Тема: Программа «Обучение грамоте и развитие речи» Н.В. Нечаевой — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Тема: Программа «Обучение грамоте и развитие речи» Н.В. Нечаевой

2018-01-14 231
Тема: Программа «Обучение грамоте и развитие речи» Н.В. Нечаевой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(ФНМЦ им. Л.В. Занкова) и её методическое обеспечение

 

Литература

1. Андрианова Т.М., Остроумова А.В., Андрианова И.Л. Тетрадь по письму. Ч.1,2,3,4. 1 кл. - Самара: Корпорация "Федоров", Издательский дом "Федоров", 2004.

2. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука. - Самара: Корпорация "Федоров", Издательский дом "Федоров", 2003.

3. Нечаева Н.В. Обучение грамоте в четырехлетней начальной школе. //Начальная школа. - 2000, №9. - С.3.

4. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Тетрадь к Азбуке. Ч.1,2,3. 1 кл. - Самара: Корпорация "Федоров", Издательский дом "Федоров", 2003.

5. Хованская Е.Г. Обучение грамоте по системе Л.В. Занкова.//Начальная школа. - 1998, №10. - С.65.

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки (4 часа)

1. Анализ программы Н.В. Нечаевой "Обучение грамоте".

Каковы задачи периода обучения грамоте по данной программе? Перерастает ли данный интегрированный курс в другие программы? В какие понятия предполагает ввести детей программа Н.В. Нечаевой? Какой метод обучения грамоте выбран за основу? В чем суть звуко-буквенного метода? Что стоит за понятием "опосредованное чтение"? Какие грамматические наблюдения ведутся в букварный период?

Назовите разделы программы. Содержание раздела "Развитие речевой деятельности".

2. Методический анализ "Азбуки" Н.В. Нечаевой, К.С. Белорусец. (Литература 3,5. План анализа дан в занятии №18).

Найдите в азбуке задания на развитие фонематического слуха, способности быстро просматривать или проговаривать какую-то последовательность знаков, способности перекодировать, на формирование пространственной или временной ориентировки. Какие из предлагаемых заданий помогут ребенку быстрее выучить буквы?

Какие первичные сведения о языке получают первоклассники, занимающиеся по данному учебнику?

3. Методический анализ прописей к "Азбуке" (по выбору студента).

4. Подготовьте конспект интегрированного урока по "Азбуке" Н.В. Нечаевой и К.С. Белорусец. Фрагмент, в ходе которого идет интегрированное обучение грамоте, проведите на занятии.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

(по разделу «Методика обучения грамоте)

1. Методика обучения русскому языка как наука. Цели методики. Разделы курса. Научные основы методики.

2. Из истории методики русского языка как науки.

3. Психолого-дидактические аспекты методики русского языка.

4. Русский язык как учебный предмет в начальной школе.

5. Из истории методики обучения чтению: буквослагательный метод, звуковые и слоговые методы.

6. Из истории методики обучения чтению: метод целых слов, звуковой аналитико-синтетический метод К.Д.Ушинского.

7. Развитие методики обучения грамоте в советской школе. Проблемы современной русской букваристики.

8. Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Основные черты метода. Приемы анализа и синтеза.

9. Подготовительный период обучения грамоте: задачи, круг знаний, умений и навыков, виды работ, требования к уроку, работа с читающими детьми.

10. Подготовительный период обучения грамоте в современных букварях и азбуках: продолжительность и содержание обучения, знакомство с лингвистическими понятиями, фонетические упражнения, развитие речи.

11. Работа над понятием «слог» в период обучения грамоте.

12. Работа над понятием «ударение» в период обучения грамоте. Обучение выделению ударного слога.

13. Организация и содержание работы в основной период обучения грамоте (уроки чтения): задачи основного периода, круг знаний, умений и навыков, виды работ в основной период, механизм чтения и его составляющие.

14. Основной период обучения грамоте в современных букварях и азбуках: зависимость методики от порядка изучения букв, продолжительность и содержание обучения, строение букварной страницы, работа с читающими детьми.

15. Работа над обозначением твердости-мягкости согласных. Фонетический анализ на уроках чтения.

16. Совершенствование первоначального навыка чтения.

17. Из истории методики обучения письму.

18. Цели, задачи и принципы обучения письму. Психофизиологические особенности формирования графического навыка.

19. Гигиенические условия письма. Орудия и материалы для письма.

20. Методические приемы обучения письму. Основные трудности в овладении навыками написания букв, слов, предложений.

21. Качества письма и их формирование.

22. Элементы каллиграфической работы в период обучения грамоте. Графические и каллиграфические ошибки.

23. Орфографическая пропедевтика в период обучения грамоте.

24. Сравнительно-сопоставительный анализ современных прописей (три-четыре комплекта по выбору студента).

25. Поэлементно-целостный метод обучения письму: причины появления, понятийный аппарат, соотношение зрительных и двигательных элементов букв в процессе овладения письмом, одновариантное начертание букв, интеллектуальное развитие шестилетних детей на уроках письма.

26. Поэлементно-целостный метод обучения письму: принципы, методы и приемы обучения, три периода обучения и их задачи, структура урока на каждом из этапов.

27. Особенности развития речи и мышления ребенка в период обучения грамоте. Условия развития речи.

28. Работа над словом в период обучения грамоте: значение, задачи, виды объяснения новых слов, работа над синонимами, антонимами, омонимами, многозначными словами. Активизация словаря.

29. Лексическая работа в современных букварях и азбуках: сравнительно-сопоставительный анализ.

30. Работа над словосочетанием, предложением и текстом в период обучения грамоте: задачи и значение, содержание работы, сопоставительный анализ современных букварей и азбук.

31. Программа «Обучение грамоте и развитие речи» В.Г. Горецкого и др.: цели и задачи обучения чтению и письму, разделы программы, круг знаний, умений и навыков к концу обучения.

32. Учебник «Русская азбука» В.Г. Горецкого и др.: методический анализ.

33. Программа «Обучение грамоте» (Р.Н. Бунеев и др.): цели и задачи обучения грамоте, интегрированный характер курса, разделы программы, круг знаний, умений и навыков к концу обучения.

34. Учебник «Моя любимая Азбука» Р.Н. Бунеева и др.: методический анализ.

35. Программа «Обучение грамоте» (Н.В. Нечаева) и ее методическое обеспечение.

36. Программа «Обучение грамоте на коммуникативно-познавательной основе» (Л.Ф.Климанова) и ее методическое обеспечение.

37. Программа «Обучение грамоте» (О.В. Джежелей, Н.Г. Агаркова) и ее методическое обеспечение.

38. Новые исследования в области методики обучения грамоте (обучение чтению, обучение письму, развитие речи, один из последних УМК - направление по выбору студента).

СХЕМА АНАЛИЗА РАЗВОРОТА СТРАНИЦ

1. Определите структуру и содержание левой и правой страниц.

2. Сформулируйте тему урока и определите его цели.

3. Каково художественное значение предметных и сюжетных картинок? Как они соотносятся с текстом? каково их дидактическое назначение?

4. Какие другие виды графической наглядности имеются на этих страницах? Для проведения каких упражнений они предназначены?

5. Какие текстовые материалы представлены здесь? Для чего (перечислите возможные виды работ)? Какие слова следует выделить для звукового анализа и почему?

6. Каковы возможности воспитательного воздействия на учащихся при работе с материалом этих страниц?

7. Какое место в структуре урока займет работа с текстом и иллюстрациями, помещенными здесь?

8. Потребуются ли дополнительные дидактические материалы и наглядные пособия к тому, что дано на этих страницах?

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2004.

2. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского язы­ка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 2000.

3. Методика обучения грамоте. / Сост. Т.Сальникова. – М.: Сфера, 2001.

4. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов пед. учебных заведений. - Соловейчик М.С. и др.. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.

5. Русский язык в начальных классах. Сборник методических задач. Под ред М.С. Соловейчик. – М.: Академия, 2000.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., 1990.

2. Калинина И.Л. Учим детей читать и писать. – М., 1998.

3. Костромина С.Н., Нечаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М., 1989.

4. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. – СПб., 1995.

5. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – М., 2001.

6. Павлова Л.В. Как формировать у младших школьников полноценный навык чтения. – М., 2004.

7. Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для детей и родителей. – Новосибирск, 1997 (или любое другое издание).


 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.