Вклад А.Г.Асмолова и В.Я.Ляудис в теорию психологии личности. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Вклад А.Г.Асмолова и В.Я.Ляудис в теорию психологии личности.

2018-01-14 322
Вклад А.Г.Асмолова и В.Я.Ляудис в теорию психологии личности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Александр Григорьевич Асмолов (1949) — российский психолог, специалист в области методологии и теории психологии, психологии личности и психологии развития. Ученик А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. Д-р психологических наук (1996), профессор (1997).

Личность характеризуется:

Внешние характеристики. Большинство людей отличаются друг от друга по своей внешности, росту, цвету кожи, телосложению, весу и другим особенностям.

Прошлый опыт. Знания, убеждения, привычки, умения, стереотипы, разнообразные проявления памяти являются существенной характеристикой личности человека.

Мотивация это область, включающую в себя три группы факторов, которые можно рассматривать как три уровня мотивации.

1. это источники деятельности, ее конечные причины: либидо, потребность в самоактуализации, смысл жизни, ценности, инстинкты и др. Факторы этого уровня – всегда обобщенные, устойчивые факторы, то, что стабильно характеризует человека и относится в равной степени, как к мотивации, так и к личности.

2. это факторы, обеспечивающие выбор направленности деятельности в конкретной ситуации. Имеется в виду не тот сознательный выбор, который мы делаем, взвешивая и оценивая все альтернативы. Чаще всего этот выбор делается без участия сознания, автоматически принимается одно, а не другое направление деятельности в конкретной ситуации. Здесь уже речь идет о факторах собственно мотивационных (мотивы).

3. это те факторы, которые обеспечивают регуляцию, направленность деятельности на реализацию мотива.

Таким образом, психология мотивации занимает пространство между психологией личности и психологией регуляции деятельности. Первый уровень – источники мотивации – общая область психологии личности, второй уровень – то, что происходит здесь и сейчас, конкретный выбор направленности деятельности, - это специфическая тема психологии мотивации, а третий уровень – что ведет деятельность на пути к достижению желаемого, когда этот выбор произошел, - это уже психология деятельности.

Цели и ценности. Личность невозможна без целей, к которым она стремится, без ценностей, ради которых живет человек.

Язык и речь. Речь и язык человека во многом определяют его видение мира. Черты характера. Социальные роли. Поведение. Сознание и самосознание. Сознание, а тем более самосознание человека – существеннейшие проявления личности.

Талант и творчество. Очень часто в обыденной жизни мы называем человека личностью, если тот проявляет себя неординарно, творчески, талантливо.

Ляудис Валентина Яковлевна (1932) — российский психолог, специалист в области педагогической психологии, психологии развития, общей и социальной психологии. Автор концепции функциональной взаимосвязи генетических форм памяти. Д-р психологических наук (1979), профессор (1984).

В работах Ляудис В.Я. были выявлены и впервые описаны функциональная структура и условия развития четырех генетически различных форм памяти:

1) бессознательной памяти на ранних этапах онтогенеза психики;

2) переходной, внешне опосредованной памяти;

3) осознаваемых произвольных процессов памяти;

4) метапамяти.

Установлена специфика процесса функционального развития памяти. На основе концепции функциональной взаимосвязи генетических форм памяти, построены программы обучения письменной речи в начальной школе, учебной деятельности в начальной, средней и высшей школах. С 1980-х гг. разрабатывает концепцию учения как продуктивной и творческой деятельности преподавателя совместно с учениками.

Проектирование сотрудничества учителей и учащихся в процессе обучения, осуществляющееся в естественных условиях, позволило выявить систему форм взаимодействий, межличностных отношений и общения как предпосылок взаимосвязи интеллектуального и нравственного развития личности в процессе обучения ("Инновационное обучение и наука", М., 1992). Ляудис В.Я. разрабатывает также общие вопросы теории и истории педагогической и возрастной психологии, исследует проблемы формирования личности в юношеском возрасте.

 

Содержание идеи А.В.Петровского при обосновании фаз становления личности в социальной среде.

Арту́р Влади́мирович Петро́вский (1924 -2006) — советский и российский психолог, специалист в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности. Доктор псих. наук (1965), профессор (1967).

А. В. Петровский для каждого возрастного периода выделяет три фазы вхождения в референтную общность: адаптация, индивидуализация и интеграция, в которых происходят развитие и перестройка структуры личности: Первая фаза становления личности - активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности (нравственные, учебные, производственные и др.) и овладение теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы. Вторая фаза порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации - тем, что субъект стал таким, «как все» в группе, - и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. Третья фаза детерминируется противоречиями между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями - с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те, демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности и т.д. - с другой. Интеграция наблюдается и тогда, когда не столько индивид приводит в соответствие свою потребность в персонализации с потребностями общности, сколько общность трансформирует свои потребности в соответствии с потребностями индивида, который занимает в этом случае позицию лидера. Впрочем, взаимная трансформация личности и группы всегда, так или иначе, происходит.

Если противоречие между индивидом и группой оказывается не устраненным, возникает дезинтеграция, ее следствием оказывается либо вытеснение личности из данной общности, либо ее фактическая изоляция в ней, что ведет к закреплению характеристик эгоцентрической индивидуализации, либо ее возврат на еще более раннюю фазу развития.

В рамках этой фазы в групповой деятельности у индивида складываются новообразования личности — черты, которых не было не только у него, но и, быть может, нет и у других членов группы, но которые отвечают необходимости и потребностям группового развития и собственной потребности индивида осуществить значимый «вклад» в жизнь группы.

Каждая из перечисленных фаз выступает как момент становления личности в ее важнейших проявлениях и качествах — здесь протекают микроциклы ее развития. Если человеку не удается преодолеть трудности адаптационного периода, в дальнейшем будут складываться качества конформности, зависимости, безынициативности, что приводит к серьезной личностной деформации.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.