Методы и приемы обучения на занятиях — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Методы и приемы обучения на занятиях

2018-01-13 181
Методы и приемы обучения на занятиях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

На занятиях учебных групп и коллективов педагог может использовать различные методы и приемы обучения. Учебное занятие может проводиться как с использованием одного метода обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приемов. Целесообразность и выбор применения того или иного метода зависит от образовательных задач, которые ставит педагог.

 

Выбор методов обучения определяется также с учетом возможностей обучающихся: возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков; с учетом специфики изучения данного учебного предмета, направления образовательной деятельности; возможностей материально-технической базы обучения.

 

Методы обучения

Метод упражнения.

Словесные методы обучения.

Работа с учебником и книгой.

Методы практической работы: упражнения, письменные работы, графические работы.

Метод наблюдения.

Исследовательские методы.

Метод проблемного обучения.

Методы программированного обучения.

Проектно-конструкторские методы.

Метод игры.

Наглядный метод обучения.

Использование на занятиях: средств искусства; активных форм познавательной деятельности; психологических и социологических методов и приемов.

 

Метод упражнения: упражнения; тренинг; тренировка; репетиция.

 

Письменные работы:

конспект;

выписки;

составление тезисов (доклада);

реферат;

письменные ответы на вопрос;

составление аннотации (произведения, статьи);

составление рецензии (отзыва);

написание заключения (обобщения, выводов).

 

Словесные методы обучения:

лекция;

объяснение;

рассказ;

чтение;

беседа;

диалог (диалог педагога с обучающимися, диалог обучающихся друг с другом); консультация.

 

Графические работы:

составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, чертежей;

составление структурно-логических схем;

заполнение матриц;

работа с географическими и историческими картами.

 

Метод наблюдения:

запись наблюдений, ведение дневника наблюдений;

зарисовка, рисунки;

запись на магнитную ленту звуков, голосов, сигналов;

фото-, кино-, видеосъемка;

проведение замеров (температуры воздуха; состояния воды, почвы и др.).

 

Исследовательские методы:

Лабораторные и экспериментальные занятия:

опыты: постановка, проведение и обработка результатов опытов;

лабораторные занятия: работа с приборами, препаратами, техническими устройствами;

эксперименты; опытническая работа на участке.

 

Метод проблемного обучения:

проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы; указания на ошибки, заблуждения, находки, открытия;

эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий, определений, терминов;

создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса (задания, демонстрация опыта, использование наглядности);

самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы учащимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств;

самостоятельный поиск ответа обучающимися на поставленную проблему; поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов).

 

Методы программированного обучения:

объяснение ключевых вопросов программы обучения, остальной материал учащиеся изучают самостоятельно;

самостоятельное изучение определенной части учебного материала:

а) выбор между правильным и неправильным ответом (линейное программирование);

б) выбор одного ответа из нескольких ответов (разветвленное программирование).

 

Проектные и проектно-конструкторские методы обучения:

разработка проектов, программ;

построение гипотез;

моделирование ситуации;

создание новых способов решения задачи;

создание моделей, конструкций; конструирование игр; конструирование из бумаги;

создание творческих работ: литературных произведений (рассказов, повестей, сказок);

разработка сценариев спектаклей, праздников;

художественное конструирование;

создание произведений декоративно-прикладного искусства;

проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.

 

Метод игры:

Игры:

дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и др.;

игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения;

игра-конкурс, игра-путешествие; ролевая игра, деловая игра;

настольные, электротехнические, компьютерные игры, игры-конструкторы.

 

Наглядный метод обучения:

наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, диаграммы, чертежи, графики;

демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы (образцы изделий, геометрические фигуры, муляжи и т. д.);

демонстрационные опыты: по химии, физике, астрономии и др.

видеоматериалы, диафильмы, диапозитивы, учебные и другие фильмы.

 

Проведение занятий с использованием средств искусства:

изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, художественная фотография): знакомство, изучение, обсуждение, создание произведений изобразительного искусства; занятия на природе;

декоративно-прикладное искусство: знакомство с декоративно-прикладным искусством, изучение народных промыслов, изготовление художественных изделий, художественная обработка утилитарных предметов (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, орудия труда, средства передвижения, игрушки и т. д.), художественное конструирование. При обработке материалов (дерево, металл, керамика, стекло, текстиль, природные материалы и др.) использование резьбы, росписи, инкрустации, литья, ковки, чеканки, гравировки, выжигания, вышивки, вязания, набойки, плетения и др.;

литература (проза, поэзия, устное народное творчество): чтение, прослушивание, обсуждение, сочинение литературных произведений, создание литературных композиций, встречи с писателями и поэтами, литературные игры и конкурсы, конкурс чтецов и рассказчиков, создание рукописного журнала (книги);

музыка: по родам и видам (симфоническая, камерная, духовная, народная, фольклорная, джазовая, рок-музыка, популярная музыка и др.); по средствам исполнения: вокальная (соло, ансамблевая, хоровая), инструментальная (оркестровая, ансамблевая, соло); вокально-инструментальная; по жанрам: симфония, сюита, соната, опера, песня, марш, танец и др. Прослушивание, пение, исполнение, разучивание, импровизация, сочинение музыкальных произведений; создание музыкальных композиций; встречи с композиторами, музыкантами, исполнителями, музыкальные игры;

хореография: просмотр балетных спектаклей, выступлений ансамблей танца; исполнение и разучивание танцев – народных, бальных, современных, создание танцев (спектаклей), исполнение и создание хореографических этюдов (изображение средствами хореографии явлений природы, животных, предметов и т.д.);

пантомима: создание живых композиций – картин, портретов, предметов; изображение средствами пантомимы литературных и сказочных героев произведений, героев кинофильмов и мультфильмов, животных и птиц; загадок, пословиц, поговорок и т. д.;

театр (драматический, музыкальный, литературный, исторический, психологический, дидактический, театр миниатюр, театр одного актера, театр балета, театр пантомимы (пластики, жеста, мимики), театр кукол, театр теней, театр зверей): просмотр, обсуждение, инсценирование, постановка, создание спектаклей; знакомство с историей театра, театрализованные игры;

кино: просмотр и обсуждение фильмов, создание фильмов: рисованных фильмов, диафильмов, слайд-фильмов, мультфильмов, кино-, видео-, телевизионных фильмов, учебных, документальных, научно-популярных, художественных фильмов;

радио и телевидение: запись, прослушивание и просмотр радио- и телепередач, их обсуждение; создание радио- и телевизионных передач, студий.

 

 

Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий:

• анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты;

• интервьюирование (опрос по телефону, компьютерный опрос);

• психологические тесты;

• создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение);

• психологический театр;

• деловая игра;

•обсуждение сообщений, докладов, рефератов.

• создание творческих работ: литературных произведений (рассказов, повестей, сказок);

• разработка сценариев спектаклей, праздников;

• художественное конструирование;

• создание произведений декоративно-прикладного искусства;

• проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.