Занятие-досуг «путешествие в страну знаний» — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Занятие-досуг «путешествие в страну знаний»

2018-01-13 146
Занятие-досуг «путешествие в страну знаний» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ДОСУГОВ

ЗАНЯТИЕ-РАЗВЛЕЧЕНИЕ

Тема «Звук л».

Цель: автоматизировать звук л в слогах, словах, предложениях, спонтанной речи.

План занятия

1. Игра «Доскажи словечко».

2. Слоговой аукцион.

3. Игра «Угадай-ка!».

4. Игра «Узнай слово».

5. Игра «Отгадай загадку».

6. Игра «Ромашка».

7. Игра «Чей улов больше?».

8. Игра «Узнай пословицу».

9. Конкурс скороговорок.

10. Игра «Объясни выражения».

11. Игра «Кто получит приз?».

12. Конкурс загадок и стихов.

Ход занятия

1. Игра «Доскажи словечко»

Логопед читает стихотворный текст, дети хором договаривают слова.

2. Слоговой аукцион

Чья команда последней называет слово с предложенным сло­гом, та и выигрывает.

3. Игра «Угадай-ка!»

По словам, произнесенным вразбивку, узнать слово: дыш, лан — ландыш; па, лам — лампа; па, ло, та — лопата; ло, мо, ток — молоток; ва, го, ло — голова.

4. Игра «Узнай слово»

По первым звукам названных слов определить задуманное слово.

5. Игра «Отгадай загадку»

Чья команда больше отгадает загадок, та и выигрывает. Добав­ляются очки, если кто-то из детей загадает загадку, в которой есть звук л.

6. Игра «Ромашка»

Сорвать только лепестки с изображением предметов, в назва­нии которых есть звук л.

7. Игра «Чей улов больше?»

Выигрывает тот, кто больше выловит слов-картинок со звуком л, пока играет музыка.

8. Игра «Узнай пословицу»

На столе несколько конвертов, в каждом по две картинки. Нужно их назвать, вспомнить пословицу, в которой они встречаются вместе.

9. Конкурс скороговорок

Кто большее число раз и без ошибок произнесет предложен­ную скороговорку.

10. Игра «Объясни выражение»

Кто лучше объяснит, почему мы так говорим.

11. Игра «Кто получит приз?»

Проводится в виде эстафеты. На полу лежат три обруча, внутри первого — игрушки, во втором — картинки, в третьем — приз. Надо выбрать:

а) игрушку, в названии которой есть звук л;

б) картинку, в названии которой есть звук л;

в) вбежать в последний круг, назвать слово со звуком л, взять приз (игрушку, конфету).

12. Конкурс чтецов

Чтение стихотворений, загадывание загадок со звуком л.

Подведение итогов, называются лучшая команда и лучшие игроки.

Речевой материал к занятию

«Доскажи словечко»

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих.

Ждет он и вздыхает:

Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь

Стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко!

Е. Серова

1. Наш огород в образцовом порядке,

Как на параде, построились грядки.

Словно живая ограда вокруг —

Пики зеленые выставил... (лук).

2. Сшил себе котенок тапки,

Чтоб зимой не мерзли... (лапки).

3. Ну, давай играть в футбол!

Забивай скорее... (гол).

4. Нам темно.

Мы просим маму

Нам включить поярче... (лампу).

5. Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобилось... (мыло).

6. Молодчина эта Лина,

Лепит все из... (пластилина).

7. Заглянула в дверь коза,

Очень грустные... (глаза).

8. Тихо-тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе... (лопатой).

9. Елочка, елочка,

Колкая... (иголочка).

10. А возле этой елки

Бродили злые... (волки).

11. Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной,

А зовут меня... (луной).

12. На ветке не птичка —

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Кто же это?... (Белка.)

13. Он соло пел среди ветвей,

Его назвали... (соловей).

14. Лейся, дождик, веселей,

Мы с тобою дружим!

Хорошо нам бегать

Босиком по... (лужам).

15. Заставил плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а... (лук).

16. Хоть я и сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы? Я... (свекла).

17. Крошка-сын к отцу пришел,

И спросила кроха:

— Что такое хорошо

И что такое... (плохо)?

18. На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела.

В пестрой юбке танцовщица,

Музыкальная... (юла).

Слоговой аукцион

Ла — лапа, лампа, лайка, лавка, лакомка, ладонь, ландыш, ласточка, ластик, ласты, лак;

ло — лоб, локоть, лось, ложка, лодка, лом, лошадь, лов, Лора;

лу — лук, луна, лупа, лужа, луч, Луша, луковица, Лука.

Отгадай пословицу по двум словам

1. Шило, мешок. (Шила в мешке не утаишь.)

2. Иголка, нитка. (Куда иголка, туда и нитка.)

3. Волки, лес. (Волков бояться — в лес не ходить.)

4. Камень, вода. (Под лежачий камень и вода не течет.)

5. Пчела, мед. (Одна пчела много меду не наносит.)

Скороговорки

Говори, торопись, но смотри не ошибись.

1. Кол около стола, стол около кола.

2. Колпак под колпаком,

Под колпаком колпак.

3. Дятел дуб долбил, да не додолбил.

4. Не жалела мама мыла.

Мама Милу с мылом мыла.

5. Петя пилил пилой пень.

6. В зимний холод всякий молод.

7. Были галчата в гостях у волчат,

Были волчата в гостях у галчат.

Ныне волчата галдят, как галчата.

И, как волчата, галчата молчат.

8. Павка на лавке плетет лапти Клавке.

9. Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки,

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб да ложка.

10. Свекла у Феклы

Мокла и сохла.

Сохла и мокла,

Пока не поблекла.

Объясни выражение

«Лакомый кусочек». (Что-нибудь заманчивое, привлекательное, соблазнительное.)

«Медвежья услуга». (Неумелая, неловкая услуга, которая вместо помощи приносит вред.)

«Бить баклуши». (Праздно проводить время, бездельничать. Первоначально означало: раскалывать, разбивать осиновый чурбан на баклуши (чурки) для изготовления мелких щепок, т.е. делать очень несложное дело.)

«Блоху подковать». (Проявить необыкновенное умение в каком-либо деле, тонкое мастерство.)

«Как белка в колесе». (Беспрерывно суетиться, хлопотать без результатов.)

«Волк в овечьей шкуре». (Нехороший, лживый человек, кото­рый всячески пытается скрыть свои дурные намерения и показать себя добрым.)

«Искать иголку в стоге сена». (О том; что нельзя найти.)

Отгадай загадки

1. Я землю копала,

Ничуть не устала.

А кто мной копал —

Тот и устал.

(Лопата.)

2. Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

(Лук.)

3. Над домами у дорожки

Висит кусок лепешки.

(Луна.)

4. В тихую погоду

Нет нас нигде.

Ветер подует —

Бежим по воде.

(Волны.)

5. Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я — главная.

(Елка.)

6. Сама не ем, а людей кормлю.

(Ложка.)

7. Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе.

(Облако.)

8. Раскаленная стрела

Дуб свалила у села. (Молния.)

9. Под крышей четыре ножки, А на крыше — суп да ложки. (Стол.)

10. Этот конь не ест овса, Вместо ног — два колеса. (Велосипед.)

11. В нашей кухне целый год Дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник.)

12. Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я. Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.

(Мыло.)

13. Белый камешек растаял,

На доске свой след оставил.

(Мел.)

14. Круглое, красное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко.)

15. Жидко, а не вода.

Бело, а не снег…

(Молоко.)

16. В раздевалке я служу,

На весу пальто держу.

(Вешалка.)

17. Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.

(Дятел.)

18. Все время стучим,

Деревья долбим.

Но их не калечим,

А только лечим.

(Дятлы.)

19. Кто зимой холодной

В лесу бродит злой, голодный?

(Волк.)

20. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(Лось.)

21. С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал.

(Белка.)

22. Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком.

(Пчела.)

23. Маленького роста я,

Тонкая и острая,

Носом путь себе ищу.

За собою хвост тащу.

(Иголка.)

24. Ползун ползет, иголки везет.

(Ежик.)


Тема «Звук т и буква Т».

Цели: 1) развивать фонематическое восприятие, 2) продолжать учить делить слова на части (одно-, дву-, трехсложные слова), 3) закреплять умение производить звуко-буквенный анализ и синтез слов, 4) развивать связную речь, 5) развивать мышление и память.

План занятия

1. Игра «Телеграфист».

2. Игра «Новоселы».

3. Подвижная игра «Самый ловкий».

4. Игра «Отгадай слово».

5. Подвижная игра «Самый аккуратный».

6. Игра «Волшебные часы».

7. Подвижная игра «Мышеловка».

8. Игра «Наборщик».

9. Игра «Умники и умницы».

10. Игра «Не знаешь — научим».

11. Игра «Пазлы».

Оборудование: ребусы, часовой циферблат, трехэтажный дом из картона и предметные картинки с изображением животных, пословицы и поговорки в картинках, буквы, изображенные на кубах, гимнастические палки, стойки, обручи, картонные ступ­ни, стулья для детей, эмблемы, сувениры, конверты, пазлы, 2 корзины, 2 деревянные ложки, шары для пинг-понга (по коли­честву детей), игрушки и предметы на звуки т, д, к.

Ход занятия

Дети поделены на две команды — «Утята» и «Котята», на футболках эмблемы, сидят полукругом.

Ведущая (В.): Сегодня мы с вами отправляемся в путеше­ствие в страну знаний, где нас ожидают необычные встречи и приключения. Но чтобы наше путешествие удалось, надо как можно больше знать о звуке т и букве Т.

Входит Незнайка.

Незнайка (Н.): Кто здесь в путешествие собрался? Я тоже очень люблю путешествовать. Я даже на Луну летал. Вот как-то раз...

В.: Подожди, Незнайка, ты ведь даже забыл поздороваться с ребятами. Ты что, не знаешь, что нужно быть вежливым?

Н.: Знаю. А разве я не поздоровался? Здравствуйте, ребята!

В.: Здравствуй, Незнайка. Но мы сегодня с ребятами собрались в путешествие не на Луну, а в страну знаний.

Н.: Да, да, я слышал. Нужно все знать о звуке т и букве Т. Я недавно читал очень интересную книгу, из которой узнал много слов со звуком т, эта книга о тропическом лесе, по-другому он называется джунгли, и о его обитателях: пантерах, питонах, удавах. А вот как книга называется, я забыл. У меня даже картинки были с героями этой книги. Но на них упал лунный камень и картинки рассыпались на кусочки.

В.: Не переживай, Незнайка! Мы поможем тебе сложить картинки и вспомнить название книги. Для этого мы должны правильно выполнить все задания. За каждое правильно выполненное задание команды будут получать по одной части этой картинки. Для каждой команды картинки помещены в конверты. Когда вы, ребята, выполните все задания правильно, вы соберете все части в одно целое и вспомните название книги, которую прочитал Незнайка. А чтобы мы не устали в путешествии, Незнайка приготовил нам разные игры и задания.

1. Игра «Телеграфист» (деление слов на слоги)

Дети перепрыгивают через гимнастические палки столько раз, сколько слов в слоге. Слова-картинки: кот, тапочки, танк, бегемот, туча, конфеты, кит, футболист, тарелка, табуретка, петух, автобус.

2. Игра «Новоселы»

Трехэтажный дом с окнами-карманами, в которые помещаются картинки, в названии которых есть звук т.

1-й этаж — звук т в начале слова: тур, тапир, тушканчик. 2-й этаж — звук т в середине слова: утка, петух, питон. 3-й этаж — звук т в конце слова: кот, енот, бегемот.

3. Подвижная игра «Самый ловкий»

По кругу стоят стулья, их меньше на один, чем детей. Дети ходят вокруг. Ведущая произносит звуки. Стульчик надо занять, если услышишь звук т. Звуки для анализа: а, у, м, ж, т, п, к, т, д, ть, ль, мь, пь, кь, т, у, с, э, т и т.п.

4. Игра «Отгадай слово»

Ребусы, слова-загадки. Надо отгадать слова:

— по первым звукам в названии каждой картинки (кошка, игла, топор — кит);

— расставив буквы по росту (утка);

— заменив букву в слове (салат — салют);

— добавив к слогу букву (к-уст — куст).

5. Подвижная игра «Самый аккуратный»

Игра-эстафета. Вынести из «курятника» все яйца в ложке, не уронив ни одно.

6. Игра «Волшебные часы»

Одна команда читает слог, другая придумывает слова с данным слогом.

В.: Тик-так, тик-так.

Все часы идут вот так.

Ну-ка, посмотри сейчас

И ответь, который час?

Ведущая крутит стрелку на циферблате и останавливает на сло­гах: та, ту, то, ты.

7. Подвижная игра «Мышеловка»

Одна команда — мышеловка, вторая команда — мыши.

8. Игра «Наборщики». (Проводится в виде эстафеты.)

На кубиках буквы К, Л, И, У, по две буквы С, Т. Одна коман­да составляет слово лист, другая — куст. Преодолевая препят­ствия, дети переносят по одному кубику. Препятствия — дуги для подлезания, имитация следов (пройти через ручей, не замочив ног), продеть голову через обручи. Когда все кубики перенесены, из них составляется слово.

9. Игра «Умники и умницы»

Дети отгадывают пословицы и поговорки о труде по опорным картинкам:

иголка, нитка (Куда иголка, туда и нитка.);

пруд, рыба (Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.);

голова, руки (Голова научит, руки сделают.);

яблоня, человек (Яблоню любят плодовитую, а человека — деловитого.);

птица, человек (Птицу узнают в полете, а человека в работе.);

линейка, ножницы (Семь раз отмерь, один отрежь.);

камень, вода (Под лежачий камень вода не течет.).

10. Игра «Не знаешь — научим, не умеешь — покажем»

Две корзинки на стульях, предметы и игрушки на столе.

Из предметов, в названии которых есть звуки т, д, к, брать по одному и переносить в корзинки те предметы, в названии которых есть звук т.

11. Игра «Пазлы»

Из восьми частей дети собирают картинку («Маугли»).

В.: Вот видишь, Незнайка, какие у нас умные дети. Они столько всего знают о звуке т и букве Т, что им не составило труда вы­полнить все задания и помочь тебе вспомнить название книги Кип­линга «Маугли».

Н.: Спасибо, ребята, вы все молодцы! Вы такие умные, лов­кие, умелые. Победила дружба. (Вручение призов.)


План занятия

1. Составить слово по первым буквам («Угадай-ка»).

2. Игра «Кто больше составит слов?».

3. Игра «Слово рассыпалось».

4. Игра «Волшебная цепочка».

5. Кроссворд.

6. Ребусы.

7. Игра «Шифровальщики».

8. Игра «Чья команда победит?».

9. Игра «Найди пару».

10. Игра «Хвастунишка».

11. Итог занятия. Награждение победителей.

Ход занятия

1. Игра «Угадай-ка»

По первым буквам слов составить новые слова.

Показываются таблицы, на каждой из которых 3—4 предметных картинки. Дети называют эти картинки, самостоятельно определяют первую букву в слове и по первым буквам называют получившееся слово. Выигрывает команда, первой определившая зашифрованное на таблице слово.

Рот — расческа, ослик, топор;

рак — рука, ананас, колесо;

каша — кошка, ананас, шары, арбуз;

аист — арбуз, игла, самолет, торт;

пух — попугай, утенок, хлеб;

муха — матрешка, удочка, хлеб, арбуз;

сон — сорока, ослик, носорог;

мак — мука, Айболит, карандаш;

луна — лук, У, ножницы, апельсин;

лук — лось, У, колесо;

усы — уши, собака, Ы;

козы — кастрюля, О, зонт, Ы;

танк — туфли, А, Н, конфета

Подводится итог, каждый отгадавший слово получает фишку, по числу которых в конце занятия можно определить победителя или команду-победителя.

2. Игра «Кто больше составит слов?»

Предъявляются слоговые таблицы, каждая разделена вертикаль­ной чертой на две половины. Задание: к слогу, напечатанному слева, подобрать слог из числа напечатанных справа так, чтобы получилось слово. Выигрывает команда, составившая наибольшее количество слов.

Вариант. Слова составляются из кубиков, каждая команда в отведенном ей месте выкладывает слова, затем демонстрирует их ведущему.

3. Игра «Слово рассыпалось»

На двух столах приготовлены кубики (мячи, шары, круги), на которых наклеены буквы, составляющие слова. Слова прочитываются. Выбранные от каждой команды дети берут эти кубики, под музыку выполняют любые движения, можно танцевальные, может быть и бег по залу врассыпную. Когда музыка замолкает, нужно как можно быстрее собрать свое слово.

Слова: мак, суп, дом, кот, Тома, Луша.

Вариант. Игра «Кто быстрее составит слово?».

Атрибуты те же, игра по типу эстафеты, например: 1-й участник бежит, 2-й перепрыгивает через кубики, 3-й прыгает через скакалку, 4-й пролезает через обруч, но каждый, добегая до стола, выбирает кубик, ставит его на соответствующее место, бегом возвращается к команде, передавая, таким образом, эстафету следующему игроку. В завершение проверяется, правильно ли составлено командой заданное слово.

4. Игра «Волшебная цепочка»

На двух столах приготовлены предметные картинки, конечная буква в названии одной является начальной буквой в названии другой картинки.

Дети, представляющие свою команду, берут каждый по одной картинке, их задача — найти свое место в цепочке. Первое слово цепочки называет ведущий.

Слова для цепочек: карандаш — шкаф — флажок — куст — топор — ракета — автобус; сук — ключ — чайник — кошка — ананас — сом — мак — крокодил — лук.

5. Кроссворд «Куда спешат звери?»

На предметных картинках номера: 1 — мышка, 2 — кот, 3 — слон, 4 — лиса, 5 — аист, на доске сетка кроссворда с выделен­ными клетками.

Дети выходят и вписывают в клетки названия животных. После того как кроссворд заполнен, читают выделенное слово.

1М Ы Ш К А  
    2К О Т  
3С Л О Н    
    4Л И С А
    5А И С Т

 

6. Ребусы

1. «Построй по высоте».

Из букв, различных по высоте, составить слово, начиная с самой высокой.

ОПл —пол аПЛА —лапа рАШ — шар ыОС — осы

2. «Добавишь букву — изменишь слово». Предъявляются таблицы:

Ш, утка (шутка) Г, роза (гроза)

3. кран (экран) шар, Ф (шарф)

4. «Букву в слове поменяй, слово новое называй».

л/ш — шапки р/к — кот р/м — маки

с/х — халат п/т — торт у/а — раки ы/о — дом

5. В зависимости от подготовленности группы можно предло­жить отгадать шарады:

М ша у а

у (Наум) та (Наташа) шка (подушка) рок (подарок)

Ком ка кар

та (комната) ва (канава) вал (карнавал)

7. Игра «Шифровальщики»

Участвуют по 2—3 человека от каждой команды. Дается задание первой паре детей: достать из конверта картинку, назвать слово (например, рак, мак), составить к нему звуко - слоговую схему.

Следующей паре детей необходимо подобрать из конверта картинку так, чтобы слово, ее обозначающее, подошло к предложенной схеме.

Предметные картинки: 1-й набор — лампа, суп, шуба, барабан; 2-й набор — шары, лопата, маска, мак.

8. Игра «Чья команда победит?»

Из каждой команды выходят по 3—4 ребенка. Они получают разноцветные круги с наклеенными буквами и держат их так, чтобы сидящие в зрительном зале букв не видели. Из каждой команды выходит по одному желающему; они получают задание «развесить» гирлянду из кругов таким образом, чтобы получилось слово. По команде разноцветные круги показывают всем детям, вызвавшийся «развесить» гирлянду составляет слово. Закончив работу, просит поднять круги вверх. Все читают слова, например: шары, рука, лапа, каша.

Побеждает команда, игрок которой первым составил слово.

9. Игра «Найди пару»

Дети получают на одну руку браслет-резинку с кружком, на котором обозначена буква. Под музыку они выполняют танцевальные движения, демонстрируя, друг другу свои буквы. Когда музыка замолкает, нужно встать парами так, чтобы можно было прочитать слог (выбор делают мальчики; девочки; названные педагогом дети; те, у кого на браслетике согласная буква; те, у кого гласная буква, и т.д.).

10. Игра «Хвастунишка»

В конце занятия разыгрывается сценка, которую дети (это могут быть и гости — дети из другой группы) готовят заранее, в секрете от остальных. У них на голове шапочки с изображением зверят: мишки, белки, ежика, медвежонка, зайчонка.

Ведущий: Закончилось лето, собрались на полянке в лесу зверята, показывают, что им родители к школе приготовили.

Зайчонок: Мне мама ранец купила.

Мышка: А мне краски разноцветные.

Белочка: А мне букварь с разноцветными картинками.

Ежик: А мне альбом.

В.: Все ребят хотят в школу.

М.: Эка невидаль — школа, я и без школы все знаю!

3.: И рисовать умеешь?

М.: И писать умеешь?.

Е.: И буквы знаешь?

М.: Я все знаю, все умею.

Б.: Тогда прочитай, что здесь написано.

В.: Взял медвежонок букварь.

Звери улыбаются.

В.: А вы, ребята, догадались, почему звери рассмеялись?

Мишка держал букварь вверх ногами.


План занятия

1. Игра «Разноцветный сундучок».

2. Игра «Скажи наоборот».

3. Игра «Шифровальщик».

4. Игра «Слово рассыпалось».

5. Игра «Кто здесь лишний?».

6. Игра «Шел прошлогодний снег».

7. Игра «Кто больше назовет слов?».

Оборудование: доска, мел, сундучок, ребус, карточки в форме лепестков ромашки, предметные картинки, пуфики, наборное полотно, снежинки, буквы, схема кроссворда «Доброта», магни­тофон, песня А.Беликова «Снег».

Ход занятия

На демонстрационной доске — графическая схема кроссворда. По мере отгадывания слов кроссворда дети самостоятельно вписывают их в схему.

1. Игра «Разноцветный сундучок» (определение первого звука в слове)

Картинки: иголка, паук, книга, сапоги, телефон, улитка, бинт, лопата, радуга, мешок, халат.

Ведущий: Я картинку положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Оля (Миша, Катя), загляни,

Вынь картинку, назови.

Ребенок достает картинку из сундучка, четко, правильно про­износя звуки в слове, называет ее и определяет первый слог в слове. Картинка ставится на наборное полотно. Когда все картин­ки выставлены, ведущая предлагает найти среди картинок первое слово кроссворда, отгадав загадку:

Крашеное коромысло

Над рекой повисло. (Радуга.)

Ребенок, первым отгадавший загадку, вписывает слово радуга в схему кроссворда.

2. Игра «Скажи наоборот» (деление слов на слоги)

Ребенок называет слово-антоним, делит его на слоги, пере­прыгивает через пуфики столько раз, сколько в слове слогов. По­следнее слово (ночь) — второе слово кроссворда.

Грустный —... (веселый), мокрый —...(сухой),

сильный —...(слабый), старый —...(молодой),

большой —...(маленький), высокий —...(низкий),

широкий —...(узкий), толстый —...(тонкий),

длинный —...(короткий), горячий —...(холодный),

больной —...(здоровый), день —...(ночь).

3. Игра «Шифровальщик» (звуковой анализ и синтез слогов)

Детям предлагается «расшифровать» слово по первым звукам других слов: барабан, арбуз, ножницы, кошка, аист — банка (третье слово кроссворда).

4. Игра «Слово рассыпалось» (составление слов из слогов)

На наборное полотно выставляются карточки со слогами. Расставляя в нужном порядке слоги, дети составляют слово. Последнее составленное слово (рука) — четвертое слово кроссворда.

ка, пол — полка пус, та, ка — капуста

ва, тык — тыква та, кар — карта

ши, ма, на — машина ки, сан — санки

лот, пи — пилот зы, му, ка — музыка

ша, гру — груша та, пар — парта

ги, но — ноги ка, ру — рука

5. Игра «Кто здесь лишний?» (послоговое чтение)

На карточках с одной стороны — картинка, с другой — назва­ние, написанное печатными буквами. Карточки разложены на полу в форме ромашки шрифтом вверх. Ребенок «отрывает» лепесток ромашки, читает слово, затем переворачивает лепесток и сравнивает прочитанное с изображением на ней. Из «оторванных» лепе­стков рядом выкладывается другая ромашка иллюстрациями вверх. Дети определяют лишнее слово. Это слово слон — пятое слово кроссворда. Слова, написанные на лепестках ромашки, — корова, собака, кошка, коза, слон.

6. Игра «Шел прошлогодний снег» (анализ предложения)

Дети стоят на ковре с закрытыми глазами. Звучит музыка. Тихо падают «снежинки» (на одной из снежинок — задание). Дети на­ходят снежинку с заданием.

Задание: прочитать предложение, составленное на наборном полотне, и ответить на вопросы. Предложение: Кот сидит под столом.

— Сколько слов в предложении?

— Какое первое слово? второе? третье? четвертое?

— Какое короткое слово в предложении?

— О каком домашнем животном говорится в предложении? Слово кот — шестое слово кроссворда.

7. Игра «Кто больше назовет слов?» (навык связного говорения) Ведущая: Прошла зима, но она еще напоминает о себе морозами, снегом, зиме — на радость, весне — на удивление. Вспомните и назовите пословицы, поговорки, загадки о зиме. Кто больше всех назовет, тот и впишет последнее слово кроссворда.

В конце досуга дети все вместе читают ключевое слово кроссворда — доброта.


 

1p А д У г А  
    2Н о ч ь  
      3Б А н К А
      4р У к А  
  5с л О Н  
  6K О т  
7З и м А  

Речевой материал к занятию

Пословицы, поговорки и загадки о зиме.

1. Декабрь-стужайло на всю зиму землю студит.

2. Холодная зима — жаркое лето.

3. На морозе и старик вприпрыжку идет.

4. Новый год — к весне поворот.

5. Зима снежная — лето дождливое.

6. В феврале зима с весной встречаются впервой.

7. Февраль — месяц лютый, спрашивает: «Как обутый?»

8. Зимою вьюги — летом ненастье.

9. Не было бы снегу, не было бы и следу.

10. Много снега — много хлеба.

11. Снег на полях — хлеб в закромах.

12. Лето — собериха, зима — поедиха.

1. Дел у меня немало:

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня... (зима).

2. Снег на полях, лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

(Зима.)

3. Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стекла,

Сделал снежными сады.

(Мороз.)

4. Одеяло белое не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось.

С неба на землю свалилось.

(Снег.)

5. На землю упало пуховое одеяло.

Лето пришло — одеяло все сошло.

(Снег.)

6. Зимой лежал, а весной в реку побежал.

(Снег.)

7. С неба звезды падают, лягут на поля.

Пусть под ними скроется черная земля.

Много, много звездочек, тонких, как стекло,

Звездочки холодные, а земле — тепло.

(Снежинки.)

8. С неба — звездой, в ладошке — водой.

(Снежинки.)

9. Бел, да не сахар, ног нет, да идет.

(Снег.)

10. Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой, Как поймаешь на ладонь.

(Снег.)

11. Гуляет в поле, да не конь.

Летает на воле, да не птица.

(Вьюга.)

12. Гуляю в поле, летаю на воле.

Кручу, верчу, знать никого не хочу.

(Метель, вьюга.)

13. Какой это мастер на стекла нанес

И листья, и травы, и заросли роз?

(Мороз.)

14. Старик у ворот тепло уволок.

Сам не бежит и стоять не велит.

(Мороз.)

15. Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

(Мороз.)

16. На дворе горой, а в избе водой.

(Лед.)

17. Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост, как синее стекло, —

Скользко, весело, светло!

(Лед.)

18. Рыбам зиму жить тепло,

Крыша — тонкое стекло.

(Лед.)

19. Не снег, не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней.)

20. Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан... (иней).

21. Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет,

Заплачет она, потечет.

(Сосулька.)

22. Детки сели на карниз

И растут все время вниз.

(Сосулька.)

23. Висит за окошком кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной.

(Сосульки.)


План занятия

1. Игра «Назови овощи и фрукты».

2. Подвижная игра «Сад и огород».

3. Пантомима «Репка».

4. Подвижная игра-эстафета «Поможем маме приготовить обед».

5. Сценки-шутки.

6. Конкурс загадок.

7. Подвижная игра «Собираем урожай».

8. Игра «Выбираю сок».

Ход занятия

1. Игра «Назови овощи и фрукты»

а) Логопед предъявляет детям корзину с овощами со словами:

Мы сами сажали весной огород. Мы сами сажали, пололи. И вот... Расселся, разлегся в большущей корзине И красный, и желтый, и черный, и синий, Здоровый такой разноцветный народ. (Помидор, репа, редька, баклажан.)

б) Дети, вынимая по одному, называют овощи и фрукты, лежащие в двух разных корзинах.

в) Логопед сообщает тему досуга.

2. Подвижная игра «Сад и огород» (закрепление глагольной лексики)

Дети выбирают шапочки с изображением фруктов и овощей и становятся в круг, взявшись за руки. Водящий ребенок в центре. Дети идут по кругу то в одну, то в другую сторону со словами: «Мы пришли в огород, огурец здесь растет».

Водящий ребенок (в шапочке огурца) дает команду: «Приседай, приседай, с грядки огурец срывай».

Дети приседают, имитируют движение по заданию водящего. Водящий меняется, меняется и следующее задание, например: «Морковку из грядки выдергивай».

А теперь мы в сад пойдем, Мы там яблоки нарвем. На носочки вставай, Прямо с дерева срывай.

3. Пантомима «Репка»

Роли выбирают дети по желанию, или их распределяет логопед. Пантомиму можно повторить с другим составом участников.

4. Подвижная игра-эстафета «Поможем маме приготовить обед»

Играют две команды. В корзине натуральные овощи и фрукты или муляжи: капуста, лук, чеснок, морковь, свекла, картошка, петрушка, яблоко, груша, банан, лимон, ананас, апельсин, мандарин.

Педагог: Мама пришла с рынка, в корзине у нее овощи и фрукты. Она решила приготовить борщ и компот. Необходимо ее покупки разложить так, чтобы одни пригодились ей для борща, а другие — для компота.

5. Сценки-шутки, подготовленные заранее

а) — Почему ты, зайчик, грустный?

— Потерял кочан капусты.

— А какой?

— Вот такой... Круглый, белый и большой.

— Ну-ка, зайка-шалунишка,

Дай потрогать животишко!

Он тугой, как барабан!

— Значит, съел я свой кочан. И забыл.

б) — Где же яблоко, Андрюша?

— Яблоко давно я скушал.

— Ты не мыл его, похоже?

— Я с него очистил кожу.

— Молодец ты стал какой.

— Я давно уже такой.

— А куда очистки дел?

— Я очистки тоже съел!

6. Конкурс загадок

а) Вспомнить и загадать загадки об овощах и фруктах.

б) Составить загадку-описание.

7. Подвижная игра «Собираем урожай»

Играют две команды. Первая собирает, например, бананы. Результат каждого участника подсчитывается хором. Вторая собирает морковки. Подводят итоги.

8. Игра «Выбираю сок»

Дети долго играли, дети очень устали.

В группу дети спешат, сока выпить хотят.

Дети выбирают пластмассовые стаканчики, в которые вложены закладки с изображением фруктов и овощей, и называют, какой сок они выбрали.

Дети дают разные варианты ответов: «Я люблю яблочный сок, он сладкий», «Я выбрал морковный сок», «Больше всего мне нравится грушевый сок».

Подведение итогов. Объявление команды-победителя.

 

Из книги Г.Р. Шашкиной, Л.П. Зерновой, И.А. Зиминой «Логопедическая работа с дошкольниками» - М. Изд. центр «Академия», 2003г.

 

ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ДОСУГОВ

ЗАНЯТИЕ-РАЗВЛЕЧЕНИЕ

Тема «Звук л».

Цель: автоматизировать звук л в слогах, словах, предложениях, спонтанной речи.

План занятия

1. Игра «Доскажи словечко».

2. Слоговой аукцион.

3. Игра «Угадай-ка!».

4. Игра «Узнай слово».

5. Игра «Отгадай загадку».

6. Игра «Ромашка».

7. Игра «Чей улов больше?».

8. Игра «Узнай пословицу».

9. Конкурс скороговорок.

10. Игра «Объясни выражения».

11. Игра «Кто получит приз?».

12. Конкурс загадок и стихов.

Ход занятия

1. Игра «Доскажи словечко»

Логопед читает стихотворный текст, дети хором договаривают слова.

2. Слоговой аукцион

Чья команда последней называет слово с предложенным сло­гом, та и выигрывает.

3. Игра «Угадай-ка!»

По словам, произнесенным вразбивку, узнать слово: дыш, лан — ландыш; па, лам — лампа; па, ло, та — лопата; ло, мо, ток — молоток; ва, го, ло — голова.

4. Игра «Узнай слово»

По первым звукам названных слов определить задуманное слово.

5. Игра «Отгадай загадку»

Чья команда больше отгадает загадок, та и выигрывает. Добав­ляются очки, если кто-то из детей загадает загадку, в которой есть звук л.

6. Игра «Ромашка»

Сорвать только лепестки с изображением предметов, в назва­нии которых есть звук л.

7. Игра «Чей улов больше?»

Выигрывает тот, кто больше выловит слов-картинок со звуком л, пока играет музыка.

8. Игра «Узнай пословицу»

На столе несколько конвертов, в каждом по две картинки. Нужно их назвать, вспомнить пословицу, в которой они встречаются вместе.

9. Конкурс скороговорок

Кто большее число раз и без ошибок произнесет предложен­ную скороговорку.

10. Игра «Объясни выражение»

Кто лучше объяснит, почему мы так говорим.

11. Игра «Кто получит приз?»

Проводится в виде эстафеты. На полу лежат три обруча, внутри первого — игрушки, во втором — картинки, в третьем — приз. Надо выбрать:

а) игрушку, в названии которой есть звук л;

б) картинку, в названии которой есть звук л;

в) вбежать в последний круг, назвать слово со звуком л, взять приз (игрушку, конфету).

12. Конкурс чтецов

Чтение стихотворений, загадывание загадок со звуком л.

Подведение итогов, называются лучшая команда и лучшие игроки.

Речевой материал к занятию

«Доскажи словечко»

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих.

Ждет он и вздыхает:

Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь

Стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко!

Е. Серова

1. Наш огород в образцовом порядке,

Как на параде, построились грядки.

Словно живая ограда вокруг —

Пики зеленые выставил... (лук).

2. Сшил себе котенок тапки,

Чтоб зимой не мерзли... (лапки).

3. Ну, давай играть в футбол!

Забивай скорее... (гол).

4. Нам темно.

Мы просим маму

Нам включить поярче... (лампу).

5. Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобилось... (мыло).

6. Молодчина эта Лина,

Лепит все из... (пластилина).

7. Заглянула в дверь коза,

Очень грустные... (глаза).

8. Тихо-тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе... (лопатой).

9. Елочка, елочка,

Колкая... (иголочка).

10. А возле этой елки

Бродили злые... (волки).

11. Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной,

А зовут меня... (луной).

12. На ветке не птичка —

З<


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.449 с.