Психологические подходы к коррекции внутренней картины здоровья. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Психологические подходы к коррекции внутренней картины здоровья.

2018-01-13 471
Психологические подходы к коррекции внутренней картины здоровья. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психологическую помощь детям с искаженной ВКЗ мы рассматриваем как сложную систему психолого-педагогических воздействий, направленных:

на укрепление социальной позиции личности ребенка в семье и в коллек­ тиве сверстников;

на формирование системы ценностных установок и ориентации;

на развитие Я-концепции (самосознание, самооценки, самоотношение);

на смягчение эмоционального,дискомфорта и устранение вторичных лич­ностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями в связи с искажением Я-концепции;

на формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Сложность и своеобразие ВКЗ у ребенка и подростка требует соблюдения основных принципов психологической помощи. Это принцип индивидуального подхода к ВКЗ ребенка с учетом всех факторов ее формирования: биологического, индивидуально-типологического, психологического, социально-психологическо­го и принцип комплексного подхода с привлечением к психологической помощи педагогов, родителей, социальных и медицинских работников.

Психологическая помощь включает в себя три основных уровня организации: общий, частный и специальный.

1. Общий уровень психологической помощи включает:

организацию жизнедеятельности ребенка в школе и в семье с учетом его психофизических особенностей;

регуляцию психофизических и эмоциональных нагрузок ребенка в со­ответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями;

просветительную работу, направленную на знакомство ребёнка и подро­стка с проблемами физического и психического здоровья.

2. Частный уровень психологической помощи представляет собой систему психологических воздействий, направленных на формирование адекватно­ го отношения ребенка к себе и своему здоровью. Сюда входят:

формирование адекватного самовосприятия;

развитие самооценочного компонента личности ребенка или подростка;

развитие самоуважения и адекватных способов межличностного взаимо­

действия.

3. Специальный уровень психологической помощи направлен на коррекцию искаженной внутренней картины здоровья и включает следующие задачи:

изменение родительских установок и позиций по отношению к здоровью

ребенка;

устранение вторичных личностных реакций, связанных с искаженным

представлением ребенка о своем здоровье;

формирование адекватных способов эмоционального реагирования на особенности здоровья и развитие продуктивных защитных механизмов.

Все уровни психологической помощи взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга. Формы организации психологической помощи зависят от поставленных перед психологом задач. Это может быть психологическое консультирование, коррек­ция, а в более сложных случаях — систематическая психологическая поддержка или психологическое сопровождение.

В процессе психологического консультирования детей с искаженным отношени­ем к своему здоровью необходимо учитывать сложную структуру особенностей развития Я-концепции ребенка, характер сочетания в его внутренней картине здоровья таких факторов, как социальная ситуация развития, индивидуально-психо­логические характеристики, особенности межличностного общения в семье и в социуме. Психологическое консультирование мы рассматриваем как один из способов психологического воздействия, направленный на гармонизацию личностной структуры детей, снижение эмоционального дискомфорта и нормализацию межличностных отношений.

Психологическое консультирование представляет собой системную модель, состоящую из следующих основных блоков:

гностического;

конструктивного;

организационного;

коммуникативного;

оценочного.

Выделенные нами блоки тесно связаны между собой и отражают динамику консультативного процесса.

Основной задачей гностического блока консультирования является анализ специфики внутреннего и межличностного конфликта детей, определение роли различных факторов в их возникновении. Важное значение на данном этапе консультирования имеет установление кон­сультативного контакта. От этого зависит организация и функционирование те­рапевтической системы «семья—ребенок—психолог».

Искажение ВКЗ у ребенка и подростка нередко обусловлено тревожностью. Интенсивность тревожности зависит не только от ситуации, но и от личностных факторов ребенка, причем личностные факторы могут иметь более существенное значение, чем ситуационные. Преобладание личностных факторов указывает на личностную тревожность как личностную черту ребенка, обусловливающую готовность его к тревожным реакциям. В старшем возрасте тревожность проявляется как беспокойство, душевный дискомфорт, а в более младшем — в нарушени­ях поведения: суетливости, неусидчивости, двигательном беспокойстве. Кроме тревожности следует выделить такое личностное качество, присущее детям до­школьного и младшего школьного возраста, как эмоциональность. Она проявляет­ся в том, что ребенок живо откликается на негативные и положительные измене­ния в его окружении. Эти переживания в большинстве случаев носят позитивный характер и имеют важное приспособительное значение. Однако при определенных условиях эмоциональность может играть отрицательную роль, способствовать формированию эмоционального напряжения, что нередко приводит ребенка к невротическим или соматическим расстройствам. Традиционно выделяются три типа проявлений, связанных с эмоциональным напряжением в детском возрасте: 1) преневротические, 2) вегетодистонические и 3) соматические.

К преневротическим проявлениям относятся нарушения сна (трудности засы­ пания, разговоры во сне, кошмарные сновидения), тики, патологические привыч­ ки, навязчивости, беспричинный плач. К вегетодистоническим — головокруже­ния, головные боли, сердцебиения, одышка, обмороки и пр. Соматические про­ явления включают повышенную жажду, булимию, рвоту после еды, ожирение, непереносимость отдельных видов пищи, субфебрилитет неясного происхожде­ ния, эпизодический кожный зуд, неоднократно появляющиеся кожные высыпа­ ния и др.

Искажение ВКЗ может быть обусловлено стрессовыми ситуациями. Степень воздействия стрессовой ситуации на ребенка определяется такими факторами:

особенности индивидуального опыта ребенка;

его адаптационные возможности, включающие не только психофизиологи­ ческий потенциал, но и индивидуальные личностные реакции;

характер и специфика психологической защиты.

Основная задача конструктивного блока психологического консультирования детей с искажением ВКЗ — проектирование консультативного процесса, отбор средств и методов. В зависимости от результатов первичной диагностики в процессе консульти­рования может быть поставлен вопрос о специальной диагностике, если некото­рые проблемы остались неразрешенными. Следует подчеркнуть нецелесообраз­ность применения единых стандартных тестов, особенно на начальных этапах консультирования. Это может привести психолога к избытку информации, ко­торая затрудняет консультативный процесс. Учитывая, что системообразующим фактором ВКЗ является Я-концепция ребенка, необходимо использовать мето­ды, направленные на ее уровневый и структурный анализ. С этой целью можно использовать прожективные методы: Дембо — Рубинштейна, метод незакончен­ ных предложений, рисуночные методы, методики КАТ иТАТ, метод Розенцвейга, Рене — Жиля и др.

Главная задача организационного блока — обучить участников консульти­рования (дети-родители) объективизировать психотравмирующие ситуации и причины эмоционального дискомфорта, а также активизировать роль каждого участника консультирования.

Оценочный блок связан с эффективностью психологического консультирова­ния, которое оценивается по субъективным параметрам, устанавливаемым на ос­нове отчетов родителей, врачей и педагогов об эмоциональном поведении ребен­ка до и после консультирования. Целесообразно использовать для оценки цвето- ассоциативные методы, прожективные опросы.

Конечно, сам процесс консультирования не исчерпывает всех задач, стоящих перед психологом в процессе психологической помощи ребенку с искаженной ВКЗ. Однако психологическое консультирование — базовое звено в системе психологической помощи детям и подросткам. От эффективности его проведения в значительной степени зависит направленность и эффективность других форм психологической помощи.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.