Библиотечно-информационная деятельность», — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Библиотечно-информационная деятельность»,

2018-01-13 175
Библиотечно-информационная деятельность», 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Министерство культуры Российской Федерации

ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет

Культуры и искусств»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ


(РАЗДЕЛ «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА»)

Учебно-методический комплекс для студентов
специальностей

Библиотечно-информационная деятельность»,

Режиссура ТПП»,

Народное художественное творчество»,

Актерское искусство»,

Культурология»

 

Кемерово 2011

Министерство культуры Российской Федерации

ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет

Культуры и искусств»

Социально-гуманитарный институт

Кафедра литературы и русского языка

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ


(РАЗДЕЛ «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА»)

Учебно-методический комплекс для студентов
специальностей

Библиотечно-информационная деятельность»,

Режиссура ТПП»,

Народное художественное творчество»,

Актерское искусство»,

Культурология»

 

 

 

 

Кемерово 2011

 

Утвержден на заседании кафедры литературы и русского языка 3. 03. 2011 г.,
протокол № 8.

Рекомендован к изданию учебно-методическим советом социально-гуманитарного института

 

 

Теория и история литературы (Раздел «Русская литература XIX века») [Текст]: учеб.-метод. комплекс для студентов специальностей 071201 «Библиотечно-информационная деятельность», 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», 071301 «Народное художественное творчество», 070201 «Актерское искусство», 031401 «Культурология» / сост. М. В. Литовченко. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2011. – 24 с.

 

Составитель: канд. филол. наук М. В. Литовченко

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Учебно-методический комплекс «Теория и история литературы» (раздел «Русская литература XIX века») предназначен для студентов специальностей 071201 «Библиотечно-информационная деятельность», 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», 071301 «Народное художественное творчество», 070201 «Актерское искусство», 031401 «Культурология».

Раздел «Русская литература XIX века» является частью общего базового курса «Теория и история литературы», который предусмотрен федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования в области культуры и искусства.

«Русская литература XIX века» является историко-литературным курсом. Поэтому актуальность его включения в учебный план специальностей обусловлена тем, что он является логическим продолжением предыдущего курса, а также историко-литературной базой для последующего изучения дисциплины «Теория и история литературы». Эта преемственность важна как в изучении историко-литературного процесса в целом, так и в постижении творчества отдельных писателей.

Кроме того, для целостной, духовно развитой личности весьма актуальным является адекватное восприятие искусства как такового, способность воспринимать литературный процесс как систему, имеющую собственные закономерности и логику.

Главная цель курса - создать у студентов базу историко-литературного характера; осознать литературу в ее динамике, преемственности, неизменности и новизне; способствовать постижению генезиса литературы в целом и отдельного произведения; сформировать умение выявлять в конкретных литературных произведениях художественно-эстетические принципы, характерные для той или иной эпохи.

Поставленная цель предполагает ряд задач, которые необходимо решить в процессе изучения данного курса:

− систематическое усвоение основополагающих понятий теории и истории литературы;

− формирование у студентов соответствующего понятийно-категориального аппарата;

− усвоение историко-литературного контекста;

− выработка навыка анализа и интерпретации художественного произведения;

− повышение читательской компетенции студентов, выработка навыка осмысленного чтения.

Структура лекционного курса представляет собой три блока. Это деление обусловлено общепринятым в науке о литературе делением XIX века на три периода: первая треть XIX века (1800-1840-е годы), вторая треть XIX века (1840-1860-е годы) и третья треть XIX века (1860-1890-е годы). В целом учебный курс организован таким образом, чтобы рассмотрение каждой темы основывалось на активном применении знаний и навыков, полученных студентами во время изучения предыдущих историко-литературных курсов.

В учебно-методическом комплексе учитывается связь со смежными гуманитарными дисциплинами: философией, историей, культурологией, религиоведением. Поэтому в ходе лекционного курса большое внимание уделяется проблемам культурологическим, общеэстетическим, филологическим. Ключевая особенность литературного процесса заключается в многообразных взаимосвязях литературы и публицистики, политики, других форм общественной деятельности. Литературная жизнь XIX века становится значимым фактором общественной жизни, тем самым появляется целый ряд новых явлений и понятий: беллетристика, критика, литературный журнал.

Курс «Русская литература XIX века» изучается в течение одного семестра и включает 28 лекционных занятий и 6 семинарских занятий. В рамках данного учебного курса предусмотрены контрольные задания.

Учебно-методический комплекс включает общие методические рекомендации по изучению курса, тематический план и содержание курса, планы практических занятий, списки рекомендуемой учебной и научной литературы, список контрольных вопросов и заданий, а также вопросы к экзамену.

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

 

Указанные выше цели и задачи курса «Русская литература XIX века» могут быть успешно достигнуты с учетом некоторых важных особенностей методологического характера. Данный курс является историко-литературным курсом, что требует особого подхода к нему в рамках учебной деятельности. С одной стороны, необходимо учитывать знания, полученные студентами из других дисциплин в курсе «Теория и история литературы», а с другой стороны, особый смысл приобретает соответствие рассматриваемого учебного материала установке студентов на дальнейшее успешное обучение.

Изучение данного курса студентами необходимо для расширения общекультурного, профессионального кругозора, для формирования целостно развитой личности. Данный курс дает необходимое понимание, основанное на глубокой научной базе, о преемственности русской литературы, о закономерностях ее развития. Студент должен воспринимать литературу не как «школьный предмет», а как сложную подвижную систему, имеющую собственные законы. Только при таком восприятии художественной культуры, в том числе и литературы, возможно продуктивное изучение подобных дисциплин.

В процессе изучения курса студенты должны хорошо усвоить и представлять характер и закономерности развития русской литературы XIX века, основные особенности литературных эпох, специфику стиля отдельных писателей. В этой связи в изучаемом периоде выделяются наиболее значимые произведения русской литературы, наиболее ярко представляющие соответствующую эпоху. При изучении курса студенты должны ознакомиться с рядом теоретических понятий, необходимых для характеристики литературного процесса XIX века, а также усвоить некоторые литературоведческие категории, используемые для анализа художественного произведения (список ключевых понятий отражен в соответствующем перечне в конце учебной программы).

Следует отметить, что указанная цель и задачи, а также требования, предъявляемые студентам в процессе изучения курса «Русская литература XIX века», могут быть реализованы только при постоянном соотнесении основных реалий и фактов развития литературы рассматриваемого периода с апелляцией к соответствующим художественным текстам, их анализом и интерпретацией.

Анализ литературных произведений является важнейшей составляющей курса истории русской литературы XIX века. Только посредством включения студента в процесс анализа или интерпретации налаживается живой контакт между произведением и его читателем. Поэтому связь теоретических, историко-литературных знаний с конкретным художественным материалом должна ощущаться студентами как обязательная и насущная. Курс строится таким образом, что постоянное обращение к тому или иному художественному тексту является неотъемлемой частью работы преподавателя и студента как на лекциях, так и на семинарских занятиях. При этом усвоенные студентами термины и понятия, характеризующие литературный процесс и сам внутренний мир литературного произведения, должны свободно применяться в процессе работы над конкретными произведениями. Данная методологическая установка актуальна для всех видов деятельности и учебных форм указанного курса. Именно поэтому формулировки некоторых экзаменационных вопросов, вопросов контрольных и практических заданий отличаются общетеоретической направленностью (например, особенности конфликта, специфика образной системы, проблема целостности и т. п.). Эти вопросы призваны активизировать мыслительную способность студентов в процессе интенсивного освоения и понимания художественных произведений, а также отражают сам «ход» анализа литературного произведения. Грамотный анализ немыслим без актуализации многообразных аспектов: художественного, культурологического, исторического, национального и др. Тем самым художественное произведение обретает статус феномена в противовес узкопримитивной трактовке произведения только как «иллюстрации» определенных художественных направлений и школ литературы XIX века.

Основными формами организации учебного процесса по изучению русской литературы XIX века являются лекции, семинарские занятия, выполнение контрольных работ, консультации по темам, которые предложены для самостоятельного изучения.

Курс «Русская литература XIX века» предполагает также самостоятельную работу студентов. В ходе самостоятельной работы над изучением курса студент должен вести конспект лекций, изучать нужные главы учебных пособий (см. список литературы), обращая особенное внимание на те аспекты курса, которые подробно не освещаются в лекциях. Также в обязанности студента входит подготовка к семинарским занятиям и чтение обязательного минимума художественных текстов (см. планы занятий и список художественных текстов). В процессе чтения, анализа художественных произведений студентам предлагается вести (по желанию) «читательский дневник», содержащий выписки цитат, отдельных фрагментов текста. Дневником разрешается пользоваться на экзамене при подготовке устного ответа, но с условием отсутствия в дневнике конспектов лекций, энциклопедических и научно-исследовательских статей.

Курс русской литературы XIX века завершается экзаменом, который имеет форму устного ответа на экзаменационные вопросы. Экзаменационная оценка также может выставляться по итогам контроля самостоятельной работы студентов (тестовые и контрольные задания, собеседования по отдельным темам и разделам курса), с обязательным учетом работы на семинарских занятиях. Основным требованием допуска к экзамену является соответствующее количество прочитанных студентом художественных произведений из представленного списка обязательной литературы. Студент, не прочитавший или прочитавший не полностью произведения из списка, к экзамену не допускается. Также абсолютно неприемлемым представляет-ся чтение произведений русской классической литературы в сокращенном варианте. Подобные действия студентов будут расцениваться как грубейшее нарушение в рамках данной учебной дисциплины. Обращение к хрестоматиям или кратким популярным изложениям допустимо только в случае, когда студент желает освежить в памяти сюжетные ходы уже прочитанного в полном варианте произведения.

На экзамене студент должен показать знание историко-литературных фактов XIX века, а также умение анализировать художественное произведение. Методика анализа и интерпретации художественного текста будет предложена в ходе чтения лекционного курса.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА»

 

Наименование разделов и тем Всего часов Количество часов
лекц. практ.
Раздел I. Первая треть XIX века
1.1. Русский романтизм. Творчество В. А. Жуковского     -
1.2. Творчество А. С. Пушкина. Лирика А. С. Пушкина   -  
1.3. Романтические поэмы А. С. Пушкина     -
1.4. Драматургия А. С. Пушкина     -
1.5. Проза А. С. Пушкина     -
1.6. Творчество М. Ю. Лермонтова. Лирика. Драма «Маскарад»     -
1.7. Русская литература 1830-х годов. Творчество Н. В. Гоголя     -
Итого по разделу      
Раздел II. Вторая треть XIX века
2.1. Литературный процесс 1840-х - середины 1860-х гг. Творчество И. С. Тургенева     -
2.2. Творчество И. А. Гончарова     -
2.3. Поэтическое творчество Ф. И Тютчева и А. А. Фета   -  
2.4. Творчество Н. Г. Чернышевского     -
2.5. Драматургия А. Н. Островского     -
Итого по разделу      

 

Наименование разделов и тем Всего часов Количество часов
лекц. практ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Форма практического занятия является важной частью данного курса. Планы практических занятий включают тему, вопросы, задания для самостоятельного выполнения. Вопросы и задания ориентированы на осознание того, какое место занимает творчество того или иного писателя в контексте рассматриваемой эпохи. Также вопросы и задания нацелены на постижение студентами целостного и ценностного характера художественного произведения. Подготовка к практическим занятиям предполагает осознанное отношение к рассматриваемой проблеме, отработку некоторых понятий историко-литературного плана, а также работу с научными статьями, монографиями и т. д. Конспект научно-критических статей должен быть лаконичным, содержать только основные теоретические положения.

В процессе подготовки студент, во-первых, должен внимательно прочесть соответствующие литературные произведения. При этом особо важной представляется установка на «медленное» (внимательное) чтение, с наблюдением над сюжетными перипетиями и конкретными образами в произведении. Лирические произведения необходимо читать по 2-3 раза с целью лучшего освоения «концентрированного» лирического текста. При этом рекомендуется (особенно для практических занятий № 1 и № 2) делать закладки в книге, чтобы на самом занятии студент легко ориентировался в пространстве книги и не тратил драгоценное время на поиски нужного текста (как правило, это касается стихотворных произведений).

Следующим шагом при подготовке к занятию является обращение к рекомендуемым источникам научной и критической литературы. Затем студент должен ответить на предлагаемые в плане практического занятия вопросы или, по крайней мере, обдумать их, сделав, при желании, небольшой конспект ответов.

При подготовке к семинарским занятиям, контрольным работам или экзамену студент может обратиться к списку научной литературы об отдельных авторах. Этот список дает более полное представление о библиографии по творчеству каждого писателя. С его помощью студент не потеряется в большом количестве научных статей и монографий, посвященных творчеству писателей XIX века. Конспектирование и подробное изучение всех приведенных в списке научных работ обязательным не является. Студент сам выбирает те работы, которые ему необходимы. Однако объем прочитанной научной литературы по курсу «Русская литература XIX века» может влиять на экзаменационную оценку. Желательно, чтобы при ответе на экзаменационный билет студентом был использован не только материал лекций, но и знания, полученные при работе с научными и научно-критическими источниками.

Так как на лекциях вопросы биографии тех или иных писателей освещаются обзорно, студент должен изучать этот материал самостоятельно. Именно поэтому в планах практических занятий предлагаются соответствующие источники, которые не так трудны для восприятия студента.

Работа на практических занятиях должна быть активной и творческой со стороны студенческой аудитории. Ответы на вопросы преподавателя должны быть развернутыми, доказательными и грамотными. В рамках практического занятия студент может применить полученные на лекциях знания на практике: показать умение анализировать литературное произведение, оперировать соответствующими терминами.

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Лирика А. С. Пушкина.
Мифология поэтического творчества (2 часа)

План

1. Лирика как художественная система: проблема эволюции. Лицейский и Петербургский периоды в творчестве Пушкина. Мифологема музы.

2. Романтические тенденции в лирике 1820-24 гг. Романтическая философия жизни и творчества.

3. Проблема идеала в лирике Михайловского периода. Цикл “Подражание Корану”: поэтика, образ пророка, мотив пророческого слова. Поэтика и проблематика стихотворения “Пророк”.

4. Мифологизация творчества в лирике конца 1820-30-х гг. Миф о рифме и самосознающие жанры 1830 г.

5. Эволюция темы поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина.

 

Стихотворения: «Другу стихотворцу», «К Батюшкову», «Моему Аристарху», «Муза», «Пророк», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Рифма», «Эхо», «Труд», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и др.

Литература

1. Грехнев, В. А. Мир пушкинской лирики. – М., 1993.

2. Лотман, Ю. М. Пушкин. – СПб., 2003.

3. Макогоненко, Г. П. Творчество Пушкина в 1830-е годы. - Л., 1974.

4. Непомнящий, В. С. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. – М., 1987.

5. Смирнов, А. А. Романтическая лирика А. С. Пушкина как художественная целостность. – М., 2007.

6. Фомичев, С. А. Поэзия Пушкина: Творческая эволюция. – Л., 1986.

 

Задание:

1. Внимательно прочитайте стихотворения. Попытайтесь осознать и сформу­лировать, что в них непонятно или сложно для вос­приятия.

2. Обратите внимание на античные образы. Какое место они занимают в стихотворениях А. С. Пушкина разных лет?

3. Попытайтесь обнаружить присутствие образа музы в указанных стихот­ворениях; наметить сходство и отличие этого образа в разных стихот­ворениях. Можно ли говорить о его творческом переосмыслении?

4. Проследите на примере данных стихотворений А. С. Пуш­кина развитие темы поэта и поэзии. Как она проявляется? Какие образы участвуют в ее создании?

 

 

Литература

1. Берковский, Н. Я. Ф. И. Тютчев // Берковский, Н. Я. О русской литературе. - Л., 1985.

2. Бухштаб, Б. Я. А. А. Фет: Очерк жизни и творчества. – Л., 1990.

3. Кожинов, В. В. Тютчев (Серия «Жизнь замечательных людей»). - М., 1988.

4. Маймин, Е. А. Фет. – М., 1989.

5. Орлов, О. В. Поэзия Тютчева. – М., 1981.

6. Эйхенбаум, Б. М. Фет // Эйхенбаум, Б. М. О поэзии. - Л., 1969.

 

Стихотворения:

Ф. И. Тютчев: «Silentium», «Фонтан», «Не то, что мните вы, приро­да...», «Седая ночь па небосклон взошла...», «День и ночь», «Тени сизые смесились…», «Природа - сфинкс. И тем она верней...» и др.

А. А. Фет: «Шепот, робкое дыханье...», «Только в мире и есть, что тенистый...», «Я тебе ничего не скажу...», «Печальная береза», «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер...» и др.

Задание:

1. Назовите основные тенденции развития русской литературы 1850-х годов. Какое место в ней занимает поэзия?

2. Подумайте, насколько закономерным было появление Ф. И. Тютчева и А. А. Фета в литературной жизни того времени. Чем оно сопровождалось?

3. Проанализируйте особенности образной системы Ф. И. Тютчева. Какое место в ней занимают образы природы? человек? Попробуйте приме­нить понятие пантеизма к поэтической системе Ф. И. Тютчева.

4. Обратите внимание на звуковые образы в стихотворениях А. А. Фета.

 

Литература

1. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1979. - С. 242-265.

2. Ветловская, В. Е. Ф. М. Достоевский // Русская литература и фольклор. Вторая половина XIX века. - Л., 1982. - С. 12 – 69.

3. Захаров, В. Н. Система жанров Достоевского. - Л., 1985. - С. 72-95.

4. Мочульский, К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. - М., 1995. - С. 240- 246.

5. Наседкин, Н. Н. Достоевский: Энциклопедия. – М., 2003.

6. Белинский, В. Г. Взгляд на русскую литературу (любое издание).

7. Добролюбов, Н. А. Забитые люди (любое издание).

 

Задание:

1. Ознакомьтесь с указанной литературой. Подготовьте ответы на сле­дующие вопросы:

а) как оценивали В. Г. Белинский и Н. А. Добролюбов повесть Ф. М. Досто­евского «Двойник»?

б) какие оценки получила повесть в современном литературоведении?

2. Сделайте конспект работы М. М. Бахтина. Как понятие «чужого слова» при­менимо к повести Ф. М. Достоевского?

3. Проанализируйте элементы фантастики в повести. Для чего они необходимы? Найдите в мире повести образы и ситуации, перекликающиеся с фоль­клорными жанрами.

4. Проанализируйте образ главного героя.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Русская литература первой трети XIX века

Вариант I

1. Дайте определение элегии. Каких вы знаете поэтов в XIX и XX вв.,

у которых есть стихотворения в жанре элегии? Вспомните их названия.

2. Какие исторические события повлияли на развитие романтизма в России? Почему?

3. Сформулируйте основные ценностные предпочтения романтизма.

4. Какая евангельская притча лежит в основе повести А. С. Пушкина «Стан­ционный смотритель»? Какой это имеет смысл для данной повести?

5. Назовите мотивы, объединяющие «Петербургские повести» Н. В. Гоголя.

6. Проанализируйте одно стихотворение М. Ю. Лермонтова (на выбор): обоз­начьте основные образы, их связь друг с другом, проанализируйте ком­позицию, особенности лирического героя и т. д.

 

Вариант II

1. Дайте определение балладе. Каково происхождение этого жанра?

Какие известные вам писатели и поэты обращались к жанру баллады?

2. Назовите основные периоды в развитии русского романтизма.

3. Как повлияли романтические тенденции на творчество писателей первой трети XIX века? Назовите конкретные примеры.

4. Назовите мотивы, объединяющие пьесы, входящие в цикл «Маленькие трагедии»
А. С. Пушкина.

5. Подумайте и ответьте, почему драма «Маскарад» М. Ю. Лермонтова имеет такое название.

6. Проанализируйте одно стихотворение М. Ю. Лермонтова (на выбор): обоз­начьте основные образы, их связь друг с другом, проанализируйте ком­позицию, особенности лирического героя и т. д.

 

 

Русская литература второй трети XIX века

Вариант I

1. Чем характеризуется так называемое «гоголевское направление» в литературе?

2. Что такое беллетристика? Какое место занимает это понятие в развитии русской литературы второй половины XIX века?

3. Какова эстетическая программа «натуральной школы»?

4. Какие жанры стали особенно популярными в 40-60-е годы XIX века?

5. Поясните смысл названия романа Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные».

6. Назовите типы читателя, описанные в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

 

Вариант II

1. Что такое процесс демократизации литературы?

2. Что такое русский реалистический роман? Опишите его характерные чер­ты.

3. Дайте определение утопии. Какие утопические произведения XIX ве­ка вам известны?

4. Что такое русский реалистический театр? Кто его создатель и идеолог?

5. Какова композиция романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история»? Ка­кой смысл она имеет?

6. Какая роль отведена образу рассказчика в цикле И. С. Тургенева «Записки охотника»?

 

 

Русская литература третьей трети XIX века

Вариант I

1. Что такое сказ? Кто из писателей XIX века активно использовал в своем творчестве сказовую форму?

2. Сформулируйте эстетические взгляды М. Е. Салтыкова-Щедрина.

3. Каков смысл названия романа Л. Н. Толстого «Воскресение»?

4. Назовите основные особенности чеховского театра.

 

Вариант II

1. Что такое аллегория? В каких произведениях XIX века можно увидеть этот литературный прием?

2. В чем заключается психологизм творчества Л. Н. Толстого?

3. Как изображена семья в романе М. Е. Салтыкова Щедрина «Господа Головлевы»?

4. Проанализируйте жанровое движение в творчестве А. П. Чехова.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Особенности русского романтизма. Баллада как один из ведущих жанров эпохи романтизма. Баллады В. А. Жуковского.

2. Лирика В. А. Жуковского. Особенности жанра элегии: тра­диции сентиментализма и романтизма.

3. Лирика А. С. Пушкина: этапы развития, особенности образной системы. Художественное осмысление образа Музы, поэта, поэзии. Анализ 2-3 сти­хотворений.

4. «Южные» поэмы А. С. Пушкина как романтические произведения. Тип романтического героя. Романтический конфликт.

5. «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина как цикл. Особенности конфликта. Противоречие как способ организации внутреннего мира героя.

6. Трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов»: жанровые особенности, харак­тер конфликта. Анализ пространственно-временной организации. Роль ремарок.

7. «Повести Белкина» А. С. Пушкина как художественное целое: анализ на уровне сюжета, образной структуры, типа героев. Образ И. П. Белкина как цик­лообразующий элемент повествовательной структуры текста.

8. Повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама»: пространственно-временная ор­ганизация; образ карточной игры. Или: Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник». Образ главного героя. Роль образа Петра I в поэме. Столкно­вение человека и истории.

9. Своеобразие литературного процесса 1830-х годов. Становление реалис­тической художественной системы.

10. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя как художественное целое. Анализ 1-2 повестей.

11. Соотношение романтической и реалистической эстетики в «Петербург­ских повестях» Н. В. Гоголя. Смысл фантастических образов.

12. Этапы творчества М. Ю. Лермонтова. Особенности поэтической систе­мы. Подробный анализ одного стихотворения.

13. Драма «Маскарад»: особенности жанра, система персонажей, тип конф­ликта.

14. Своеобразие литературного процесса 1840-60-х годов. «Натуральная шко­ла» в истории русского реализма.

15. Проблема целостности и особенности организации «Записок охотника» И. С. Тургенева. Связь с традициями «натуральной школы» и их пере­осмысление.

16. Соединение реалистического и романтического методов в романе «Дво­рянское гнездо» И. С. Тургенева. Система персонажей; смысл названия.

17. Роман И. А. Гончарова «Обыкновенная история» как «роман частных судеб» (Н. А. Вердеревская). Герои-идеологи в романе. Образ города и деревни. Или: Роман И. А. Гончарова «Обрыв». Особенности сюжета. Характеристика героев.

18. Особенности художественной формы романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»: образ читателя и образ автора; специфика композиции и сюжета.

19. Система персонажей в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Про­блема «нового» и «старого»; традиции жанра утопического романа.

20. Поэтика лирики Ф. И. Тютчева. Влияние идей Шеллинга. Философия пантеизма. Анализ стихотворения.

21. Особенности поэтического мира А. А. Фета. Импрессионизм поэзии Фета. Музыкальное начало в поэзии Фета. Анализ стихотворения.

22. А. Н. Островский - создатель русского реалистического театра. Драма «Бесприданница»: конфликт, система персонажей.

23. «Снегурочка» А. Н. Островского: фольклорная природа, специфика об­разной системы.

24. Роман Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные». Образы геро­ев. Проблемы семьи и общества, личного и частного.

25. «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского-«роман-синтез». Смысл ком­позиции; образы героев. Или: Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: цен­тральная коллизия; тип героя; система персонажей.

26. Повесть Ф. М. Достоевского «Двойник»: фантастика и реальность; тема «двойничества» в художественном пространстве повести.

27. Полифонизм романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Художественное преломление образа семьи.

28. Сказ как вид литературного повествования в «Очарованном страннике» Н. С. Лескова. Особенности сюжета. Или: Организация повествования в произведении Н. С. Лескова «Запечатленный ангел». Смысл названия.

29. Роман Л. Н. Толстого «Воскресение» как роман нового типа. Характер конфликта. Система персонажей.

30. Повесть Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Внутренний монолог героя как способ организации повествования. Философское содержание. Или: Повесть Л. Н. Толстого «Казаки». Особенности повествования. Компо­зиция. Специфика изображения внутренней жизни героя.

31. Творчество В. М. Гаршина. Жанровое своеобразие рассказов. Гаршинский герой и способ его мышления. Пространственно-временная орга­низация произведений.

32. Рассказы В. Г. Короленко. Специфика жанра. Тип героя. Анализ одного рассказа. Или: повесть В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Об­раз музыки, его место в смысловой организации повести. Особенности поэтики.

33. Рассказы А. П. Чехова. Особенности поэтики. Образ человека в прозе Чехова. Анализ 2-3 рассказов.

34. Драматургия А. П. Чехова. Особенности чеховского театра. Система пер­сонажей, специфика конфликта.

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Научная литература

1. Бялый, Г. А. Русский реализм: от Тургенева к Чехову. - Л., 1990.

2. Вердеревская, Н. А. Русский роман 40-60-х гг. XIX века: Типология жан­ровых форм. - Казань, 1980.

3. Гинзбург, Л. Я. О психологической прозе. - Л., 1977.

4.Кожинов, В. В. Книга о русской лирической поэзии XIX века: Развитие стиля и жанра. - М., 1978.

5. Лотман, Л. М. Реализм русской литературы 60-х гг. XIX века. - Л., 1972.

6. Манн, Ю. В. Диалектика художественного образа. - М., 1987.

7. Одиноков, В. Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX века. - Новосибирск, 1971.

8. Развитие реализма в русской литературе: В 3-х т. – М.,1972-1973.

9. Тамарченко, Н. Д. Типология реалистического романа. - Красноярск, 1988.

10. Тюпа, В. И. Анализ художественного текста: учебное пособие для вузов. – М., 2008.

11. Хализев, В. Е. Драма как явление искусства. - М., 1978.

12. Цейтлин, А. Г. Становление реализма в русской литературе. - М., 1965.

13. Ямпольский, И. А. Середина века. - Л., 1974.

 

Научная литература

Об отдельных авторах

В. А. Жуковский

1. Власенко, Т. Л. Типология сюжетов русской романтической баллады // Проблемы типологии литературного процесса. - Пермь, 1982. - С. 20-28.

2. Душина, Л. Н. История создания «Светланы» В. А. Жуковского // Пути анализа литературного произведения. - М., 1981. - С. 188-194.

3. Иезуитова, Р. В. Баллада в эпоху романтизма // Русский романтизм. - Л., 1978. - С. 138-149.

4. Семенко, И. М. Жизнь и поэзия В. А. Жуковского. - М., 1989.

 

А. С. Пушкин

1. Бочаров, С. Г. О художественных мирах. - М., 1985.

2. Грехнев, В. А. Мир пушкинской лирики. – М., 1993.

3. Лотман, Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Го­голь. - М., 1988.

4. Лотман, Ю. М. Пушкин. - СПб., 2003.

5. Макогоненко, Г. П. Творчество Пушкина 1830-х гг. - Л., 1974.

6. Непомнящий, В. С. Пушкин. Русская картина мира. – М., 1999.

7. Петрунина, Н. Н. Проза Пушкина. - Л., 1987.

8. Смирнов, А. А. Романтическая лирика А. С. Пушкина как художественная целостность. – М., 2007.

9. Сурат, И. З., Бочаров, С. Г. Пушкин: краткий очерк жизни и творчества. – М., 2002.

10. Фомичев, С. А. Поэзия Пушкина: Творческая эволюция. – Л., 1986.

11. Хализев, В. Е. Цикл А. С. Пушкина «Повести Белкина». - М., 1989.

 

М. Ю. Лермонтов

1. Висковатов П. А. М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. – М., 1987.

2. Журавлева, А. И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэти­ки. - М., 2002.

3. Лермонтовская энциклопедия. - М., 1981.

4. Лотман, Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Го­голь. - М., 1988.

5. Максимов, Д. Е. Поэзия Лермонтова. - М.; Л., 1964.

6. Манн, Ю. В. Динамика русского романтизма. - М., 1995.

7. Удодов, Б. Т. М. Ю. Лермонтов: Художественная индивидуальность и творческие процессы. - Воронеж, 1973.

8. Эйхенбаум, Б. М. Статьи о Лермонтове. - М.; Л., 1961.

 

Н. В. Гоголь

1. Бочаров, С. Г. Загадка «Носа» и тайна лица // Бочаров, С. Г. О худо­жественных мирах. - М., 1985.

2. Губарев, И. М. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. – Ростов- на-Дону, 1968.

3. Золотусский, И. П. Гоголь. – М., 2005.

4. Лотман, Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Го­голь. - М., 1988. - С. 251-293.

5. Манн, Ю. В. Поэтика Гоголя. - М., 1988.

6. Маркович, В. М. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. - Л., 1989.

7. Соколов, Б. В. Гоголь: Энциклопедия. – М., 2003.

 

И. С. Тургенев

1. Вердеревская, П. А. Русский роман 40-60-х годов XIX в. - Казань, 1980.

2. Лебедев, Ю. В. Надежды и сомнения. «Дворянское гнездо» // Лебедев, Ю. В. Тургенев. - М., 1990.

3. Лотман, Л. М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX в. - Л., 1974.

4. Лучников, М. Ю. Сюжет и диалог в «Дворянском гнезде»
И. С. Тур­генева // Типологический анализ литературного произведения. - Кеме­рово, 1982.

5. Маркович, В. М. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. - Л., 1982.

6. Маркович, В. М. Человек в романах И. С. Тургенева. - Л., 1975.

7. Муратов, А. Б. Тургенев-новеллист (1870-1880-е годы). - Л., 1985.

8. Чудаков, А. П. О поэтике Тургенева-прозаика: повествование - пред­метный мир – сюжет // И. С. Тургенев в современном мире. - М., 1987.

Ф. И. Тютчев

1. Берковский, Н. Я. Ф. И. Тютчев // Берковский, Н. Я. О русской лите­ратуре. - Л., 1985.

2. Бухштаб, Б. Я. Русские поэты. - Л., 1970.

3. Кожинов, В. В. Тютчев. - М., 1988.

4. Козлик, И. В. Психологизм лирики Ф. И. Тютчева // Русская литерату­ра. - 1992. - № 1.

5. Орлов, О. В. Поэзия Тютчева. - М., 1981.

6. Тынянов, Ю. Н. Пушкин и Тютчев // Тынянов, Ю. Н. Пушкин и его современники. - М., 1968.

 

А. А. Фет

1. Благой, Д. Д. Мир как красота (о «Вечерних огнях» А. Фета) // Фет, А. А. «Вечерние огни». - М., 1971.

2. Бухштаб, Б. Я. А. А. Фет: Очерк жизни и творчества. - Л., 1990.

3. Елизаветина, Г. Г. Литературная судьба А. Фета // Время и судьбы русских писателей. - М., 1981.

4. Маймин, Е. А. Фет. - М., 1989.

5. Эйхенбаум, Б. М. Фет // Эйхенбаум, Б. М. О поэзии. - Л., 1969.

 

И. А. Гончаров

1. Краснощекова, Е. А. И. А. Гончаров: Мир творчества. – СПб., 1997.

2. Лощиц, Ю. М. Гончаров. – М., 2004.

3. Маркович, В. М. «Чужая» речь и взаимодействие речевых манер в романе Гончарова «Обыкновенная история» // Филологические науки. – 1982. - №2.

4. Мельник, В. И. Реализм И. А. Гончарова. - Владивосток, 1985.

5. Молнар, А. Поэтика романов И. А. Гончарова. – М., 2004.

6. Недзвецкий, В. А. Романы И. А. Гончарова: В помощь преподавателям и абитуриентам. – М., 1996.

7. Отрадин, Н. В. Проза И. А. Гончарова в литературном контексте. – СПб., 1994.

8. Пруцков, Н. И. Мастерство Гончарова-романиста. - М.; Л., 1962.

 

Н. Г. Чернышевский

1. «Что делать?» Н. Г. Чернышевского: историко-функциональное иссле­дование. - М., 1990.

2. Вердеревская, Н. А. Роман Чернышевского «Что делать?». - М., 1982.

3. Наумова, Н. Н. Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?». - Л., 1978.

4. Паперно, И. Н. Чернышевский. Человек эпохи


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.272 с.