Субъекты коммерческого права — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Субъекты коммерческого права

2018-01-13 192
Субъекты коммерческого права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Субъекты коммерческого права

 

В торговой деятельности имеют право участвовать только те субъекты (участники), которые имеют специальное разрешение на проведение профессиональной торговли или в уставах которых торговля является одной из уставных задач.

К таким субъектам относятся:

1) юридические лица;

2) граждане-предприниматели;

3) специальные субъекты.

Физические лица не являются субъектами коммерческого права.

Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

Специальные субъекты товарного рынка не совершают сделок, а создают возможности другим лицам совершать сделки.

К таким организациям относятся, к примеру:

1) товарные биржи;

2) оптовые ярмарки;

3) посреднические организации (торговые дома, дилерские фирмы, трейдеры, дистрибьюторы, брокеры, стокисты, агентские фирмы).

Всех специальных субъектов торговой деятельности можно объединить в две группы:

1) специальные субъекты товарного рынка, которые непосредственно не участвуют в совершении сделок, а создают возможности и условия для операций другим лицам:

а) товарные биржи;

б) валютные биржи;

в) фондовые биржи;

г) выставки-ярмарки;

д) торгово-промышленные палаты;

2) предпринимательские организации или индивидуальные предприниматели, которые непосредственно занимаются заключением сделок.

Они классифицируются следующим образом:

а) независимые посредники – действуют от своего имени и за свой счет:

– дилеры;

– торговые дома;

– трейдеры и др.

б) посреднические организации, не приобретающие собственности на товар, а оказывающие в качестве основного вида деятельности услуги по доведению товара от изготовителя к потребителю. К данному видупосред-ников относятся дистрибьюторы.

в) организации, не совершающие операции с товаром, а оказывающие разнообразные услуги, содействуя продвижению товара.

 

Понятие цены. Виды цен

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. Разновидностью цены является тариф - цена на оказываемые услуги и выполняемые работы. В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория формируется с учетом уровня потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции; мер государственного регулирования ценообразования; уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др. В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других значений.

Можно выделить следующие виды цен:

1. В зависимости от роли государства в их формировании цены могут быть свободными и регулируемыми. Под свободной, или рыночной, ценой понимают цену, складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее.

Свободная цена колеблется вокруг стоимости товара, реагируя на изменение спроса и предложения, и, как правило, включает в себя два элемента: себестоимость и прибыль.

Регулируемая цена - цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер.

2. Различают цены контролируемые и неконтролируемые. Данное деление тесно связано с предыдущим. Установление и применение регулируемых цен всегда контролируется соответствующими государственными органами. Что же касается свободных цен, контроль за их применением может осуществляться в отношении специальных субъектов либо в определенных целях. Свободные рыночные цены контролируются также в целях налогообложения. Так, в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен по сделкам в следующих случаях: между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при значительном колебании (более чем на 30 процентов в ту или иную сторону) уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.

3. В зависимости от рынка цены делятся на оптовые и розничные. По оптовым ценам продукция реализуется другим предприятиям или торгово-сбытовым организациям, по розничным ценам товары реализуются конечному потребителю - населению.

4. Цены можно классифицировать на постоянные (когда в нормативном акте не содержится условия о периоде действия цены) и временные (с определением такого периода).

5. По территории действия цены можно классифицировать на внутригосударственные и мировые. Формирование и применение внутригосударственных цен осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Мировые цены определяются на основе данных биржевых котировок (Лондонской биржи металлов и др.).

6. В зависимости от распределения расходов по доставке товаров, страхованию, оплате таможенных сборов цены также распределяются на несколько групп. Такая классификация приведена в Международных правилах толкования торговых терминов "Инкотермс", подготовленных Международной торговой палатой. Действующая редакция правил была одобрена в 1990 году.

Стандартизация

 

Правовые основы стандартизации в России установлены Законом Российской Федерации "О стандартизации". Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединениями.

Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении.

Сущность стандартизации в РФ закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукции (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях (например, природные и техногенные катастрофы); к обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ.

Это связано с последующим пересмотром стандарта: он будет иметь силу лишь после того, как будут внесены изменения в регламент;

• ссылка со скользящей идентификацией, т.е. стандарт (стандарты) идентифицируются (указываются в регламенте) только с помощью номера. Это дает возможность пересматривать стандарт и вводить его в действие независимо от внесения изменений в регламент;

• ссылка общего характера, т.е. указание в регламенте всех стандартов, которые действуют в определенной области и (или) приняты конкретным органом. Идентификация каждого стандарта в отдельности отсутствует.

Ответственность существует за нарушение стандарта, на который имеется обязательная ссылка. Эта ссылка указывает, что соблюдение идентифицированных в ней стандартов (стандарта) — единственный путь достижения соответствия товара требованиям технического регламента.

Технический регламент может включать индикативную ссылку. Этот вид ссылки на стандарт по существу представляет собой форму положения, направленного на достижение соответствия. Другими словами, соблюдение стандартов, содержащихся в этих ссылках, рассматривается как один из путей достижения соответствия требованиям регламента.

 

 

Правовые основы стандартизации в настоящее время руководствуются следующими принципами:

• в условиях рынка обязательными (подлежащими обязательному нормированию и государственному контролю) являются исключительно требования по безопасности. Потребительские свойства регулируются экономическими и правовыми отношениями между субъектами рынка. Эти отношения регулируются государством не прямым нормированием, а исключительно обеспечением законосообразности такого рода отношений;

• обязательные" требования по безопасности излагаются в специальных нормативно-правовых документах — технических регламентах. Общие технические регламенты регулируют достижения экономики в целом, специальные технические регламенты регулируют отдельные виды деятельности;

• введение обязательных норм является прерогативой уровня общегосударственной политики: федеральные законы, указы Президента РФ, ратифицированные межгосударственные договоры, а также постановления Правительства РФ, действующие до принятия регламента законом.

Единство измерений

Единство измерений в стране достигается в результате функционирования государственной системы обеспечения единства измерений, которая включает взаимоувязанный комплекс нормативно-правовых и нормативно-технических документов, эталонов единиц величин, назначенные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, федеральные государственные предприятия и учреждения, а также иные аккредитованные в установленным порядке организации, которые обеспечивают, организуют и осуществляют установленную законодательством Российской Федерации систему государственных регулирующих мероприятий, направленных на достижение и поддержание единства измерений в Российской Федерации.

Государством выделяются сферы национальной экономики, в которых оно принимает на себя ответственность за обеспечение единства измерений и осуществляет непосредственное регулирование, в остальных областях государство только создает необходимые условия для самостоятельной деятельности субъектов по обеспечению единства измерений.

В настоящее время государственное регулирование процесса обеспечения единства измерений в Российской Федерации осуществляется Минпромторгом России, Ростехрегулированием, в ведении которого находятся 7 федеральных научно-исследовательских метрологических институтов, 86 государственных региональных центров метрологии, 7 межрегиональных территориальных управлений.

Основная задача Правительства Российской Федерации в области метрологии заключается в формировании в стране такого положения, при котором обеспечивается доверие к результатам измерений, а также – непрерывное развитие метрологии, достаточное для эффективного метрологического обеспечения приоритетных, перспективных задач в жизненно важных сферах экономики, обороны и социального развития Российской Федерации.

На Минпромторг России возложена обязанность по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Ростехрегулирование выполняет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, осуществлению государственного метрологического надзора, а также по межрегиональной и межотраслевой координации деятельности в области обеспечения единства измерений и взаимодействию в установленном порядке с международными организациями в сфере обеспечения единства измерений.

Обеспечение единства измерений в сфере обороны и безопасности государства организовано и осуществляется в подсистеме, организационную основу которой составляет Метрологическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации, метрологические службы федеральных органов исполнительной власти сферы обороны и безопасности государства, метрологические воинские части и подразделения.

Сертификация

 

Сертификация – это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям. Сертификация продукции представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия, что продукция отвечает определенным стандартам или другим требованиям. Сертификация появилась в связи с необходимостью защитить рынок от продукции, непригодной к использованию.

Сертификация в переводе с латыни также означает «стало верно», надо знать, каким требованиям он должен соответствовать и каким образом возможно получить достоверные доказательства этого соответствия. Общепризнанными способами такого доказательства служит сертификация соответствия. Сертификация – процедура, посредством которой третья сторона даёт письменную гарантию, что продукция, процесс, услуга соответствуют заданным требованиям.

В системах сертификации третьей стороной (это лицо или орган, признанные независимыми не от поставщика (первая сторона), не от покупателя (вторая сторона)) применяются 2 способа указания соответствия стандартам: сертификат соответствия и знак соответствия, которые являются способами информирования всех заинтересованных сторон о сертифицированном товаре. Сертификат соответствия – это документ, изданный по правилам системы сертификации, сообщающий, что должным образом идентифицированная продукция (процесс, услуга) соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Знак соответствия – это защищённый в установленном порядке знак, применяемый (или выданный органом по сертификации) в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Знаком соответствия маркеруется товар в том случае, если он соответствует всем требованиям стандарта. Сертификация может носить обязательный и добровольный характер. Обязательная сертификация осуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказательство соответствия товаров требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов. Основным аспектом обязательной сертификации являются безопасность и экологичность. Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических и физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах добровольной сертификации. Решение о добровольной сертификации обычно связано с проблемами конкурентоспособности товара, продвижением товара на зарубежный рынок; предпочтениями покупателей, всё больше ориентирующихся в своём выборе на сертифицированные изделия. Реализация товаров в т.ч. импортных, выполнения работ и оказания услуг без сертификата соответствия, подтверждающего их соответствие обязательным требованиям стандартов по безопасности законом запрещён. Национальный орган по сертификации – государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации.

Сертификация – важный фактор обеспечения доверия при поставках продукции, а также решения таких крупных социальных задач, как гарантия безопасности потребляемой продукции, охрана здоровья и имущества граждан, защита окружающей среды. Развитие сертификации в общем экономическом пространстве различных государств подразумевает взаимное признание результатов сертификации продукции, которое может быть основано на гармонизации законодательной базы, использовании единых стандартов и взаимно признанных механизмов установления соответствия.

 

Сертификация позволяет реализовать единый подход к оценке качества различных объектов, делает возможной гарантию стабильного изготовления продукции необходимого уровня качества, поскольку охватывает организацию производства и собственно качество продукции. Сертифицированная система качества предприятия позволяет ему расширять круг надежных партнеров и повышать конкурентоспособность своей продукции. Сертификация положительно сказывается на репутации предприятия. В конечном итоге развитая национальная сертификация служит интересам потребителя, защищая его от низкокачественной, а то и просто вредной для его здоровья продукции.

 

Экспертиза качества

 

Экспертиза качества товара определяет соответствие товара условиям договора и стандартам, а также фактической сортности, в установлении причин брака или снижении качества.

Экспертиза может назначаться:

1) по соглашению сторон;

2) по инициативе покупателя;

3) по инициативе суда и других правоохранительных органов.

Экспертиза товара проводится специальными экспертными организациями (бюро товарных экспертиз при госторгинспекциях, экспертные отделы при торгово-промышленных палатах) и является дополнительной проверкой качества товара с привлечением специалистов.

Экспертизы проводятся по заявкам установленной формы, подписанным руководителями организаций и предприятий, в которых должно быть указано:

1) реквизиты заказчика экспертизы (наименование, адрес, расчетный счет и отделение Госбанка, телефон),

2) наименование товара,

3) его местонахождение,

4) количество и вес предъявленного к экспертизе товара,

5) цель экспертизы,

6) на какое число вызывается эксперт.

По принятым заявкам экспертиза должна быть начата в сроки, указанные заказчиком экспертизы, но не позднее сроков, предусмотренных особыми условиями поставки.

Эксперт производит проверки определяющих качество товаров двумя способами, т. е.:

1) проверяется весь товар, предъявленный получателем, – сплошная проверка;

2) проверяется определенная часть товара с распространением результатов проверки на всю партию товара – выборочная проверка.

Одновременно с проверкой товара по качеству производится проверка комплектности, маркировки, соответствия тары и упаковки требованиям ГОСТов, техусловий, образцам и договорам.

При этом эксперт не ограничивается рассмотрением дефектов, указанных в акте приемки товара по качеству, но отмечает и другие недостатки, обнаруженные в процессе экспертизы.

По соглашению между потребителем и продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя), потребитель может не передавать товар для проверки качества (экспертизы) продавцу, а представить заключение экспертизы сторонней организации. В этом случае продавец должен возместить потребителю расходы на проведение экспертизы. По принятым заявкам экспертиза должна быть начата в сроки, указанные заказчиком экспертизы, но не позднее сроков, предусмотренных Особыми условиями поставки, которые не должны превышать 24 часов по скоропортящимся товарам и по всем остальным – 72 часов для одногородних и 5 – 10 суток (в зависимости от расстояния) для иногородних заказчиков с момента поступления заявки.

При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

О проведенной экспертизе составляется акт установленной формы, который подписывается экспертом и присутствующими представителями сторон. При несогласии они могут прилагать к акту особое мнение относительно характеристики товара, указанной экспертом, а также по существу заключения, если оно дается на месте производства экспертизы.

По скоропортящимся товарам заключение эксперта дается на месте проведения экспертизы с вручением выписки из акта-экспертизы или третьего экземпляра акта с последующим его утверждением в экспертной организации.

При установлении значительного расхождения фактического качества товара с данными грузополучателя, эксперт обязан сообщить об этом руководству экспертной организации, которое подтверждает заключение эксперта или проводит контрольную проверку.

 

Понятие сделок и контрактов

Конечно, коммерческие сделки не представляют собой отдельного типа или вида договора. Коммерческие сделки по своей правовой природе являются гражданско-правовыми договорами.

Понятие торгового договора основывается на том определении договора, которое закреплено в ГК РФ. В соответствии с ним договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ч. 1 ст. 420 ГК РФ).

Договор в сфере предпринимательства - это соглашение между сторонами, являющимися субъектами предпринимательской деятельности, или с участием стороны-предпринимателя об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Иными словами, договор в сфере предпринимательства - это гражданско-правовой договор, сторонами которого (или одной из сторон) являются предприниматели, заключаемый в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

В российском национальном праве и в законодательстве отсутствует четкое различие между гражданско-правовыми договорами и коммерческими договорами. Однако такое деление необходимо, чтобы обособить так называемые "потребительские" сделки, которые в различных правовых системах все более становятся предметом специального правового регулирования, носящего преимущественно императивный характер. Последнее, в свою очередь, недопустимо и губительно для коммерческих сделок и всего коммерческого оборота.

Коммерческие сделки не нашли своего самостоятельного места в ГК РФ. Коммерческие договоры представлены соответствующей группой гражданско-правовых договоров, отвечающих заранее определенным требованиям. На сегодняшний день в юридической литературе сложилась довольно устойчивая группа критериев, позволяющих выделить коммерческие сделки из всей совокупности гражданско-правовых договоров.

К указанным критериям можно отнести:

1) связь с предпринимательской деятельностью, т.е. применение тех или иных договоров для удовлетворения экономических потребностей предпринимателей в процессе предпринимательской деятельности;

2) наличие хотя бы с одной стороны специального субъекта - предпринимателя, действующего в сфере предпринимательской деятельности в установленной законом соответствующей организационно-правовой форме.

основным критерием выделения коммерческих сделок из общегражданских является их неизменная цель - извлечение прибыли.

Указанный исходный признак коммерческих договоров позволяет, опираясь на их выявленную сущность, определить другие отмеченные признаки коммерческих договоров, исходя из характеристик коммерческой деятельности как таковой. Это - систематичность, профессионализм, риск и легализованный характер.

Только при наличии указанных признаков возможно утверждать, что совершенная сделка носит коммерческий характер и подлежит соответствующему правовому регулированию.

в коммерческих сделках должен участвовать специальный субъект - предприниматель (коммерсант), действующий в сфере предпринимательской деятельности в установленной законом любой организационно-правовой форме.

 

Контракт - это документ, свидетельствующий о соглашении между продавцом и покупателем на поставку товаров; его действие аналогично действию заказа, за которым следует подтверждение заказа.

Контракт купли - продажи может считаться заключенным только в том случае, если он должным образом подписан сторонами, юридические адреса которых в нем указаны. Если участниками контракта являются две стороны, он обычно подписывается в двух экземплярах обеими сторонами, и каждая из них получает по экземпляру. Если продавец и покупатель находятся в разных географических пунктах, то вначале все экземпляры контракта подписывает одна сторона и пересылает их другой стороне, которая затем возвращает первой стороне оговоренное количество экземпляров с двумя подписями.

Права и обязанности сторон по контракту возникают с момента, когда он считается заключенным. Датой заключения контракта является дата его подписания.

Договор поставки

По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Характеристика договора: консенсуальный, двусторонний, возмездный.

Предметом являются вещи, не изъятые из гражданского оборота.

Субъектами сделки могут быть любые субъекты гражданских правоотношений.

Стороны договора – поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность и покупатель – любой гражданин.

Форма договора подчиняется общим правилам: устная, письменная простая, либо нотариально удостоверенная.

Срок: в течении срока действия договора поставка отдельными партиями или равномерными партиями помесячно или по графику (декадный, суточный, часовой и т. д.).

Существенные условия договора: срок и предмет (товар).

Количество товара определяется в единицах измерения или в денежном выражении. Если условия о товаре не согласованы, договор считается не заключенным.

Ассортимент товара согласовывается сторонами. Если он не установлен, то ассортимент возникает из существа обязательства, т. е. товар должен быть в ассортименте при учете обычных интересов покупателя.

Цена товара определяется договором поставки или может быть определена исходя из его условий. Цена может быть установлена в зависимости от веса нетто или может изменяться в зависимости от показателей, обусловливающих цену товара (себестоимость, затраты и т. д.).

Цена определяется исходя из соотношения этих показателей на момент заключения договора и на момент передачи товара. В договоре поставки определяется порядок поставки товара. Товар отгружается (передается) покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя.

Договором поставки может быть предусмотрено право покупателя давать поставщику указания об отгрузке (передаче) товаров получателям, указанным в отгрузочной разнарядке. Содержание отгрузочной разнарядки и срок ее направления покупателем поставщику определяются договором. Если срок направления такой отгрузочной разнарядки не определен договором, она должна быть направлена поставщику не позднее чем за тридцать дней до наступления периода поставки. Если покупатель не представляет отгрузочную разнарядку в установленный срок, поставщик вправе либо отказаться от исполнения договора поставки, либо потребовать от покупателя оплаты товаров Кроме того, поставщик вправе потребовать возмещения убытков, причиненных в связи с непредоставлением отгрузочной разнарядки.

При заключении договора продавец обязуется доставить товар в указанное место и передать указанному лицу. Договор считается заключенным с момента вручения его покупателю, предъявившему квитанцию либо иной документ о заключении договора, если иное не вытекает из договора или существа обязательства. Если не определен срок, о товар должен быть передан в разумный срок с момента предъявления покупателем требования о передачи.

Права продавца:

1) передать покупателю товар в срок установленный договором, при отсутствии такого срока в разумный срок или семидневный срок после предъявления требований;

2) передача товара свободном от прав третьих лиц, если иное не предусмотрено договором.

Обязанности покупателя:

1) принять товар, если у него нет права требовать замены или отказа от исполнения договора;

2) покупатель обязан оплатить товар по цене, которая предъявляется при сравнимых обстоятельствах к аналогичным товарам.

Риск случайной гибели и случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда продавец исполнил свое обязательство по передаче товара покупателю. Риск случайной гибели и случайного повреждения товара, проданного во время его нахождения в пути, переходит на покупателя с момента заключения договора оптовой купли-продажи.

 

Договор контрактации

 

Договор контрактации - гражданско-правовой договор, в соответствии с которым производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи. К отношениям по договору контрактации, не урегулированным правилами 5 гл.30 ГК РФ, применяются правила о договоре поставки, а в соответствующих случаях о поставке товаров для государственных нужд.

Специфическими для контрактации являются стороны и предмет договора. Продавцом по договору контрактации могут быть не только сельскохозяйственные коммерческие организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, для которых производство и реализация сельскохозяйственной продукции является предпринимательской деятельностью, но также и граждане, производящие сельскохозяйственную продукцию на приусадебных, садово-огородных и дачных участках. Покупателем (заготовителем) является лицо, осуществляющее закупки сельскохозяйственной продукции для последующей переработки или продажи, т.е. для использования в предпринимательской деятельности.

Важно подчеркнуть, что по договору контрактации реализуется сельскохозяйственная продукция, не подвергавшаяся какой-либо переработке. Переработанная сельскохозяйственная продукция относится к промышленной продукции, которая реализуется по договору поставки или по договору розничной купли-продажи.

Если иное не предусмотрено договором контрактации, заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз. В случае, когда принятие сельскохозяйственной продукции осуществляется в месте нахождения заготовителя или ином указанном им месте, заготовитель не вправе отказаться от принятия этой продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной ему в обусловленный договором срок. Договором может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, возвращать производителю по его требованию отходы от переработки продукции с оплатой по цене, определенной договором. Обязанности и ответственность производителя сельскохозяйственной продукции определены в ГК РФ. Он обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации.

Договор поручения

 

По договору поручения поверенный обязуется совершать от имени и за счет доверителя определенные юридические действия (ст. 971 ГК РФ). Так, по поручению доверителя поверенный может осуществлять приемку поступающих в адрес доверителя грузов. Помимо юридических действий поверенный совершает и фактические действия, но они носят сопутствующий, не основной характер, поэтому не изменяют квалификацию договора. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя. Права и обязанности поверенного определяются договором, а также доверенностью, которую доверитель обязан выдать поверенному (ст. 975 ГК РФ). Кроме того, поверенный исполняет данное ему поручение в соответствии с указаниями доверителя. Поручение должно быть правомерным, осуществимым и конкретным (ст. 973 ГК РФ).

Специальными признаками договора поручения являются следующие: в отличие от общегражданского договора поручения в случаях, когда договор поручения связан с осуществлением обеими сторонами или одной из них предпринимательской деятельности, договор поручения всегда носит возмездный характер (ст. 972 ГК РФ).

Коммерческий представитель — поверенный — вправе удерживать находящиеся у него вещи, подлежащие передаче доверителю, в обеспечение своих требований по договору поручения (ст. 972 ГК РФ).

Поверенному, действующему в качестве коммерческого представителя, доверителем может быть предоставлено право отступать в интересах доверителя от его указаний без предварительного запроса об этом. В этом случае коммерческий представитель обязан уведомить в разумный срок доверителя о допущенных отступлениях, если иное не предусмотрено договором (ст. 973 ГК РФ).

Доверитель вправе отменить поручение, а поверенный — отказаться от него во всякое время. При этом сторона, отказывающаяся от договора поручения, предусматривающего действия поверенного в качестве коммерческого представителя, должна уведомить другую сторону о прекращении договора не позднее чем за 30 дней, если договором не предусмотрен более длительный срок. При реорганизации юридического лица, являющегося коммерческим представителем, доверитель вправе отменить поручение без всякого предварительного уведомления (ст. 977 ГК РФ).

 

Агентский договор

Агентский договор — новый договор, включенный в ГК РФ. Агентский договор используется в имущественном обороте как внутри страны, так и во внешнеэкономической деятельности.

Данный договор весьма близок к договорам поручения и комиссии, но содержание его значительно шире и сложнее, поэтому к нему применяются правила о договоре поручения или комиссии, в зависимости от того, действует агент от имени принципала или от своего имени.

По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала (п. 1 ст. 1005). Агент в отличие от поверенного может совершать не только юридические, но и фактические действия.

Данный договор заключается, как правило, когда отношения сторон носят длительный по времени характер. Агент совершает в интересах принципала не разовые сделки, а осуществляет, как сказано в ст. 1007 ГК РФ, определенную деятельность. Договор может быть заключен на определенный срок или без определенного срока действия (п. 3 ст. 1005). Агентский договор всегда возмезден. Размер и порядок уплаты вознаграждения устанавливается в договоре.

По сделке, совершенной агентом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил в непосредственные отношения с третьим лицом по исполнению сделки (п. 1 ст. 1005). Правилами о договоре комиссии следует руководствоваться и по вопросам, связанным с передачей агентом принципалу прав по сделкам, прав на товары, приобретенные агентом для принципала или переданные агенту для продажи.

Если агент совершает сделки с третьими лицами от имени и за счет принципала, то, как и в договоре поручения, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. Однако в агентском договоре могут быть указаны полномочия агента на совершение сделок от имени принципала в общем виде, без конкретизации. В таких случаях принципал не вправе в отношениях с третьими лицами ссылаться на отсутствие надлежащих полномочий у агента, если не докажет, что третье лицо знало, или должно было знать об ограничении полномочий агента.

Агентский договор постепенно получает широкое распространение в коммерческой деятельн


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.