Возможность самоорганизации, образование режимов с обострением, кризисы, бифуркации, русла развития.

Модуль 9. Глобальные проблемы выживания земной цивилизации.

Глобальный кризис земной цивилизации, социальный, технологический, экологический и информационный. Информационноеуправление, манипуляция сознанием и информационные войны в современном мире. Концепция устойчивого развития. Коэволюция человека и биосферы. Место человека во Вселенной. Внеземные цивилизации.

 

Образовательные технологии

 

№ п/п Виды учебной работы Образовательные технологии (формы, методы, приемы)
Лекция проблемная, визуализация, учебные фильмы, электронная презентация, мини-лекции с участием студентов
Семинар представление докладов и сообщений, обсуждение результатов, диспут, дискуссия, тренинг, взаимообучение, взаимооценивание.
Презентация постановка цели, определение методов решения проблемы; изложение результатов исследований, анализ и выводы; обсуждение (дискуссия)
Тестирование бумажные и компьютерные варианты тестов с системой оценивания их результатов

25 % - интерактивных занятий от объема аудиторных занятий

4.2.3.2. Лабораторный практикум - нет

4.2.4. Примерная тематика курсовых проектов (работ) - нет

Примерная тематика семинаров

Тема занятия Трудоемкость   Темы семинаров
  Модуль 1. История зарождения естествознания. Зарождение естественных наук  
Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Определения и термины научных методов. Мировоззрение и достижения древних народов и цивилизаций Вклад древнегреческих ученых в начало наук. Учения Фалеса, Пифагора, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Архимеда, Евклида, Птолемея.   1.Естественнонаучная и гуманитарная культуры и науки. 2.Определения и термины научных методов. 3.Мировоззрение и достижения древних народов и цивилизаций, эмпиризм. 4.Натурфилософия, вклад древнегреческих ученых Фалеса, Пифагора, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Архимеда, Евклида, Птолемея.
Модуль 2. Начала современного естествознания. Средневековое возрождение. Механистическая картина мира, ее приложения и триумф.
Средневековое возрождение, вклад Л. да Винчи, Н. Коперника, Р.Декарта и Г.Галилея Ф.Бэкона, И. Кеплера. Опыт и эксперимент как критерий истины. Законы Ньютона, как основа механистической картины мира. Понятия материи, пространства, времени, энергии в механике. Триумф механистической картины мира и ее влияние на технику и технологии   1.Неизбежность средневекового возрождения, вклад Л.да Винчи, Н.Коперника, Р.Декарта Г.Галилея Ф.Бэкона, И.Кеплера. 1. 2,Опыт и эксперимент - критерий истины. 2. 3. Законы Ньютона, как основа механистической картины мира. 3. 4.Понятия материи, пространства, времени, энергии в механике. 4. 5. Развитие механистических представлений для твердых тел, жидкостей (гидродинамика) и газов. Колебания и волны, дифракция и интерференция. Звуковые волны. Ультразвуковая локация. 5. 7. Триумф механистической картины мира и ее влияние на технику и технологии. 6. 8. Математика как язык естествознания, алфавит, системы счисления, четкие правила, переменные, функции, двоичный код
Модуль 3. Молекулярно атомистическое строение материи. Теплофизика и термодинамика.
Основные положения молекулярно-кинетической теории вещества. Строение атомов и молекул. Свойства идеальных газов. Земная атмосфера. Первое начало термодинамики, закон сохранения энергии. Второе начало термодинамики. Необратимость тепловых процессов, стрела времени. Третье начало термодинамики, понятие абсолютного нуля Кельвина. Энтропия и ее свойства. Динамические и статистические закономерности в природе. Тепловые машины в жизни современного человека.   1.Основные положения молекулярно-кинетической теории вещества. 2.Свойства и законы для идеальных газов. Земная атмосфера. 4.Строение атомов и молекул. 5.Первое начало термодинамики, закон сохранения энергии. 6.Понятие абсолютного нуля Кельвина. Агрегатные состояния вещества твердое, жидкое, Газообразное, плазменное, нейтронное 7.Второе и третье начала термодинамики. Необратимость тепловых процессов, стрела времени. 8. Энтропия, и ее свойства, порядок и хаос. 9.Динамические и статистические закономерности в природе. 10.Цикл Карно, тепловые машины в жизни современного человека.  
Модуль 4. Электромагнитная картина мира
Электричество, заряды. закон Кулона, электрическое поле. Электрический ток, закон Ома, закон электромагнитной индукции Фарадея-Ленца. Основные положения электромагнитной картины мира. Взаимодействие: дальнодействие и близкодействие. Предельная скорость распространения электромагнитных волн и полей. Законы сохранения в замкнутых системах энергии, импульса, момента импульс, массы, зарядов. Электричество в жизни современного человека   1.Электричество, заряды, электрическое поле, закон Кулона. 2.Электрический ток, закон Ома. 3.Закон электромагнитной индукции Фарадея-Ленца. Магнитные поля их источники. 4. Основные положения электромагнитной картины мира. Взаимодействие - дальнодействие и близкодействие. 5.Предельная скорость распространения электромагнитных волн и полей. 6. Законы сохранения в замкнутых системах энергии, импульса, момента импульс, массы, зарядов. 7.Электричество в жизни современного человека
Модуль 5. Современная физическая картина мира.  
Структура мира – микро, макро и мегомиры, их объекты и свойства. Основные, фундаментальные составляющие мира– материя, пространство, время, энергия и информация. их фундаментальные свойства.Понятия симметрии и ее проявление в окружающем мире. Понятия о законах атомной и ядерной физики, квантовой механики, теории относительности. Работы Резерфорда, Бора, Эйнштейна, Планка и отечественных физиков. Корпускулярная и волновая концепции описания природы. Математика как язык естествознания. Астрономическая картина мира. Движение светил по небосводу. Солнце и Солнечная система. Звезды их характеристики и эволюция. Звездные скопления, галактики, скопления галактик. Модели эволюции Вселенной.     1.Структура мира – микро, макро и мегомиры, их объекты и свойства. 2. Основные, фундаментальные составляющие мира– материя, пространство, время, энергия и информация. их фундаментальные свойства. 3.Понятия симметрии и ее проявление в окружающем мире. 4.Понятия о законах атомной и ядерной физики, квантовой механики. 5.Работы Резерфорда, Бора, Эйнштейна, Планка и советских физиков. 6.Корпускулярная и волновая концепции описания природы. 7. Астрономическая картина мира. Движение светил по небосводу. Солнце и Солнечная система. Звезды их характеристики и эволюция. Звездные скопления, галактики, скопления галактик. 8.Модели эволюции Вселенной. 9.Информационные технологии, как новый этап развития науки и технологий.
Модуль 6. Современная химия и биология.  
Химические свойства веществ. Химическая связь; валентность; реакционная способность. Периодическая система элементов Менделеева. соединения атомов в молекулы. Неорганические и органические соединения. Химические основы жизни. Этапы эволюции в химии. Биоэлементы и системы от молекулярного, клеточного, органного уровней, до биоценозов и биосферы. Определение жизни. Законы эволюции Дарвина. Экология. Современная генетика и генная инженерия как база развития медицинских наук, селекции, биотехнологии.   1.Химические свойства веществ. Химическая связь; валентность; реакционная способность. 2.Периодическая система элементов Менделеева. соединения атомов в молекулы. 3.Неорганические и органические соединения, соединения атомов в молекулы. 3.Химические основы молекулярного уровня жизни. 4.Этапы эволюции в химии и ее значение в жизни современного человека. 5.Биоэлементы и системы от молекулярного, клеточного, органного уровней, до биоценозов и биосферы. 6. Определение жизни ее формы. 7.Законы эволюции Дарвина. Экология. 8.Современная генетика и генная инженерия как база развития медицинских наук, селекции, биотехнологии.
Модуль 7. История Земли и происхождение жизни. Происхождение и эволюция человека
Земная кора, гидросфера и атмосфера как колыбель биосферы. Геологические и биологические эпохи истории Земли. Гипотезы возникновения жизни на Земле и ее развитие. Солнечная активность и биосфера. Появление приматов и человекообразных обезьян, биологическое сходство их с человеком. Австралопитеки, наяпитеки, питекантропы, неандертальцы, краминьонский человек, как путь эволюции человека Роль труда в превращении обезьяны в человека. Человек в биосфере, антропный принцип. Учение Вернадского о биосфере и ноосфере.   1.Земная кора, гидросфера и атмосфера как колыбель биосферы. 2. Геологические и биологические эпохи истории Земли. 3.Гипотезы возникновения жизни на Земле и ее развитие. 4.Появление приматов и человекообразных обезьян, биологическое сходство их с человеком. 5.Австралопитеки, наяпитеки, питекантропы, неандертальцы, краминьонский человек, как путь эволюции человека Роль труда в превращении обезьяны в человека. 6.Солнечная активность и биосфера. 6.Человек в биосфере, учение Вернадского о биосфере и ноосфере 7.Прогнозирование развития биосферы.
Модуль 8. Понятие системы. Общесистемные законы. Законы синергетики и кибернетики для социально экономических систем.  
Понятия системного подхода и системного анализа в современном естествознании. Природные, технологические, биологические и общественные системы и общесистемные законы для них. Законы кибернетики для общественных систем, закон неизбежности кризисов и технологических катастроф. Синергетическое и традиционное мышление. Необходимость расходов энергии и материи для упорядочения системы. Порядок и хаос. Нелинейность, не замкнутость, неустойчивость, непредсказуемость. Возможность самоорганизации, образование режимов с обострением, кризисы, бифуркации, русла развития.     1.Понятия системного подхода и системного анализа в современном естествознании. 2.Природные, технологические, биологические и общественные системы и общесистемные законы для них. 3.Законы кибернетики для общественных систем, закон неизбежности кризисов и технологических катастроф. 3.Синергетическое и традиционное мышление. Порядок и хаос в окружающем мире. 4.Необходимость расходов энергии и материи для упорядочения системы. 5. Нелинейность, не замкнутость, неустойчивость, непредсказуемость синергетических систем, возможность самоорганизации. 6.Образование режимов с обострением, кризисы, бифуркации, русла развития. 7.Нобелевские открытия по естествознанию и технологиям в 21-ом веке.
Модуль 9. Глобальные проблемы выживания земной цивилизации.
Глобальный кризис земной цивилизации, социальный, технологический, экологический и информационный. Информационноеуправление, манипуляция сознанием и информационные войны в современном мире. Концепция устойчивого развития. Коэволюция человека и биосферы. Место человека во Вселенной, антропный принцип. Внеземные цивилизации и возможности их обнаружения.   1.Глобальный кризис земной цивилизации, социальный, технологический, экологический и информационный и его причины. 2. Информационноеуправление, манипуляция сознанием и информационные войны в современном мире. 3. Концепция устойчивого развития. Коэволюция человека и биосферы. 4. Место человека во Вселенной, антропный принцип. 5.Внеземные цивилизации, вероятность их обнаружения и возможные причины гибели.
Итого:    
               

4.2.6. Контрольные вопросы курса:

1. Дать определения, разъяснить понятия: концепция, естествознание, культура, наука. Естественно- научная и гуманитарная культуры их взаимосвязь. Предмет естествознания и его отличие от других наук.

  1. Наука и её место в культуре.
  2. История естествознания. Вклад древнегреческих ученых в естествознание: Фалеса, Пифагора, Архимеда, Аристарха, Гиппарха, Платона, Аристотеля, Птоломея.
  3. Геометрия Евклида, дедуктивно – аксиоматический метод. Построение геометрических фигур из 4-х элементов(точка, прямая, угол и радиус кривизны).
  4. Механика Архимеда, начало физики. Золотое правило механики для рычага.
  5. Предмет математики и ее язык и основные понятия (константы, переменные, функции, множества, системы счисления).
  6. Геоцентрическая система мира Аристотеля – Птолемея. Гелиоцентрическая система мира. Вклад Коперника, Бруно, Галилея, Кеплера в науку.
  7. Становление современной физики. Законы кинематики, формулы взаимозависимости для пути, скорости и ускорения, понятия мгновенной скорости и производной.
  8. Три закона Ньютон. Основные формулы динамики их выражение через средние величины и дифференциальная форма второго закона.
  9. Закон всемирного тяготения и его следствия. Движение тела в поле тяготения, брошенного под углом к горизонту. Первая, вторая и третья космические скорости.
  10. Механическая картина мира. Ньютоновские понятия массы, пространства и времени. Предсказуемость мира и обратимость времени.
  11. Основные составляющие мира – материя, пространство, время, энергия и информация. Единицы измерения и пределы измерения.
  12. Фундаментальные свойства материи, пространства, и времени.
  13. Свойства информации, связь ее с основными составляющими мира, информационное моделирование.
  14. Микро, Макро, Мега миры, их различие и взаимосвязь. Единицы измерений размеров, масс, скоростей, энергии в этих мирах.
  15. Основы молекулярно кинетической теории строения вещества. Температура и скорость движения молекул, агрегатные состояния вещества.
  16. Понятие о законах и уравнениях для идеального газа.
  17. Три начала термодинамики.
  18. Принцип возрастания энтропии. Открытые системы и неравновесная термодинамика.
  19. Понятия о законах гидродинамики для стационарного течения жидкости и понятие о турбулентном течении.
  20. Электрические и магнитные явления. Законы Кулона, Ома, Фарадея
  21. Электромагнитная картина мира, ее отличие от механической.
  22. Электромагнитное излучение, закон Планка. Геометрическая оптика.
  23. Атомная и ядерная физика, основные положения.
  24. Взаимодействие и его виды. Близкодействие, дальнодействие
  25. Законы сохранения материи, энергии, импульса, момента вращения, заряда и их следствия.
  26. Происхождение Солнечной системы. Планеты солнечной системы. Особенности планет земной группы и планет гигантов.
  27. Солнце наша звезда. Современные преставления о Солнце. Солнечно – земные связи.
  28. Основные сведения о малых объектах солнечной системы: спутниках планет, астероидах, кометах, метеорах, метеоритах.
  29. Основные преставления о звездах, и их эволюции. Наша Галактика (Млечный путь). Место Солнца в нашей Галактике.
  30. Основные модели Вселенной: стационарная, пульсирующая, Большого Взрыва. Связь их с открытием “разбегания галактик” и “реликтового излучения”.
  31. Антропный принцип. Научный подход к проблеме НЛО, уфологии, астрологии. Проблема внеземных цивилизаций.
  32. История Земли. Эры и эпохи в истории Земли и развитии жизни.
  33. Гипотезы возникновения жизни. Естественнонаучные модели происхождения жизни. Эпохи в развитии жизни на Земле.
  34. Эволюция в биологии. Учение Дарвина. Принципы эволюции в биологии, воспроизводства и развития живых систем.
  35. Генетика, наследственность и изменчивость. Достижения биоинженерии.
  36. Происхождение и эволюция человека от человекообразных обезьян до современного человека.
  37. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Научные представления о будущем Земной цивилизации.
  38. Эволюция и коэволюция. Теория универсального эволюционизма человека и биосферы.
  39. Понятия системного анализа, общесистемные законы для природных, технических, биологических и социально-экономических систем.
  40. Законы кибернетики для общественных систем.
  41. Главная цель человека и Человечества и необходимость нового мышления для её осуществления.
  42. Информационное управление, информационная война и манипуляция сознанием человека в современном мире.
  43. Закон обратной связи, его проявление и атрибуты в обществе.
  44. Закон возрастания угрозы гибели Человечества с развитием новых глобальных технологий.
  45. Концепция самоорганизации в естествознании. Самоорганизация как основа эволюции в живой и неживой природе.
  46. Свойства синергетических систем открытость, нелинейность, неустойчивость, непредсказуемость, русла развития, точки бифуркации.
  47. Законы синергетики, необходимость информации и затрат материи и энергии для самоорганизации.
  48. Закономерности развития общества от каменного века до социализма как следствие развития производительных силы, науки, технологий, и информационного управление общественным сознанием.
  49. Информатизация общества ее значение. Методы информационного управления для общественных систем.
  50. Глобальные проблемы выживания Человечества, угроза войны, технологические угрозы, терроризм, экология и разрушение биосферы Земли. Пути устранения этих угроз.

Тематика рефератов по курсу

1. Методы научного познания окружающего мира. Эволюция взглядов на происхождение и строение Земли, Солнца, звезд, галактик и Вселенной.

1. Строение и эволюция Вселенной, галактик, двойных звезд, планет и спутников.

  1. Основные составляющие мира – материя, пространство, время, энергия и информация. Их свойства. Единицы измерения и пределы измерения.
  2. Микро, Макро, Мега миры их свойства.
  3. Место и роль науки в общественной жизни современного человека.

5. Механическая картина мира. Законы Ньютона. Ограничение действия законов механики на термодинамические системы и объекты квантовой механики.

  1. Электромагнитная картина мира. Вещество, излучение и физические поля. Формулы изменения массы, времени и энергии при субсветовых скоростях и их следствия.
  2. Атомная и ядерная физика и новые источники энергии для человечества.
  3. Квантовая физика и современная электроника.
  4. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Естественно- научные модели происхождения жизни.
  5. Учение Дарвина, принципы эволюции в биологии, воспроизводства и развития живых систем.
  6. Влияние самоорганизации Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.
  7. Проблема сущности живого и его отличия от неживой материи.
  8. Происхождение человека. Эволюция человека. Технологические и социальные кризисы в истории развития Человечества от неандертальца до 21-го века.
  9. Единство человека и природы. Принципы коэволюции человека и Природы академика Н.Н.Моисеева, понятие запретной черты. Их жизненая необходимость для выживания Земной цивилизации.
  10. Эволюция, эволюционизм. Современная теория эволюции.

16. Основы генетики. Достижения современной генной инженерии.

  1. Проблема Внеземных цивилизаций, их закономерное возникновение и гибель. Молчание высокоразвитых цивилизаций и судьба Земной цивилизации.
  2. Законы кибернетики важные для развития общественных систем и их следствия для общества 21-го века.
  3. Законы синергетики. Самоорганизация и самоорганизующиеся системы. Их свойства и значение для мирового развития.
  4. Значение синергетики для современного естественнонаучного познания.
  5. Законы и заповеди жизни человека 21-го века для стабильного развития и выживания Человечества.
  6. Технологические и природные угрозы существования Земной цивилизации.
  7. Закономерности и взаимосвязь развития науки, технологий, экономики и общественного устройства от каменного века до наших дней.
  8. Информацияи как фундаментальная составляющая и отражение окружающего мира. Свойства информации, ее воздействие на человека.
  9. Современные технологии и методы информационного управления и информационной войны для человека и общественных систем.
  10. Роль и значение естественных наук в истории человечества, их значение и назначение в 21-ом веке.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

4.3.1. Виды СРС и планирование по модулям

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Виды СРС Всего часов
       
1. История зарождения естествознания. Зарождение естественных наук.   Просмотр и конспектирование рекомендованной литературы, электронных пособий по теме лекции, доработка конспекта лекций, подготовка к семинару, ответы на 5-7 вопросов курса, подготовка к выполнению тестовых заданий, подготовка сообщения или реферата по теме семинара, подготовка зачету по модулю 1.  
2. Начала современного естествознания. Средневековое возрождение. Механистическая картина мира, ее приложения и триумф. Просмотр и конспектирование рекомендованной литературы, электронных пособий по теме лекции, доработка конспекта лекций, подготовка к семинару, ответы на 5-7 вопросов курса, подготовка к выполнению тестовых заданий, подготовка сообщения или реферата по теме семинара, подготовка зачету по модулю 2.  
3. Молекулярно атомистическое строение материи. Теплофизика и термодинамика. Просмотр и конспектирование рекомендованной литературы, электронных пособий по теме лекции, доработка конспекта лекций, подготовка к семинару, ответы на 5-7 вопросов курса, подготовка к выполнению тестовых заданий, подготовка сообщения или реферата по теме семинара, подготовка зачету по модулю 3.  
4. Электромагнитная картина мира. Просмотр и конспектирование рекомендованной литературы, электронных пособий по теме лекции, доработка конспекта лекций, подготовка к семинару, ответы на 5-7 вопросов курса, подготовка к выполнению тестовых заданий, подготовка сообщения или реферата по теме семинара, подготовка зачету по модулю 4.    
5. Современная физическая картина мира Просмотр и конспектирование рекомендованной литературы, электронных пособий по теме лекции, доработка конспекта лекций, подготовка к семинару, ответы на 5-7 вопросов курса, подготовка к выполнению тестовых заданий, подготовка сообщения или реферата по теме семинара, подготовка зачету по модулю 5.  
6. Современная химия и биология. Просмотр и конспектирование рекомендованной литературы, электронных пособий по теме лекции, доработка конспекта лекций, подготовка к семинару, ответы на 5-7 вопросов курса, подготовка к выполнению тестовых заданий, подготовка сообщения или реферата по теме семинара, подготовка зачету по модулю 6.  
  История Земли и происхождение жизни. Происхождение и эволюция человека. Просмотр и конспектирование рекомендованной литературы, электронных пособий по теме лекции, доработка конспекта лекций, подготовка к семинару, ответы на 5-7 вопросов курса, подготовка к выполнению тестовых заданий, подготовка сообщения или реферата по теме семинара, подготовка зачету по модулю 7.  
  Понятие системы. Общесистемные законы. Законы синергетики и кибернетики для социально экономических систем. Просмотр и конспектирование рекомендованной литературы, электронных пособий по теме лекции, доработка конспекта лекций, подготовка к семинару, ответы на 5-7 вопросов курса, подготовка к выполнению тестовых заданий, подготовка сообщения или реферата по теме семинара, подготовка зачету по модулю 8.  
  Глобальные проблемы выживания земной цивилизации. Просмотр и конспектирование рекомендованной литературы, электронных пособий по теме лекции, доработка конспекта лекций, подготовка к семинару, ответы на 5-7 вопросов курса, подготовка к выполнению тестовых заданий, подготовка сообщения или реферата по теме семинара, подготовка зачету по модулю 9.    
  Зачет Подготовка к зачету (повторение пройденного материала по вопросам, оформление портфолио: по желанию)  
    Итого часов СРС  
                 

Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.