Организация и проведение первых занятий в объединении — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация и проведение первых занятий в объединении

2018-01-13 350
Организация и проведение первых занятий в объединении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Первое занятие с обучающимися можно посвятить знакомству с программой и организацией работы учебной группы, затем знакомству друг с другом.

 

На первом занятии ребята заполняют анкету.

 

Каким может быть примерное содержание беседы педагога с воспитанниками?

 

Педагогу надо разъяснить цели и задачи образовательной программы, рассказать о том, чем ребята будут заниматься, чему они могут научиться в течение первого года общения, каких результатов могут добиться при ответственном и творческом отношении к занятиям, каковы этапы овладения мастерством, а также рассказать об участии в соревнованиях, конкурсах, конференциях, олимпиадах, выставках; о присвоении разряда, категории; о праве получить рекомендацию для поступления в среднее специальное и высшее учебное заведение; педагог может показать ребятам различные документы и знаки отличия обучающихся: диплом, значок, а также награды коллектива и его членов, отражающие достижения и результаты учебной группы.

 

Педагог может рассказать о выпускниках, о деятелях науки и техники, искусства и спорта, которые начинали свой путь в коллективах учреждения дополнительного образования, о воспитанниках, которые в настоящее время работают в учреждении.

 

При знакомстве с образовательной программой педагог, конечно, познакомит ребят с маршрутами будущих походов, поездок, экспедиций.

 

Если учебная группа имеет какие-либо особенности своей деятельности, о них также надо рассказать обучающимся, например, учебная группа является двухпрофильной, комплексной, работает по звеньям, по заданию института, музея или организации; в учебной группе с бучающимися могут заниматься родители.

 

Чтобы провести беседу с обучающимися, педагог должен заранее продумать план беседы, обратить внимание ребят на то, что занятия в учреждении помогут каждому в самоопределении, в подготовке и выборе будущей профессии; где могут применяться знания и умения, которые они получат в процессе обучения; в каких учебных заведениях они могут продолжить учебу, на каких предприятиях и в каких организациях работать.

 

Затем педагог знакомит обучающихся с их правами и обязанностями и напоминает, что ребята могут использовать знания и умения, полученные в учреждении дополнительного образования и воспитания, работая в летнем оздоровительном лагере, помогая педагогу в работе с младшими школьниками.

 

Школьникам среднего и старшего возраста можно предложить сначала самим сформулировать права и обязанности члена учебной группы, а затем сравнить с памяткой учреждения. В беседе с детьми младшего возраста необходимо выяснить, как ребята понимают значение и смысл какого-либо правила или положения, отдельных слов и понятий.

 

Педагог должен рассказать о требованиях, предъявляемых к внешнему виду, форме одежды (рабочей, спортивной), познакомить ребят с расписанием занятий, с необходимостью предупреждать педагога об опоздании или пропуске занятия. Педагог может организовать «цепочку», то есть установить договоренность между обучающимися о том, кто кому звонит в тех случаях, когда необходимо оперативно сообщить важную информацию или быстро собрать учебную группу.

 

В целях формирования бережного отношения к оборудованию, материалам и инструментам педагог может сообщить обучающимся о стоимости технических средств, приборов и инструментов; о средствах, затраченных на приобретение и ремонт оборудования; рассказать об организации самообслуживания в учебной группе.

 

Педагог должен также познакомить ребят с правилами организации труда: с требованиями к рабочему месту, к тетради для записей; назвать инструменты и материалы, учебники и книги, которые необходимо приобрести для занятий; порекомендовать газеты и журналы по профилю деятельности учебной группы.

 

Особое внимание обучающихся надо обратить на соблюдение правил техники безопасности, правил поведения в учреждении, правил дорожного движения на его территории.

 

В проведении первых занятий учебной группы могут принять участие выпускники; ребята, занимающиеся второй год или несколько лет.

 

На первую встречу с обучающимися можно пригласить гостей: специалистов в области образования, родителей. Если обучающиеся примут участие в выполнении научно-исследовательского, поискового, производственного задания, то можно провести встречу с представителями института, музея, предприятия.

 

Рассказ педагога об образовательной программе может сопровождаться показом выставки изделий и творческих работ обучающихся (рефератов, докладов, проектов); стенгазеты, рукописного журнала; летописи дел коллектива; рисунков и плакатов; фотографий, слайдов, кинофильмов (видеофильмов); знаков отличия обучающихся (удостоверений, значков); наград коллектива; выставки книг и периодической печати.

 

Ребята впервые пришли на занятие, они, конечно, хотят получить информацию друг о друге, о педагоге, этот период психологи называют «периодом информационного голода».

 

Педагогу рекомендуется использовать различные формы знакомства, которые помогут создать атмосферу непринужденности и доброжелательности позволят увидеть в каждом обучающимся те лучшие качества характера, помогут выявить каждому способности и интересы. В учебной группе можно провести разговор «Расскажи мне о себе», игру-знакомство «Снежный ком», «Мое самое любимое».

 

Игра-знакомство «Снежный ком» поможет быстро запомнить имена ребят, занимающихся в учебной группе. Все участники игры располагаются по кругу: первый участник называет свое имя, второй называет имя первого участника и свое имя, третий называет имена двух предыдущих участников и свое имя и т. д. В игре участвуют группы по 5-7 человек.

 

Для проведения разговора «Расскажи мне о себе» ребята располагаются по кругу. В руках у педагога предмет-эстафета (какая-либо поделка, кораблик, еловая шишка), который будет передаваться из рук в руки. Тот, к кому предмет попадет в руки, рассказывает о себе. Первым рассказывает о себе педагог (педагог может рассказать о своем образовании, профессии, семье, увлечениях). Затем он просит каждого ребенка назвать свое имя, рассказать, где учится, какой школьный предмет больше всего любит, какую профессию хотел бы получить в будущем, как узнал об учебной группе (коллективе), что ждет от занятия в учреждении, чему бы хотел здесь научиться, что умеет делать, чем любит заниматься в свободное время, какое интересное дело мог бы предложить. Ребята по очереди рассказывают о себе, если возникает необходимость, педагог тактично направляет разговор, приходит рассказчику на помощь, задает ему вопросы.

 

Чтобы лучше узнать об интересах и увлечениях ребят, можно провести игру-анкету «Мое самое любимое».

 

Ребята вновь располагаются по кругу. На столе в центре лежит конверт (коробка), в котором находятся карточки с названиями различных областей науки, техники, искусства, спорта. Например, любимая книга (стихотворение, поэт, писатель, газета, журнал); любимый композитор (песня, певец, ансамбль, музыкальный инструмент); любимый вид спорта, игра, время года, домашнее занятие и т. д.

 

Ребята по очереди вынимают из конверта одну из карточек и отвечают на вопрос. Ответы могут сопровождаться исполнением стихотворения, песни, показом игры, сценки, пантомимы.

 

Игру-анкету «Мое самое любимое» можно проводить в двух вариантах. Первый вариант: один участник игры отвечает на вопрос первой карточки, другой - на вопрос второй карточки и т. д. Второй вариант: все участники игры по очереди отвечают на вопрос первой карточки, затем на вопрос второй карточки и т. д.

 

На первых занятиях учебной группы можно провести экскурсию по учреждению и организационное собрание, на котором вырабатываются нормы взаимоотношений в коллективе, распределяются поручения между учащимися, выбираются органы самоуправления, определяются общие задачи коллектива. Во время подготовки к экскурсии необходимо разработать ее маршрут.

 

К проведению экскурсии по учреждению можно привлечь обучающихся второго года обучения, обучающихся-экскурсоводов.

 

Педагогу необходимо учитывать закономерности и условия, которые способствуют развитию личности ребенка. Так, психологами установлено, что в коллективе, где создана атмосфера доброжелательности, взаимопомощи, где радуются успехам друг друга, способности детей раскрываются быстрее и ярче по сравнению с коллективом, где не ставится задача организации активного общения, коллективной творческой деятельности. В коллективе, где дети чувствуют себя незащищенными от унижения своего человеческого достоинства, от насмешек над своими недостатками и ошибками, наблюдается торможение развития способностей и умений ребенка, поэтому с первых занятий педагогу надо начинать работу по формированию нравственного и положительного психологического климата в коллективе.

 

Известно, что ребенку тогда интересно в коллективе, когда он сам участвует в организации его жизни, когда с ним советуются, когда он является активным участником всех дел коллектива.

 

Выработать у ребенка активную позицию, помочь ему приобрести навыки коллективной жизни, когда каждый член коллектива участвует в планировании, выполнении и подведении итогов работы.

 

Самоуправление в коллективе позволит каждому попробовать себя и в роли руководителя, и в роли подчиненного, приобрести опыт организаторской работы, а главное – продвинуться на пути к самопознанию, в поиске ответа на вопросы: какой я, что я могу, как я отношусь к людям? – поэтому педагогу надо максимально использовать воспитательные возможности самоуправления.

 

Выборы органов самоуправления проводятся на общем собрании группы.

 

Первая часть собрания включает «стартовую беседу», обсуждение и принятие законов и правил (заповедей) коллектива; Устава (Положения) объединения обучающихся.

 

«Стартовая беседа» – это разговор педагога с учащимися о том, зачем ребята собрались, какие вопросы должны обсудить, каким будет порядок проведения собрания.

 

Затем педагог знакомит ребят с законами и правилами (заповедями) воспитанников; Уставом (Положением) организует их обсуждение, в ходе которого ребята вносят свои дополнения и изменения в Устав (Положение), голосуют за их принятие.

 

Для того чтобы в проведении собрания, в планировании работы коллектива активно участвовал каждый, формируются звенья по 3-5 человек, выбираются их руководители.

 

До начала работы группы педагог просит ребят назвать важнейшие события года, выясняет, что они знают о социальных программах, об общественных движениях, напоминает о традиции коллектива учреждения своими делами приносить пользу и радость окружающим людям.

 

Между звеньями проводится конкурс на лучшее предложение в план работы учебной группы; также можно провести конкурс на лучшее название, эмблему, девиз коллектива.

 

Затем на общем собрании проводится «защита» предложений, выбираются наиболее удачные, определяются сроки проведения намеченных мероприятий, создаются советы из 3-5 человек, желающих быть организаторами того или иного мероприятия.

 

Работу с микрогруппами педагог может использовать на занятиях учебной группы в течение года, особенно эффективна работа с микрогруппами при применении активных методов и приемов обучения: конкурсы, коллективные разработки проектов, выполнение коллективных заданий, изготовление коллективных моделей и конструкций.

 

В первые дни начала учебного года проводится собрание родителей обучающихся. Вместе с родителями педагог обсуждает образовательную программу учебной группы, а также участие родителей в ее реализации, планирует совместные дела с учащимися; выявляет возможности родителей по оказанию помощи в профориентации обучающихся; в проведении экскурсий, поездок, походов; в работе по благоустройству учебного помещения и укреплению ее материальной базы.

 

Педагог информирует родителей об организации занятий, о правилах работы в группе, о требованиях к каждому воспитаннику; сообщает о проведении дней открытых дверей и открытых занятий; о творческих отчетах коллектива перед родителями; советует, как можно использовать базу учреждения для совместных занятий с детьми техническим и художественным творчеством, туризмом, физической культурой и спортом; знакомит родителей с их правом участия в педагогическом совете, работе педагогического коллектива учреждения.

 

На собрании может быть выбран совет родителей, который будет организатором совместной работы родителей, педагогов и обучающихся.

 

Если учебная группа работает на базе филиала общеобразовательной школе, педагогу необходимо встретиться с директором школы, заместителями директора по учебной и воспитательной работе, чтобы согласовать расписание и место занятий учебной группы; познакомиться с планом общешкольных дел, в которых учебная группа может принять участие. О работе учебной группы сообщается учителям-предметникам, родителям на собрании родителей обучающихся школы. Информация о работе учебной группы может быть наглядно отражена на специальном стенде.

 

 

Игры и упражнения по формированию коммуникативных способностей обучающихся

 

1. Создание условий для сплочения детского коллектива.

«Угадай»!

Детям необходимо:

- Угадать по голосу, кто позвал.

- Угадать на ощупь кто из товарищей к тебе подошел.

- Угадать человека по рукопожатию.

 

«Одежда рассказывает»

Выбираем вещи детей и предлагаем детям ответить на вопрос: как, глядя на вещь, мы можем охарактеризовать её владельца.

 

«Помоги другу»

Играют все дети группы. Они попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам.

У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь – это может сделать партнер (его «пара»).

В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок.

Оцениваются как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения.

 

«Зеркало»

Один участник становится водящим. Все должны представить, что он пришел в магазин, где много зеркал. Он становится в центр, а другие дети, «зеркала», встают полукругом вокруг него. Входящий будет показывать разные движения, а «зеркала» тотчас же должны повторять эти движения.

 

2. Развитие слухового восприятия

«Глухой телефон»

С помощью считалки выбирается телефонист. Он задумывает слово и передает его первому игроку (на ухо, шепотом), тот по цепочке следующему и т.д. Когда слово доходит до последнего игрока, телефонист спрашивает его, какое слово он «получил по связи». Если слово названо неверно, телефонист проверяет каждого игрока и устанавливает, где рушилась связь.

 

«Цепочка слов»

Выбирается водящий. Он придумывает и называет три-пять слов, потом указывает на любого игрока, который должен повторить слова в той же последовательности. Если ребенок справляется с заданием, он становится водящим.

 

3.Развитие умения активно слушать, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства

«Сказки наизнанку»

Кукольный или настольный театр по известной сказке.

Педагог предлагает детям придумать вариант сказки, где характеры героев изменены (например, колобок злой, а лиса добрая), и показать с помощью настольного театра, что может произойти в такой сказке.

 

«Азбука настроений»

Педагог готовит шесть карточек, передающих разные настроения нескольких персонажей (кошка, попугай, мышка, мужчина, женщина и т.д.): радость, горе, испуг (страх), злость (агрессия), самодовольство (гордость), недовольство.

Детям предлагают выполнить такие задания, как «Определи настроение» (по карточкам); «Выбери героя» (с определенным настроением), расскажи, что с ним произошло, и объясни причину его эмоционального состояния.

 

«Пантомимические этюды»

Детям предлагают пройтись так, как ходит маленькая девочка, мальчик в хорошем настроении, старик, ребенок, который только учится ходить, уставший человек и другие.

 

4. Формирование умения слышать, понимать и подчиняться правилам

«Менялки»

Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встает и выносит свой стул за круг – стульев становится на один меньше, чем играющих.

Педагог говорит: «Меняются местами те, у кого... (светлые волосы, красные носочки, синие шорты, косички и т.д.)». После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.

 

5. Развитие умения задавать открытые и закрытые вопросы

«Почта»

Между участниками игры и водящим завязывается диалог.

Водящий. Динь, динь, динь!

Дети. Кто там?

Водящий. Почтальон.

Дети. Откуда?

Водящий. Из Рязани.

Дети. А что там делают?

Водящий. Танцуют (поют, смеются, плавают, летают) и т.д. (дети изображают действия, названные водящим).

 

«Угадай, что это?»

На столе стоит коробка, в которой лежит какой-нибудь предмет. Вызывают одного ребенка, он заглядывает в неё. Остальные дети задают ему вопросы о цвете, форме, качестве, свойствах и т.д. этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в коробке.

Правило: на все вопросы ведущему надо отвечать только «Да» или «Нет».

 

6. Формирование умения работать по инструкции

«Обыграй превращение»

Ведущий по кругу передает предметы (мяч, пирамидка, кубик и др.), называя их условными именами. Дети действуют с ними так, как если бы это были названные взрослым объекты. Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его «яблоко» – дети «едят» его, «моют», «нюхают» и т.д.

 

«Найди предмет»

Педагог прячет условный предмет (игрушка), а затем с помощью команд типа «Шаг вправо, два шага вперед, три влево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Когда дети научатся ориентироваться в пространстве по словесным указаниям взрослого, можно использовать план-схему.

 

7. Формирование умений совместно планировать действия, обсуждать их, договариваться друг с другом

«Неожиданные картинки»

Материалы: Каждому ребенку нужна бумага и восковые мелки.

Дети садятся в один общий круг. Каждый берёт себе по листу бумаги, начинает рисовать какую-нибудь картину (2-3 минуты.)

По команде педагога перестают рисовать и передают начатый рисунок своему соседу слева, который продолжает рисовать начатую им картину.

Дайте детям возможность порисовать еще 2-3 минуты и попросите их снова передать свой рисунок соседу слева.

Вы можете оживить игру музыкальным сопровождением. Как только музыка останавливается, дети начинают меняться рисунками. В конце упражнения каждый ребенок получает ту картинку, которую он начал рисовать.

 

8. Формируем умение перефразировать сказанное (сохранив главный смысл)

«Скажи по-другому»

Взрослый говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно про него сказать? Какой мальчик? (Печальный, грустный.) Да, печальный, грустный – это слова, близкие по значению, слова-друзья. Поэтому мы об этом мальчике можем сказать: Один мальчик был очень грустный».

Далее даются аналогичные задания: Девочка торопится в школу. (Какая она?) Мама посмотрела на вымытую посуду. (Что о ней можно сказать?) Через окно видно, что идет сильный дождь. (Как об этом сказать иначе?)».

 

9. Формируем умение выделять основную идею высказывания, подводить итог

«Подбери пословицу»

Взрослый называет несколько пословиц и просит выбрать одну из них, которая подходит к сюжетной картинке (подбираются заранее).

 

Примеры пословиц. У страха глаза велики. Трусливому зайке и пенек - волк. Одна пчела много меда не носит. Как аукнется, так и откликнется.

 

«Зеркало движений»

Один ребенок – «зеркало», все остальные ненадолго закрывают глаза или отворачиваются. Педагог молча показывает «зеркалу» какое-либо упражнение или ряд действий. Дети открывают глаза, а «зеркало» подробно рассказывает, какие действия должны быть выполнены (отражены). Если у более половины детей правильные действия не получаются, выбирают новое «зеркало».

 

 

Самоанализ учебного занятия

 

Умение анализировать собственную деятельность – важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность, но, в первую очередь, учебное занятие как основную её форму.

 

Рассмотрим, из чего складывается самоанализ учебного занятия.

 

Первое, что должен сделать педагог – это определить место учебного занятия в общем курсе и ответить на вопрос: насколько ясным стало это место для обучающихся.

 

При самоанализе педагог даёт:

• краткую характеристику проведённого занятия;

• оценку целям, которые ставил, и анализ их достижения;

• характеристику объёма содержания учебного материала;

• оценку качества усвоения детьми учебного материала;

• характеристику применяемых методов и оценку эффективности их использования;

• оценку, активности обучающихся;

• самооценку качеств и сторон своей личности (речь, логика, взаимоотношения с детьми и т.п.).

 

Педагогу необходимо соотнести поставленные перед занятием цели с достигнутыми и определить причины успеха или нeуспеха.

 

Необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Что нового для развития ума, памяти, внимания, способностей детей дало данное занятие?

2. Насколько оптимально было выстроено занятие? Соответствовало ли оно интересам, темпераменту, уровню развития, специфике учебной группы?

3. Адекватна ли была организация деятельности обучающихся обучающим, развивающим и воспитывающим целям занятия?

4. Насколько активны были обучающиеся? Сколько paз и кто из них выступал, почему молчали другие, как стимулировалась paбота ребят?

5. Каким был темп занятия? Поддерживался ли интерес обучающихся на протяжении всего занятия?

6. Как в ходе занятия была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт детей, насколько актуальны для детей полученные знания?

7. Был ли чётким и ясным инструктаж детей перед выполнением заданий? Продумана ли проверка?

8. Как контролировалась работа детей? Весь ли труд воспитанников был проверен и оценён? Насколько быстро и эффективно это делал педагог?

9. Какова психологическая атмосфера занятия?

10. Изменилось ли ваше настроение после занятия? Что можно поставить себе в «плюсы», a что - в «минусы»?

 

В заключение педагог продумывает, каким образом улучшить качество своей работы на занятии, делает общие выводы и намечает меры по совершенствованию своего мастерства.

 

 

Примерная схема самоанализа занятий

 

1. Общие сведения о занятии:

• краткая характеристика группы (детского коллектива): состав, возраст, год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты;

• оснащённость занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др.

2. Тема занятия:

• место в учебном курсе;

• степень сложности в целом и для данной группы в частности.

3. Цель занятия:

• образовательный, воспитательный и развивающий аспекты.

4. Содержание занятия:

• соответствуют ли цели занятия;

• проведена ли его дидактическая обработка;

• развивает ли творческие способности детей;

• способствовало ли развитию интереса к обучению;

• формированию каких знаний и умений способствует.

5. Тип занятия:

• какой тип занятия избран;

• как осуществляется связь с предыдущими занятиями.

6. Структура занятия:

• этапы занятия;

• их последовательность;

• как обеспечивалась целостность занятия.

7. Методы обучения:

• соответствуют ли цели занятия;

• в какой мере обеспечивали развитие познавательной активности детей;

• какова их эффективность.

8. Система работа педагога:

• умение организовать работу детей;

• управление группой;

• определение объёма учебного материала;

• поведение педагога на занятии (эмоциональность, характер общения и др.);

• роль педагога в создании микроклимата на занятии.

9. Система работы обучающихся:

• организованность, активность;

• отношение к педагогу, к предмету, уровень усвоения знаний и умений;

• умение творчески применять знания и умения.

 

10. Общие результаты занятия:

• выполнение запланированного объёма;

• степень реализации цели занятия;

• общая оценка результатов и эффективности знания;

• саморекомендации по улучшению качества учебного занятия.

 

III. Словарь-справочник педагога дополнительного образования

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ – неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Дополнительное образование – специфическая среда общения, поле деятельности, основополагающее средство формирования гуманистических ценностных установок; способствует профориентации, придает становлению человека новое качество. Основой дополнительного образования является опора не на отдельные индивидуальные особенности ребенка, а на целостное развитие личности.

 

Законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей определены основные задачи для этих учреждений:

- обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей преимущественно от 6 до 18 лет;

- адаптация их к жизни в обществе;

- формирование общей культуры;

- организация содержательного досуга.

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – специалист, содействующий развитию дополнительного образования в конкретном учреждении, владеющий методикой дополнительного образования, реализующий программы дополнительного образования.

ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – сложилась в учреждениях дополнительного образования (но может быть использована и в общеобразовательном учреждении при условии учета его специфики).

 

Среди отличительных черт педагогики дополнительного образования можно выделить следующие:

-свобода выбора ребенком программы дополнительного образования и видов деятельности в ее границах;

-создание условий для самореализации личности цивилизованными способами;

-признание за ребенком права на пробы и ошибки в выборе, права на пересмотр возможностей в самореализации;

-создание ситуации успеха для каждого;

-применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им программы дополнительного образования, которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности.

 

ПРОГРАММА – деятельность, ориентированная на будущее управленческое знание, определяющее принцип связи концептуально заданных стратегических целей, условий и способов их достижения, форм организации предстоящей работы исторически социально конкретной ситуации.

 

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА – нормативный ориентирующий документ творческой деятельности учителя, фиксирующий содержание учебного предмета; должен отражать научные и мировоззренческие направления содержания знаний и умений.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ –образовательные программы, реализуемые в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. К ним относятся образовательные программы различной направленности в образовательных и профессиональных учреждениях, расширяющие содержание основных общеобразовательных программ за пределами, определяющими их статус.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА учреждения дополнительного образования детей – это новый вид организационно-нормативного, оперативного документа, предусмотренный Законом Российской Федерации «Об образовании».

 

НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ – совокупность определенных убеждений, идей, характерных для группы образовательных программ.

 

Направленность реализуемых учреждением дополнительных образовательных программ определяется в сфере той или иной образовательной области или профессиональной деятельности.

Выделяются следующие направленности дополнительных образовательных программ:

• технической,

• естественнонаучной,

• физкультурно-спортивной,

• художественной,

• туристско-краеведческой,

• социально-педагогической.

 

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ – промежуток времени, в течение которого учащиеся занимаются определенным учебным предметом.

 

АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ – разбор содержания учебного занятия по составным частям с разных точек зрения для оценки его в целом; является одним из основных способов изучения и обобщения опыта, непременным условием совершенствования педагогического мастерства, а также одним из способов обучения студентов – будущих педагогов дополнительного образования.

 

АНАЛИЗ

Включает в себя следующие понятия

- логический прием познания, представляющий собой мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных качеств и свойств;

- разделение объекта на составные части;

- метод научного исследования, мысленное или реальное расчленение объекта исследования на составные части, элементы;

- начальный этап научного исследования, позволяющий перейти от общего описания какого – либо объекта (явления) к выявлению его внутреннего строения, состава, определению свойств его отдельных частей, соотношений между частями.

 

Различают следующие виды анализа:

- количественный, основу которого составляют статистические данные, характеризующие многостороннюю деятельность учреждения. При его проведении анализируется динамика и структура показателей (за несколько лет), проводится сравнительный анализ отдельных данных;

- качественный, в ходе которого анализируется содержание работы, ее специфика, направленность; дает ответы на вопросы: как ведется работа, какими средствами достигнуты те или иные успехи, или в чем проявились недостатки.

 

САМОАНАЛИЗ – самостоятельное выявление педагогами достоинств и недостатков в деятельности учреждения дополнительного образования детей и определение путей ее возможного улучшения.

Основными задачами самоанализа в образовательном учреждении дополнительного образования детей являются:

- выявление результативности и качества образовательной деятельности учреждения;

- выявление достоинств и недостатков в деятельности учреждения дополнительного образования детей;

- определение путей возможного улучшения деятельности.

Различаются следующие направления самоанализа:

- рациональное использование прежнего опыта, традиционных методик;

- внедрение новых методик и технологий в практику;

- разумное сочетание традиционных и инновационных методик и технологий при раскрытии конкретного содержания;

- осуществление обратной связи в процессе самоанализа.

 

 

Список использованной литературы

 

 

Авдеева, Е.В., Метелева, Е.Г., Новоселова Н.Б Конструирование задач учебного занятия [Текст] / Е.В.Авдеева, Е.Г. Метелева, Н.Б. Новоселова // Дополнительное образование. – 2006. – № 3. – С. 28 – 31.

 

Буйлова, Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования [Текст] Л.Н. Буйлова. – М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001.

 

Буйлова, Л.Н., Буданова, Г.П. Дополнительное образование: нормативные документы и материалы [Текст] / Л.Н. Буйлова, Г.П. Буданова. – М.: Просвещение, 2008. – 317 с.

 

Буйлова, Л.Н., Кленова, Н.В. Методическая служба системы дополнительного образования детей» (на примере инновационных разработок в сфере дополнительного образования детей) [Текст] / Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова. – М.: АПКиПРО, 2004. – 40 с.

 

Горский, В.А., Попова, Г.Н., Сулейманова, З.З., Чупанов, А.Х. Рекомендации о порядке разработки и подготовки к сертификации образовательных программ ДОД [Текст] / А.В. Горский, Г.Н. Попова, З.З. Сулейманова, А.Х.Чупанов // «Дополнительное образование». – 2005. – №. – С.5

 

Евладова, Е.Б., Логинова, Л.Г., Михайлова, Н.Н. Дополнительное образование детей [Текст] / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 350 с.

 

Каргина, З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования [Текст] / З.А. Каргина. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 96 с. (Воспитание школьников. Библиотека журнала. Выпуск 77)

 

Каргина, З.А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей [Текст] / З.А. Каргина // «Внешкольник». – 2006. – №5. – С.11.

 

Кульневич, С.В., Иванченко, В.Н. Дополнительное образование детей: методическая служба [Текст] / С.В. Кульневич, В.Н. Иваненко. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2005. – 324 с.

 

О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей // «Внешкольник». – 2007. – №1. – С.19.

 

Программа дополнительного образования детей – основной документ педагога (информационно-методический сборник, выпуск №5) [Текст] / сост. – Н.А. Леоненко, Т.В. Завьялова, А.В. Кузнецов. – С.-Пб., 2010. – 62 с.

 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.2 с.