У Ч Е Б Н А Я П Р О Г Р А М М А — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

У Ч Е Б Н А Я П Р О Г Р А М М А

2018-01-13 151
У Ч Е Б Н А Я П Р О Г Р А М М А 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

У Ч Е Б Н А Я П Р О Г Р А М М А

 

«Воспитание в современной России»

 

Направление:

«Социально-экономическое образование»

«Физико-математическое образование»

«Начальное образование (бакалавриат)»

«Филологическое: иностранный язык»

 

Курс 2 семестр 4

(очная форма)

Составители: к.п.н., доцент кафедры педагогики Неволина Ирина Яковлевна Утвержденона заседании кафедры педагогики протокол № __ от_____ Зав. кафедрой Суняйкина Т.В. _____________

г. Славянск-на-Кубани

2012

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Назначение дисциплины и ее место в системе подготовки специалиста

Представленные в программе темы раздела продолжают знакомство студентов с педагогикой как наукой о воспитании. Курс опирается на знания, полученные в ходе изучения «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики», «Психологии» в разделе «Воспитание в современной России».

В условиях, когда уже произошло обновление подходов к образованию, сущности и негативным последствиям сложившейся воспитательной ситуации в России, предпринимаются меры и действия, нацеленные на оздоровление воспитательного пространства в общенациональном масштабе. Обеспечиваются оптимальные условия для позитивной социализации личности, саморазвития ее свободно проявляемых, глубоко осознанных гражданских позиций. Принятая национальная доктрина образования в РФ отражает глубокие и всесторонние изменения в стратегических целях воспитания.

Будущий учитель должен овладеть фундаментальными знаниями в области теории и методики воспитания детей, социальной педагогики, воспитать в себе педагогический такт, толерантность в плане межнационального общения, эффективно управлять деятельностью и общением учащихся, анализировать передовой опыт воспитания, усвоить основы работы классного руководителя. Программа составлена в соответствии со стандартом второго поколения.

Программа достаточно полно учитывает изменение задач воспитания детей в современных условиях гуманизации образования. В ней дается примерный тематический план изучения курса теории воспитания в современной России, который преподаватель может скорректировать с учетом специфики факультета. В конце каждой темы представлен список литературы, который также может быть подвержен изменениям, дополнениям. В списке СРС есть рефераты, тематика которых может быть дополнена преподавателем и студентами.

Курс «Воспитание в современной России» является ведущим в общей системе педагогической подготовки будущих учителей. Изучение данного курса нацелено на:

ü формирование научно- профессионального мышления студентов;

ü углубление педагогических знаний, компетентностных умений в области практики воспитания в современных условиях;

ü выработку исследовательских, аналитических навыков и умений;

ü формирование педагогической культуры.

Учитывая необходимость ориентации будущего учителя на новые подходы к воспитанию, курс ориентирует студентов на воспитание социально и личностно значимой базовой культуры человека, культуры жизненного самоопределения.

Практическая направленность курса осуществляется на основе лучших традиций классической отечественной и зарубежной педагогики, где приоритетные значения приобретают общечеловеческие ценности. Курс состоит из трех разделов и разбит на три модуля.

1.2. Требования к знаниям, умениям студентов

Курс «Воспитание в современной России» формирует у студентов понимание целостности педагогического процесса, умение видеть единство, взаимосвязь учебно-воспитательных задач, принципиальных и методологических подходов к их решению.

Кроме этого к знаниям, умениям предъявляются следующие требования:

Ø усвоение сущности и содержания процесса воспитания;

Ø владение педагогическими терминами, понятиями, категориями и установлениями взаимосвязи между ними;

Ø знания возрастных, индивидуальных особенностей, социальных факторов развития личности, закономерностей целостного педагогического процесса;

Ø владение современными психолого-педагогическими диагностическими методиками, технологиями, методами, приемами, средствами воспитания.

1.3. Обоснование структуры учебной дисциплины

Программа рассчитана на 50 часов: 32 часов лекционных, 18 часов практических занятий. Содержание курса строится на анализе и обобщении наиболее важных исследований в области теории воспитания в современной России, а также педагогической практики в современных условиях.

В основу логико-структурного построения курса положен системный подход. Идея системности означает, что личность как целостность (как система) формируется в рамках целостной педагогической системы по определенным наукой закономерностям.

Тематика содержания и структура учебного материала обусловлены требованиями стандарта второго поколения.

Это позволит усвоить логику и главные идеи изучаемого материала, выработать причинно-следственное мышление, гуманистическую позицию, антропологический подход к воспитанию.

Рекомендации к применению различных видов учебных занятий

 

С целью развития научно-профессионального мышления студентов при изучении курса используются различные виды учебных занятий. Лекционные занятия обеспечивают формирование целостного представления о воспитательной системе, воспитательном процессе, историческом опыте воспитания в традиционных и гуманистических системах.

Семинарские и практические занятия строятся с учетом включения студентов в самостоятельную познавательную деятельность. К организации информационно-аналитической деятельности студентов предъявляются следующие требования:

Ø изложение сведений, фактов по теме на научном уровне;

Ø поиск основной или уточняющей информации, ее анализ при помощи конкретных источников;

Ø анализ и обобщение педагогического опыта;

Ø разработка теоретической и личностной технологической модели;

Ø выполнение и сообщение о результатах творческих исследовательских заданий;

Ø коллективное обсуждение проблемы.

 

Рейтинговое оценивание по модулям складывается из следующих критериев:

№ п/п Виды оцениваемых учебных работ по дисциплине в семестре Сумма рейтинговых баллов
I модуль  
1. контрольный тест 30 вопросов (8-10 баллов) до 8 баллов
2. терминологический диктант 2 балла
3. составление таблиц 2 балла
4. презентация 3 балла
5. активное участие в семинарских занятиях (подготовка доклада или сообщения, существенное дополнение докладчика, ответы на сложные вопросы, организация работы малой группы, ведущая роль в решении проблемной ситуации и т.п.) до 5баллов в разделе
Итого по I-му модулю  
II модуль  
6. контрольный тест 30 вопросов до 8 баллов
7. презентация 3 балла
8. составление словаря 1 балл
9. активное участие в семинарских занятиях (подготовка доклада или сообщения, существенное дополнение докладчика, ответы на сложные вопросы, организация работы малой группы, ведущая роль в решении проблемной ситуации и т.п.) до 5 баллов в разделе
10. домашнее задание № 1 (составление таблиц на разные возрастные группы) 2 балла
11. домашнее задание № 2 (составление таблиц) 1 балл
Итого по II-му модулю  
III модуль  
12. контрольный тест 30 вопросов (8-10 баллов) до 8 баллов
13. активное участие в семинарских занятиях (подготовка доклада или сообщения, существенное дополнение докладчика, ответы на сложные вопросы, организация работы малой группы, ведущая роль в решении проблемной ситуации и т.п.) до 5 баллов в разделе
14. задание № 3 (составление характеристик) 2 балла
15. задание №4 (написание эссе) 1 балл
16. задание № 5 (составление плана ВР) оформление 1 балла
17. публичная презентация и защита плана 3 балла
Итого по III-му модулю  
Всего по трем модулям  
  Присуждение рейтинговых баллов хорошо и отлично успевающим студентам при выставлении зачета или экзамена (по выбору студента) за дополнительные достижения  
  Написание и защита реферата  
  Доклад на научной конференции на неделе науки  
  Получение призового места на олимпиадах, конкурсах и т.п.  
  Выполнение дополнительных творческих или исследовательских заданий повышенной сложности  
  Подготовка к публикации по содержанию дисциплины  
Итого за дополнительные достижения по дисциплине 20-40
Всего за семестр по дисциплине 100 б

Для рейтингового оценивания по итогам работы за семестр и для допуска к зачету или экзамену студентам, не добравшим баллы, необходимо пройти итоговый тестовый контроль по всем вопросам и подтвердить положительный уровень компетентности в области воспитания.

Рекомендации по использованию информационных технологий обучения

При преподавании курса «Воспитание в современной России» преподаватель должен использовать информационные технологии воспитания для активизации усвоения материала, увеличения его объема и улучшения подготовки студентов.

В библиотеке есть обзоры литературы по основным разделам педагогики, которыми может воспользоваться студент при подготовке к семинарским занятиям, к экзамену. Нами разработан тест компьютерного контроля оценки уровня знаний студентов, затрагивающий основные разделы курса. Составлена компьютерная программа тестирования. На каждый вопрос отводится определенное нормативное время ответа в зависимости от уровня его сложности, таким образом, чтобы студент не успел воспользоваться конспектом или учебником. Тестовые вопросы представлены в нескольких видах: на выбор, на соответствие, на последовательность. Вопросы задаются студенту в разнобой по разным темам и в разной очередности, чтобы можно было в одной аудитории тестировать одновременно большую группу студентов. Данный тест может использоваться самими студентами для самостоятельной оценки своих знаний по отдельным разделам и темам курса и закрепления пройденного материала. Кроме того, разработанный тест может быть использован как обучающий.

II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема Ауд. часов Лекц. Сем. Самостоят. раб. студ. Всего час нагрузки.
Раздел 1. Базовые теории воспитания и развития личности в России. Истоки гуманистической педагогики. Историческая преемственность, мировоззренческие идеи. Источники гуманистических идей и принципы гуманизма.          
Русская концепция трудовой школы. Научные позиции. Концепция Н.Ф. Бунакова, С.А. Рачинского. Идеи трудового воспитания Л.Н. Толстого, П.Ф. Лесгафта.              
Свободное воспитание. Зарождение идей свободного воспитания. Постулаты. Критика свободного воспитания.          
Педагогика сотрудничества. Личность в педагогических системах. Критика традиционной системы воспитания. Педагогика сотрудничества. Возможности и формы самовоспитания в школьном возрасте.              
Педагогика самовоспитания. Общие положения. Сравнительный анализ восточных, западных и российской концепций. Теория Я-концепции.              
Раздел II. Актуальные современные проблемы социализации, воспитания в России. Гендерное воспитание. Общие видовые характеристики. Различия в органах слуха, зрения, осязания и строения мозга. Гендерные различия в социальном процессе школьников.                  
Авторские современные Российские модификации. Авторская система В.А. Караковского. Психологические аспекты российских авторских педагогических технологий (В.А. Сухомлинский - технологизация)              
Школа М.П. Щетинина. Адаптивная школа Е.А. Ямбурга          
Авторская система воспитания А.А, Остапенко (Азовский педагогический лицей).          
Культура и воспитание как антропологические феномены. Социально-историческая обусловленность воспитания в России как специально организованной деятельности              
Педагогика любви и красоты А.И. Кочетов. Нежная педагогика Н.Е. Щурковой.          
Национальное своеобразие российского воспитания. Воспитание культуры межнационального общения.   -      
Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности.   -      
Социальное воспитание в России как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи ребенку.   -      
Антропологические безупречные воспитательные системы. Требования к современному воспитателю.          
Итого:          

 

Форма контроля –– ДЗ (дифференцированный зачет).

 

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Содержание учебного материала

Раздел 1.

Раздел II.

Содержание семинарских занятий

 

Практическое занятие № 1.

Тема занятия: Культура и воспитание как антропологические феномены. Социально-историческая обусловленность воспитания в России как специально организованной деятельности

Педагогические термины, понятия, категории, определения: воспитание, развитие, воспитательный процесс, культура, система ценностей, эмпатия, гуманистическая концепция, система ценностей, педагогика сотрудничества, целеполагание, прогнозирование, система, компоненты ВС, педагогическая диагностика, методика педагогического исследования.

1 этап вопросы теории:

  • Воспитание как специально организованная деятельность. Характеристика воспитательной деятельности.
  • Характеристика антропологически безупречных педагогических систем.
  • Требования к современному воспитателю-фасилитатору.
  • Культура и воспитание.

Терминологический диктант(15 мин.) 2 варианта

Какой Я буду педагог?»

Ход упражнения. На отдельном листе бумаги написать в столбик 10 своих качеств. После этого ответить на вопросы:

ü Были ли затруднения в составлении такого списка?

ü Какие качества вспоминались с легкостью, а какие с трудом?

Лучшее качество сокурсника»

Ход упражнения. Поменятьсяс соседом листами, заполненными в первом упражнении, внимательно прочитать все характеристики и выделить одно, наиболее характерное для соседа. Далее ответить на вопросы:

1. Все ли характеристики соседа совпадают с Вашими представлениями о нем?

2. Что бы Вы добавили к 10 характеристиками соседа, а что бы убрали?

3. Почему выделили именно это качество?

Ассоциации»

Ход упражнения. Водящий, выбранный из группы, выходит из аудитории, а оставшиеся выбирают одного человека. После этого водящий возвращается в аудиторию и все по очереди называют животное (растение, профессию, животного, время года, цвет, настроение, музыкальный инструмент, мебель и т.д.), с которым ассоциируется у каждого этот человек. Затем водящему предлагается назвать загаданного участника.

Литература:

1. Караковский В.А., Новикова Л.И. Воспитание? Воспитание…Воспитание! Теория и практика школьной воспитательной системы. – М., 2006

2. Кочетов А.И. Воспитательная система: теория, проблематика, альтернатива.

3. Теория и практика воспитательной системы. – М., 2003. Кн. № 2

4. Максакова В.И. Педагогическая антропология.- М.,2005 – С. 23-161.

 

Практическое занятие № 2.

Тема занятия: Педагогика любви и красоты А.И. Кочетов. Нежная педагогика Н.Е. Щурковой.

Педагогические термины, понятия, категории, определения: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, гуманитаризация, эстетизация, дифференциация, концепция, Я – концепция, педагогика сотрудничества, педагогика ненасилия, свободное воспитание, трудовая школа. актуализация, гуманизм, конформность, недирективное обучение и воспитание, психологический климат, самоактуализация, эмпатия, дискуссия, дифференцирование, моделирование, мотивация, престиж, самооценка, эталон.

 

1 этап вопросы теории:

  • Педагогика любви и красоты А.И. Кочетов
  • Нежная педагогика Н.Е. Щурковой.

Терминологический диктант (15 мин.) 2 варианта.

2-й этап. Ответы на вопросы

Прежде нужно ответить на вопросы со своей позиции, представив себя в роли учителя, а затем из позиции учителя, который учил вас в школе. Ответы давать развернутые, в виде рассуждений.

Вопросы:

1. Умею ли я входить во внутренний мир человека, который учится и взрослеет? Смог ли бы я отнестись к этому миру без предрассудков, без предвзятых оценок, смог ли бы я личностно, эмоционально откликнуться на этот мир?

2. Умею ли я позволить самому себе быть личностью и строить открытые, эмоционально насыщенные, не ролевые взаимоотношения? Хватит ли у меня мужества разделить эту интенсивность наших взаимоотношений?

3. Сумею ли я обнаружить интересы и смогу ли позволить ему или ей следовать этим индивидуальным интересам, куда бы они ни вели?

4. Смогу ли помочь сохранить живой интерес, любопытство по отношению к самим себе, к миру, который их окружает, сохранить и поддержать самое дорогое, чем обладает человек?

5. В достаточной ли степени я сам творческий человек, который сможет столкнуть детей с людьми и с их внутренним миром, с книгами, всеми видами источников знаний – с тем, что действительно стимулирует любознательность и поддерживает интерес?

6. Смог ли бы я принимать и поддерживать нарождающиеся и в первый момент несовершенные идеи и творческие задумки моих учеников, этих посланников будущих творческих форм учения и активности? Смог ли бы я принять тех творческих детей, которые так часто выглядят беспокойными и не отвечают принятым стандартам в поведении?

7. Смог ли бы я помочь ребенку расти целостным человеком, чувства которого порождают идеи, а идеи – чувства?

Й этап. Упражнение

Ход упражнения. студенты, используя разные эмоциональные нагрузки (сердито, спокойно, грустно, весело, агрессивно, равнодушно, доброжелательно, с юмором, с иронией), выполняют следующие задания:

1. успокоить расшумевшихся детей;

2. поговорить с опоздавшим;

3. отреагировать на поведение агрессора.

Литература:

1. Асмолов А.Г., Петровский А.В. Личность//Российская пед. энциклопедия: в 2 т. М., 2003. Т. 1 с. 522-524.

2. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитания. М., 2006.

Практическое занятие № 3.

Тема занятия: Национальное своеобразие российского воспитания. Воспитание культуры межнационального общения.

Этап

Форма занятия - круглый стол. Темы для обсуждения:

  • Основное противоречие национального воспитания.
  • Дать сравнительный анализ российской ментальности и своеобразия российского воспитания.
  • Раскрыть понятие и свое представление о культуре межнационального общения.

Этап Упражнение Рефрейминг

Цели:

· освоить на практике методику рефрейминга, позволяющего увидеть другого человека по-новому, в многообразии;

· помочь преодолеть внутренние барьеры, страх и неуверенность перед другим людьми;

· продемонстрировать в ходе занятия различия, присущие подходу различных людей к одной и той же проблеме, рассмотреть существующие методы и подходы к ее разрешению.

Рефрейминг (refraining) — изменение точки зрения на ситуацию для придания ей иного значения.

Для того чтобы понять других людей, надо научиться смотреть на мир их глазами — без этого невозможно эффективное общение. Изменив контекст события, можно придать ему новый смысл. Нужно изменить угол зрения, сфокусировать внимание на иных аспектах — изменить смысл ситуации. Изменив смысл ситуации — изменятся связанные с ней ощущения. Следовательно, изменится и поведение, появится выбор.

В нашем случае речь пойдет об использовании рефрейминга для изменения негативного отношения к другому человеку

3 этап Упражнение « Проблемы, проблемы...»

Цели:

- развить спонтанную и органическую реакцию на событие;

- стимулировать нестандартный подход к решению проблемы.

Ход занятия

По сигналу первый начинает некое простое физическое действие по выбору: ходьбу, чтение, вход в помещение, еду. Следующий по очереди с места громко называет некую проблему, осложняющую действие выполняющего действие студента.

Скажем, действие первого — вход в комнату. Он открывает воображаемым ключом воображаемую дверь, готовится переступить порог квартиры, как вдруг… Второй громко объявляет: «Попал в чужую квартиру!", или «В доме запах дыма!"От играющего требуется в доли секунды увидеть изменения, оценить ситуацию и отреагировать с максимальной естественностью и органичной верой в то, что происходит. Мы увидим в его реакции способ отношения к проблеме: решает он ее или избегает столкновения с реальностью, делая вид, что ничего не произошло, а может быть, сдается перед лицом изменений.

Практическое занятие № 4.

Тема занятия: Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности

Содержание занятия:

Педагогические термины, понятия, категории, определения: толерантность, патриотизм, интернационализм, гражданственность, этнос, социокультурная толерантность, культура межнационального общения, толерантное сознание, экстремизм, шовинизм.

Содержание занятия:

· Понятие толерантности. Критерии сформированности социотолерантной культуры личности.

· Значение воспитания культуры межнационального общения в современных условиях.

· Возможности семьи, школы, государства по формированию социального толерантного сознания граждан.

· Воспитание гражданственности, патриотизма, интернационализма. Формы, методы развития данных направлений

Контрольные вопросы и задания:

Задание №1.

Написать сочинение на тему: «Если бы я был директор школы …».

Задание №2.

Ответить на вопрос: «Почему в нашей стране гуманистическое общение пока считается безжизненным?».

Задание №3.

Оценить уровень социотолерантной культуры человека

Задание №4.

Определить гражданско-патриотическую направленность школьника.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Обоснуйте Ваши понятия толерантности.
  2. Назовите важнейшие, на Ваш взгляд, качества личности, способствующие развитию социотолерантной культуры.
  3. Актуализируйте значимость социотолерантного сознания в современных условиях.
  4. Составьте перечень национальных черт русского национального характера и их использование в построении воспитательной работы по направлению развития межнациональной культуры.
  5. Определите значимость развития толерантного сознания в семейной воспитательной системе.
  6. Предложите принципы воспитания национального характера, национальной самобытности, патриотизма, гражданственности в сочетании с интернационализмом, толерантностью и веротерпимостью.
  7. Если бы Вы были президентом, как бы Вы решали проблему интернациональной политики?
  8. Назовите наиболее эффективные формы воспитательной работы школы по развитию направления культуры межнационального общения.
  9. Обоснуйте свою позицию, отношение к религиозному воспитанию в школе, его положительное и отрицательное влияние.
  10. Напишите эссе на тему. Если б я был: а) директором школы; б) отцом (матерью). Как бы я строил свою воспитательную систему?

Литература:

1. Максименко Н.В. Патриотическое воспитание учащихся – важнейший аспект этнопедагогической подготовки будущих учителей // Нач. школа. 2010 № 7 с.3-6.

2. Швачко Е.В. Толерантность как социальная ценность // Прикладная психология. 2010. № 5. С. 17-27.

3. Пятикоп А.И., Шамардин В.И. Воспитание патриота // Педагогика. 2000 № 4. с. 34-37.

4. Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика.2000. № 5. с. 41-58.

5. Патриотическая идея накануне XXI века: прошлое, настоящее или будущее России: Материалы конф. Волгоград, 1999.

Семинарское занятие № 5.

Тема занятия: Социальное воспитание в России как совокупность организации социального опыта в ОУ и индивидуальной помощи ребенку

Педагогические термины, понятия, категории, определения: превентивная помощь, оперативная помощь, социокультурная запущенность, педагогическая запущенность, конструктивный конфликт, деструктивный конфликт, функция, коммуникативность, коммуникабельность.

Содержание занятия:

1. Функции классного руководителя (аналитическая, организационно-координационная, коммуникативная, коррекционная, оценочная).

2. Права и обязанности классного руководителя. Основные цели и задачи в современных условиях.

Просмотр и анализ видеофрагментов.

М оделирование и анализ ситуаций, связанных с правилами воспитания для родителей.

Студенты делятся на тройки. Затем каждой тройке предлагается ситуация. Они самостоятельно распределяют роли. В итоге в каждой тройке один должен играть роль ребёнка, другой - роль родителя, общающегося по правилам, третий-роль родителя, общающегося вне правил.

Ситуация для разыгрывания:

-родитель, просматривая дневник у ребёнка, беседует с ним (один родитель указывает слабые стороны ребёнка, другой - сильные);

-ребёнок творчески подошел к выполнению задания (один родитель не обратил на это внимания, другой - порадовался);

-у ребёнка проблема (один родитель сразу же берется разрешить ее, другой - не спешит этого делать);

-Учитель написал в дневнике, что ребенок безобразно себя вёл на уроке (один родитель отругал и строго наказал ребенка, другой спокойно разобрался в ситуации);

-у ребенка в последнее время сплошные неудачи в учебе (один родитель рисует мрачную картину будущего ребенка, другой -верит в его будущее).

Проанализировать разыгранные ситуации по вопросам:

1. Что переживали студенты,находящиеся в роли ребенка?

2. Что они чувствовали по отношению к каждому «родителю»?

3.Какие чувства переживали студенты в роли родителей, общающихся по правилам?

4.Дгостаточно ли убедительны были слушатели, исполнявшие роли родителей.

Литература:

  1. Байкова Л. А., Гребенкина Л. К. Методика воспитательной работы. – М., 2004
  2. Гриценко Л. И. Теория и методика воспитания. Личностно-социальный подход. – М., 2005.

Практическое занятие № 6.

Тема занятия: Антропологические безупречные воспитательные системы. Требования к современному воспитателю.

Форма занятия – круглый стол. Обсуждаемые вопросы:

  • Составьте портрет современного воспитателя-фасилитатора.
  • Какие из предъявляемых требований невозможны к реализации и почему.
  • Охарактеризуйте современную ситуацию воспитательной системы в России.

 

VI. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

Учебным планом не предусмотрены.

 

VII. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ

График контроля самостоятельной работы студентов.

В процессе изучения предмета разработаны и используются следующие формы контроля самостоятельной работы студентов:

- написание терминологического диктанта; (ТД)

- творческая работа; (ТР)

- выполнение тестового контроля задания; (ТК)

- реферирование основной и дополнительной литературы. (РЛ)

В организации самостоятельной работы используются как традиционные формы и методы (аннотирование, конспектирование, подготовка доклада), так и новые, отражающие специфику курса (педагогический тренинг, деловые игры, «мозговой штурм», анализ педагогических ситуаций, изучение и обобщение педагогического опыта, КТД, «Круглый стол» и др.).

Аннотирование литературы – перечисление основных вопросов, рассматриваемых в той или иной работе. Особо следует выделять вопросы, имеющие прямое отношение к деятельности учителя или к изучаемой проблеме. Структура аннотации: автор, название работы (книги, статьи), ее выходные данные, основные идеи работы, их новизна, личностное отношение к ним.

Конспектирование литературы. Термин «конспект» означает краткое изложение статьи, книги, выступления, речи и т. д. Конспект должен быть ясным, отражающим сущность содержания. Краткость и ясность изложения не должны противоречить требованиям полноты и точности, без которых конспект превращается в заметку по поводу прочитанной книги. Для достижения большей точности основные положения работы необходимо записывать в формулировках автора, указывая страницу, на которой изложена записываемая мысль. Полнота конспекта достигается за счет фиксации основных положений работы, воспроизведения логики авторского изложения материала.

Подготовка доклада по выполненным заданиям. Доклад готовится для выступления на занятии.

При работе над докладом студент проявляет максимум самостоятельности. Это необходимо не только для совершенствования умений самостоятельно работать с психолого-педагогической литературой в области воспитания, с полученным фактическим материалом, но и для развития педагогического мышления, индивидуально-творческого стиля деятельности, формирования профессиональных качеств речи будущего учителя.

Работать над докладом рекомендуется в следующей последовательности:

· глубоко изучить рекомендованную литературу по данному вопросу;

· критически оценивать привлекаемую для доклада научную литературу, подумать над правильностью и доказательностью выдвигаемых автором тех или иных положений;

· хорошо продумать и составить подробный план доклада;

· сопоставить рассматриваемые в изученных работах положения, факты, выделить в них общее и особенное, обобщить изученный материал в соответствии с намеченным планом доклада;

· тщательно продумать правильность изложенного в докладе того или иного положения, систематизировать аргументы в его защиту или против неправильных суждений;

· сделать необходимые ссылки на использованную в докладе психолого-педагогическую литературу, другие источники;

· подготовить необходимые к работе иллюстрации, умело использовать личные наблюдения, педагогический опыт и эксперименты.

VIII. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

 

1. Социально – историческая сущность воспитания.

  1. Цели воспитания в современных условиях. Процесс целеполагания в воспитательной системе.
  2. Воспитание как процесс и специально организованная деятельность.
  3. Общепедагогические принципы и законы воспитания.
  4. Формирование личностных качеств как основа нравственного воспитания. Критерии нравственной устойчивости.
  5. Организация педагогической поддержки. Превентивная и оперативная помощь.
  6. Особенности национального воспитания.
  7. Основы нравственного воспитания.
  8. Содержание гражданско-патриотического воспитания школьников.
  9. Задачи трудовой подготовки школьников в современных условиях.
  10. Взаимосвязь школы и семьи в воспитании учащихся: общность целей, содержания, забота о здоровье ребенка, единые позиции в его оценке и методах воздействия.
  11. Особенности развития чувств патриотизма и интернационализма.
  12. Веротерпимость и толерантность. Возможности школы.
  13. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда. Виды интимности семейного воспитания.
  14. Антропологически безупречные условия воспитательной системы.
  15. Требования к современному воспитателю.
  16. Базовые теории воспитания (прагматизма, свободного воспитания, трудовой школы, Я- концепции личности).
  17. Источники гуманистических идей и принципы гуманизма.
  18. Гуманизация как основа идеологии воспитания. Образование в современной России.
  19. Система воспитания в России.
  20. Научные позиции. Концепция Н.Ф. Бунакова, С.А. Рачинского.
  21. Идеи трудового воспитания Л.Н. Толстого, П.Ф. Лесгафта.
  22. Российская педагогическая мысль XIX в. в позициях воспитания личности (К. Д. Ушинский).
  23. Концептуальные идеи и взгляды К.Д. Ушинского. Педагогические принципы системы воспитания в России XIX в.
  24. Зарождение идей свободного воспитания. Постулаты. Критика свободного воспитания XIX и XX века
  25. «Новое воспитание», педагогика свободного воспитания в России (К.Н. Венцель, Л.Н. Толстой).
  26. Педагогика сотрудничества 70-х годов XX века в России (Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов, Ю.П. Азаров, Т.И. Гончарова, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, А.Б. Резник, В.Ф. Шаталов др.).
  27. Возможности и формы самовоспитания в школьном возрасте. Российская концепция самовоспитания (А.Я. Арет, А.А. Бодалев, А.Г. Громцева, А.Г. Ковалев, И.С. Кон, А.И. Кочетов, Т.И. Михайлов и др.).
  28. Раздельные системы обучения и воспитания в России. Исторический и современный опыт.
  29. Авторская система воспитания В.А. Караковского.
  30. В.А. Сухомлинский признаки технологизации воспитательной системы
  31. Особенности воспитания в авторской школе М.П. Щетинина.
  32. Сущность воспитания в адаптивной школе Е.А. Ямбурга.
  33. Авторская система воспитания А.А, Остапенко (Азовский педагогический лицей).
  34. Воспитательный потенциал культуры.
  35. Педагогика любви и красоты А.И. Кочетов.
  36. Нежная педагогика Н.Е. Щурковой.
  37. Особенности антропологически безупречного воспитания.
  38. Антропологическое мировоззрение педагога-воспитателя.
  39. Технологическая культура педагога и его компетентность. Требования к современному воспитателю (К.Д. Ушинский).

 

У Ч Е Б Н А Я П Р О Г Р А М М А

 

«Воспитание в современной России»

 

Направление:

«Социально-экономическое образование»

«Физико-математическое образование»

«Начальное образование (бакалавриат)»

«Филологическое: иностранный язык»

 

Курс 2 семестр 4

(очная форма)

Составители: к.п.н., доцент каф

Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.156 с.