Семинарско-практическим занятиям — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семинарско-практическим занятиям

2018-01-14 290
Семинарско-практическим занятиям 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К

СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Практическое занятие 1

Тема: Приобретенные факторы, разрушающие здоровье.

Стресс и здоровье человека (Семинар: 4 часа)

Вопросы для подготовки

1. Стресс как психическое явление

2. Ганс Cелье и его концепция стресса /2/

3. а) общий адаптационный синдром

б) травматический и посттравматический стресс

в) факторы, вызывающие психологический (эмоциональный) стресс;

г) стадии протекания стресса

д) физиологические механизмы стресса

е) признаки стрессового состояния

ж) психосоматические последствия стресса

з) особенности личности и характер протекания стресса

и) стресс в профессиональной деятельности

к) синдром хронической усталости.

4. Методы преодоления стресса:

а) аутотренинг;

б) анализ стрессовой ситуации;

в) медитация и перепрограммирование.

5. Профилактика и коррекция психического стресса:

Литература (основная)

1. Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб, 2002. - с.163-174

2. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология. – М., 2002., с. 339-355.

Дополнительная

3. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. – К., 2000; Р/Д,2000.

4. Гарбузов В.И. Человек, жизнь, здоровье. Древние и новые каноны медицины. – СПб, 1995.

5. Грегор О. Как противостоять стрессам. – М., 1994.

6. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М., 1983.

7. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. – М., 1992.

8. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. – М., 1989.

9. Льюис Д. Стресс-менеджер. – М., 2000.

10. Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб, 2000.

11. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1979 (Рига, 1992).

12. Селье Г. Стресс без болезней // Стресс жизни. – СПб., 1994.

13. Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. – М., 1988.

14. Хартлин М. Как превратить стресс из врага в союзника. – Киев, 1997.

Практическое занятие 2

Группа П3 (2 часа)

Тема: Оценка состояния психического и социального здоровья

Задача: Обретение навыка тестовой оценки состояния психического и социального здоровья по комплексу соответствующих методик.

Отношение к людям и событиям в жизни. Метод тестирования с применением методик «Тип личности А и В», «Конфликтность», «Агрессия», «Коммуникабельность», «Стресс в семье».

Определение психологической устойчивости с помощью методик тестирования «Насколько Вы раздражительны?», «Умеете ли Вы радоваться?», «Какова Ваша устойчивость к стрессу?», «Угроза депрессии» и «Индекс психоэнергетической опустошенности».

Литература

1. Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб, 2002.

2. Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г.С.Никифорова – СПб., Питер, 2005.

Практическое занятие 3. (Семинар, 4 часа)

Содержательный модуль 2. Психическая саморегуляция

Тема: Психотехники саморегуляции

Вопросы для подготовки к семинару:

Локальные методы самосовершенствования:

а) аутогенная тренировка;

б) метод СОЭВУС;

Системные методы самосовершенствования:

а) современная медитация.

б) самовнушение йогов (медитация динамическая, трансцендентальная);

Литература

1. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М., 1989.

2. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер, 2000.

3. Вивекананда С. Философия йоги. Магнитогорск, «Амрита», 1992.

4. Сытин Г.Н. Животворящая сила. Помоги себе сам. – СПб., 1994.

5. Иванов Ю.М. Как управлять собой и влиять на других людей. М., 1991.

6. ОШО. Оранжевая книга. Медитационные техники. М., 1993.

7. Эванс-Вентц В.И. Тибетская йога и тайные доктрины. Т.1. – Киев, 1993.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Содержательный модуль 1. Психологические основы здоровья

 

Самостоятельная работа № 1

Тема: Психология здоровья. Предмет, цели и задачи.

Цель: систематизировать знания о «психологии здоровья», как о новой области научного знания.

Задание: проанализировав литературу, представьте в виде модели-схемы взаимосвязь психологии здоровья с другими науками.

 

Литература

1. Ананьев В.А. Психология здоровья. Учебное пособие. СПб., 1998.

2. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. М., 1990.

3. Водопьянова Н.Е., Ходырева Н.В. Психология здоровья//Вестник ЛГУ, Сер.6. 1991. Вып.4

4. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. СПб., 1999.

5. Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб., 1996.

6. Психология здоровья (под ред. Г.С. Никифорова) СПб., 2000

Самостоятельная работа № 2

Тема: Здоровье как системное понятие.

Цель: закрепить четкое представление студентов о взаимосвязи биологического, психологического и социального в определении здоровья.

Задание 1. По литературным данным составьте сравнительную таблицу двух моделей отношения к здоровью и болезни: биомедицинской и биопсихосоциальной.

Литература

Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб, 2002. – С. 7 – 24.

 

Самостоятельная работа № 3

Тема: Уровни проявленности здоровья. Представления о здоровой личности в психологии.

Цель: систематизировать знания о различных подходах в психологической науке к понятию «здоровая личность», критериях здоровья.

Задание: заполнить таблицу

Теория или школа в психологии (психотерапии) Ведущие представители   Как рассматривается личность Основные критерии здоровья личности В чем связь с другими теориями
Гештальт-психология        
Психоанализ        
Биоэнергетическое направление А. Лоуэн        
экзистенциальная психология        
психосинтез        
Клиент-центрированный подход        

Литература

Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. СПб., 1999.

Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности. СПб., 1996.

Психология здоровья (под ред. Г.С. Никифорова) СПб., 2000

 

Самостоятельная работа № 4

Литература

Синельников В.В. Возлюби болезнь свою. – М., 2002. 395 с.

(Жикаренцев Как изменить свою жизнь)

 

Самостоятельная работа №5

Литература

1.Гарбузов В.И. Человек, жизнь, здоровье. Древние и новые каноны медицины. – СПб., 1995.

2.Гримак Л.И. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. – М., 1995.

3. Гурвич И.н. Социальная психология здоровья. СПб., 1999.

4. Гулина М.А. Внутренняя гармония и психическое здоровье. СПб., 1993

Самостоятельная работа № 6

Литература

Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб, 2002. – С. 182 – 230.

Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности. // «Психологический журнал», №6, 1996.

Брэгг П. Здоровье и долголетие. – М., 1996.

 

+ любая другая научная литература по данной теме.

Самостоятельная работа № 7

Литература

1.Гарбузов В.И. Человек, жизнь, здоровье. Древние и новые каноны медицины. – СПб., 1995.

2.Гримак Л.И. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. – М., 1995.

3. Гурвич И.н. Социальная психология здоровья. СПб., 1999.

4. Гулина М.А. Внутренняя гармония и психическое здоровье. СПб., 1993

5.Дерябо С.Д. Ясвин Отношение к здоровью и здоровому образу жизни: методика измерения // Директор школы.- 1999, №2, с.7-16

Содержательный модуль 2.

ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Самостоятельная работа №8 (П3-5 часов;)

Психотехники саморегуляции.

Задание 1: Составьте словарь-справочник основных древних и современных методов психической саморегуляции (минимум 6 методов, можно в виде таблицы). Например:

 

Методика, авторы Направленность (релаксация, концентрация, антистресс) Суть методики (кратко) Результаты применения
  Аутогенная тренировка, Шульц, 1930-е годы. Модификации: Лютэ,… Метод психотерапии антистрессовой направленности Мышечная релаксация, самовнушение и самовоспитание. Несколько стадий: АТ-1 это низшая ступень, расслабление, нейтрализация стрессового состояния; АТ-2 – высшая ступень …  

Литература

1. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер, 2000.

2.

Задание 2. Подберите для себя любую методику психической саморегуляции, составьте план-дневник работы с этой методикой, где отразите ваши задачи, календарь упражнений, ожидаемые результаты и реальный эффект. Примечания содержат рефлексивную информацию: отражают Ваши успехи и затруднения, оценки процесса, описание ощущений и мыслей во время работы.

Количество часов: группа УП5 -20 час.

 

Форма отчета:

Работы оформляются письменно в печатном или рукописном виде и сдаются преподавателю.

МОДУЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

 

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К

СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Практическое занятие 1


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.