По русскому языку в профильных классах. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

По русскому языку в профильных классах.

2018-01-14 212
По русскому языку в профильных классах. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Человеку трудно с достаточной быстротой ответить «да» или «нет». Потому что самое трудное для человека – сделать выбор. Даже самый маленький выбор для него – микротрагедия».

И. Анчаров

Старшие классы общеобразовательной школы представляют собой завершающую ступень общего образования, призванную обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Следовательно, целями и задачами завершающей ступени общего образования являются: формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои права и обязанности, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного пути.

Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, которое является «системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, которая позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся.

О преимуществах перехода к профильному обучению можно судить по тем задачам, которые обозначены в концепции профильного обучения:

· создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построение индивидуальных образовательных программ;

· обеспечить углубленное изучение ряда учебных предметов или образовательных областей;

· установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;

· обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

Четко обозначена трехуровневая иерархия целеполагания профильного обучения:

1) обеспечение условий для социализации учащегося в динамичных условиях современной жизни;

2) профессиональная ориентация и трудовое воспитание с учетом особенностей современного труда, и прежде всего его интеллектуализации;

3) собственно учебные задачи, включающие общеобразовательную, профильную и предпрофессиональную подготовку.

Третий уровень профильного обучения предполагают наличие инструментария для решения учебных задач. Элективные курсы (по выбору) – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Они реализуются за счет школьного компонента и выполняют две функции:

- «поддержка» основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне;

- внутрипрофильная специализация обучения, построение индивидуальных образовательных траекторий.

Вторая функция осуществляется вне соответствия со стандартом по базовым и профильным предметам.

Виды элективных курсов.

1.Курсы, углубляющие в предмет.

2. Курсы, обеспечивающие межпредметные связи.

3. Курсы, способствующие подготовке учащихся для сдачи ЕГЭ.

4. Курсы, обеспечивающие определенные начальные профессиональные навыки.

В данном разделе представлены основные требования, предъявляемые к качественному проектированию подобных учебных курсов, в том числе и по русскому языку.

Образовательная программа элективного курса должна состоять из следующих компонентов:

1. Пояснительная записка:

· в ней указывается тип и вид учебного заведения, определяется класс, в котором планируется реализовать данный электив;

· обосновывается концепция, актуальность, новизна и значимость программы;

· указываются цели и задачи;

· дается краткое пояснение логики структуры и особенности организации учебного процесса по курсу;

· вырабатывается система оценки достижений учащихся и уровень усвоения учебного материала.

2. Тематическое планирование:

· указывается перечень тем или разделов, последовательность их изучения;

· определяется время на изучение;

· дается деление на виды деятельности и формы;

· указываются виды контроля.

3. Содержание программы:

· определяется содержание теоретической и практической частей, изложенное в учебно-научном жанре.

· дается список литературы, использованной при подготовке программы и возможно список литературы, рекомендованной для учащихся.

4. Контролирующие материалы:

· экзамен;

· зачет;

· ЕГЭ;

· контрольная работа;

· тест.

5. Приложения:

· списки тем рефератов:

· темы проектных исследований,

· темы курсовых работ;

· примеры работ;

· разработки занятий.

Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков учащими­ся — один из критериев успешности и эффективности процесса обучения.

Программа, являясь моделью процесса обучения как системы, несет в себе все его основные элементы.

К элементам процесса обучения как системы обычно относят:

- цели, воплощенные в содержании образования;

- мотивы субъектов обучения;

- деятельность преподавания;

- деятельность учения (организационные формы, механизм реализа­ции процесса обучения; результат обучения, характеризуемый степенью
усвоения содержания).

Среди основных характеристик учебной программы называют:

- единство преподавания и учения;

- единство содержательной и процессуальной сторон;

- единство обучения и воспитания как гарантия обеспечения единства
образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения.

К важнейшим функциям программы относят:

- описательную (излагает содержание учебного курса);

- идейно-мировоззренческую (знания, включенные в программу, направлены на формирование духовности и научного мировоззрения школьника);

- организационно-методическую, связанную с организацией деятель­ности учителя (отбором материала, видов практических работ, форм и ме­тодов обучения, контролем и диагностикой) и учебной деятельности учащихся (характером деятельности).

Проектирование учебной программы должно быть связано и с опреде­лением ее вида.

Среди основных видов выделяют:

1. Примерные (типовые) учебные программы.

2. Рабочие учебные программы.

3. Авторские учебные программы.

Для успешного проектирования программы элективного курса необходимо учитывать следующие моменты:

· На каком содержательном материале и через какие формы работы можно наиболее глубоко реализовать задачи.

· Чем содержание элективного курса будет отличаться от базового курса,

т. е. исключить дублирование.

· Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен этот курс.

· Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием.

· Какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем обучении.

· Какова доля самостоятельности ученика, в чем он может проявить инициативу.

· Какие критерии позволяют оценить успехи в изучении данного курса.

· Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности.

Для полноценного использования элективных курсов по языковым дисциплинам актуальным является вопрос о проектировании индивидуальной образовательной карты ученика. Что должно стать содержательной основой такой карты? Наиболее важным представляется вопрос о результативности про­фильного образования для каждого конкретного ученика. Главным кон­центром содержания образования становится интенсивное развитие качеств растущего человека. Для определения эффективности профиль­ного образования важно проследить динамику роста показателей (они фиксируются у каждого учащегося) некоторых наиболее значимых в этом отношении качеств личности растущего человека:

· информационной обеспеченности (знакомства, представления,
знания, тезаурус, понимания и др. как на рационально-логическом, так
и на эмоционально-образном уровнях);

· функциональной грамотности (восприятие установок и объясне­ний учителя, письменных текстов, умение задавать конструктивные воп­росы, умение обращаться с техническими объектами, приемы безопасной работы и др.);

· технологической умелости (способность выполнять трудовые
операции, стандартизированные программами курсов, манипулирование объектами и средствами труда, способность достижения заданного уровня качества, освоенность ручных и машинных операций, понима­ние свойств материалов, правильное применение инструментов, обес­печение личной безопасности, рациональная организация рабочего ме­ста и др.);

· интеллектуальной подготовленности (способность вербализировать трудовые операции, рефлексия трудовой деятельности, понимание
постановки учебных (теоретических и практических) задач, достаточ­ность объема памяти, способность проводить сравнения предметов по
различным показателям, аддитивное восприятие новой информации,
умение пользоваться учебной литературой и др. Для рационального
планирования деятельности, в том числе совместной);

· волевой подготовленности (стремление выполнять поставленные учебные задачи, внимательное отношение к речи учителя и к педагоги­ческой ситуации, поддержание культуры труда, дружелюбное взаимо­действие с другими учащимися, желание выполнить работу, задания на высоком уровне качества, толерантное отношение к замечаниям, поже­ланиям и советам, выбор темпа выполнения задания, успешное преодо­ление психологических и познавательных барьеров, способность зап­рашивать и получать помощь и др.).

Уровни оценивания измерений показателей каждый педагог может выбрать самостоятельно, исходя из конкретных условий. Наиболее точ­ным можно считать оценивание по 10-ти балльной системе, но на на­чальной стадии диагностирования допустимо воспользоваться четырь­мя уровнями оценивания:

- низкий, недостаточный, неопределенный (0 баллов);

- средний, приемлемый, удовлетворительный, определенный (1 балл);

- высокий, планируемый, желаемый, подтверждаемый (2 балла);

- отличный, выше планируемого, уникальный (3 балла).
Измерение показателей производятся путем субъективного оценивания преподавателем:

• наблюдений за учащимся на каждом занятии и/или за определен­ный отрезок времени в воспитательно-образовательном процессе;

• результатов выполнения стандартных учебных заданий;

• результатов выполнения специальных и нестандартных учебных заданий;

• вопросов, задаваемых учащимся при выполнении им практических работ;

• результатов ответов, высказываний, выступлений, реплик учаще­гося, задаваемых им вопросов, участия в коллективной дискуссии;

• конструктивности общения во внеклассное время;

• результатов опросов, контрольных работ, тестов и т.п.;

• результатов написания и защит рефератов, эвристических сочи­нений, дайджестов и др.;

• результатов выполнения и защит проектов.

Таким образом, преподаватель располагает достаточно большим объемом информации, позволяющим ему конструировать интегральную оценку как по каждому измерителю, так и по показателю в целом.

В качестве примера программы элективного курса ниже приводится моя программа по русскому языку «Анализ текста и написание рецензии». Данная образовательная программа реализовывалась в течение последних 3-х лет в рамках профильного обучения учащихся 10-11 классов МОУ «Гимназия №5» зеленодольского муниципального района Республики Татарстан. Результатом реализации явилось то, что в 2008 году выпускники успешно справились с выполнением задания части «С» ЕГЭ. За сочинение учащимся было поставлено от 11 до 19 баллов. Успеваемость составила 100%, процент качества оказался в целом выше, чем по району.

 

Список использованной литературы

1. Афанасьева Т. П., Ерошин В. И. Модели организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов: Сборник научно-методических материалов. Москва: ЗАО Академ Пресс, 2005

2. Кондаков М. Л., Подгорная Е. Я. Методические рекомендации по организации учебного процесса в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций.Москва:ЗАО Академ Пресс, 2005

3. Тахтамышева Г. Ч. Организация профильного обучения /Методическое пособие.- Казань, ИРО РТ, 2005

4. Совершенствование языкового образования в школе/ сборник научно-методических материалов под редакцией Габдулхакова В. Ф. Казань: ТаРИХ, 2004

5. Габдулхаков В. Ф., Мартьянова О. В. /под редакцией И. Г. Хадиуллина Проектирование элективных курсов для профильной школы и требования к их оформлению./ Методическое пособие для экспертов. Казань: РИЦ «Школа», 2005

6. Профильно-ориентированные элективные курсы по языковым дисциплинам. Казань, РИЦ «Школа», 2005

7. Журнал «Профильная школа», №3, 2007

 

 

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Управление образования исполнительного комитета

Зеленодольского муниципального района РТ

Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №5»

Зеленодольского муниципального района РТ

 

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

На заседании ММО УО ЗМР РТ директор гимназии №5

«____»______________ 2008г. ____________/И. Ю. Рахимов/

«____»______________ 2008г РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО,

протокол №___ от «___»___ 2008г.

Руководитель ШМО

______________/Р. Ш. Залилова/

 

Анализ текста и написание рецензии

 

Зарипова Рамзия Ибрагимовна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории.

 

 

Зеленодольск. 2008г.

Гимназия №5

 

Образовательная программа

Анализ текста и написание рецензии

( Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов, 18 часов)

 

Зарипова Рамзия Ибрагимовна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории.

 

 

Зеленодольск. 2008г.

 

Пояснительная записка.

Элективный курс «Анализ текста и написание рецензии» предназначен для учащихся 10 - 11-х классов гуманитарного или социально - гуманитарного профилей и рассчитан на 18 часов.

В основе занятий данного элективного курса лежит понятие риторического канона. Автор научного или публицистического произведения (как и любого другого) создает свой текст по определенным законам. Он изобретает его содержание (тему, основную мысль, систему аргументов), располагает этот материал (работает с композицией), заботится о речевом оформлении. Все это делается для того, чтобы донести важную для автора мысль (содержание) до планируемого адресата в единстве с формой и авторскими целями, в единстве авторской мысли и чувства.

Адресат (читатель, слушатель) тоже действует по законам риторической деятельности. Он должен воспринимать и исследовать в тексте результаты авторской работы на этапах изобретения, расположения и использования изобразительно-выразительных средств.

Для деятельности учащегося, воспринимающего текст и понимающего его содержания, существуют достаточно надежные и проверенные алгоритмы, которые объясняются и прорабатываются на занятиях данного элективного курса. Система упражнений на практических занятиях должна обеспечить успех аналитической деятельности по интерпретации текста в единстве его содержания, формы и авторских целеустановок, а также успешное написание рецензии на этот текст.

Написание рецензии – творческая работа, выполняя которую ученик, только что бывший в позиции адресата текста, интерпретирует его, становится создателем собственного текста. И тогда те закономерности, которые он открывал, познавал и анализировал в авторском произведении, он попробует применить в тексте собственной рецензии.

Краткость рецензии делает необходимой работу над четкостью мысли и уместностью формы этого текста: системой аргументов к основной мысли, выбором композиционного решения, применением риторических и общих средств выразительности.

Все это вместе – интерпретация и рецензирование научного и публицистического текстов – должно стать надежной основой речевой и коммуникативной компетентности ученика, что, в свою очередь, обеспечит и успешное выполнение тестового задания типа «С» по русскому языку.

Задание типа «С» является трудным, но очень полезным среди тестовых заданий ЕГЭ. Оно ориентировано на анализ (интерпретацию) научно-популярного или публицистического текста и написание рецензии на него. Практика показывает, что выполнение задания типа «С» представляют для учащихся определенную сложность. В школьной программе обучения русскому языку этим вопросам уделяется недостаточно внимания в силу объективных причин. Тем не менее в реальной жизни человек сталкивается чаще всего именно с этими стилевыми разновидностями текста, особенно в средствах массовой информации, и умение воспринимать, понимать, интерпретировать и рецензировать такие тексты жизненно важно и необходимо, чтобы не дать себя ввести в заблуждение, не затуманить свое сознание и не позволять манипулировать собой. В этом заключается актуальность предлагаемого элективного курса.

Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию речи учащихся, а также их аналитической и познавательной деятельности.

Формы организации занятий – лекция, семинар, практикум, выступления с творческими работами.

Основной формой учения является поисково-исследовательская деятельность учащихся, которая реализуется как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся.

Используются фронтальная, индивидуальная и групповая формы деятельности учащихся. Основными результатами освоения содержания элективного курса учащимися может быть определенный набор умений. Поэтому предполагается выполнение индивидуальных заданий, написание рецензий, итоговый тест.

Целью данного курса является приобретение учащимися старших классов умений и навыков, необходимых для работы с текстом, формирование у них устойчивого интереса к языку, выявление и развитие их лингвистических способностей, языковой и риторической эрудиции, подготовка к ЕГЭ и к вступительным экзаменам в вузы.

Задачи: освоение закономерностей построения связной письменной речи, формирование навыков творческой речевой деятельности, необходимой для овладения профессиями филолога, педагога, журналиста, критика.

Тематическое планирование

№ занятий Тема занятий Количество часов
  Введение в курс. Определение функционального стиля речи.  
  Занятие –практикум. Работа с таблицей «Стили речи».  
  Смысловые типы речи  
  Занятие –практикум. Тест.  
5-7 Основная мысль текста-рассуждения.  
  Приемы логического разворачивания основной мысли текста.  
  Занятие –практикум. Освоение приемов логического разворачивания основной мысли (тезиса). Тест.  
10-12 Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста: виды связи между предложениями; средства выражения межфразовой связи.    
  Анализ композиции научного и публицистического текстов.  
  Коллоквиум. Специальные средства выразительности: тропы и риторические фигуры. Оценочные слова и речевые клише.  
  Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.  
  Комплексный анализ научно-популярного и публицистического текстов.  
  Написание рецензии на научный и публицистический тексты.  
  Итоговое занятие. Анализ текстов ученических рецензий.  

 

Содержание программы.

Тема №1 (вводная). Определение функционального стиля речи.

Цель создания текста. Сфера общения, в котором текст уместен по теме. Адресат. Языковые и стилистические особенности (лексические, морфологические, синтаксические).

Практическое занятие: анализ различных текстов, работа с таблицей.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.