Оптимизации учебно-воспитательного процесса — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Оптимизации учебно-воспитательного процесса

2018-01-13 234
Оптимизации учебно-воспитательного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Посещая урок, перед нами каждый раз встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество?

К числу основных критериев оценки урока относится, в первую очередь, соблюдение на нем принципов обучения, а также критериев оценки деятельности школы, утвержденных Министерством образования.

Опираясь на эти требования, мы можем проанализировать:

1) само построение учебного процесса на уроке,

2) выявить оптимальность задач,

3) рациональность избранного учителем содержания урока, форм и методов обучения.

Но эффективность обучения, в конечном счете, определяется не тем, что хотел дать учитель, а тем, что получили ученики во время урока. Поэтому при оценке урока надо выявлять уровень решения всех его основных задач – образовательных, воспитательных, а также задач развития школьников.

Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выяв­лении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.

Наиболее распространенными типами анализа яв­ляются полный, комплексный, краткий и аспектный.

Полный анализ проводится с целью изучения и разбо­ра всех аспектов урока;

краткий - достижения основ­ных целей и задач;

комплексный - в единстве и взаи­мосвязи целей, содержания, форм и методов органи­зации урока;

аспектный - отдельных элементов уро­ка.

Каждый из указанных типов анализа может иметь виды:

1. дидактический,

2. психологический,

3. методичес­кий,

4. организационный,

5. воспитательный и т.д.

Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие мно­гочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены следующие основные положения.

С этой целью можно предложить следующую схему анализа урока.

 

Схема анализа урока (1)

1. Общие сведения: дата, класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя. Тема учебной программы, тема урока.

2. Структура урока. Основные этапы урока, назначение и длитель­ность. Сочетание самоуправления и управления учителем. Индивиду­альная, парная, групповая и совместная работа класса. Этапы повторе­ния и закрепление материала, способы.

3. Цели, которые намечал учитель на урок, их достижение.

4. Сравнение содержания урока с материалом школьного учебника.

5. Оценка содержания урока с точки зрения обще дидактических принципов:

научность - учет новейших достижений в области изучаемой науки на уроке;

наглядность — использование графической информации, таблиц и т.д.;

последовательность — логическая стройность излагаемого материа­ла, отсутствие пропусков в изложении, цикличность изучения сложных понятий;

связь с практикой - прикладные задачи, ориентация содержания на требования жизни.

6. Методы деятельности учителя на уроке. Привлечение учащихся для подготовки средств к уроку. Свобода учителя во владении материалом. Момент ответа на ак­туальные вопросы (по ходу урока или в конце). Индивидуализация обучения — разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д. Приемы учителя для удержания внимания, действия при обнаружении ошибки на доске.

7. Методы формирования и закрепления интереса к материалу. Стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Источник за­даний (из учебника, другой литературы, изобретение учителем по ходу урока). Другие известные и нестандарт­ные методы обучения, использованные на уроке.

8. Работа учащихся на уроке. Степень интереса к изучаемому мате­риалу. Активность и самостоятельность обучаемых. Сознательность ус­воения. Доступность — стандарт­ность терминологии, учет уровня подготовленности класса, выделение уровней усвоения.

Эффективность обучения - насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала. Взаимоотношения учителя и учащихся: авторитарные, либераль­ные, сотрудничество. Организованность и дисциплинированность уча­щихся на уроке. Умение самостоятельно овладевать зна­ниями с помощью справочного материала, учебника.

9. Обратная связь. Система контроля знаний у данного учителя. Самоконтроль. Объективность оценки знаний. Критерии оценок данного учителя (известны ли они учащимся). Оценка трудоемкости типичного домашнего за­дания (выполните сами и «замерьте» время).

10. Воспитательный эффект урока. Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приемы, замеченные Вами.

11. Выводы.

· выполнение плана урока;

· достижение целей урока;

· особенно интересное и поучительное на уроке;

· что произвело на уроке наибольшее впечатле­ние;

· какие изменения целесообразно внести при по­вторном проведении урока на эту же тему;

· оценка урока.

 

 

Анализ посещенного урока.

 

ФИО учителя «+» «-» Примечание
Основные компоненты урока 1. Организация урока. 2. Постановка цели. 3. Выделение главного на уроке. 4. Своевременный контроль. 5. Активная занятость учащихся. 6. Самостоятельная работа. 7. Практическая работа. 8. Четкая структура урока. 9. Плотность урока. 10. Результативность. 11. Уровень обучения.      
Формы и методы работы. 1. Проблемно-поисковые. 2. Словесно-наглядные. 3. Новые формы и методы. 4. Индивидуальный, дифференцированный подход. 5. Использование ТСО.      
Личность 1. Умение владеть классом. 2. Личная культура. 3. Педагогический такт. 4. Эрудиция. 5. Взаимоотношения с учащимися.      
Как вы оцениваете уровень профессионального методического мастерства учителя в целом? (Нужное подчеркните) (Очень высокий, высокий, средний, ниже среднего, низкий)      

 

Схема анализа урока (вариант 2)

 

1. Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учи­теля, количество учащихся по списку, и присутство­вавших на уроке.

2. Тема урока; образовательные, развивающие и вос­питательные цели и задачи урока.

3. Организационное начало урока:

· готовность учителя к уроку - наличие конспек­та или подробного плана урока, наглядных посо­бий, инструментов и т.д.;

· подготовленность учащихся - дежурные, нали­чие тетрадей, учебников, пособий и т.д.;

· подготовленность классного помещения - чис­тота, классная доска, мел, освещение и т.д.

4. Организационная структура урока:

· мобилизующее начало урока;

· последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока;

· насыщенность урока и темп его проведения и т.д.

5. Анализ содержания учебного материала урока:

· обоснование учителем избранной последователь­ности реализации учебного материала на уроке;

· соответствие программе и уровню знаний уча­щихся по предмету;

· соотношение практического и теоретического ма­териала;

· связь с жизнью и практикой и т.д.

6. Общепедагогические и дидактические требования к уроку:

· цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;

· обоснование выбора методов обучения;

· пути реализации дидактических принципов в обучении;

· индивидуализация и дифференциация в обуче­нии;

· взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока.

7. Деятельность учителя;

· научность и доступность изложения новых знаний;

· использование учителем опыта лучших педагогов и рекомендаций методической литературы;

· организация закрепления учебного материала;

· организация самостоятельной работы уча­щихся;

· проверка и оценка знаний и умений учащихся;

· вопросы учителя и требования к ответам уча­щихся;

· отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;

· задание на дом и проявленное учителем внима­ние к нему;

· пути достижения порядка и сознательной дис­циплины учащихся;

· эффективность использования наглядных посо­бий, технических средств обучения;

· контакт учителя с классом и т.д.

8. Деятельность учащихся:

· подготовка рабочего места;

· поведение учащихся на уроке - дисциплина, при­лежание, активность, внимание, умение переклю­чаться с одного вида работы на другой и т.д.;

· интенсивность и качество самостоятельной ра­боты учащихся;

· состояние их устной и письменной речи;

· знание учащимися теории, умение применять полученные знания;

· отношение учащихся к учителю;

· степень и характер участия коллектива в целом и отдельных учащихся в работе на уроке и т.д.

9. Выводы:

· выполнение плана урока;

· достижение целей урока;

· особенно интересное и поучительное на уроке;

· что произвело на уроке наибольшее впечатле­ние;

· какие изменения целесообразно внести при по­вторном проведении урока на эту же тему;

· оценка урока.

С помощью приведенной общей схемы возможно проводить как анализ урока при взаимопосещениях, так и самоанализ. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основ­ных положений общей схемы анализа урока. Приве­дем один из возможных ее вариантов:

1. Какие образовательные, развивающие и воспи­тательные цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь?

2. Какова специфика урока? Каков его тип? Ка­ково место данного урока в теме, разделе, курсе?

3. Как учитывались возможности учащихся при планировании урока?

4. Рациональны ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельные этапы урока?

5. На каком материале или этапе урока делается главный акцент?

6. Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?

7. Как отбирались для урока формы обучения?

8. Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован?

9. Чем обоснованы выбранные формы проверки я контроля знаний учащихся?

10. За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся в течение всего урока?

11. Каким образом предупреждались перегрузки учащихся?

 

Рекомендации по наблюдению за ходом

урока и оценкой его рациональности.

 

При наблюдении за опросом школьников можно рекомендовать обратить внимание на такие моменты:

1. в какой форме был организован опрос (в индивидуальной или фронтальной, устной, письменной или лабораторной);

2. оценка рациональности избранной формы опроса,

3. правильно ли было определено место опроса среди других этапов урока,

4. оптимальными ли оказались затраты времени на опрос в ходе этого урока,

5. четко ли была поставлена цель опроса (подход к новой теме, проверка знаний, проверка умений),

6. удалось ли ее реализовать в полной мере,

7. стремился ли учитель обеспечить обучающий характер опроса,

8. активное участие в нем всех учеников,

9. умело ли исправлялись неточности, ошибки, привлекались ли к этому ученики,

10. насколько объективно были выставлены и убедительно аргументированы оценки,

11. как обращалось внимание на усвоение главного,

12. на логичность плана ответа,

13. на прочность знаний и умение их применять на практике.

При наблюдении за изучением на уроке нового материала важно обратить внимание на следующее:

1. были ли поставлены перед учениками основные задачи изучения темы урока, причем насколько конкретно и четко,

2. доступность изложения учебного материала,

3. выделялось ли в нем главное, существенное и концентрировалось ли на нем внимание учеников,

4. оптимальным ли был темп изучения нового,

5. проверялась ли степень понимания учениками нового материала по ходу его объяснения.

При закреплении изученного материала необходимо обратить внимание на следующее:

1. содействовали ли подобранные упражнения на усвоение главного в данной теме,

2. оказывалась ли дифференцированная помощь ученикам во время выполнения заданий,

3. дополнительные задания для наиболее подготовленных учеников,

4. выявлялись ли типичные ошибки и затруднения, способы их устранения.

При сообщении домашнего задания обратить внимание

1. оптимален ли его объем, сложность, выполнят ли его за то время, которое отводится на этот предмет для домашней работы

2. прокомментировано ли домашнее задание,

3. требования к оформлению,

4. дифференцировано ли домашнее задание.

В центре анализа должно быть содержание и результаты, которые проявляются в полученных учениками знаниях, умениях и навыках.

 

Схема самоанализа урока.

1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как этот урок связан с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки? В чем его специфика?

2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности класса были учтены при планировании урока?

3. Как осуществлялись триединые дидактические функции урока (обучающие,
воспитывающие, развивающие). Было ли обеспечено их единство, комплексность?

4. Почему выбранная структура урока была рациональной для решения этих задач? Рационально ли выделено время для опроса, изучения нового материала, закрепления, разбора домашнего задания (если урок комбинированный)? Логическая связь между различными этапами урока

5. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делается акцент на
уроке и почему?

6. Какое сочетание методов обучения было выбрано для раскрытия главного материала? Дайте обоснование выбору методов обучения (обязательно это сделать).

7. Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Осуществлялся ли индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся?
Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось? Только объем, или
только содержание, или степень помощи, оказанной учащимся, или все в совокупности?

8. Как организован контроль знаний, умений, навыков учащихся? Какими методами он осуществлялся?

9. Как использовался на уроке учебный кабинет? Целесообразно ли использовались средства
обучения?

10. Какой была психологическая атмосфера на уроке?

11. Как была осуществлена методика домашнего задания?

12. Какие затруднения выявились в процессе урока и в чем их причина, как можно их преодолеть?

 

 

 

Уважаемые коллеги!


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.