Тема 1. Химия — наука о веществах (8 ч) — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема 1. Химия — наука о веществах (8 ч)

2018-01-14 229
Тема 1. Химия — наука о веществах (8 ч) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В СТРАНЕ ЧУДЕСНОЙ ХИМИИ

 

Программа

факультативных занятий

по химии для учащихся VII класса

общеобразовательных учреждений

 

Авторы-составители

Е. Я. Аршанский,

доктор педагогических наук, профессор кафедры химии

УО «ВГУ им. П.М. Машерова»,

Л. А. Конорович,

отличник образования Республики Беларусь,

учитель химии высшей категории

УО «Государственная гимназия № 8» г. Витебска

Пояснительная записка

Факультативный курс «В стране чудесной химии» имеет чётко выраженную предметную и социокультурную направленность. В единстве с основным школьным курсом химии факультативный курс «В стране чудесной химии» будет обеспечивать сознательное усвоение учащимися важнейших химических понятий, законов, теорий, фактов, методов химической науки с опорой на межпредметные связи и на этой основе формировать естественно-научное мировоззрение и восприятие учащимися химического образования как элемента общечеловеческой культуры. Обращение к трудам и страницам жизненного пути выдающихся учёных является важным фактором гуманизации и гуманитаризации школьного химического образования, которое будет способствовать формированию у школьников целостных представлений об основных этапах становления и развития химии в контексте истории развития общества, науки и культуры. Предлагаемый факультативный курс носит занимательный характер, способствуя формированию у учащихся познавательного интереса и мотивации к изучению химии.

Ведущие идеи факультативного курса:

· сопровождение и поддержка изучения основного курса химии средней общеобразовательной школы;

· пропедевтика изучения отдельных теоретических вопросов школьного курса химии в рамках реализации идеи опережающего обучения;

· включение элементов занимательности, способствующих возникновению у школьников познавательного интереса к изучению химии.

 

Цель: расширение и углубление знаний школьников, полученных при изучении основного школьного курса химии, развитие общекультурных компетентностей учащихся, формирование у них устойчивого интереса и мотивации к изучению основ химической науки.

Задачи:

· формирование в сознании учащихся понимания того, что химическое образование является обязательным элементом культуры, необходимым каждому человеку;

· создание условий для углубления и расширения знаний школьников по химии, развития мышления, формирования интеллектуальных умений и опыта творческой учебно-познавательной деятельности;

· формирование у школьников ценностного отношения к химическому знанию как к важнейшему компоненту естественно-научной картины мира;

· обеспечение сознательного усвоения учащимися важнейших химических законов, теорий, понятий, знакомства с методами химической науки и развитие у них экспериментальных умений;

· развитие общекультурных компетентностей у учащихся на основе внутри- и межпредметной интеграции химии с другими учебными предметами естественно-научного и гуманитарного циклов;

· формирование у школьников представлений об основных этапах истории химической науки и вкладе выдающихся учёных-химиков в её становление и развитие.

Структура и содержание факультативного курса

В соответствии с поставленными задачами структура факультативного курса «В стране чудесной химии» включает 7 основных тем:

· «Химия — наука о веществах»;

· «”Кирпичики” мироздания»;

· «События в мире веществ — химические реакции»;

· «Кислород и его “потомки”»;

· «Водород и его “потомки”»;

· «Удивительное вещество — вода»;

· «”Родословная” семьи неорганических веществ».

 

Каждая тема курса предполагает проведение демонстрационного и ученического экспериментов. Программа курса создаёт условия для организации учебно-исследовательской деятельности школьников на основе выполнения лабораторных опытов и практических работ. Уделяется внимание решению расчётных и экспериментальных задач по химии.

 

Содержание

(1 ч в неделю; всего 35 ч, из них 1 ч — резервное время)

Список рекомендуемой литературы

 

1. Малышкина, В. Занимательная химия / В. Малышкина. — СПб: Тригон, 1998. — 576 с.

2. Мир химии. Занимательные рассказы о химии / сост. Ю. И. Смирнов. — СПб.—М.: Экспресс, 1995. — 160 с.

3. Полосин, В. С. Школьный эксперимент по неорганической химии: пособие для учителей / В. С. Полосин. — М.: Учпедгиз, 1959. — 302 с.

4. Савенков, А. И. Обучение детей умениям и навыкам проведения экспериментов / А. И. Савенков // Одарённый ребенок. — 2003. — № 5. — С. 64—75.

5. Савенков, А. И. Теоретические, эмпирические и фантастические темы в домашнем обучении / А. И. Савенков // Исследовательская работа школьников. — 2002. — № 2. — С. 73—78.

6. Стёпин, Б. Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии / Б. Д. Стёпин, Л. Ю. Аликберова. — М.: Дрофа, 2002. — 432 с.

7. Хвалюк, В. Н. Сборник задач по химии: учебное пособие для 8-го класса учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования с. рус. яз. обучения / В. Н. Хвалюк, В. И. Резяпкин; под ред. В. Н. Хвалюка. — Минск: Народная асвета, 2006. — 142 с.

8. Химия: учебное пособие для 8-го класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с рус. яз. обучения с 12- летним сроком обучения / И. Е. Шиманович, О. И. Сечко, А. С. Тихонов [и др.]; под ред. И. Е. Шимановича. — Минск: Народная асвета, 2005. — 191 с.

9. Чернобельская, Г. М. Введение в химию. Мир глазами химика: учебное пособие для уч-ся общеобразоват. учеб. заведений. 7 класс / Г. М. Чернобельская, А. И. Дементьев. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 256 с.

 

 


* Опыты для школ, имеющих специальное оборудование.

В СТРАНЕ ЧУДЕСНОЙ ХИМИИ

 

Программа

факультативных занятий

по химии для учащихся VII класса

общеобразовательных учреждений

 

Авторы-составители

Е. Я. Аршанский,

доктор педагогических наук, профессор кафедры химии

УО «ВГУ им. П.М. Машерова»,

Л. А. Конорович,

отличник образования Республики Беларусь,

учитель химии высшей категории

УО «Государственная гимназия № 8» г. Витебска

Пояснительная записка

Факультативный курс «В стране чудесной химии» имеет чётко выраженную предметную и социокультурную направленность. В единстве с основным школьным курсом химии факультативный курс «В стране чудесной химии» будет обеспечивать сознательное усвоение учащимися важнейших химических понятий, законов, теорий, фактов, методов химической науки с опорой на межпредметные связи и на этой основе формировать естественно-научное мировоззрение и восприятие учащимися химического образования как элемента общечеловеческой культуры. Обращение к трудам и страницам жизненного пути выдающихся учёных является важным фактором гуманизации и гуманитаризации школьного химического образования, которое будет способствовать формированию у школьников целостных представлений об основных этапах становления и развития химии в контексте истории развития общества, науки и культуры. Предлагаемый факультативный курс носит занимательный характер, способствуя формированию у учащихся познавательного интереса и мотивации к изучению химии.

Ведущие идеи факультативного курса:

· сопровождение и поддержка изучения основного курса химии средней общеобразовательной школы;

· пропедевтика изучения отдельных теоретических вопросов школьного курса химии в рамках реализации идеи опережающего обучения;

· включение элементов занимательности, способствующих возникновению у школьников познавательного интереса к изучению химии.

 

Цель: расширение и углубление знаний школьников, полученных при изучении основного школьного курса химии, развитие общекультурных компетентностей учащихся, формирование у них устойчивого интереса и мотивации к изучению основ химической науки.

Задачи:

· формирование в сознании учащихся понимания того, что химическое образование является обязательным элементом культуры, необходимым каждому человеку;

· создание условий для углубления и расширения знаний школьников по химии, развития мышления, формирования интеллектуальных умений и опыта творческой учебно-познавательной деятельности;

· формирование у школьников ценностного отношения к химическому знанию как к важнейшему компоненту естественно-научной картины мира;

· обеспечение сознательного усвоения учащимися важнейших химических законов, теорий, понятий, знакомства с методами химической науки и развитие у них экспериментальных умений;

· развитие общекультурных компетентностей у учащихся на основе внутри- и межпредметной интеграции химии с другими учебными предметами естественно-научного и гуманитарного циклов;

· формирование у школьников представлений об основных этапах истории химической науки и вкладе выдающихся учёных-химиков в её становление и развитие.

Структура и содержание факультативного курса

В соответствии с поставленными задачами структура факультативного курса «В стране чудесной химии» включает 7 основных тем:

· «Химия — наука о веществах»;

· «”Кирпичики” мироздания»;

· «События в мире веществ — химические реакции»;

· «Кислород и его “потомки”»;

· «Водород и его “потомки”»;

· «Удивительное вещество — вода»;

· «”Родословная” семьи неорганических веществ».

 

Каждая тема курса предполагает проведение демонстрационного и ученического экспериментов. Программа курса создаёт условия для организации учебно-исследовательской деятельности школьников на основе выполнения лабораторных опытов и практических работ. Уделяется внимание решению расчётных и экспериментальных задач по химии.

 

Содержание

(1 ч в неделю; всего 35 ч, из них 1 ч — резервное время)

Тема 1. Химия — наука о веществах (8 ч)

Химия в ряду естественных наук. Возникновение понятия «химия». Из глубины веков: историческая ретроспектива становления и развития химической науки. Достижения современной химии на службе человека.

Методы исследований, используемых в химии: наблюдение, эксперимент, моделирование. Простейшие химические приборы и посуда. Понятие о методах очистки и разделения веществ: перегонка, хроматография.

Демонстрации

1. Портреты учёных-химиков.

2. Занимательные опыты (2—3 на выбор учителя).

3. Разложение воды электрическим током*.

4. Перегонка воды.

Лабораторный опыт

1. Разделение цветных жидкостей (раствора перманганата калия; бриллиантового зелёного) методом бумажной хроматографии.

Практические работы

1. Основные приёмы лабораторных работ: измельчение, растворение, нагревание, выпаривание.

2. Измерения в химии: определение массы на рычажных весах; определение плотности жидкости ареометром; определение объёма жидкости с помощью мензурки или мерного цилиндра; определение температуры жидкости.

3. Способы очистки веществ: перекристаллизация сульфата меди(II).

 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.182 с.