Вопрос 19. Психологическая помощь группе пострадавших «зеваки», «свидетели», спасатели. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Вопрос 19. Психологическая помощь группе пострадавших «зеваки», «свидетели», спасатели.

2018-01-13 502
Вопрос 19. Психологическая помощь группе пострадавших «зеваки», «свидетели», спасатели. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первичная реабилитация пострадавших, относящихся к группам «свидетелей» и «зевак» будет заключаться в ориентации очевидцев и наблюдателей на оказание помощи пострадавшим, составляющим первые группы.

Этих людей можно также занять любой несложной работой: найти и принести воды, подогреть чай, принести аптечку, отнести записку и т.д. (главное – включить их в деятельность). Это позволяет им чувствовать себя нужными. Выполнение ими таких простых задач снижает риск возникновения массовых, негативных реакций, а также имеет определенный психотерапевтический эффект: помогает снизить уровень неадекватной поведенческой активности.

Еще одна группа людей, к которым применяется психоте­рапия в зоне ЧС, это спасатели. Основной проблемой в по­добных ситуациях является психологический стресс. Спе­циалисту необходимо владеть умением своевременно опреде­лять симптомы психологических проблем у себя и у своих то­варищей, владеть эмпатическими способностями, умением организовать и провести занятия по психологической раз­грузке, снятию стресса, эмоционального напряжения. Владе­ние навыками психологической само- и взаимопомощи в ус­ловиях кризисных и экстремальных ситуаций имеет большое значение не только для предупреждения психической травматизации, но и для повышения устойчивости к стрессовым воздействиям и готовности быстрого реагирования в чрезвы­чайных ситуациях.

Вопрос 20. Приемы психической саморегуляции. Оказание экстренной психологической помощи пострадавшему при ажитации (моторном возбуждении). Методы саморегуляции.

Физические упражнения.

Наиболее эффективными способами восстановления психической работоспособности являются простые и доступные большинству людей физические упражнения. Физические упражнения уменьшают последствия стресса, они помогают разрядить энергию и позволяют разуму переключиться на другую деятельность.

Ходьба как средство саморегуляции не знает себе равных с древ­них времен. Ритм оказывает синхронизирующее влияние на работу функ­ций организма, придает дополнительные силы, создает настрое­ние, оказывает успокоительный эффект.

Оздоровительныйбег также является хорошим средством само­регуляции. Бег за­ставляет глубже дышать, выполнять ритмические движения, спо­собствует лучшему переключению, что создает условия для глубокой психологической раз­грузки.

Исполь­зуются различные физические упражнения, необходимые для нерв­ной разрядки. Для устранения излишней нервно-психическойнапряженностивыбираютупражнения, отвечающие следующим критериям: без­вредность для организма, возможность выполнения в любых усло­виях, внешняя простота. Наиболее удобно при этом пользоваться комплексами, в которые входят упражнения на растяжение мышц, затем возвращение их в исходное положение и фиксация стати­ческого усилия с одновременной небольшой задержкой дыхания и, наконец, выраженное расслабление мышц. Цикл повторяется 3-10 раз.

- танцеваль­ная аэробика, гидроаэробика, плавание, игры (волейбол, бадмин­тон и т.д.), ходьба на лыжах. В этих упражнениях очень высок эмо­циональный фон от общения со средой (вода, природа, музыка), что позитивно влияет на весь организм. Для специальной психической настройки с помощью физиче­ских упражнений широко используются гимнастика йогов, китай­ские ци-гун, у-шу. Возможности обычной утренней зарядки могут быть значитель­но расширены, если во время выполнения упражнений включить элементы аутотренинга главного метода психической саморегу­ляции. Выполняя упражнения, необходимо произносить про себя специальные фразы, вызывающие прилив сил и бодрости.

«Сегодня я хочу быть активным, энергичным, бодрым.

Мне помогает в этом гимнастика.

Мои мышцы становятся упругими, а воля тверда как сталь.

Мое дыхание учащенное, глубокое. Кислород проникает в мозг.
Сознание становится ясным, мысли четкими.

Я становлюсь все бодрее и бодрее!

Сердце бьется сильно, ровно, энергично!

Кровоснабжение всех органов улучшается!

Я приятно возбужден.

Я полон энергии!

Я как сжатая пружина.

Я полностью мобилизован!

Я готов действовать!»

Произнося эти фразы, нельзя делать паузы в движениях. Сформировавшая активная установка станет внутренним ключом, запускающим резервы организма.

Дыхательные техники.

В ситуациях эмоционального напряжения дыхание задерживается, становится напряженным, прерывистым. Ровное, спокойное дыхание есть показатель отсутствия чрезмерных эмоциональных нагрузок. Произвольно регулируя частоту, глубину, характер и ритм дыхания, можно успокаивающе воздействовать на нервную систему.

Существует три основных типа дыхания: ключичное, грудное и диафрагменное (брюшное). Они различаются между собой в соответствии с типом вдоха, открывающего дыхательный цикл.

1. Ключичное дыхание - самое короткое и поверхностное. Его можно определить как легкое поднятие ключиц кверху вместе с небольшим расширением грудной клетки на вдохе.

2. Грудное дыхание – более глубокое дыхание, вдыхается большее количество воздуха. При грудном типе дыхания наблюдается большее расширение грудной клетки, за которым следует поднятие ключиц на вдохе. Наиболее часто встречающийся тип дыхания.

3. Диафрагменное (брюшное) дыхание – самое глубокое из всех типов дыхания. При таком дыхании вдыхается больше всего воздуха, насыщается кислородом большее количество крови за один дыхательный цикл. Именно этот тип дыхания является наиболее эффективным методом регулируемого дыхания, используемого в борьбе с чрезмерным стрессом.

4. Полное дыхание (включает все 3 вида): оно начинается с брюшного и заканчивается ключичным. При комбинированном дыхании все отделы легких наполняются.

Содержание упражнений: перевод дыхания на управляемое, «брюшное дыхание». При брюшном дыхании происходит более полная вентиляция легких, повышается насыщение крови кислородом. Определено, что фаза вдоха является мобилизующей, а фаза выдоха успокаивающей. Произвольно меняя соотношение вдоха и выдоха в цикле дыхания можно добиться соответственно мобилизующего или успокаивающего эффекта. Кроме того, сам факт фиксации внимания на произвольной регуляции дыхания меняет направленность внимания и способствует эмоциональному успокоению.

А) Успокаивающее дыхание.

При этом типе дыхания вдох производится быстроиэнергично, а выдох - медленно, после задержки дыхания, вызывает снижение тонуса центральной нервной системы, нормализацию кровяного давления, снятие эмоционального напряжения. Вначале тренировать дыхание лучше на счет. На 4 счета – вдох, на 8 – выдох, на 2-3 счета – пауза. Если Вы почувствовали легкое головокружение, впервые попробовав этот способ, - в следующий раз сократите период полного цикла и дышите менее глубоко.

Б) Тонизирующее (мобилизующее) дыхание.

Медленныйвдох и быстрыйвыдох, наоборот, тонизирует нервную систему, создает определенное психическое возбуждение, помогает преодолеть сонливость при утомлении. При мобилизующем дыхании вдох в 1,5-2 раза длиннеевыдоха, пауза несколько короче выдоха. Дыхание: на счет 8 –вдох, 2-3 - пауза, на 4 счета – выдох.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.