ТЕМА 15: Глобальные проблемы и перспективы человечества — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

ТЕМА 15: Глобальные проблемы и перспективы человечества

2018-01-14 146
ТЕМА 15: Глобальные проблемы и перспективы человечества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Человек перед лицом глобальных проблем.

2. Иерархия глобальных проблем.

3. Философские концепции истоков глобальных проблем и путей их решения.

4. Глобальные проблемы и перспективы будущего.

Литература основная

Мир философии. В 2 ч. М., 1991. Часть 2. Раздел 8, § 2.

Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В 2 ч. М., 1989. Часть 2. Глава 8, § 2.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 1997. Часть 2. Глава 2.8.

Философия. Учебник для высших учебных заведений / Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов-на-Дону. 1997. Главы 13, 14.

Литература дополнительная

Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

Введение в социальную экологию. Ч. 1-2. М., 1994.

Горелов А.А. Социальная экология. М., 1998.

Казначеев В.П. Проблемы человековедения. М., 1997.

Кочергин А.Н. Философия и глобальные проблемы. М., 1996.

Моисеев Н.Н. Грядущие десятилетия. М., 1992.

Назаретян А.Н. Интеллект во вселенной. М., 1991.

Олейников Ю.В., Оносов А.А. Ноосферный проект социоприродной

эволюции. М., 1999.

Урсул А.Д. Путь в ноосферу. М., 1993.

Шкловский И.С. Вселенная. Жизнь. Разум. М., 1989.

 

 

Темы практических занятий

 
 


№ п/п Тема Количество часов
годовой курс семестровый курс
  Философия как форма духовной жизни    
  Древняя восточная философия: мир культуры и стиль мышления    
  Основные проблемы античной философии    
  Основные проблемы философии Средневековья    
  Философские концепции эпохи Возрождения    
  Основные философские школы Нового времени    
  Особенности и проблемы русской философии XIX-XX веков    
  Философия XX века: проблемы, направления    
  Философия природы    
  Человек как предмет философии    
  Общество: философские модели и типы    
  Сознание как философская проблема    
  Познание: формы и уровни    
  Наука: гносеологические и социальные измерения    
  Глобальные проблемы и перспективы человечества    
  Итого:    

 

 

Примерная тематика рефератов

К теме 1:

1. Влияние мировоззрения на исторические судьбы человека и общества.

2. Мифология: прошлое и настоящее.

3. Философия - наука или мировоззрение?

4. Философия как самосознание эпохи.

5. Философия и философствование.

К теме 2:

1. Можно ли считать философскими мировоззренческие взгляды народов Древнего Египта и Вавилонии?

2. Философские аспекты буддизма.

3. Социальный космос Древнего Китая.

4. Философские системы Кун Цзы и Лао Цзы (сравнительный анализ).

К теме 3:

1. Первые натурфилософские школы древней Греции.

2. Становление образа Античного Космоса: от Пифагора к Платону

3. Рок и Судьба в мировоззрение древнего эллина.

4. Учение Эпикур о преодолении страха.

5. Значение физики и метафизики Аристотеля для развития европейской философии.

К теме 4:

1. Античная и средневековая философии: общее и особенное.

2. Философские идеи Библии и Корана.

3. Смысл и значение доказательств бытия Бога в средневековой философии.

4. Отличие теологии от философии в осмыслении сути мироздания.

5. Черты средневековой философии, сохраняющие свою актуальность до

настоящего времени.

К теме 5:

1. Философские идеи Дж.Бруно.

2. Проявления секуляризации в философии Возрождения.

3. Причины ориентации на искусство в мировоззрении эпохи Возрождения.

4. Принцип согласия всех учений Пико делла Мирандолы.

К теме 6:

1. Что значит “знать” (полемика эмпириков и рационалистов).

2. Б. Паскаль: “Атеизм есть признак силы ума, но только до определенной степени”

3. Философские последствия научной революции ХVII века.

4. Философские идеалы эпохи Просвещения.

5. Философское значение открытий И. Ньютона.

К теме 7:

1. Проблема достоверности научного знания и его границ в философии

И. Канта.

2. И. Кант о различие между рассудком и разумом.

3. Смысл и значение гегелевского тезиса о “хитрости Мирового Разума”.

4. Диалектический идеализм Гегеля: достоинства и недостатки.

К теме 8:

1. Аполлоновское и дионисиевское начала в философской концепции Ницше.

2. Смысл и значение тезиса Ж.-П.Сартра “Экзистенциализм - это гуманизм”.

3. “Первый”, “второй”, “третий” позитивизм - преемственность и различия.

4. Причины повышенного внимания философии ХХ века к проблеме языка.

5. Значение учения А.Шопенгауэра для современной западной философии.

К теме 9:

1. Взаимосвязь язычества и христианства в мировоззрении Киевской Руси.

2. Проблема “Восток-Запад-Россия” в трудах русских философов.

3. П.Я. Чаадаев и его историософская концепция.

4. Место русской философии в мировой культуре.

5. Основные направления развития отечественной философии после 1917 года.

К теме 10:

1. Творческие способности человека, их пределы и условия.

2. Разум как измерение человека.

3. Смысл жизни. Проблема “подлинного” и “неподлинного” бытия.

4. Право человек на собственную жизнь и собственную смерть.

5. 5.Сущность и структура духовных потребностей человека.

6. Развитие и регресс.

7. Диалектика Сократа как искусство творческого спора и диалога.

8. Диалектические законы Гегеля

9. Детерминизм, фатализм и волюнтаризм при анализе общественного развития.

К теме 11:

1. Природа мифов о сотворении мира.

2. Научная картина мира в представлениях Галилея, Ньютона и Канта.

3. Социальное пространство и социальное время.

4. Креационизм и его особенности в иудаизме, христианстве и исламе.

Понятие “природы” и особенности его формирования и эволюции.

К теме 12:

1. Ценностная ориентация религиозной личности.

2. Общечеловеческие ценности и их иерархия.

3. "Ordo amoris" М.Шелера.

4. Пробуждение духовности как современная проблема.

5. Целостность персональной идентичности человека.

К теме 13:

1. Соотношение цикличности и поступательности в общественном развитии.

2. Факторы, определяющие уровень развития общества.

3. Законы природы и законы общества: общее и специфическое.

4. Проблема существования общества без власти и без государства.

5. Проблеме направления в развитии общества.

6. Общество и цивилизация.

7. Правда и правдоподобие в искусстве.

8. Факторы, определяющие смену ценностей в истории человечества.

К теме 14:

1. А.А. Ибн-Сина о природе сознания.

2. Проблема языка животных.

3. Искусственный интеллект: надежды и возможности реализации.

4. Сознание и бессознательное.

5. Структурно-генетический подход к становлению сознания.

К теме 15:

1. Проблема предела познаваемости мира.

2. Проблема социальной опасности искажения истины.

3. Знание и вера: общее и особенное.

4. Познание и интуиция.

5. Проблема единственности и универсальности критерия истинности

знания.

К теме 16:

1. Причины доверия к научным выводам.

2. Предположение и гипотеза.

3. Проблема возможности “социального эксперимента”?

4. Проблема достижимости истины ненаучными способами.

5. Наука и основные стадии ее исторического развития.

К теме 17:

1. Причины глобализации современных противоречий между обществом,

природой и человеком.

2. Техносфера и биосфера: общее и специфическое.

3. Современные глобальные проблемы как выражение единства и разобщенности человечества.

4. Проблема научности сценариев будущего человечества.

5. Проблема классификации глобальных проблем современности.

 

 

Перечень вопросов к экзамену (зачету)

1. Мифология как исторический тип мировоззрения. От мифологи к философии.

2. Основные проблемы древнеиндийской философии.

3. Социально-нравственная проблематика древнекитайской философии.

4. Космоцентризм античной философии. Проблема бытия и небытия в античной философии.

5. Учения античных философов о первооснове мира и механизмах взаимосвязи явлений мира с первоосновой.

6. Атомистическое учение Демокрита.

7. Философское содержание принципа софистов: “Человек есть мера всех вещей”.

8. Философское учение Сократа. Сократ о нравственной основе жизни человека и устройства общественной жизни.

9. Учение Платона о бытии, о природе человека и общества, о сущности познания.

10. Философия Аристотеля как энциклопедическое учение.

11. Роль философских и нравственных идей Библии в развитии мировой духовной культуры.

12. Теоцентризм средневековой философии. Соотношение философии и теологии в трактовку средневековых мыслителей.

13. Спор между номиналистами и реалистами в средневековой философии.

14. Патристика: учение о бытии и происхождении мира, о моральных основах, ценности и смысле человеческой жизни, о соотношении веры и знания.

15. Схоластика: учение о соотношении сущности и существовании, о времени и вечности, о познании Бога, о природе человеческой души, сущности общественной жизни.

16. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.

17. Идеи гуманизма и натурфилософии в эпоху Возрождения.

18. Научная революция ХVII века и ее воздействие на философию.

19. Философское учение Ф. Бэкона.

20. Дуалистическая философия Р. Декарта: основные проблемы.

21. Монизм, дуализм, плюрализм в философии ХVII века.

22. Философские идеалы эпохи Просвещения.

23. Теория познания И. Канта: основные понятия и принципы.

24. “Категорический императив” И. Канта.

25. Соотношение системы и метода в философии Гегеля.

26. Принцип историзма, разработанный в немецкой классической философии.

27. Суть антропологического принципа в философии Л. Фейербаха.

28. Философская концепция К. Маркса.

29. Философия позитивизма и основные этапы ее развития.

30. Основные принципы философии прагматизма и его представители.

31. Герменевтика как философское направление.

32. Сциентизм и антисциентизм как разновидности философии науки.

33. Проблема человека в “философии жизни”.

34. Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма.

35. Проблема свободы в экзистенциализме.

36. Религиозная философия ХХ века.

37. Особенности развития русской философии и ее периодизация.

38. Значение для русской философии творчества М.В. Ломоносова.

39. Философские аспекты дискуссии “западников” и “славянофилов”.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.