Робинзон пытается покинуть свой остров — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Робинзон пытается покинуть свой остров

2018-01-14 326
Робинзон пытается покинуть свой остров 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

...Наступила ночь. Я переночевал в лодке, укрывшись матросским бушлатом, а наутро пустился в путь.
Сначала я взял курс в открытое море, прямо на север, пока не попал в струю течения. Меня понесло очень быстро, и менее чем через два часа я добрался до корабля.
Мрачное зрелище предстало перед моими глазами: корабль (очевидно, испанский) застрял носом между двумя утёсами. Корма1 была снесена: уцелела только носовая часть. И грот-мачта2 , и фок-мачта3 были срублены до основания.
Когда я подошёл к борту, на палубе показалась собака. Увидев меня, она принялась выть и визжать, а когда я позвал её, спрыгнула в воду и подплыла ко мне. Я взял её в лодку. Она умирала от голода и жажды. Я дал ей кусок хлеба. И она набросилась на него, как изголодавшийся в снежную зиму волк. Когда собака насытилась, я дал ей немного воды, и она стала так жадно лакать, что, наверное, лопнула бы, если бы дать ей волю.
Затем я взошёл на корабль. Кроме собаки, на корабле не осталось ни одного живого существа.
Большую часть вещей, очевидно, тоже унесло в море, а те, что остались, подмокли. Два сундука я отнёс в лодку, даже не попытавшись открыть их. Корабль, очевидно, был очень богатый. В каюте я нашёл несколько ружей и большую пороховницу, а в ней фунта4 четыре пороху. Ружья я оставил, так как они были мне не нужны, а порох взял. Взял я также лопаточку и щипцы для угля, в которых чрезвычайно нуждался. Взял два медных котелка и медный кофейник.
Со всем этим грузом и с собакой я отчалил от корабля, так как уже начинался прилив. В тот же день, к часу ночи, я вернулся на остров, измученный и усталый до крайности. (274 слова)

(Д. Дефо)

Вопросы и задания

1. Какая картина открылась перед Робинзоном, когда он увидел корабль?

2. Как произошла встреча Робинзона с единственным живым существом на корабле?

3. Вспомни, как Робинзон отбирал вещи на корабле. Почему именно так? (Прочти эту книгу самостоятельно.)

________________

1 Корма – задняя часть судна.
2 Грот-мачта – вторая мачта от носа корабля.
3 Фок-мачта – передняя мачта на судне. Мачта – высокий столб для парусов на судне.
4 Фунт – старинная мера веса, русский фунт равен 410 г, английский – 450 г.

На берегу Невы

Пустынны берега реки Невы: леса, топи да непролазные чащи. И проехать трудно, и жить негде. А место важное – море.
Через несколько месяцев после взятия Ниеншанца1 Пётр забрал Меншикова, сел в лодку и поехал к устью2 Невы. При самом впадении Невы в море – остров. Вылез Пётр из лодки, стал ходить по острову. Остров длинный, плоский, словно ладошка. Хохолками торчат хилые кусты, под ногами мох.
– Ну и место, государь! – проговорил Меншиков.
– Место, как место, – ответил Пётр. – Знатное место: море.
Пошли дальше. Вдруг Меншиков провалился по колени в болото. Рванул ноги, стал на четвереньки, пополз на сухое место. Посмотрел на ноги – одного ботфорта3 нет.
– Ай да Алексашка! – рассмеялся Пётр.
– Ну и места проклятущие! – с обидой проговорил Меншиков. – Государь, пошли назад.
– Зачем же назад, иди вперёд, Данилыч. Чай, хозяйничать сюда пришли, а не гостями, – ответил Пётр и зашагал к морю.
Меншиков нехотя поплёлся сзади.
– А вот смотри, – обратился Пётр к Меншикову. – Жизни, говоришь, никакой нет, а это что, не жизнь?
Пётр подошёл к кочке, осторожно раздвинул кусты, и Меншиков увидел гнездо. В гнезде птица. Она с удивлением смотрела на людей, не улетала.
Наконец Пётр и Меншиков вышли к морю. Большое, мрачное, оно бросало о берег волны, било о гальку. Пётр стоял, расправив плечи, дышал всей грудью. Морской ветер трепал полы кафтана. Пётр смотрел вдаль. Там, за сотни вёрст на запад, лежали иные страны.
Меншиков сидел на камне, переобувался.
– Данилыч! – вновь повторил Пётр. Меншиков насторожился.
– Здесь, у моря, – Пётр обвёл рукой, – здесь, у моря, – повторил он, – будем строить город.
– Город? – переспросил Меншиков. – Тут, на сих болотах, город?!
– Да, – ответил Пётр и зашагал по берегу.
А Меншиков продолжал сидеть на камне и смотрел удивлённым, восторженным взглядом на удаляющуюся фигуру Петра. (274 слова)

(По С. Алексееву)

Вопросы и задания

1. Какая картина открылась перед Петром и Меншиковым, когда они высадились на острове?

2. Как вёл себя Меншиков и как вёл себя царь Пётр? Как это их характеризует?

3. Какая фраза текста раскрывает весь смысл действий Петра? Найди и прочитай её.

___________________

1 Ниеншанц – шведская крепость (близ устья Невы), которую завоевал Пётр I и дал указание сровнять её с землёй.
2 Устье – место впадения реки в море.
3 Ботфорты – в старину: высокие кавалерийские сапоги.

Нагайка

Кутузов никогда не расставался с казацкой нагайкой. Висела она у него через плечо, без всякого дела. Коня не стегал, руку на солдат не поднимал. Зачем же тогда нагайка?
Спросит об этом кто-нибудь у Кутузова.
– Пусть повисит, – ответит Кутузов. – Дело и ей найдётся.
Наступили холода. По-разному одеты в частях солдаты. Там, где интенданты1 и офицеры заботливы, полки и роты в тепле. Там, где с ленцой, мерзнут, бедуют солдаты.
Как-то приехал Кутузов в полк, где офицеры ленивые. Пошёл фельдмаршал2 в одну: одежонка солдатская – старь, башмаки ни разу не чинены, форма к зиме не завезена. Посетил вторую, третью роту – всё точь-точь, как и в первой. Вернулся Кутузов в полковую избу, собрал офицеров:
– Как живёте, господа офицеры?
– Бог милует.
– Как службу несёте?
– Стараемся.
– Не холодно вам, господа офицеры?
– Согреты вашим присутствием, – льстиво отвечают ему офицеры.
Усмехнулся Кутузов. Видит – перед ним не только ленивцы, но и отменные хитрецы. Кряхтя, начинает он снимать нагайку.
– Так, так... Ну, а солдаты чем же согреты?
– Победами, ваша светлость! – гаркнули офицеры. Кутузов остановился, глянул на офицеров. И вдруг передумал, надел нагайку. Находчивость офицеров поразила фельдмаршала. Решил он виновных простить.
– Виноваты, – признались теперь офицеры, всё ещё с опаской поглядывая на нагайку. – Будет исполнено.
– Ладно, ступайте, – сказал Кутузов.
А сам подумал: "А всё же хорошо, что нагайка висит. Гляжу, она и без дела инструмент небесполезный". (214 слов)

(С. Алексеев)

Вопросы и задания

1. Почему можно утверждать, что Кутузов любил и заботился о солдатах?

2. Какие человеческие качества были присущи Кутузову?

3. Собрав все сведения о Кутузове, составь его словесный портрет.

___________________

1 Интендант – военнослужащий, ведающий делами хозяйственного снабжения и войскового хозяйства.
2 Фельдмаршал – в царской армии и некоторых других иностранных армиях высший генеральский чин.

 

Голая Лягушка

(Сказка)

Это было очень-очень давно.
Лягушка жила тогда в море, и у неё, как у рыб, была чешуя. Красивая, вся из перламутра. Стоило солнышку или луне проникнуть в морскую глубь, как Лягушка становилась то золотой, то серебряной, а то и сразу золотой и серебряной, если луна и солнце на небе встречались.
Конечно, Лягушка своим нарядом очень гордилась. Да и не только она, все рыбы были в восторге от её красоты! Из самых далёких морей приплывали самые редкие рыбы, чтобы полюбоваться такой красавицей.
– Да, она красивая, но, похоже, совершенно немая, – замечала Акула, с завистью разглядывая лягушачий хвост, переливавшийся всеми цветами подводной радуги.
– Нет, что вы, – быстро поворачивалась к Акуле Уклейка1. – Она прекрасно говорит, но очень гордая и ни с кем не хочет разговаривать.
– Да, она зазналась, – добродушно подтверждал Сом. – Зазнаваться, конечно, никому не следует, но Лягушке можно. Уж очень она красивая.
От таких разговоров Лягушка была сама не своя. И всё чаще стала подумывать: а не показать ли ей себя и на берегу? Ведь там-то её ещё никто не видел!
И она поплыла к берегу. Долго плыла, очень долго. И была то золотой, то серебряной.
А на всём пути её встречали рыбы и, как всегда, восхищались красотой.
Но вот и берег. А по нему ходят высокие птицы с длинным клювом.
"Интересно, что-то они скажут, когда увидят меня", – подумала Лягушка, выпрыгнула из воды на песок и стала поворачиваться к птицам то грудью, то боком, то хвостом.
– Смотрите, море нам выбросило рыбу, – сказала страшным голосом одна из птиц.
– Нет, не выбросило. Я сама! – возмутилась Лягушка и стала ещё быстрее подпрыгивать, показывая себя со всех сторон.
– А я тебя сейчас съем! – крикнула птица. Это была Цапля, она нацелилась на Лягушку своим длинным, острым клювом.
Лягушка задрожала и бросилась к воде. Но до воды было не так-то близко – только что самая большая волна откатилась с берега в море. Лягушка так перепугалась, что от страха у неё мгновенно выросли ноги. Раз-два! Раз-два! И она в воде.
Но теперь в воде ей было холодно.
"Отчего бы это?" – подумала она и тут увидала, что у неё нет ни одной чешуйки. "Это, когда я прыгала, они осыпались и теперь лежат на берегу".
Она вернулась за чешуйками. Но чешуек на берегу не было. Их смыло волной.
"Как же мне быть? Как?" – хотела спросить Лягушка, но у неё получилось: "Ква! Ква!"
– Ах, вот ты где, квакша! – снова раздался крик Цапли. – Теперь-то я тебя съем!
И Лягушка опять в страхе запрыгала к морю.
В море её увидали рыбы. Они так рассердились за то, что она где-то потеряла свой прекрасный наряд, что готовы были избить Лягушку. Особенно зла была Щука – она решила Лягушку съесть!
И Лягушке пришлось бежать на берег. Но там были Цапли.
И Лягушка снова кинулась в воду. А там была Щука.
С тех пор лягушка-квакушка и прыгает то в воду, то на берег. Так и живёт.
А из её чешуек в море выросли прекрасные перламутровые раковины. (476 слов)

(С. Воронин)

Вопросы и задания

1. Прочитай текст, раздели его на части. Какая часть тебе особенно понравилась? Почему? Подчеркни наиболее удачные слова и выражения.

2. Подчеркни слова и выражения в тексте, которые могли бы быть заголовками каждой части.

3. С помощью чего Сергей Воронин достиг такой лёгкости, красоты, динамичности в своей сказке?

_________________

1 Уклейка – небольшая речная рыба из семейства карповых.

Кошка Машка

(Отрывок)

Поехал я зимой в северный край охотиться на медведей. Поздно вечером добрался я наконец до глухой лесной сторожки. Там жил знаменитый охотник дядя Дрон.
Хорошо после долгого пути по холоду, среди таёжных лесов очутиться в жарко натопленной избушке за самоваром.
Мы не спеша допивали большой самовар и обсуждали, куда завтра отправиться на охоту.
Вдруг в наружную дверь кто-то начал громко царапаться.
– Дядя Дрон, наверное, собака в дом просится, – сказал я.
– Нет, это кошка Машка домой вернулась.
Дядя Дрон встал и открыл дверь.
В комнату ворвались клубы морозного пара, и вместе с ними вбежал кто-то серый, большой, не меньше дворовой собаки.
В избушке было темновато, и я не мог сразу разглядеть, кто именно, только уж никак не кошка. "Конечно, собака", – подумал я. Но в этот миг Машка бесшумно, по-кошачьи, шмыгнула в дальний угол и в один прыжок оказалась на печке. Оттуда из темноты на меня блеснули два зеленоватых кошачьих глаза.
– Дядя Дрон, кто же это у тебя? – удивился я.
– Говорю – кошка, – засмеялся хозяин.
– Да что ты? Какая это кошка? Такая огромная!
– А это кошка не городская, а наша лесная, таёжная... Кис, кис, кис! – поманил он. – Иди-ка, молочка налью.
Он взял крынку и мисочку.
Машка спрыгнула с печи и направилась к столу.
Я с изумлением увидел перед собой большого серого зверя с кошачьей мордой и куцым, словно обрубленным хвостом.
Зверь недоверчиво покосился на меня и подошёл поближе к хозяину.
– Да это же рысь! – вскрикнул я.
– А разве рысь не кошка? – опять засмеялся старик.
Я ничего не ответил и с любопытством разглядывал редкого лесного гостя. (248 слов)

(Г.Скребицкий)

Задание и вопросы

1. Коротко расскажи, какой случай произошёл с писателем в далёкой северной сторожке.
2. Почему охотник посмеивался над гостем? Почему он сам не боялся лесной кошки?

На Белом море

(Отрывок)

Мы отплыли метров на сто от берега. Вот теперь можно и половить рыбу. Вдруг невдалеке от лодки из-под волны вынырнула чья-то большая тёмная голова.
Я вздрогнул и не успел ещё сообразить, в чём дело, как голова фыркнула и скрылась под водой.
– Ишь, нерпа играет, – недовольно проговорил Иван Галактионович. – Всю треску теперь и разгонит.
Нерпа вновь вынырнула, но уже поодаль.
– Ушла, – сказал мой товарищ. – А то иной раз начнёт нырять кругом лодки, рыбу распугает, тогда снимайся с якоря и переезжай на новое место.
– А можно её из ружья убить?
– Осенью можно, а теперь нельзя. Запрещается летом бить. Летом хоть и убьёшь, враз утонет. Летом нерпа тощая, вода её и не держит. А к осени она жир нагоняет, на воде как поплавок будет держаться.
Мы посидели ещё немного, но рыба не бралась.
Подул холодный ветер. Залив заволновался. Наш ботик начинало сильно покачивать.
– Теперь толку не будет. Надо ко двору подаваться, – сказал Иван Галактионович.
Мы поплыли домой.
– Ну как дела? – закричала, выбегая на берег, Наташа. – Я и корзину для рыбы принесла.
Мы начали выкладывать из лодки в корзину треску. Её оказалось тридцать две штуки за какие-нибудь полтора-два часа.
Мы пришли домой обедать. Я никак не мог примириться с тем, что мой товарищ по рыбалке не одобрял наш замечательный улов.
– Иван Галактионович, а сколько же нужно наловить рыбы, чтобы ты был доволен? – спросил я.
– Полную лодку, – ответил он, уплетая кашу и весело улыбаясь. – Вот это было бы дело... (236 слов)

(Г.Скребицкий)

Задания

1. Расскажи об особенностях рыбалки на северном море.
2. Раздели текст на части. Придумай заголовки.

Письмо к сыну

Алексей Максимович по состоянию здоровья должен был жить на юге Италии. Жил он в то время на острове Капри. Отец и сын переписывались.
Вот одно из писем Алексея Максимовича сыну:
"Ты уехал, а цветы, посаженные тобою, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя на Капри нечто хорошее – цветы. Вот если бы ты всегда и везде, всю твою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о тебе, – легка и приятна была бы твоя жизнь.
Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало бы тебя богатым душой. Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять".
Живя на Капри, Алексей Максимович очень много работал. Но в конце 1907 года ему удалось выбрать время, чтобы посмотреть Флоренцию. Оттуда он писал сыну:
"Милый мой сынище и дружище!
За письмо – спасибо, ждал я его от тебя лет 600 и очень рад, что, наконец, ты раскачался, на старости лет потрудился и написал.
И пишешь недурно – толково, ясно. Только вот твоё мнение насчет учителей не очень мудро, ну, да это не беда! Я верю, что, когда ты будешь старше, заговоришь о людях иначе, получше.
И если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Всё в жизни зависит от тебя. Всё в жизни зависит от тебя самого, поверь мне.
Учись, дружище, это сначала немножко трудно, а потом – сам не оторвёшься, так хорошо, и легко, и приятно – будешь узнавать, как люди жили, живут и как думают жить...
Обнимаю и целую". (261 слово)

(М.Горький)

Вопросы и задание

1. Ты прочёл письма Алексея Максимовича к сыну. Какое впечатление они произвели на тебя? Почему?
2. Какие важные слова тебе хотелось бы выделить жирным шрифтом, подчеркнуть в письмах? Отчего? Выдели эти слова.

Немая принцесса

Жил-был царь, и было у него три сына. И решил царь женить сыновей. Вывел их в чистое поле и сказал:
– Пусть каждый из вас пустит стрелу из лука туда, куда сердце подскажет. Куда упадёт стрела, там и найдёт он себе жену.
Тогда старший сын взял свой лук и пустил стрелу направо. И упала стрела в сад, где гуляла дочь богатого купца.
Взял свой лук средний сын и пустил стрелу налево. И упала стрела под окном у дочери прославленного генерала.
Ну а младший сын, Данила, был лучшим стрелком во всём царстве. И стрела его улетела так далеко, что пришлось ему за ней отправиться в дремучий лес. Там нашёл царевич стрелу, торчащую из земли. Рядом с ней сидела девушка невиданной красоты, одетая в лохмотья.
– Кто ты? – спросил царевич.
Девушка улыбнулась, но ничего не ответила. Тогда Данила вытащил из земли стрелу и сказал:
– Я – царевич Данила. Я буду рад взять тебя в жёны. Ты согласна?
Глаза у девушки засияли от счастья. Она кивнула головой и дала Даниле руку.
Все три сына были счастливы...
Но младший почти не показывался с женой отцу на глаза. Все спрашивали: "Почему она всегда молчит?"
– Почему ты молчишь, – рассердился царь. – Отвечай! Я приказываю!
Девушка вздрогнула и подняла глаза, полные слёз.
Тогда царь взял её за руку и ласково произнёс:
– Завтра во дворце будет великий праздник. И мы с тобой вместе откроем бал.
На следующий день, когда появилась жена младшего сына, в зале воцарилась мёртвая тишина.
А царь взял её за руку и спросил:
– Дочь моя, ты позволишь мне пригласить тебя на танец и открыть бал?
И впервые услышал голос принцессы:
– Буду рада, ваше величество!
И лицо её озарила чудесная улыбка. Казалось, весь дворец осветился ярким солнцем, и чары колдовства рассыпались... (283 слова)

(Сказка в пересказе М.Тарловского)

Вопросы и задания

1. Какую русскую народную сказку напомнила тебе сказка "Немая принцесса"?
2. Чем эта сказка отличается от сказки "Царевна-лягушка"?
3. Как царь сумел расколдовать немую принцессу?
4. Раздели сказку на части. Озаглавь их.

Лён

Лён цвёл чудесными голубенькими цветочками, мягкими и нежными, как крылья мотыльков, даже ещё нежнее!
Солнце ласкало его, дождь поливал, и льну это было так же полезно и приятно, как маленьким детям, когда мать сначала умоет их, а потом поцелует, дети от этого хорошеют, хорошел и лён.
– Все говорят, что я уродился на славу! – сказал лён. – Говорят, что я ещё вытянусь и потом из меня выйдет отличный кусок холста! Ах, какой я счастливый! Право, я счастливее всех! Это так приятно, что и я пригожусь на что-нибудь! Солнышко меня веселит и оживляет, дождичек питает и освежает! Ах, я так счастлив, так счастлив! Я счастливее всех!
– Да, да, да! – сказали колья изгороди. – Ты ещё не знаешь света, а мы так вот знаем, видишь, какие мы сучковатые! – и они жалобно заскрипели: оглянуться не успеешь, как уж песенке конец.
– Вовсе не конец! – сказал лён. – И завтра опять будет греть солнышко, опять пойдёт дождик! Я чувствую, что расту и цвету! Я счастливее всех на свете!
Но вот однажды явились люди, схватили лён за макушку и вырвали с корнем. Больно было! Потом его положили в воду, словно собирались утопить, а после того держали над огнём, будто хотели изжарить. Ужас что такое!
– Не вечно же нам жить в своё удовольствие! – сказал лён. – Приходится и потерпеть. Зато поумнеешь!
Но льну приходилось уже плохо. Чего-чего только с ним ни делали: и мяли, и тискали, и трепали, и чесали – да просто всего и не упомнишь! Наконец он очутился на прялке. Жжж! Тут уж поневоле все мысли вразброд пошли!
"Я ведь так долго был несказанно счастлив! – думал он во время этих мучений. – Что ж, надо быть благодарным и за то хорошее, что выпало нам надолго! Да, надо, надо!.. Ох!"
И он повторял то же самое, даже попав на ткацкий станок. Но вот наконец из него вышел большой кусок великолепного холста. Весь лён до последнего стебелька пошёл на этот кусок.
– Но ведь это же бесподобно! Как мне, однако, везёт!
А колья твердили: "Оглянуться не успеешь, как уж песенке конец!"
– Песенке вовсе не конец! Она только теперь и начинается. Вот счастье-то! Нет, я счастливее всех на свете! Какой я теперь крепкий, белый и длинный! Это небось получше, чем просто расти или даже цвести в поле! (362 слова)

(Х.К. Андерсен)

Вопросы

1. Как великому сказочнику удалось рассказать нам о таком чудесном растении, как лён?
2. Что ты узнал нового об этом растении?

Задание 1

ДЕТСТВО НИКИТЫ
(отрывок)

Над круглым столом горит лампа под белым фарфоровым абажуром. Кто-то тяжело прошел за стеной по коридору – должно быть, истопник, и под лампой нежно зазвенели хрусталики.
Матушка склонила голову над книгой, волосы у нее пепельные, тонкие и вьются на виске, где родинка, как просяное зерно. Время от времени матушка разрезывает листы вязальной спицей. Книжка – в кирпичной обложке. Таких книжек у отца в кабинете полон шкаф, все они называются "Вестник Европы". Удивительно, почему взрослые любят все скучное: читать такую книжку – точно кирпич тереть.
На коленях у матушки, положив мокрый свиной носик на лапки, спит ручной еж – Ахилка. Когда люди лягут спать, он, выспавшись за день, пойдет всю ночь топотать по комнате, стучать когтями, похрюкивать, понюхивать по всем углам, заглядывать в мышиные норы.
Истопник за стеной застучал железной дверцей, и слышно было, как мешал печь. В комнате пахло штукатуркой, вымытыми полами. Было скучновато, но уютно.

(А.Толстой)

1. Прочитай отрывок повести вслух вполголоса.

2. По сигналу учителя отметь место, где ты читаешь, простым карандашом.

3. Дочитай текст.

4. Найди и подчеркни одной чертой строки, из которых видно, что автор показывает комнату глазами ребенка (мальчика Никиты).

5. Найди в тексте и подчеркни двумя чертами строки, говорящие о любви и привязанности Никиты к матери.

6. Найди в тексте и подчеркни волнистой линией слова и выражения, подтверждающие, что Никита с нежностью относится к домашнему питомцу – ежу Ахилке.

7. Из каких предложений можно представить: а) какие звуки слышит Никита, сидя в комнате; б) какие запахи он различает? Расставь буквы в конце этих предложений.

8. Придумай подходящее название для этого отрывка и запиши его.

Задание 2

НОЧНЫЕ СТИХИ

Вот пришел бесшумно Шорох,
Новостей принес он ворох,
И все Шорохи слетелись,
И пришел бесшумно Шелест.
Шевельнул рукою Шелест,
И все Шелесты слетелись,
И сошлись со всего света,
И шушукались до света
За широкой нашей шторой.
И шептал им что-то Шорох,
Что-то страшное, чудное,
Что-то тайное, ночное,
Разошелся, расшептался,
А под утро распрощался.
Шорох вышел. Шелест вышел,
И шагов никто не слышал...

(Э.Мошковская)

1. Прочитай стихотворение вполголоса и про себя.

2. Найди в этом стихотворении слова и выражения, при помощи которых поэтесса оживляет образ Шороха, и подчеркни их одной чертой.

3. Найди в этом стихотворении слова и выражения, при помощи которых поэтесса оживляет образ Шелеста, и подчеркни их двумя чертами.

4. Подчеркни волнистой чертой все элементы звукописи, которые ты обнаружишь в стихотворении.

5. В каких строчках выражено настроение, созданное ночными звуками? Подчеркни эти строчки пунктиром.

Задание 3

СЕМЬ СИМЕОНОВ
(отрывок)

Царь наперво созвал большого Симеона, спросил:
– Чего ты умеешь делать?
– Воровать, ваше царско величество.
– Ладно, мне такой человек на время надобен.
Созвал второго:
– А ты чего?
Я умею ковать всяки дорогие вещи.
– Мне и такой человек надобен.
Созвал третьего Симеона, спрашиват:
– А ты чего умеешь делать?
– Я умею стрелять на лету птицу, ваше царско величество.
– Ладно!
Спрашиват четвертого:
– А ты чего?
– Если стрелец подстрелит птицу, я вместо собаки сплаваю за ней и притащу.
– Ладно! – говорит царь. – А ты чему мастер? – спросил пятого.
– Я буду смотреть с высокого места во все царства и стану сказывать, где чего делается.
– Хорошо, хорошо!
Спросил шестого:
– Я знаю делать корабли; только тяп-ляп, у меня и будет корабль.
– Хорошо, а ты чего знаешь? – спросил седьмого.
– Я умею лечить людей.
– Ладно!
Царь отпустил их. Живут долго уж; царь и вздумал попытать одного Симеона:
– Ну-ка, Симеон, узнай, где чего делается.
Симеон забился куда-то наверх, посмотрел по сторонам и рассказал:
– Тут вот то-то делается, там – то-то.
После сличили с газетами – точно так!
Прошло опять много время; царь вздумал жениться на одной царевне: как ее достать? Не знает, некого послать! И вспомнил семь Симеонов, созвал их, дал службу: достать эту царевну.
Симеоны скоро собрались, все мастера – тяп да ляп, и сделали корабь, сели и поплыли. Подплывают под то царство, где была невеста-царевна; один посмотрел с высокого шеста, сказал, что царевна теперь одна – украсть можно; другой сковал какие-то самые дорогие вещи, и пошли с вором продавать: только дошли, вор тотчас и украл царевну. Отсекли якоря, поплыли. Царевна видит, что ее везут, обернулась белой лебедью и полетела с корабля.

1. Прочитай текст вполголоса и про себя.

2. Какие характерные черты волшебной сказки ты можешь отметить в этом отрывке (включая название сказки): а) наличие волшебного числа; б) обращение к тотемному дереву;
в) наличие тотемного зверя или птицы? Обведи нужные буквы.

3. Подчеркни в тексте одной чертой те фрагменты, которые подтверждают твой предыдущий ответ. Над каждым фрагментом поставь соответствующую ему букву.

4. Найди в тексте и подчеркни двумя чертами те конкретно исторические подробности жизни, которых не могло быть в самой древней сказке, существовавшей до появления письменности.

Уровни выполнения работы

1. Техника чтения, темп чтения (при норме 80–90 слов в минуту):

· 4-й уровень – 80–90 слов в минуту, целыми словами;

· 3-й уровень – 70–80 слов в минуту, целыми словами;

· 2-й уровень – меньше 70 слов в минуту, целыми словами;

· 1-й уровень – меньше 60 слов в минуту, безотрывно по слогам.

2. Понимание содержания прочитанного (в том числе понимание характеров героев и средств авторской оценки героев), эмоционально точное восприятие текста, выражение смысла текста в названии:

· 4-й уровень – верно выполнены задание 1 (вопросы 3, 4, 5, 6, 7, 8) и задание 2 (вопрос 5);

· 3-й уровень – неверно выполнены задание 1 (вопрос 4) и (или) задание 2 (вопрос 5);

· 2-й уровень – на четыре из семи вопросов дан неверный (неточный) ответ;

· 1-й уровень – задания не выполнены или все выполнены неверно.

3. Узнавание литературных приемов (олицетворения, звукописи):

· 4-й уровень – верно выполнено задание 2 (вопросы 2, 3, 4);

· 3-й уровень – задание 3 (вопрос 2 или вопрос 3) выполнено с ошибкой или неточно;

· 2-й уровень – на два из трех вопросов даны ошибочные или неточные ответы;

· 1-й уровень – задания не выполнены или все выполнены с ошибкой.

4. Понимание жанровой специфики сказки: умение обнаружить в ней связь с древними представлениями о мире и приметы конкретного исторического времени.

· 4-й уровень – верно выполнено задание 3 (вопросы 2, 3, 4);

· 3-й уровень – не выполнено или выполнено с ошибкой задание 3 (вопрос 3 или вопрос 4);

· 2-й уровень – на два из трех вопросов даны ошибочные или неточные ответы;

· 1-й уровень – задания не выполнены или все выполнены неверно.

· Туман

· Июль. Раннее утро. Мы бежим на электричку. Люди спешат в город на работу. Дорога шла лесом. Вот кончился сосновый лес и мы остановились. Перед нами раскинулось широкое молочное поле. Дорога пропала, растворилась в белой пелене. Белый ночной туман спустился в лощину. В двух шагах ничего не видно. Рожь колышется и кажется, что туман живой. Кусты по обочине дороги завёрнуты в мягкие пушистые конвертики. Их тёмные головки видны сверху. Под тяжёлой росой они склонили их к земле.
Но вот небо порозовело. Выкатился огромный огненный шар солнца. Не прошло и получаса как туман стал отступать. Солнышко быстро взялось за работу. Оно просушило рожь, цветы, траву и дорожки. День обещал быть хорошим. Лето в разгаре! (112 слов)

· Задание и вопросы

· 1. Расскажи, какую красоту люди наблюдали ранним июльским утром?
2. Какие сравнительные обороты тебе особенно понравились?
3. Если бы этот рассказ написал ты, сколько частей с помощью красной строки ты бы выделил?

· Первый полёт

· Первый полёт в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. Он летал на космическом корабле "Восток" 12 апреля 1961 года.
И до Гагарина были отважные путешественники. Они уплывали в неведомые моря, исследовали дикие леса, пустыни, шли по снегам и льдам к полюсу. Но все они путешествовали на Земле и заранее знали, как опасны морские штормы, как жарко в пустыне, какой лютый холод на полюсе. А Гагарин был далеко от Земли – в космосе. Только там он узнал невесомость – странное состояние, когда сам космонавт и его вещи ничего не весят и плавают в корабле, словно рыбы в аквариуме. Там нет ни верха, ни низа. Там пролитая вода не растекается лужицей по полу, а собирается в шар, и шар висит в воздухе. За окном-иллюминатором всегда чёрная, непроглядная ночь. Удивительно! Ближе к солнцу, а темно... Когда ракета с огромной скоростью уносит человека от Земли, он становится очень тяжёлым, а в космосе человек не весит ни грамма.
Всё это первым увидел, узнал, испытал на себе Юрий Алексеевич Гагарин. Он проложил другим людям дорогу в космос. (169 слов)

· (А.Митяев)

· Вопросы

· 1. Вспомни, кто и когда совершил первый полёт в космос?
2. Что необычного увидел и почувствовал Юрий Алексеевич в космосе?
3. Как ты думаешь, какому человеку могла страна доверить столь ответственное дело?

· Счастливый мальчик

· (Иранская народная сказка)

· Много-много лет тому назад под синим куполом неба жили в лачуге на опушке леса муж и жена. Их сынишка целыми днями играл со сверстниками и скитался по лесу. А по вечерам отец учил его грамоте. Однажды мать сказала ему:
– Пора тебе, сынок, помогать отцу. Сегодня нам нечего есть. Ступай-ка к морю и налови рыбы.
Мальчик взял невод и отправился на берег моря. Там он закинул невод и, вытащив его, увидел маленькую трёхцветную рыбку – золотисто-красно-синюю. Рыбка жалобно взглянула на мальчика и проговорила человеческим голосом:
– Пусти меня в море, мальчик! В награду я дам тебе волшебные ножницы: всё, что ты ими ни вырежешь, будет настоящим.
Мальчик пожалел рыбку и отпустил её в море. В тот же миг в руках у мальчика появились ножницы. Оглядевшись, мальчик увидел упавший с дерева большой жёлтый лист, поднял его и вырезал дворец. Вдруг дворец стал увеличиваться, расти, пока не поднялся выше окрестных холмов. Тогда мальчик набрал листьев – жёлтых, зелёных, красных, коричневых – и стал вырезать из них деревья и цветы. И вот вокруг дворца раскинулся цветущий сад. (172 слова)

· Задание и вопрос

· 1. Перескажи сказку.
2. Какие сказки тебе напоминает этот отрывок?

· Чьи руки краше

· (Индийская сказка)

· На берегу реки Джамны сидели три знатные женщины, плескались водой и хвастались одна перед другой своими руками.
– У меня руки красивые, – сказала одна.
– И у меня красивые и нежные! – подхватила вторая.
– А у меня красивей, чем у вас обеих! – сказала третья.
Но вот подошла к женщинам голодная хромая старуха и попросила у них что-нибудь поесть.
Ничего не дали ей знатные женщины, спросили только:
– Скажи-ка, старая, у которой из нас руки красивее?
– Вот поем немножко, тогда скажу, – прошамкала старуха и побрела прочь.
А дальше на берегу сидела бедная крестьянка. Она до того загорела на работе в поле, что кожа у неё стала чёрной. Старуха и у неё попросила милостыни:
– Изголодалась я! Коли найдётся у тебя какой кусочек, покорми меня!
– Бери, матушка! У меня есть немножко еды, возьми себе половину, – сказала крестьянка.
Старуха поела, выпила воды и от всей души поблагодарила крестьянку. Потом взяла её за руку, привела к трём знатным женщинам и сказала:
– Вот теперь я скажу, чьи руки краше. Чёрные-пречёрные руки вот этой бедной женщины, что накормила меня, голодную и хромую старуху, в тысячу раз прекраснее ваших белых-белых нежных холёных рук!
Так сказала старуха и поплелась своей дорогой. А три знатные женщины сгорели от стыда. (196 слов)

· Вопросы и задание

· 1. Хвастаясь своими холёными руками, о чём забыли эти знатные женщины?
2. Почему бедная крестьянка по-иному отнеслась к старой женщине?
3. Чтобы оценить эту ситуацию, попробуй подобрать подходящие пословицы ("С лица воду не пить" и т.д.).

· Иван – крестьянский сын и чудо-юдо

· (Русская сказка)

· В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушкой. Жили они – не ленились, без устали трудились, пашню пахали да хлеб засевали.
Разнеслась вдруг в том царстве-государстве весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-сёла огнём спалить. Затужили старик со старухой, загоревали. А сыновья утешают их:
– Не горюйте, батюшка и матушка! Пойдём мы на чудо-юдо, будем с ним биться. А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка останется: он ещё очень молод, чтоб на бой идти.
– Нет, – говорит Иван, – не хочу я дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом-юдом биться!
Не стали старик со старухой Иванушку удерживать да отговаривать – снарядили всех троих сыновей в путь-дорогу.
Взяли братья дубины тяжёлые, взяли котомки с хлебом-солью, сели на коней и поехали.
Долго ли, коротко ли ехали – встречается им старичок:
– Здорово, добры молодцы!
– Здравствуй, дедушка!
– Куда это вы путь держите?
– Едем мы с поганым чудом-юдом сражаться, родную сторону защищать!
– Доброе это дело! Только для битвы вам нужны не дубинки, а мечи булатные.
– Да где же их достать, дедушка?
– А я вас научу. Поезжайте-ка вы, добрые молодцы, всё прямо. Доедете вы до высокой горы. А в той горе пещера глубокая, вход в неё большим камнем завален. Отвалите камень, войдите в пещеру и найдёте там мечи булатные.
Поблагодарили братья старика и поехали, как он учил, всё прямо. Видят – стоит холм высокий, с одного боку большой камень привален. Отвалили братья тот камень и вошли в пещеру. А там оружия всякого и не почтёшь! Выбрали они себе по мечу булатному и поехали дальше.
– Спасибо, – говорят, – старику! С мечами-то нам куда лучше биться будет!
Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Смотрят кругом – ни одной души нет, все повыжжено, поломано, стоит одна маленькая избушка. Вошли братья в избушку. Лежит на печке старая старуха да охает.
– Здравствуй, бабушка! – говорят братья.
– Здравствуйте, молодцы! Куда путь держите?
– Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калиновый мост: хотим с чудом-юдом сразиться, свою землю защитить!
– Ох, молодцы, за доброе дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил, лютой смерти предал. Ближние царства – хоть шаром покати... И до нас добрался. Только я здесь одна и уцелела: видно, я уж чуду-юду на еду не гожусь.
Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились снова в путь-дорогу.
Подъезжают к самой реке Смородине, к калиновому мосту. По всему берегу лежат мечи да луки поломанные, лежат кости человеческие...
Нашли братья пустую избушку и решили остановиться в ней.
– Ну, братцы, – говорит Иван, – заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди в дозор ходить, чтоб чудо-юдо через калиновый мост не пропустить!
В первую ночь отправился в дозор старший брат. Прошёл он по берегу, посмотрел за реку Смородину – всё тихо, никого не видать, ничего не слыхать. Лёг старший брат под ракитовый куст и заснул крепко, захрапел громко.
А Иван лежит в избушке – не спится ему, не дремлется. Как пошло время заполночь, взял он свой меч булатный и отправился к реке Смородине.
Смотрит – под кустом старший брат спит, во всю мочь храпит. Не стал Иван его будить, спрятался под калиновый мост, стоит – переезд сторожит.
Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орл


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.102 с.